13 мая 1924 года в Рюэй-Мальмезоне состоялась демонстрация французских средних танков, созданных по программе Char de bataille. По одной опытной машине построили фирмы FAMH, FCM, Renault и Schneider. Планировалось, что из них будет выбран наиболее удачный образец, и фирмы разделят между собой контракт на производство 120 боевых машин. Но оказалось, что ни один из танков не соответствует требованиям французских военных полностью. В результате генерал Эстьен, который курировал программу создания Char B, в марте 1925 года был вынужден составить новые требования по улучшенному танку, в котором должны были использоваться наиболее удачные технические решения предшественников.
Игра на выбывание
В 1926 году фирма Renault, которой военные поручили общую координацию работ по программе создания Char B, представила на утверждение макет переработанного танка. Улучшенная машина создавалась в плотном сотрудничестве с фирмой Schneider, которая разработала для танка модернизированную башню. Фактически тандем Renault-Schneider стал основной силой, которая продвигала разработку нового танка. Еще одной участницей работ стала техническая секция по танкам STCC (section technique des chars de combat), с помощью которой инженеры Schneider переделывали башню.
Возглавил работы по Char B инженер Морис Лавиротт. Работал он на Ateliers de Puteaux (APX). Несмотря на то, что формально APX к работам по Char B поначалу отношения не имела, да и танками занялась только в начале 30-х, на деле эта фирма оказывала на разработку новой боевой машины заметное влияние.
Уже в виде полноразмерного макета переработанный танк заметно отличался от первых опытных машин. Несмотря на то, что за основу при его разработки были взяты SRA и SRB, на деле от этих танков осталась только общая компоновка. По сравнению с предшественниками, корпус нового Char B стал длиннее на 40 сантиметров, но это было лишь началом метаморфоз.
Использовавшаяся до того ходовая часть оказалась слишком громоздкой, из-за чего между бортом и бортовым экраном находился большой объем неиспользуемого пространства. В этом отношении прототип от FCM выглядел рациональнее. Занимаемый ходовой частью объем конструкторы уменьшили, а гусеницы танка теперь охватывали его корпус. Решение это было правильным, поскольку образовавшиеся обширные ниши оказались совсем не лишними.
Одновременно в размерах увеличились ведущие колеса. Заметно изменилось и место механика-водителя. Как и в прототипе FAMH, его разместили в рубке, что заметно улучшило обзорность. В дополнение к пушке в корпусе появился курсовой пулемет, а экипаж был увеличен до 4 человек. Четвертым членом экипажа стал радист.
По итогам работы макетной комиссии новый проект был утвержден. 18 марта 1927 с фирмами Renault, FAMH и FCM были заключены контракты на изготовление опытных образцов нового танка. Фирма Schneider в этом перечне не значилась, но оружейного гиганта никак нельзя назвать жертвой интриг. Дело в том, что контракт на изготовление корпусов и башен выиграла именно эта фирма, так что обиженной она явно не осталась.
Что касается FAMH, то помимо одной опытной машины, ей достался контракт на изготовление двух 75-мм пушек. Третью машину построили на Schneider. Кроме того, STCC и Schneider совместно работали над модернизированной версией машины, получившей обозначение Char B1. Связано это было с тем, что по расчетам танк, также в целях конспирации обозначавшийся как Tracteur 30, явно выбивался за обозначенные весовые рамки. Первоначально заявленные 19–22 тонны теперь явно не отражали реальной картины: согласно подсчетам, минимальная масса танка составляла уже 23 тонны, а фактически – приближалась к 25. Таким образом, по боевой массе Char B1 уже почти в 2 раза превышал изначальные требования генерала Эстьена, предъявленные им для «боевого танка».
Первой с заданием по постройке опытного образца Char B1 справилась фирма Renault. Уже в марте 1929 года танк с номером 001 поступил на заводские испытания. В целом он был очень похож на полноразмерный макет, но с поправками на рост массы машины. Вместо 180-сильного двигателя Renault здесь был установлен более мощный мотор. 6-циллиндровый двигатель, как и его предшественник, тоже имел авиационные корни, но развивал мощность уже в 250 лошадиных сил.
