Британский Хоукер «Харрикейн», один из самых распространённых истребителей Второй мировой войны, активно воевал с обеих сторон фронта. Разумеется, первоначально британцы поставляли их в дружественно-нейтральные страны, и лишь потом некоторые из них перешли в стан врага. Позднее «Харрикейны» стали попадать в руки немцев и их союзников как трофеи. Как выглядели эти самолёты?
Первым иностранным покупателем «Харрикейнов» стала Югославия, начавшая переговоры об их покупке в начале 1937 года, когда летал ещё только первый прототип истребителя. Поставки начались с декабря 1938 года, а позже в Югославии было развёрнуто лицензионное производство истребителя. Всего югославские ВВС получили 24 самолёта из Англии (из 52 заказанных) и столько же машин местного производства (из 48 заказанных).
25 марта Югославия присоединилась к Тройственному пакту, но сразу после этого в стране произошёл военный переворот. Новое правительство было против союза с Германией, что и стало причиной апрельского вторжения. Вторым покупателем стала Бельгия, а затем самолётом заинтересовались румынские военные.
Румыния
Переговоры начались в декабре 1938 года и завершились в следующем апреле контрактом о поставке 50 истребителей в течение 12 месяцев. Для приёмки машин в Англию прибыла группа во главе с капитаном Йоном Дрэгэнеску (Ion Drăgănescu), и в период с 29 августа по 2 сентября в Румынию морем была отправлена первая партия из 12 самолётов.
В первых числах марта самолёты были собраны и облётаны, но уже 5 марта один из них был потерян в авиакатастрофе во время демонстрационного полёта: капитан Дрэгэнеску погиб, не справившись с выполнением замедленной бочки. 11 оставшихся истребителей пошли на формирование 53-й истребительной эскадрильи (Escadrila 53 Vânătoare), лётчики которой немедленно приступили к тренировочным полётам.
Время шло, но англичане не торопились выполнить условия контракта, а в июне 1940 года официально уведомили контрагентов, что продолжения поставок не будет, что поставило крест на румынских планах по формированию 54-й и 55-й эскадрилий.
С падением Франции стратегическая ситуация в Европе сильно изменилась, и 23 ноября Румыния присоединилась к Тройственному пакту, сделав окончательный выбор в пользу одной из сторон конфликта.
Весной 1941 года 53-я эскадрилья была признана боеготовой, а в мае она «засветилась» в инциденте с нарушением границы, когда один из «Харрикейнов», по румынским данным, был перехвачен и сбит советскими истребителями. Примерно тогда же румыны купили у немцев три «Харрикейна» из югославских трофеев, причём два из них были югославской постройки (по третьему информации нет). Машины в продолжение нумерации получили серийные номера с 13 по 15 и прибыли в часть в первой половине июня.
Таким образом, на начало операции «Барбаросса» в составе 53-й эскадрильи числилось 13 самолётов, 10 из которых были исправны. С началом войны лётчики части делили свои усилия между выполнением задач фронтовых истребителей в Бессарабии (позже под Одессой), прикрытием порта Констанца и стратегического железнодорожного моста через Дунай в Чернаводэ.
Их первый боевой вылет 22 июня 1941 года был на сопровождение бомбардировщиков. На обратном пути состоялся воздушный бой с советскими истребителями, в котором румыны одержали четыре победы (по другим данным пять). На следующий день состоялся и первый боевой вылет в системе ПВО: лейтенант Хóрия Агáрич (Horia Agarici) взлетел по тревоге на проходившем обслуживание самолёте со снятым капотом, в одиночку атаковал группу идущих без прикрытия бомбардировщиков и сбил два из них в районе порта, а третий заявил сбитым над морем. Из-за отсутствия свидетелей эту победу ему тогда не засчитали.
По причине нехватки запчастей и отсутствия запасных двигателей боеспособность части неуклонно снижалась. Например, сводка за 18 августа говорит о всего четырёх исправных истребителях. Тем не менее, эскадрилья стала самой результативной в кампании 1941 года. Самым результативным пилотом части и вторым по результативности в ВВС вообще стал аджутант-шеф Андрей Рэдулеску (Andrei Rădulescu) с семью подтверждёнными и четырьмя неподтверждёнными победами. Собственные безвозвратные потери составили два самолёта (один сбит в воздушном бою, второй уничтожен на аэродроме).
