LT vz.38, лучший чехословацкий танк предвоенного периода, более известен под другим обозначением, поскольку его звездный час пробил вовсе не в армии Чехословакии. Получив в вермахте наименование Pz.Kpfw.38(t), этот танк стал одним из символов блицкрига, с самого начала Второй мировой войны находясь в авангарде немецких танковых частей. А весной 1940 года построенные в Праге боевые машины громили уже танковые части Великобритании и Франции, которые за два года до этого не вступились за Первую Чехословацкую Республику.
В серию немедленно!
В ночь с 14 на 15 марта 1939 года немецкие войска вступили на территорию Чехословакии. Словакия получила формальную независимость, а Чехия была превращена в протекторат Богемии и Моравии, подконтрольный Третьему рейху. Политика «умиротворения агрессора», которую проводили Великобритания и Франция, привела к тому, что практически без единого выстрела немцы получили в свое распоряжение развитую чешскую оружейную промышленность. В числе отошедших Германии предприятий оказался и завод ČKD в пражском районе Либень, который как раз к марту 1939 года начал серийное производство легкого танка LT vz.38.
Переписка между ČKD и немецким Департаментом вооружений началась с середины апреля 1939 года. Для ознакомления с чешской танковой промышленностью в 6-м отделе Департамента вооружений была создана специальная комиссия. Возглавили ее глава 6-го отдела подполковник Себастьян Фихтнер и подполковник Генрих Ольбрих. На заводе ČKD они появились 2 мая. Комиссии был представлен полный спектр продукции завода, начиная с экспортных танков и заканчивая танками, которые предназначались для поставок чехословацкой армии. В их числе оказались легкий танк LT vz.38 и средний ST vz.39.
Средний танк не особо впечатлил комиссию, чего не скажешь о LT vz.38. Демонстрация, которая прошла на заводском полигоне, произвела на немецких военных сильное впечатление. Ничего подобного в Вермахте на тот момент попросту не было. Имея боевую массу всего на тонну большую, чем у Pz.Kpfw.II Ausf.C, чешская машина превосходила его по всем статьям. Гораздо ближе по тактико-техническим характеристикам LT vz.38 оказался к Pz.Kpfw.III Ausf.E, серийное производство которого немцы как раз в это время с трудом осваивали.
О том, насколько лёгкие чехословацкие танки впечатлили немецкую комиссию, красноречиво говорит тот факт, что девять LT vz.38 тут же были приняты на вооружение как Panzerkampfwagen L.T.M.38 (Leicthe Tank Muster 1938, то есть легкий танк модели 1938 года). А 15 мая в Праге была создана постоянно действующая рабочая группа Департамента вооружений.
В отличие от LT vz.35, производство которых немцы возобновлять не стали, на L.T.M.38 у них были совсем другие планы. В течение июня с предприятиями ČKD и Škoda были заключены контракты, которые фактически продолжили соглашения по выпуску LT vz.38 для чехословацкой армии. Разумеется, финансирование контрактов перешло на Германию.
Надо сказать, что L.T.M.38 оказался очень выгодным приобретением для Вермахта. При цене, всего на четверть превышающей стоимость Pz.Kpfw.II, заказчик получал машину гораздо более высокого класса.
Первые 12 танков, собранных по немецкому заказу, завод ČKD сдал в июне 1939 года. На этом фоне продолжались финансовые разбирательства между ČKD и чешскими военными. 18 августа министерством обороны (MNO, Ministerstvo národní obrany) был аннулирован контракт, при этом завод вернул заказчику аванс в размере 32 555 600 крон, попутно забрав из казны миллион уже выплаченных налогов. Немцев все это особо не волновало, гораздо важнее для них был темп исполнения заказа. ČKD получил план по выпуску 25 L.T.M.38 в месяц. Недопоставки в июне были скомпенсированы в следующем месяце, когда завод сдал сразу 39 машин. Окончательно же контракт на 150 танков был выполнен 26 ноября 1939 года.