Отдельно стоит упомянуть ходовую часть, которая на макете была изображена схематично. Разработало ее конструкторское бюро FCM во главе с инженером Бурдо. Новая ходовая часть во многом пересекалась с той, что в свое время разрабатывалась для FCM 2C. Всего танк получил по 16 опорных катков на борт, из них 3 передних и 1 задний крепились на индивидуальных рессорах. Остальные были сблокированы в тележки (3 группы по 4 катка в каждой), при этом в качестве упругого элемента использовались вертикальные пружины.
Элементы подвески были доступны изнутри боевого отделения, что облегчало их обслуживание в боевых условиях. Ход у подвески оказался небольшой, но в целом для танка, который планировалось использовать в условиях «лунного ландшафта», она вполне подходила. Внимания достойны и траки, являвшиеся развитием конструкции, применявшейся на SRB.
После прохождения первого этапа заводских испытаний первый опытный Char B1 был направлен своим ходом из Рюэй-Мальмезона в Бурже. Путь более чем в 250 километров танк преодолел за сутки, при этом средняя скорость его движения составила 16,5 км/ч. Он стал первым французским танком, который смог самостоятельно преодолеть такое расстояние без серьезных поломок.
Испытания продолжались до апреля 1930 года, при этом на машине отрабатывались различные усовершенствования, которые постепенно меняли ее облик. В целом военные оказались довольны новым танком, но при этом отмечались проблемы с недостаточно прочным устройством поворота NAEDER.
Работы по изготовлению еще двух опытных машин несколько задержались, поскольку при их постройке учитывался опыт, накопленный в ходе испытаний танка 001. И за это время FAMH контракт на выпуск второй опытной машины упустила. В итоге танк 102 был также построен Renault, готов он был в 1931 году. Что же касается FCM, то с ее контрактом №215 D/L ничего страшного не случилось. Здесь машину закончили в том же 1931 году, причем первоначально на ней была установлена не башня, а ее массо-габаритный макет.
В ожидании разоружения
Испытания опытных образцов Char B1 проходили в весьма нервной обстановке. Дело в том, что между Эстьеном и командованием французской пехоты возник конфликт, который постепенно приобрел черты нестоящей конфронтации . Связано это было с тем, что у пехотного командования оказалось свое видение на танк поддержки пехоты.
Эстьен предлагал довольно крупную машину с солидным бронированием и вооружением, которая, однако, должна была быть не такой массовой, как Renault FT. Командование пехоты было иного мнения. В 1928 году на испытания вышел легкий танк NC-3, позже превратившийся в Char D1. Не такой большой и бронированный, как Char B1, но куда более легкий и (потенциально) значительно более массовый. Да и его 47-мм пушки, появившейся вместе с башнями ST1 и ST2, вполне хватало для решения задач непосредственной поддержки пехоты.
Еще одним фактором, который все сильнее вбивал клин между Эстьеном и пехотным командованием, были затягивающиеся сроки разработки. К моменту постройки второго и третьего прототипов Char B1 программа Char B продолжалась уже 7 лет. Между тем, время шло, а вместе с ним повышались и требования к «боевому танку».
В октябре 1930 года стартовала программа по разработке перспективных танков нового поколения, к январю 1932 года вылившаяся в новые ответвления от изначальной концепции Char B. Первый танк, Char B2, должен был получить длинную 75-мм пушку, толщина его брони увеличивалась до 50 мм, а боевая масса – до 35,5 тонн. 45-тонный Char B3 должен был иметь экипаж из 6 человек, 75-мм пушку по типу Char B1, и длинноствольную 47-мм пушку.
Наконец, генерал Эстьен решил возродить и концепцию FCM 2C, но уже в виде танка сдерживания (Char d'arrêt). Работы по этому направлению начались в 1928 году. В начале 1932 года они реализовались в виде проекта Char BB. 60-тонный танк, который разрабатывался FCM, должен был иметь имел спарку 75-мм длинноствольных пушек, броню толщиной 60 мм и экипаж из 8 человек.