В октябре 1941 года, после взятия Одессы, 53-я эскадрилья вернулась на свою довоенную базу под Бухарестом к формальному выполнению задач ПВО и контроля за прибрежными водами, но фактически превратилась в тренировочную. В мае 1942 года она начала переучивание на истребители IAR 80A, постепенно передав все «Харрикейны» в учебные подразделения. В июле три из них на некоторое время вернулись в строй в качестве ночных истребителей 51-й эскадрильи ПВО, основным вооружением которой были «дневные» He 112. Подробностей их применения нет, но успешных перехватов точно не было.
В 1942 году румыны купили в Германии ещё три бывших югославских «Харрикейна», но использовали эти машины только как комплекты запчастей. В начале того же года один из старых самолётов был списан после аварии, затем на два года число машин в сводках оставалось неизменным (10 штук), а летом-осенью 1944 года все их списали. Последним известным инцидентом с самолётами этого типа стало дезертирство аджутанта Петре Кордеску (Petre Cordescu), перелетевшего в Турцию 29 августа 1944 года. Это был ас кампании 1941 года, одержавший в составе 53-й эскадрильи шесть подтверждённых побед.
Что касается камуфляжа, то в Румынии «Харрикейны» английского производства несли стандартный британский камуфляж из зелёного Dark Green и коричневого Dark Earth на верхних и боковых поверхностях. Нижние поверхности фюзеляжа и оперения были серебристыми, а плоскости крыла имели чёрно-белую окраску.
В 1940 году все самолёты несли опознавательные знаки в виде кокард на плоскостях крыла и триколора на руле поворота, а также крупные жёлтые бортовые (они же серийные) номера на фюзеляже. Такого же цвета были коки винтов и довольно узкие полосы на фюзеляже перед оперением, а на плоскостях сверху и снизу. Позже серийные номера перенесли с борта на киль и повторили их на нижних поверхностях крыла, белым цветом на чёрном фоне и чёрным на белом, при этом крыльевые номера для более надёжной идентификации с разных ракурсов были ориентированы в противоположном направлении.
Весной 1941 года кокарды были заменены «крестами Михая» в шести позициях (на фюзеляже и плоскостях сверху и снизу), а также были введены стандартизированные жёлтые элементы быстрого опознавания восточного фронта: законцовки крыла снизу, более широкая, чем раньше, полоса на фюзеляже и жёлтый капот (иногда не весь, а только узкая полоса в передней его части). При этом старые полосы на крыльях закрасили, а коки стали «секторными» жёлто-чёрными.
Самолёты югославского производства несли камуфляж из тёмно-зелёного югославского Тамно Зелена, жёлто-коричневого Окер Жута и тёмно-коричневого Тамно Смеђа цветов на верхних и боковых поверхностях при голубых Светло Сиво-плава нижних. Все обозначения на них были аналогичны прочим румынским «Харрикейнам», но крыльевых номеров, возможно, не было.
Финляндия
После начала Зимней войны финны пытались скупить все относительно современные боевые самолёты, до которых только могли дотянуться. СССР тогда рассматривался как фактический союзник Германии, поэтому англичане и французы, несмотря на собственную войну, были не против поставок техники, в том числе и таких её современных образцов, как «Харрикейны». Правда, вместо 36 запрошенных машин финнам продали только 12.
Их британские серийные номера лежали в диапазоне между N2322 и N2395, а финские – с HU-451 по HU-462 (в конце мая 1940 года буквенный префикс сменили на «HC»). 2 февраля самолёты передали финским представителям, а 5 февраля в Англию за ними прибыла группа пилотов во главе с лейтенантом Юсси Рятю (Jussi Räty).