Смена заказчика сопровождалось и изменением обозначения машины. С мая по август 1939 года использовалось еще одно обозначение – tschechische Pz.Kpfw.III («чешский Pz.Kpfw.III»), которое наглядно демонстрирует, с чем именно немцы сравнивали машину ČKD. 16 октября обозначение танка изменилось на LTM 38 Protektorat. Продержалось оно, впрочем, недолго. 16 января 1940 года его сменили на Panzerkampfwagen 38(t), или Pz.Kpfw.38(t), «танк образца 1938 года, чешский». Именно под этим обозначением он и вошел в историю. Установленную на танке пушку немцы переименовали в 3.7 cm K.w.K.38(t).
Дополняя Pz.Kpfw.III
Первый полностью немецкий контракт на производство tschechische Pz.Kpfw.III был заключен 12 июня 1939 года. По нему предполагалось изготовить, в общей сложности, 325 танков. Столь внушительный объем лишний раз показывает, насколько немцам понравилась эта чехословацкая машина. К тому моменту и фирма ČKD, вслед за выпускаемым ею танком, сменила название. Теперь предприятие носило имя BMM (Böhmisch-Mährische Maschinenfabrik AG, Богемско-Моравский машиностроительный завод). Предприятие входило в сферу влияния Генриха Рихтера-Брома, который контролировал машиностроение в Праге. С 1942 года он стал директором BMM.
Первые 15 танков 2-й серии предполагалось получить в январе 1940 года, но реально за это время удалось сдать всего 10 машин. И здесь в очередной раз «отличилась» Škoda, сорвавшая сроки поставок пушек. Танки первой серии, в начале 1940 года переименованные в Pz.Kpfw.38(t) Ausf.A, в основном соответствовали LT vz.38. Впрочем, уже в июле 1939 года появились небольшие отличия. От поручневой антенны немцы отказались, спереди и сзади появились фонари фирмы Notek. Еще до конца выпуска, по итогам эксплуатации в войсках, танки получили специальный ограничитель спаренного пулемета, который не позволял слишком сильно повернуть его влево и случайно повредить пушку.
В переписке также указывается, что с июля 1939 года на кормовом листе крепился блок дымовых гранатометов, аналогичный тому, который ставился на немецких танках. Но на танках ранних серий он встречается редко, то есть в этом случае приказы и реальная картина расходились. Танки с приборами дымопуска ушли в 8-ю танковую дивизию, но даже там они были не у всех машин.
Под конец выпуска первой серии с левой стороны подбашенной коробки танка появился поручень.
Еще одним, на этот раз существенным, изменением стало увеличение экипажа на одного человека. В отличие от чехословацкого танка, по которому командир мог перемещаться, замещая две должности, у Pz.Kpfw.38(t) экипаж состоял из четырех танкистов, каждый из которых занимал одно место. И это было явно разумный шаг.
Также немцы начали делать командирские танки. Существовало три их типа. Первый из них, Sd.kfz.266, внешне ничем не отличался от линейного. Он оснащался радиостанциями Fu 2 и Fu 5 и использовался как машина штаба батальона. Второй тип, Sd.Kfz.268, легко отличить по рамочной антенне на надмоторной плите. Эти танки, использовавшиеся как машины штаба полка, оснащались радиостанциями Fu 5 и Fu 8. Наконец, третий тип, Sd.Kfz.267, использовался как машина радиороты для связи с авиацией. На него устанавливались радиостанции Fu 5 и Fu 7, внешне такой танк можно отличить по второй штыревой антенне с левого борта.
Первой модификацией «немецкой» производственной серии стал Pz.Kpfw.38(t) Ausf.B. Эти машины несли серийные номера 151–260, их выпуск продолжался до мая 1940 года. В этой машине отразился опыт боевого применения танков в польской кампании. Для начала, перископический прибор в крыше башни получил съемную бронировку. Во избежание заливания телескопического прицела дождем сверху появился козырек. Также потребовалось усилить бандажи опорных катков. Наконец, крепление кирки и лопаты перенесли с кормы на надгусеничные полки. Начиная с модификации Ausf.B командирские танки Sd.Kfz.267 стали получать вместо пушек их муляжи, что увеличило внутренний объем. По этой же причине с командирских танков снимали курсовой пулемет, заделывая амбразуру броневым листом.
