В начале 80-х годов основу танкового парка армии Италии составляли машины двух типов – американские М60А1 и западногерманские «Леопард 1». При этом немецкие танки составляли большинство: если М60А1 итальянцы приобрели три сотни, то «Леопардов» – 920 единиц. Немецкие машины нравились итальянским военным, и перспектива обновления танкового парка за счёт приобретения «Леопардов» нового поколения выглядела вполне реальной. Именно поэтому решение итальянского правительства создать отечественный основной боевой танк стало весьма неожиданным.
Впервые после Второй мировой войны итальянцы попытались создать собственный танк в 1977 году, когда концерны «Фиат» и «ОТО Мелара» объединили усилия для разработки танка OF-40. По сути, эта машина представляла собой слегка «тюнингованный» «Леопард 1», на котором западногерманские комплектующие были заменены итальянскими (во избежание возможных попыток правительства ФРГ блокировать экспорт в третьи страны). Не отличаясь выдающимися тактико-техническими характеристиками, OF-40 не пользовался спросом – удалось продать лишь 36 таких танков в ОАЭ. Однако «разминка» оказалась полезной, подтвердив принципиальную возможность итальянской военной промышленности самостоятельно разрабатывать танки.
История создания
В 1982 году в Италии развернулась дискуссия касательно будущих боевых бронированных машин. По двум из них – многоцелевой колёсной боевой машине (будущий «колёсный танк» В1 «Чентауро») и гусеничной БМП (будущая VCC-80 «Дардо») – сомнений не возникало: будем делать сами! А вот судьба основного боевого танка вызывала вопросы. В военных кругах бытовало мнение, что оптимальным выбором станет принятие на вооружение танка «Леопард 2». Создание OF-40 серьёзным аргументом не считалось, так как этот танк принадлежал к предыдущему поколению.
Разработка танка нового поколения сопровождалась большим техническим риском – военные не были уверены, что промышленность сможет создать танк, отвечающий современным требованиям. «Гордиев узел» был разрублен в 1984 году, когда Минобороны Италии официально объявило, что танк «Леопард 2» не будет принят на вооружение сухопутных войск страны. Тем самым был дан старт разработке собственного основного боевого танка, получившего название С1 «Ариете». Толкование этого названия неоднозначно: с одной стороны – это «Овен», название созвездия. С другой – «Баран», но не в зоологическом смысле, а в военном: этим термином обозначается таран. Разработкой танка занялся проверенный тандем – консорциум фирм «Ивеко-Фиат» и «ОТО Мелара», известный под названием CIO (Consorzio Iveco OТО Melara). В соответствии с системой кооперации, сложившейся ещё при создании OF-40, «Ивеко-Фиат» отвечал за ходовую часть и силовую установку, а «ОТО Мелара» – за вооружение и систему управления огнём.
Согласно новым требованиям, танк должен был иметь массу не более 50 т, вооружаться 120-мм гладкоствольной пушкой с системой стабилизации и иметь современную систему управления огнём, обеспечивающую круглосуточное боевое применение. По подвижности и защищённости итальянская машина не должна была уступать «Леопарду 2». Кроме того, следовало обеспечить достаточный объём боевого отделения для комфортной работы экипажа и необходимые резервы для дальнейших модернизаций.
Для проведения испытаний изготовили пять (по другим данным – шесть) прототипов «Ариете». Первый из них был готов уже в январе 1987 года, а в марте того же года его официально представили высокопоставленным лицам и прессе. К концу 1988 года изготовили все прототипы. Работы велись быстро, и Минобороны рассчитывало, что уже в 1990 или 1991 году первые серийные «Ариете» покинут заводские цеха. Впрочем, постепенно сроки сдвигались: сначала к 1993, а затем – к 1995 году. Одновременно на волне сокращения военного бюджета, последовавшего после окончания «Холодной войны», таял и объём потенциального заказа на С1: вместо планировавшихся в конце 80-х годов 700 танков изготовили всего 200. Попытки продать танк в ряд азиатских стран, а также в Грецию и Испанию оказались безуспешными.
Конструкция
Танк С1 «Ариете» имеет классическую компоновку с передним расположением отделения управления, средним – боевого, и кормовым – моторно-трансмиссионного. Рабочее место механика-водителя смещено вправо от продольной оси машины. Для управления движением танка механик-водитель располагает штурвалом, педалями газа и тормоза, а также необходимыми контрольно-измерительными приборами. Его сиденье регулируется по высоте посредством гидравлического механизма. Доступ на рабочее место механика-водителя осуществляется через люк, откидывающийся вправо. Наблюдение обеспечивается тремя перископами, средний из которых можно заменить пассивным прибором ночного видения MEL VG/DIL 100. В днище корпуса за рабочим местом механика-водителя имеется эвакуационный люк.