Доставка осуществлялась «своим ходом»: 25 февраля из Англии в Швецию вылетела первая шестёрка, а три дня спустя за ней последовала вторая. В процессе перелёта были разбиты и брошены на месте аварии два самолёта, а остальные между 7 и 10 марта прибыли в Финляндию.
Использование «Харрикейнов» в финских ВВС чётко делится на три отдельных периода:
Подразделение лейтенанта Рятю. По прибытии на место группа лётчиков-перегонщиков была включена в состав занимавшейся освоением американских истребителей «Брустер» 22-й авиагруппы на правах сверхштатного отряда, проходя по документам как «Подразделение Рятю» (Osasto Räty). Но война закончилась прежде, чем LLv 22 успели отправить на фронт. 27 марта группу перевели из 2-го авиаполка в 3-й и переименовали в LLv 32, а 27 мая подразделение «Харрикейнов» было передано в состав LLv 28, вооружённой французскими истребителями MS.406. Через неделю оно потеряло одну машину в авиакатастрофе, а через три месяца передало все «Харрикейны» в LLv 30, а лётчики остались в LLv 28 и прошли переучивание на «Мораны».
Подразделение капитана Калайи. В LLv 30 английские истребители были собраны в первом отряде, а два других летали на «Фоккерах» D.XXI. По состоянию на июнь 1941 года в составе 1./LLv 30 числилось пять строевых «Харрикейнов» и четыре резервных. 25 июня, в день вступления Финляндии в войну, были разбиты сразу два истребителя: один списали, второй отправили на заводской ремонт, и на конец месяца оставалось четыре строевых и три резервных аппарата.
27 июня отряд подчинили штабу 3-го полка, а 1 июля ввели в состав LLv 32 как Osasto Kalaja по имени командира подразделения. На следующий день начались боевые вылеты, и сразу же был потерян один самолёт, ставший жертвой своих же зенитчиков. 3 июля финские «Харрикейны» провели первый воздушных бой и одержали первые две победы. К середине месяца счёт побед подразделения дошёл до пяти, но затем интенсивность его действий снизилась. Проблемы были те же, что и в румынских ВВС: отсутствие запчастей и сменных двигателей.
Когда 19 августа подразделение Калайи превратилось в 1./LLv 10, в его составе оставалось только три самолёта, а 23 сентября, когда оно вернулось обратно, их осталось уже два. До июня 1942 полёты были эпизодическими, но зато и потерь больше не было.
Всего за 12 месяцев войны лётчики отряда «Харрикейнов» одержали 5,5 подтверждённых воздушных побед, а самым результативным пилотом стал младший лейтенант Эско Руотсила (Esko Ruotsila) с 2,5 победами. Собственные безвозвратные потери составили один самолёт, сбитый зенитным огнём.
«Харрикейны» смешанных подразделений. 23 июня 1942 года последний самолёт группы Калайя и пара пилотов были переданы в состав 2./LeLv 26, основным вооружением которого были итальянские истребители «Фиат» G.50. Туда же направлялись и прошедшие ремонт самолёты, и в следующие 13 месяцев в составе этого подразделения числились от одного до четырёх английских истребителей единовременно. Использовались они в основном как тренировочные.
В июле 1943 года последний «Харрикейн» Mk.I был сдан в парк, а осенью финны из трёх сбитых советских Mk.II собрали один лётный экземпляр, получивший серийный номер HC-465. С апреля по июнь 1944 года он находился в составе 34-й истребительной группы HLeLv 34, а в июне-июле – в составе HLeLv 28. В боевых действиях его не использовали, ограничившись испытаниями и тренировочными полётами. Последний раз он поднимался в воздух 31 мая, и это был последний полёт финских «Харрикейнов» вообще.
На момент поставки финские «Харрикейны» несли стандартный английский зелёно-коричневый камуфляж при чёрных коках и чёрно-бело-серебристых нижних поверхностях. Финскими были только опознавательные знаки на месте английских кокард и серийные номера, размер, расположение и особенности написания которых (отсутствие дефиса между буквами и цифрами) соответствовали британским стандартам.
К 1941 году истребители получили тактические номера, совпадающие с последней цифрой серийного номера. Они были чёрными с белой окантовкой и крупными, во весь руль поворота.