Танки следующей модификации, Ausf.C, имели серийные номера в интервале 261–370. Первые машины этой версии, производство которой началось в мае 1940 года, ничем не отличались от Ausf.B. Изменения стали внедряться уже по опыту кампании во Франции. Стало ясно, что нижняя лобовая броня толщиной 25 мм слабо защищает танк от огня малокалиберной артиллерии. Кроме того, нередкими были случаи заклинивания башни снарядами, попадавшими в зазор между башней и подбашенной коробкой. Решить эти проблемы должны были утолщение нижнего лобового листа до 40 мм и прикрытие погона башни специальным отбойником.
Похожим образом метаморфозы происходили и со следующей версией, Pz.Kpfw.38(t) Ausf.D. В серию танки, имевшие номера 371–475, пошли в сентябре 1940 года. Поначалу отличий между Ausf.C и Ausf.D не было, их стали вводить постепенно. Для начала отказались от массивного «стакана» антенного вывода, заменив его на конструкцию, которая использовалась на StuG III и командирских Sd.Kfz.268. Еще одной отличительной особенностью стало появление облегченных траков, которые также внедрили уже по ходу выпуска. На части машин появились крепления запасных траков на верхнем лобовом листе корпуса.
Последние Pz.Kpfw.38(t) Ausf.D были сданы в ноябре 1940 года, контракт оказался выполнен раньше срока. Согласно изначальному плану, завод BMM должен был выпускать по 25 танков в месяц, по факту же в среднем за месяц Прагу покидало 30 машин.
25 июля 1940 года 6-й отдел Департамента вооружений заключил с BMM третий контракт, исполнение которого должно было начаться 27 ноября. На сей раз танк ожидали серьезные переделки, поскольку опыт кампании во Франции показал, что танку требуется существенное усиление защиты. Недавно усиленного нижнего лобового листа оказалось мало, назрела необходимость в более существенной модернизации. Ее результатом стал Pz.Kpfw.38(t) Ausf.E, первый из которых на BMM построили как раз в конце ноября 1940 года. Новая серия оказалась более крупной, чем предыдущая: всего до мая 1941 года было изготовлено 275 танков с серийными номерами 476–750.
У танков этой модификации конструкторы ликвидировали выступ в лобовом листе подбашенной коробки, сдвинув «половинку» механика-водителя вперед. Толщину брони верхней лобовой детали увеличили до 50 мм, выполнив ее из двух листов толщиной 25 мм. Одновременно изменились и смотровые приборы, ставшие более устойчивыми к попаданиям пуль и снарядов. Нижний лобовой лист корпуса тоже стал состоять из двух листов толщиной 25 мм. Аналогично был усилен лобовой бронелист башни, а толщину ее бортов увеличили до 30 мм. Была усилена и броня подбашенной коробки, на которую установили дополнительные листы толщиной 15 мм. Пришлось переделывать и кольцо защиты погона.
Все эти изменения увеличили боевую массу танка с 9725 до 9850 килограмм. Для того чтобы скомпенсировать рост массы, число рессор в передних тележках его подвески пришлось увеличитьо до 15. Еще одно изменение тоже было продиктовано полученным опытом эксплуатации. Поскольку механизмы натяжения гусеничных лент и ручного запуска двигателя сильно загрязнялись, их прикрыли крышками.
Как и предыдущие модификации, в ходе производства Pz.Kpfw.38(t) Ausf.E потихоньку менялся. В марте, начиная с машины с серийным номером 624, его глушитель немного приподняли, чтобы под него можно было ставить блок приборов дымопуска, прикрытый бронированным кожухом. Впрочем, ставились они не на всех машинах, да и сам глушитель на части танков оставался на штатном месте. Менялось в ходе производства и положение кормового фонаря Notek.
Окончательно описанные в предыдущем абзаце изменения утвердились уже на машинах следующей версии, Pz.Kpfw.38(t) Ausf.F. танки этой модификации пошли в серию с мая 1941 года, они получили серийные номера в диапазоне 751–1000. Прибор дымопуска стал теперь частью штатной комплектации, кроме того, чуть изменился и стандартный «обвес». В дальнейшем танк продолжал немного видоизменяться. Ближе к середине выпуска уменьшилось количество заклепок на люках доступа к моторному отделения. Кроме того, переднюю фару Notek перенесли на верхний лобовой лист корпуса. Часть танков получила крепления запасных траков на верхнем и нижнем лобовых листах корпуса. Последние машины этого типа были сданы в октябре 1941 года.