Все это вряд ли радовало пехотное командование, которому нужна была не долгосрочная перспектива, а быстрая замена парка из нескольких тысяч морально устаревших Renault FT.
Наконец, появился еще один фактор, который самым прямым образом повлиял на французскую танковую программу. Конференция по разоружению, начавшаяся 2 февраля 1932 года в Женеве, была инициирована Лигой Наций, обеспокоенной тем, что в Европе снова началась гонка вооружений. Несмотря на крайне противоречивые итоги, определенное влияние на проектируемые образцы вооружения эта конференция оказала.
Первой французской жертвой Конференции стал Char BB, поскольку он прямо подпадал под наложенные ею ограничения. Появился вопросительный знак и над проектами Char B2 и Char B3, поскольку ожидались дальнейшие ограничения по боевой массе танков. По этой причине дальше тактико-технических требований работы по ним не продвинулись.
К слову, изначально предложенное французами ограничение масс танков в 92 тонны насторожило немцев. Практическим результатом этой настороженности стало появление в немецком справочнике «Танки», датированном 1935 годом, информации о «Тяжелом танке D» массой 92 тонны, экипажем в 15 человек и вооружением из одной 155-мм гаубицы, одной 105-мм гаубицы и двух 75-мм пушек.
Пока в Женеве продолжались дебаты, испытания опытных образцов Char B1 шли своим чередом. Из-за претензий к системе NAEDER было решено провести эксперимент с использованием гидравлической коробки передач швейцарской фирмы Winterthur (ныне RENK-MAAG). Не исключено, что французы получили информацию о ней от англичан, которые использовали ту же коробку на своем тяжелом танке A1E1 Independent.
Также на танке 103 был установлен 180-сильный дизель швейцарской фирмы Sulzer Ltd., которая, к слову, расположена во все том же Винтертуре. Испытания дизеля, впрочем, не заладились. Номинальной мощности от него добиться так и не удалось, к тому же при работе наблюдались сильные вибрации.
Примерно в это же время 180-сильный дизель предлагала танкостроителям и французская фирма Clerget, но его испытания также дали отрицательный результат. В любом случае, для FCM это был крайне полезный опыт, позже пригодившийся при создании FCM 36.
Для испытаний новых танков в августе-октябре 1931 года было сформировано экспериментальное подразделение. Первоначально оно базировалось в Рюэй-Мальмезоне. Во время первых тестов танки показали среднюю скорость 12 км/ч, при этом их максимальная скорость достигала 22 км/ч, то есть больше, чем у Char D1. Позже подразделение было переведено на военную базу рядом с Мурмелон-ле-Гран.
В процессе войсковых испытаний машины постоянно переделывались. Перерабатывалась ее ходовая часть, в том числе испытывалась пневмоподвеска, тестировались разные коробки передач. На танках испытывались радиостанции различных типов. На танке 001, которому сменили серийный номер на 101, испытывались башни ST1 и ST3.
Несмотря на то, что танки оказались немного сырыми, как это часто бывает с опытными образцами, к концу 1932 года был сделан вывод, что они вполне пригодны для возложенных на них задач. Примерно в это же время из войск пошли и первые, причем не самые лестные отзывы по Char D1, а в 1932 году на испытания вышел Renault UZ, позже превратившийся в Char D2. Его унифицировали с Char B1 по башне.
Предполагалось, что в конце 1932 года будет подписан первый контракт на изготовление семи Char B1, но именно в этот момент началась новая фаза переговоров о разоружении в Женеве. Французские военные замерли в ожидании. Дело в том, что еще в 1930 году, во время Лондонской конференции, поднимался вопрос об ограничении боевой массы танков в 25 тонн. Несмотря на то, что в процессе переделки боевая масса Char B1 все же подросла, в этот лимит танк пока еще вписывался.
И вот в феврале 1932 года правила игры поменялись: британский премьер-министр Джеймс Рамсей Макдональд предложил ограничить калибр полевой артиллерии 105-ю миллиметрами, а массу танков — 16-ю тоннами. Такая цифра прозвучала неслучайно – именно столько весил британский трехбашенный Medium Tank Mk.III.