Ещё осенью 1940 года в финской авиации был введён трёхцветный камуфляж из зелёного Oliivin vihreä и чёрного Musta на верхних и боковых поверхностях при светло-серых Vaalean harmaa нижних (летом 1942 года финскую серую краску заменили немецкой голубой RLM 65 Hellblau), но для самолётов, уже имевших трёхцветный камуфляж, перекрашивание было не особенно актуально. Поэтому весной 1941 года по новому стандарту окрасили только пару машин, а остальные были перекрашены во время ремонтов в 1942–1943 гг. Зелёно-чёрные истребители были лишены тактических номеров (в отдельных случаях их всё же восстанавливали), но получили уставной дефис в серийном номере.
Перед началом Войны-Продолжения все «Харрикейны» вне зависимости от типа камуфляжа, получили стандартные жёлтые элементы быстрого опознавания восточного фронта, но летом 1941 года они могли наноситься не в полном объёме – только полоса на фюзеляже и законцовки крыла снизу, а жёлтая полоса на носу получила повсеместное распространение только в конце лета-начале осени.
Боевые трофеи стран Оси
При активном ведении боевых действий неизбежно появляются трофеи. Особенно много их образуется в ходе успешных наступательных операций, когда в руки победителей попадают не только севшие на вынужденную самолёты, но и брошенные на аэродромах при отступлении. По понятным причинам, из всех стран Оси больше всего трофеев набрала Германия, и «Харрикейны» в этом не были исключением.
Общее число трофейных «британцев» было слишком незначительным, чтобы командование люфтваффе заинтересовалось их планомерным использованием, как это было в случае с французскими самолётами. Известно, что два-три «Харрикейна» проходили испытания в Рехлине, столько же машин попало в различные лётные школы, и неизвестное, но явно небольшое число аппаратов было восстановлено до лётного состояния силами фронтовых частей и использовалось ими по собственному разумению.
Самая крупная партия истребителей этого типа была захвачена в Югославии, но немецкое командование оказалось абсолютно не заинтересовано в их использовании и даже не отправило на испытания. Единственное, на что самолёты сгодились, это быть проданными в Румынию.
Ещё два югославских «Харрикейна» были вывезены в Италию для испытаний. Один из них через некоторое время попал в аварию, а второй летал вплоть до 1943 года. Известны ещё два попавших в итальянские руки самолёта. Оба были сбиты огнём с земли и сели «на брюхо» прямо на аэродроме, который они штурмовали: один в начале 1941 года в Восточной Африке, второй – в ноябре того же года на Сицилии. «Африканца» вскоре пришлось уничтожить при эвакуации авиабазы, а «сицилиец», несмотря на то что относился к более современной модификации Mk.II, так и не попытались отремонтировать и испытать.
Японские войска первые «Харрикейны» Mk.II захватили в Малайе в самом начале 1942 года. Один из них был отправлен в испытательный центр в Татикаве, где оставался до конца войны, ещё несколько самолётов были «взяты» на Суматре и Яве весной 1942 года. Три из них были отремонтированы и включены в состав 64-го сентая по инициативе командира этой части подполковника Татео Като.
Его идея состояла в том, что если при штурмовке аэродрома союзников первыми на цель будут выходить трофейные самолёты, это поможет обеспечить внезапность нападения. Но в итоге ничего не получилось: один «Харрикейн» был разбит в первых ознакомительных полётах, чуть позже другой тоже попал в аварию, и в строю остался только один истребитель, который использовался в течение нескольких месяцев, но ни в воздушных боях, ни в штурмовках, насколько известно, не участвовал.
Принципы окраски трофейных самолётов во всех трех странах были едины, хотя сама окраска, разумеется, различалась. Сразу после пленения менялись опознавательные знаки и обычно закрашивались все прежние тактические обозначения. Машины, отправленные в тыл для проведения испытаний или использования в лётных школах, обычно полностью перекрашивались по стандартам новых владельцев и могли получить новые тактические обозначения.
Ваш комментарий будет сохранен после регистрации