Стройный алфавитный ряд названий модификаций Pz.Kpfw.38(t) оказался нарушен 18 июля 1940 года. В этот день Верховное командование сухопутных войск (OKH) приняло решение о том, что аннулирует контракт между BMM и Швецией о выпуске 90 TNHP-S. Причиной тому стала острая необходимость в пополнении вермахта новой техникой. Машины, производившиеся по этому контракту, перешли немецкой армии и получили обозначение Pz.Kpfw.38(t) Ausf.S. Их выпуск начался в мае 1941 года и шел параллельно с Pz.Kpfw.38(t) Ausf.F.
Машины, получившие серийные номера 1001–1090, оказались в плане конструкции промежуточными. Их лобовая броня была усилена, присутствовали изменения, соответствующие модификации Pz.Kpfw.38(t) Ausf.F, но при этом смотровой прибор стрелка-радиста остался старой конструкции. Отсутствовало и усиление брони бортов подбашенной коробки и башни. Чуть по-иному располагались заклепки на корпусе и башне. Поскольку бортовую броню на танках «шведской» модификации не усиливали, отбойник вокруг башни использовался от Pz.Kpfw.38(t) Ausf.D. Закончили выпускать эти машины в сентябре 1941 года.
Подготовка к войне против СССР взвинтила темпы выпуска. За весь 1941 год лишь единожды месячное производство Pz.Kpfw.38(t) снижалось до отметки ниже 50 штук, а на пике выпуска за один месяц BMM покинуло 78 танков. Такой темп выдерживали в то время лишь единичные немецкие заводы. Потребность в Pz.Kpfw.38(t) оказалась настолько высокой, что с BMM был подписан дополнительный контракт 210–3951/41H на выпуск 500 танков 7-й серии, получивших обозначение Pz.Kpfw.38(t) Ausf.G. Немного позже к нему добавился еще один контракт, 210–3952/41H, по которому планировалось выпустить 500 танков 8-й серии. Они должны были получить обозначение Pz.Kpfw.38(t) Ausf.H.
Первые Pz.Kpfw.38(t) Ausf.G покинули BMM в октябре 1941 года. На новой машине были стандартизированы некоторые ранее введенные изменения. Крепления запасных траков, начиная с танка №1220, стали стандартным оборудованием, но, как уже упоминалось, на некоторые танки их ставили и раньше. Также обязательными стали более эффективный воздушный фильтр и некоторые другие элементы, появившиеся еще на части Pz.Kpfw.38(t) Ausf.F. Более существенными изменениями оказались ввод монолитных лобовых плит и уменьшение числа заклепок.
Pz.Kpfw.38(t) Ausf.G стал наиболее совершенной версией этого лёгкого танка. На начало выпуска он был едва ли не лучшим лёгким танком в мире. Но заложенный в конструкции резерв его дальнейшего развития подошел к концу. Установить в танк более мощное орудие, как это сделали на Pz.Kpfw.III, не представлялось возможным. А к концу 1941 года Pz.Kpfw.38(t) чаще всего воевать приходилось не с лёгкими танками, а со средними Т-34 и тяжелыми КВ-1. Кроме того, с осени 1941 года в СССР стали поступать английские танки Matilda и Valentine, с которыми пушка 3.7 cm KwK 38(t) ничего не могла сделать. Впрочем, эта проблема касалась всех немецких легких танков того периода. Как бы то ни было, к весне 1942 года время Pz.Kpfw.38(t) подошло к концу.
В марте 1942 года, после выпуска всего 29 танков, производство Pz.Kpfw.38(t) Ausf.G было остановлено, последней машиной стал танк с номером 1359. BMM получил задание на разработку и выпуск самоходных установок с использованием базы легкого танка. Впрочем, это были не последние танки Pz.Kpfw.38(t), выпущенные на BMM.
В январе 1942 года начались работы по изготовлению тропической модификации Pz.Kpfw.38(t) Ausf.G. Ее отличия от обычного танка сводились к усилению системы охлаждения и иному воздушному фильтру. Также в конструкцию вносились изменения, предотвращающие попадание внутрь песка. Прорабатывалось и размещение дополнительных канистр. В рамках этой программы испытывалась перевоза танка внутри тяжелого военно-транспортного самолета Me.323 Giant. Дополнительно выпущенные машины получили номера 1480–1526. В апреле был изготовлен 21 такой танк, а последние 26 штук были сданы в мае. В Африку, правда, они так и не поехали.
