30 ноября 1939 года, воспользовавшись Майнильским инцидентом в качестве повода для войны, Советский Союз напал на Финляндию. Территориальные споры с северным соседом, длившиеся все 20 лет финской независимости, не удалось разрешить дипломатическим путём, и вместо наркома иностранных дел СССР В.М. Молотова и его подчинённых заговорила артиллерия РККА. Впереди была трёхмесячная война с многочисленными жертвами, во многом обусловленными суровыми погодными условиями Карелии и Заполярья.
Однако поначалу красноармейцы и командиры были полны оптимизма, а потому большую популярность приобрела песня «Принимай нас, Суоми-красавица» композиторов братьев Дмитрия и Даниила Покрассов на стихи поэта Анатолия Френкеля, писавшего под псевдонимом Анатолий Д’Актиль. Автор от имени красноармейцев обращался к Финляндии как к красивой девушке, причём посреди красивого и профессионально написанного текста довольно двусмысленно предлагалось «раскрывать доверчиво половинки широких ворот».
Примечательно, что точно определить, когда была написана песня, не представляется возможным — вполне вероятно, это было сделано ещё до начала войны. В тексте упоминается осенняя погода, в то время как в конце ноября в Финляндии уже, как правило, царит зима. Впрочем, делать из этого большую сенсацию не стоит: освещаемые в прессе активные переговоры СССР и Финляндии шли ещё с начала октября 1939 года, а к началу ноября стало ясно, что они зашли в тупик. 3 ноября газета «Правда», официальный рупор ВКП(б), в открытую писала: «Мы отбросим к чёрту всякую игру политических картёжников и пойдём своей дорогой, несмотря ни на что, мы обеспечим безопасность СССР, не глядя ни на что, ломая все и всяческие препятствия на пути к цели».
Дальнейшие события хорошо известны. Столкнувшись с ожесточённым сопротивлением финнов и суровым местным климатом, РККА несла большие потери, но через три месяца, в начале марта 1940 года, вынудила финнов сесть за стол переговоров в Москве. Там финской делегации пришлось удовлетворить требования, обозначенные советской стороной в октябре-ноябре 1939 года и при этом потерять около 11% своей территории, включая крупнейший после Хельсинки город Выборг, тогда Виипури. В июне 1941 года Финляндия снова подверглась нападению со стороны СССР и вступила в войну на стороне Германии.
Именно тогда, во время «Войны-продолжения», как финны называют боевые действия 1941–1944 гг., появилась на свет ещё одна песня, ставшая своеобразным ответом на советский хит. Судя по всему, композитор Матти Юрва и поэт Тату Пеккаринен создали «Нет, Молотов» ещё во время войны 1939–1940 гг., но до окончания боевых действий песню банально не успели исполнить и записать. В следующий раз она появилась на свет уже в 1942 году, буквально перекликаясь с обращением к «Суоми-красавице» в советской песне двухлетней давности. Фамилия сталинского наркома при этом язвительно рифмовалась с фамилией царского генерал-губернатора Великого княжества Финляндского Н.И. Бобрикова, известного политикой русификации финнов и застреленного в 1904 году в Гельсингфорсе.
Потом в советско-финских и российско-финских отношениях вновь было много чего разного, однако войн, к счастью, не случалось. К нашему времени «Суоми-красавица» и «Нет, Молотов», безусловно, стали самыми известными песнями времён Второй мировой, относящихся к ожесточённому вооружённому противостоянию двух соседей.
Комментарии к данной статье отключены.