Прими участники Конференции битанское предложение, программу Char B можно было смело закрывать, а на его место встал бы Char D2. Впрочем, дебаты закончились ничем, а 23 октября 1933 года Германия и вовсе вышла из состава комиссии. Это означало одно – лимита на боевую массу не будет.
Имея более-менее отработанный Char B1 и проблемный Char D2, для которого в конце 1933 года лихорадочно пытались выбрать оптимальный мотор, французское пехотное командование сделало ставку на танк, созданный по концепции генерала Эстьена. Это оказалось большой ошибкой, поскольку по-настоящему массовым танком Char B1, в силу ряда причин, стать не мог. Но на тот момент казалось, что принято единственно верное решение.
Условно серийный
13 марта 1934 года, спустя почти 13 лет после запуска программы Char B (и спустя почти 17 лет после начала работ над средними танками Schneider CA3), с фирмой Renault был подписан контракт №30 D/P на изготовление семи Char B1. Примерно в это же время танки 102 и 103 было решено привести в соответствие с серийными образцами. Танк 102 получил имя собственное Amorique, а танк 103 – Lorraine.
Еще до начала производства, в декабре 1933 года, в конструкцию Char B1 было внесено одно существенное изменение. По результатам эксплуатации Char D1 и опытных образцов Char D2 стало ясно, что башни ST1 и ST2 слишком маленькие. Поэтому было принято решение использовать башню APX 1, разработанную Ateliers de Puteaux (APX). Диаметр ее подбашенного погона вырос до 1022 мм, а сама башня стала заметно просторнее.
Впрочем, от главного недостатка избавиться уже не удалось. Первоначальная идея пулеметной башни и изначальный диаметр подбашенного погона от Renault FT, под который проектировались Char D и Char B, не оставляли шансов для установки двухместных башен.
26 декабря 1934 года с Renault был подписан дополнительный контракт №1029 D/P на изготовление еще двадцати Char B1. Но эта фирма оказалась перегружена заказами: в самом разгаре было серийное производство Char D1, а 24 декабря 1934 года Renault получила контракт на изготовление 50 Char D2. Кроме того, вовсю шли работы по легкому танку Renault ZM, позже превратившемуся в Renault R 35. И это не считая выполнения контрактов по легким танкам-разведчикам для кавалерии.
Неудивительно, что танк 104 (позже получивший имя собственное Verdun) был сдан только в декабре 1935 года. Полностью выполнить обязательства по контракту №30 D/P Renault удалось только в мае 1936 года, причем танки не получали 75-мм орудий (их установили уже позже), и даже башен поначалу хватило не для всех машин.
Следующий контракт №1029 D/P начал выполняться только 27 марта 1936 года, тогда заказчиком был принят танк 111, позже получивший имя собственное Dunkerque. Последний танк по этому контракту был сдан 5 января 1937 года, причем 6 танков было изготовлено на мощностях FCM.
Дополнительные сложности возникли из-за того, что в 1936 году фирма Renault оказалось в сложном финансовом положении. Французскому правительству пришлось пойти на крайние меры: в конце 1936 года танковое производство Renault в Исси-ле-Мулино было национализировано. На его базе было сформировано новое предприятие — Ateliers de construction d'Issy-les-Moulineaux, (сокращённо – AMX). При этом Renault сохранила за собой производство B1, но уже на другой площадке.
Аналогичные метаморфозы в том же 1936 году произошли и с танковым производством APX: предприятие в Рюэй-Мальмезоне было национализировано. Завод получил название Ateliers de construction de Rueil (ARL), а его главным конструктором стал Морис Лавиротт.
Очередной контракт № 1891 D/P, подписанный 8 октября 1936 года, из-за всех трансформаций, выпавших на долю Renault, также достался FCM. Первый танк по этому контракту, имевший серийный номер 131 и имя собственное Touraine, был сдан 9 июня 1937 года, а последний Char B1 с серийным номером 135 (имя собственное Morvan) покинул территорию завода 30 июля. Таким образов, в общей сложности было построено 32 Char B1, плюс 2 прототипа, доведенных до уровня серийных танков. 11 из них было изготовлено на FCM.