Машин модификации Ausf.G было построено 316 штук, а всего немцы получили 1414 танков семейства Pz.Kpfw.38(t).
Два с половиной года в авангарде
Первые tschechische Pz.Kpfw.III летом 1939 года начали поступать в состав 67-го танкового батальона 3-й легкой дивизии. Эти машины, как и остальная бронетанковая техника легких дивизий, на марше перевозилась на грузовиках, что, по задумке, должно было значительно увеличить подвижность таких соединений. Всего в состав 67-го танкового батальона попало 57 танков этого типа, из них 55 линейных и 2 командирских.
К 1 сентября 1939 года в вермахте имелось 78 L.T.M.38, из них 57 в войсках и 5 в резерве. 3-я легкая дивизия стала единственной частью, которая использовала в сентябре 1939 года танки этого типа в боевых действиях. Уже тогда стало ясно, насколько эти машины удачные. За все время было безвозвратно потеряно всего 7 танков, при этом 3-я легкая дивизия довольно активно воевала, находясь в составе 15-го армейского корпуса. По иронии судьбы, удар 15-го армейского корпуса проходил мимо города Тешин, того самого, чью западную часть в октябре 1938 года поляки забрали себе при разделе Чехословакии.
В октябре 1939 года 3-я легкая дивизия была переформирована в 8-ю танковую дивизию.
Следующей частью, которая получила Pz.Kpfw.38(t), стала бывшая 2-я легкая дивизия, переформированная к тому времени в 7-ю танковую. С февраля 1940 года ее возглавил Эрвин Роммель. Примерно в этот же момент во внешний облик танков в войсках стали вноситься изменения. В 8-й ТД эти изменения носили минимальный характер: на правой надгусеничной полке появился огнетушитель. Совсем иной подход оказался у танкистов 7-й ТД. Первым серьезным изменением стало появление специального крепления на надмоторной плите, которое служило для установки канистр с бензином. Еще до вторжения во Францию часть танков получила ящики на надгусеничных полках, служившие для размещения ЗИП и личных вещей экипажей.
Предполагалось, что 15 Pz.Kpfw.38(t) будет отправлено в Норвегию, но дальше приготовлений дело не продвинулось. Иная ситуация сложилась в ходе кампании во Франции весной 1940 года. К 10 мая на вооружении немецкой армии находилось 238 Pz.Kpfw.38(t). О том, насколько важным было наличие этих танков, говорит тот факт, что Pz.Kpfw.III, которые должны были стать основными немецкими танками, имелось всего 381 штука. Машинам чешского производства в ходе вторжения во Францию пришлось выполнять задачи скорее не легких, а средних танков. Справлялись они с этой ролью вполне успешно: до конца кампании было потеряно всего 54 танка этого типа, то есть меньше четверти. В ходе боев на Западном фронте 7-я танковая дивизия получила на пополнение 20 танков, а 8-я – 16.
Во Франции танки чешского производства столкнулись с теми же проблемами, что и немецкие танки. Их броня разрабатывалась для защиты от крупнокалиберных пулеметов и малокалиберных автоматических пушек. Между тем, во Франции немецкие танки были встречены огнем многочисленных противотанковых пушек. У Pz.Kpfw.38(t) здесь обнаружились две серьезные проблемы, которых не было у немецких машин. Первая заключалась в том, что броня высокой твердости оказалась довольно хрупкой. Второй проблемой стала технология сборки корпусов и башен клепаной конструкции. При попадании в танк пуль, осколков и снарядов заклепки периодически отрывало, и с внутренней стороны они превращались в поражающий элемент.
Вместе с тем, в боевых условиях проявились и достоинства чешского танка. Помимо хорошей обзорности и подвижности, танк мог похвастаться мощным вооружением. Бронебойный снаряд 3.7 cm KwK 38(t) имел более высокое пробитие, чем снаряды 3.7 cm KwK 36, которые ставились на Pz.Kpfw.III. Это позволяло Pz.Kpfw.38(t) поражать французские легкие и средние танки на больших, чем Pz.Kpfw.III, дистанциях. Подобное преимущество нередко становилось решающим.