В башне расположены рабочие места трёх членов экипажа – заряжающего (слева от орудия), а также наводчика и командира (справа). Доступ в башню осуществляется через два люка, откидывающихся назад (наводчик и командир пользуются правым люком, заряжающий – левым).
Корпус и башня С1 – сварные. Бронирование лобовой и боковых стенок башни, а также лба корпуса – комбинированное (данные о его составе публикуются весьма скупо). Известно, что помимо стали высокой твердости, в нём используются керамика и кевлар. Усилению защиты способствуют наклон лобовой стенки башни и бортовые экраны корпуса. Также предусмотрена возможность монтажа дополнительного бронирования. Оно состоит из массивных накладок, защищающих переднюю часть бортов корпуса (по шесть с каждого борта), а также накладок на лобовую часть и передние части боковых стенок башни (до места установки дымовых гранатомётов). По мнению итальянских специалистов, защищённость «Ариете» соответствует танкам «Леопард 2А4» и М1А1.
Основное вооружение танка С1 – 120-мм гладкоствольное полуавтоматическое орудие с длиной ствола 44 калибра, разработанное фирмой «ОТО Мелара». Его баллистические характеристики соответствуют пушке танка «Леопард 2». Ствол орудия – автофретированный, с хромированным каналом, его живучесть составляет 800 выстрелов. Орудие снабжено вертикальным клиновым затвором, открывающимся вниз, и помещено в люльку цилиндрического типа. Тормоз отката – гидравлический, накатник – гидропневматический. Практическая скорострельность может достигать 8 выстр./мин.
Диапазон углов вертикального наведения орудия составляет от −9 до +20°. Приводы наведения – электрогидравлические, также имеется аварийный ручной привод. Орудие снабжено системой стабилизации.
Боекомплект орудия состоит из унитарных выстрелов со снарядами различных типов. В частности, используются бронебойные подкалиберные снаряды немецкой разработки DM33 и DM43 (начальная скорость 1600 и 1740 м/с соответственно), кумулятивные DM12 и М325 (последний – израильской разработки). Боекомплект танка включает 42 выстрела, 15 из которых размещены в башне (за рабочим местом заряжающего), а 27 – в передней части корпуса (слева от механика-водителя). Для загрузки боекомплекта и удаления поддонов выстрелов служит лючок в левой стенке башни.
Вспомогательное вооружение представлено двумя 7,62-мм пулемётами MG 3, один из которых спарен с орудием, а второй – установлен на крыше башни над люком командира в пружинно-балансирной люльке, позволяющей осуществлять быстрый переброс оружия в горизонтальной плоскости и наведение его в диапазоне углов от −9 до +65о по вертикали. По бокам башни установлены два четырёхствольных 80-мм гранатомёта для стрельбы дымовыми гранатами, сопряжённых с системой предупреждения о лазерном облучении (датчик последней находится на крыше башни).
Танк «Ариете» оборудован системой управления вооружением (СУВ) TURMS разработки фирмы «Оффичине Галилео». Основной прицел наводчика – монокулярный, с полем зрения 5° и 10-кратным увеличением. Кроме того, наводчик располагает тепловизионным прицельно-обзорным прибором VTG-120, работающим в диапазоне длины волн 8-12 мкм и обеспечивающим идентификацию объектов на расстоянии до 1,5 км. Изображение с VTG-120 также транслируется на монитор командира. Кроме того, на рабочем месте наводчика имеется лазерный дальномер MTL 8 (длина волны – 1,064 мкм) на иттрий-неодимовом гранате. Диапазон измерения дальности составляет от 400 до 9000 м, точность измерения – +/- 10 м. Результаты замеров, не превышающие 4000 м, сразу же автоматически вводятся в баллистический вычислитель. Наводчик также располагает резервным оптическим прицелом С-102 с полем зрения 8°.
У командира имеется бинокулярный панорамный прицельно-обзорный прибор SP-T-694 переменного увеличения – 2,5- и 10-кратного (поле зрения составляет 20 и 5° соответственно). В прибор встроен ночной канал с усилителем изображения 2-го поколения (поле зрения – 8°).
Баллистический вычислитель COSMO построен на 16-битном процессоре «Интел» 8086 и сопроцессоре 8087. Вычислитель обеспечивает выработку данных для стрельбы на дистанции от 300 до 4000 м. Система TURMS также включает метеодатчик, установленный на крыше башни, датчики скорости движения танка, бокового угла, угла возвышения орудия, температуры заряда и пр.
