Многие не раз сталкивались с таким киноперсонажем как чудак-изобретатель, выдумывающий самые разные – полезные и бесполезные – но очень интересные механизмы. В одних фильмах это злой закомплексованный ученый, мечтающий доказать всему миру свою уникальность, в других – добрый и немного сумасшедший изобретатель, стремящийся помочь человечеству. Объединяет их всех лишь одно – они были выдуманы.
В данной статье речь пойдет о совершенно реальном и весьма известном изобретателе, который, в отличие от своих «киношных» коллег, помимо богатой фантазии обладал еще и недюжинной деловой хваткой. Мы расскажем о Джоне Уолтере Кристи и его удивительном, но не реализованном изобретении – летающем танке М1932.
Джон Кристи с раннего возраста работал на металлургических предприятиях, одновременно получая образование в вечерней школе. Практика работы на производстве пошла ему впрок, и позднее, во время работы в судостроительной компании, он получил патент на карусельный станок для обработки деталей башен морских орудий.
Первые годы ХХ века были временем стремительного развития автомобильной промышленности, когда компании появлялись как грибы после дождя, стремясь занять лидирующие позиции на рынке. «Автомобильная лихорадка» коснулась и Кристи – он конструирует несколько переднеприводных гоночных автомобилей и даже выигрывает национальный приз за самую удачную конструкцию.
В 1912 году на полученные призовые деньги Кристи основывает компанию, планируя производить тракторы и автомобили собственной конструкции. Поначалу дело не заладилось, и компания несла убытки. Однако с началом Первой мировой войны появился платежеспособный спрос на военную технику, и дела новоявленного предпринимателя пошли в гору.
Кристи конструирует артиллерийский тягач, 76,2-мм самоходное зенитное орудие, 203-мм самоходную гаубицу, а также создает САУ, вооруженные орудиями различных калибров – 75, 100 и 155 мм. В 1919 году он получает заказ на производство своего первого танка, который называет М1919 – по году создания. Все свои машины американский конструктор создает способными перемещаться как на колесах, так и на гусеничном ходу, делая ведущими переднюю пару опорных катков. Эта универсальность становится его визитной карточкой в танкостроении. Интересно, что военные не приняли на вооружение ни одной модели Кристи из-за их низкой надежности и плохой компоновки, но с лихвой покрыли все расходы изобретателя.
После окончания войны Кристи продолжает создавать танки. Он изобретает новый принцип подвески, который до сих пор используется в танкостроении, и проектирует первый танк, оснащенный такой подвеской, – безбашенный М1928, два экземпляра модернизированной версии которого (под индексом М1931) ему удалось продать в СССР. Эти танки позволили советским конструкторам разработать ряд моделей танков серии БТ, а позднее и легендарный Т-34. М1931 мог развивать скорость в 118 км/ч без гусениц, и в 67 км/ч – с гусеницами по пересеченной местности.
Кристи решил предложить военным идею еще более скоростного танка, чем М1928/1931, способного в прямом смысле перелетать препятствия и быстро развивать высокую скорость. К 1932 году он создает максимально облегченный танк, большая часть деталей которого (везде, где позволяла конструкция) изготавливались из нового для того времени материала – дюралюминия. Башня на этот танк не устанавливалась, и орудие размещалось прямо в корпусе, что также позволяло «сэкономить» вес. В результате общая масса танка, а точнее САУ, без экипажа, боекомплекта и топлива не превышала 4 тонн. При полной же загрузке вес машины достигал 5 тонн.
На М1932 (так назвали новый танк) был установлен мощнейший для того времени 12-цилиндровый V-образный двигатель Hispano-Suiza мощностью 750 л.с. Благодаря этому машина могла достигать невероятных скоростей: 120 миль в час (193 км/ч) – на колесах по автостраде, 60 миль в час (96,5 км/ч) – на гусеницах, что позволяло ему перепрыгивать ров 6-метровой ширины и преодолевать уклоны до 45°. Надгусеничные полки были сконструированы довольно широкими и размещались высоко над опорными катками. Фактически они представляли собой небольшие крылья, увеличивавшие «летучесть» танка. Коробка передач была четырехскоростной – три скорости вперед, одна – назад.
Запас топлива составлял 89 галлонов (337 литров). Бронирование танка было противопульным: лобовое – 12,7 мм; борт и корма – 9 мм. Танк был вооружен 75-мм орудием, размещавшимся в лобовой части корпуса. Экипаж танка должен был состоять из трех человек: командира (выполняющего функции наводчика), механика-водителя и заряжающего.
Облегченное бронирование танка подразумевало, что его предполагалось использовать для поддержки успешного наступления пехоты после прорыва линии фронта противника. Оптимальным было бы переправлять эти танки в тыл противника вслед за авиадесантом. Для этого Кристи разработал систему съемного планера, который в комплексе с М1932 фактически представлял бы собой самолет, так как вращение ротора двигателя танка через фрикцион и специальный вал должно было передаваться на пропеллер планера. При посадке механику-водителю нужно было включить скорость, чтобы привести во вращение колеса и осуществить приземление. После этого авиасистема должна была отстегиваться простым поворотом рычага, и самолет снова превращался бы в танк.
Но, несмотря на все усилия Кристи, его концепция «летающего танка» не заинтересовала заказчиков от армии США, и проект так и остался на бумаге. Кроме Кристи подобную систему смог реализовать только советский конструктор О. К. Антонов, создав «летающий» танк Т-40, который, впрочем, не пошел дальше стадии прототипа.
В дальнейшем Кристи изучал возможность перевозки танков с помощью транспортных самолетов или бомбардировщиков – танки должны были крепиться на внешних подвесках вместо бомб. Однако, несмотря на все усилия конструктора, и эта его разработка армию не заинтересовала.
Комментарии к данной статье отключены.