Постепенно цена на танки снижалась, но все равно она была очень высокой: машины последних серий обходились в 1 218 000 франков за штуку. Для сравнения, Char D2 обходился в 610 000 франков. На момент создания Char B1 был самым дорогим из серийных танков, стоившим как два британских Infantry Tank Mk.II в начале производства.
Изготовленные танки были направлены в 511-й танковый полк, созданный 12 марта 1936 года из 51-го тяжелого танкового батальона. Первые Char B1 попали в состав этой части еще до переформирования — в начале 1936 года. Новым местом дислокации полка стал Верден.
Первые же маневры с участием новых танков показали, что идея с прицепом оказалась, мягко говоря, не самой лучшей. По этой причине последние Char B1 выпускались уже без заднего буксирного крюка, а для обеспечения снабжения было решено разработать специальную машину. Так появился транспортер Lorraine 37L.
В 511 танковый полк попали все 34 танка. Первый серийный, с номером 104, оказался командирским, он был закреплен за экипажем полковника Брюно. Все танки получили собственные имена в честь французских городов и провинций.
27 августа 1939 года 511 танковый полк подвергся новому переформированию. Char B в его составе были включены в 37-й батальон боевых танков (BCC). Одновременно с этим начался процесс модернизации. Подобно Char D2, танки получили длинноствольные 47-мм пушки SA 35. После такой переделки B1 стали практически неотличимыми от более поздних Char B1 bis. Впрочем, их все же можно опознать по смотровым башенным приборам иной конструкции.
Машины требовали и капитального ремонта. В процессе выполнения работ танки раскидало по разным частям. В результате к началу боевых действий Char B1 в 37 батальоне попросту не оказалось. Снова они там появились только 16 мая 1940 года (танки 104, 112, 122, 127, 132). 12 танков попали в 347-ю отдельную танковую роту (347 CACC), сформированную 17 мая 1940 года.
После долгих мотаний по фронтовым дорогам к 3 июня в полку осталось 3 танка. Еще по 3 танка находились в 106-м и 108 учебных батальонах (106 BIC и 108 BIC), 11 машин оказались в Мурмелоне. Одним словом, судьба первых серийных Char B оказалась не намного лучшей, чем у Char D2. Хотя некоторым машинам все же довелось погибнуть в бою, большая их часть стала немецкими трофеями.
Несмотря на то, что трофейные B1 и B1 bis кое-в чем отличались, немцы присвоили им общий индекс — Pz.Kpfw. B2 740 (f). Часть машин оказалась переделана в огнеметные танки Flamm.Pz.B2 740 (f). В их числе оказался и третий прототип – танк 103 Lorraine.
Танк, входивший в состав 347 CACC, стал жертвой марафона, устроенного по французским дорогам в конце мая 1940 года. После ремонта немцы переделали его в Flamm.Pz.B2 740 (f). 31 мая 1941 года машину включили в 102-й батальон огнеметных танков (Panzer-Abt. (F) 102), где она получил башенный номер 131. Это был не единственный случай переделки Char B1 в огнеметный танк. Еще как минимум две машины (с башенными номерами 113 и 233) были на «старой» базе. Что же касается танка с башенным номером 131, то он 29 июня 1941 года участвовал в штурме опорного пункта «Велки Дзял» Рава-Русского УР на западной границе СССР. В ходе атаки танк был подбит огнем установленной в ДОТе пушки и сгорел.
Источники и литература:
- Материалы Centre des archives de l'Armement et du personnel civil (CAAPC)
- Le Char B1, Pascal Danjou, TRACKSTORY №13, 2012
- The Encyclopedia of French Tanks and Armoured Fighting Vehicles: 1914–1940, François Vauvillier, Histoire & Collections, 2014
- GBM 76
- http://nemirov41.forum24.ru
Ваш комментарий будет сохранен после регистрации