Танк оснащён 12-цилиндровым дизельным двигателем «Ивеко» V-12 MTCA с турбонаддувом и непосредственным впрыском топлива, развивающим мощность 1300 л.с. при 2300 об/мин. А вот трансмиссия у «Ариете» импортная: итальянцы не рискнули создавать столь ответственный агрегат собственными силами, купив лицензию у именитого производителя таких узлов – немецкой фирмы ZF. На танке применена автоматизированная гидромеханическая трансмиссия LSG 3000, обеспечивающая четыре передачи вперед и две – назад. С1 способен разогнаться с места до скорости 30 км/ч за 6 секунд.
Ходовая часть подобна применённой на танке «Леопард 2» и включает в себя по семь опорных и четыре поддерживающих катка на каждую сторону. Ведущее колесо заднего расположения со съёмными зубчатыми венцами (зацепление цевочное). Подвеска торсионная, с гидравлическими амортизаторами на первом, втором, третьем, шестом и седьмом опорных катках и гидравлическими ограничителями на всех опорных катках. Гусеницы шириной 618 мм с резинометаллическими шарнирами параллельного типа и съёмными резиновыми подушками выпускаются в Италии по лицензии немецкой фирмы «Диль».
Танк С1 снабжён оборудованием для подводного вождения, обеспечивающим преодоление водных преград глубиной до 4 м, системой защиты от оружия массового поражения и автоматической противопожарной системой. Для связи применяется радиостанция с двумя штыревыми антеннами на корме башни и танковое переговорное устройство.
Служба
Поставка всех 200 заказанных танков С1 «Ариете» завершилась в 2002 году. Естественно, такого количества не хватило, чтобы заменить «Леопарды 1» в пропорции 1:1, но этого и не требовалось ввиду значительного сокращения численности сухопутных войск Италии. В настоящее время «Ариете» является единственным основным боевым танком, находящимся на вооружении итальянской армии.
Танками С1 укомплектовано четыре танковых полка. Штат танкового полка предусматривает наличие трёх рот по 13 танков, а также 2 танков в управлении. Таким образом, полк располагает 41 танком, а в четырёх полках по штату насчитывается 164 «Ариете». Остальные машины используются в школе танковых войск в Лечче, а также находятся в резерве.
Два из четырёх танковых полков (32-й и 132-й) входят в состав танковой бригады «Ариете», размещённой на северо-востоке страны у границы со Словенией. 31-й полк является составной частью механизированной бригады «Пинероло», а 4-й входит в состав бригады берсальеров «Гарибальди», дислоцированной в области Кампания.
Хотя вооружённые силы Италии в последние десятилетия активно участвуют в операциях за пределами страны, танки «Ариете» не нашли в них применения. Единственной «командировкой на войну» стала отправка шести С1 из состава 32-го танкового полка в Ирак для участия в операции «Древний Вавилон». Машины получили дополнительное бронирование, но в боях так и не поучаствовали.
В 2002 году на выставка «Евросатори» был представлен проект танка С2. От базовой модели он должен был отличаться новым двигателем мощностью 1500-1600 л.с. с электронной системой управления, гидропневматической подвеской, новой системой управления вооружением и прочими усовершенствованиями. В качестве опции предлагалось оборудование танка автоматом заряжания (с уменьшением экипажа до трёх человек) и применение орудия с более длинным стволом. Предполагалось, что в случае принятия положительного решения об осуществлении этого проекта танки С2 заменят С1 в 2015-2020 годах. Реальность оказалась иной – из-за нехватки средств армии приходится довольствоваться лишь очень ограниченной доработкой имеющихся С1, коснувшейся в основном средств связи.
В 2014 году были объявлены планы сокращения парка «Ариете» до 120 единиц с глубокой модернизацией 50 из них. Последовавшее обострение военно-политической обстановки в Европе вынудило итальянское руководство пересмотреть своё решение, отказавшись от сокращения. Более того, в 2018 году был выделен первый транш (35 млн евро) на разработку танка «Ариете II». Предполагается, что программа создания нового танка обойдётся в 1 млрд евро, а поставка 200 «Ариете II» для замены танков С1 будет осуществлена к 2028 году.
Боевая масса, т |
54 |
---|---|
Размеры, мм: |
|
длина со стволом вперёд длина по корпусу высота (по крыше башни) ширина |
9870 7590 2500 3610 |
Клиренс, мм |
480 |
Максимальная скорость, км/ч |
65 |
Запас хода, км |
550 |
Преодолеваемые преграды: |
|
глубина брода (без подготовки), м ширина рва, м высота стенки, м подъём, град. |
1,25 3 1 40 |
Литература:
- Современные танки. – М.: Арсенал-Пресс, 1995
- Суворов С. Танк «Ариете» – таран для новых центурионов // Обозрение армии и флота, 2009, №5
- Nita M. Włoski taran // Nowa Technika Wojskowa, 2017, №11
Комментарии к данной статье отключены.