Успех применения Pz.Kpfw.38(t) во Франции стал сигналом к дальнейшему оснащению танками этого типа вновь создаваемых соединений. Первым из них стала 12-я танковая дивизия, сформированная 5 октября 1940 года на базе 2-й моторизованной дивизии. Подобно машинам 7-й ТД, танкисты 12-й ТД ставили на надмоторной плите ящик под канистры, а на надгусеничных полках их машин появились ящики ЗИП. Наиболее характерной деталью «обвеса» стали дымовые мортирки, которые по способу крепления и конструкции очень напоминали те, что устанавливались на Pz.Kpfw.II (F) из 101-го огнеметного батальона. Большую часть нового оборудования танки 12-й ТД, а также сформированных позже соединений, получили ближе к июню 1941 года.
Следующими, кто получил танки производства BMM, стали танкисты 19-й танковой дивизии, появившейся 1 ноября 1940 года. Ее немцы сформировали на базе 19-й пехотной дивизии. Танкистов 19-й ТД также не устроил штатный вариант размещения ЗИП, что привело к серьезным переделкам. Штатный ящик ЗИП отправился в заднюю часть правой надгусеничной полки, а по бортам появились большие ящики для личных вещей. Остальной обвес оказался неоднородным. Кто-то ставил канистры на ящик, как делали танкисты 7-й и 12-й ТД, кто-то их крепил к надгусеничным полкам. Экипажи части танков смастерили некое подобие «ящиков Роммеля» на корме башни, другие разместили там дополнительный короб гораздо более скромных размеров.
19-я пехотная дивизия стала основой для создания еще одной танковой дивизии – 20-й. Также на ее формирование пошел и 115-й моторизованный полк 33-й пехотной дивизии. Подобно своим коллегам, весной 1941 года там серьезно переработали «обвес» Pz.Kpfw.38(t), который не отличался однородностью. Наиболее характерной деталью были симметричные ящики ЗИП, которые имели передние «дырчатые» отделения. Еще одной деталью стали крепления под канистры на надмоторной плите. Некоторые экипажи для крепления канистр использовали штатный ящик ЗИП, перенесенный на крышу моторного отделения.
По состоянию на 22 июня 1941 года в танковых дивизиях находилось 772 Pz.Kpfw.38(t), из них 35 командирских. Как и в случае с кампанией во Франции, они сыграли важную роль на начальном этапе операции «Барбаросса». Правда, на сей раз итоги боевых действий оказались несколько иными. За июнь 1941 года было потеряно 33 танка этого типа, но уже в июле был поставлен рекорд – 182 машины, утраченных безвозвратно. Для сравнения, Pz.Kfw.III за тот же период немцы потеряли 155 штук. Уже в августе рекорд был обновлен: было потеряно– 183 Pz.Kpfw.38(t). Всего же за 1941 год оказалось потеряно 796 танков, то есть больше, чем их было на начало боевых действий против Советского Союза. Это самые крупные потери отдельно взятого типа немецких танков за 1941 год.
Причины подобного фиаско не в том, что танк вдруг оказался плохим. Вечно исполнять роль среднего танка легкая 10-тонная машина не могла. Кроме того, детище BMM подвела хрупкая броня. Даже усиление бронирования картину улучшило не сильно. Советская 45-мм пушка пробивала лобовую бронеплиту Pz.Kpfw.38(t) с дистанции 200 метров, то есть опасным противником для этого танка оказывались легкие Т-26 и БТ. Но даже если лист не пробивался, при попадании в нем начинали образовываться трещины.
Далеко не единичными случаями были поражения Pz.Kpfw.38(t) огнем полковой и дивизионной артиллерии. Хрупкая броня буквально проламывалась. Самым же неприятным для чешской машины стало появление на поле боя танков Т-34 и КВ-1. С ними легкие танки почти ничего не могли сделать.
Последней частью, получившей на вооружение Pz.Kpfw.38(t), стала 22-я танковая дивизия, имевшая 77 танков такого типа. 22-я ТД стала единственной частью, массово использовавшей Pz.Kpfw.38(t) Ausf.G. Её танки также имели отличия от штатного обвеса. Помимо креплений под канистры, с левого борта на них появились ящики для личных вещей. 22-я ТД активно использовалась в ходе боев за Крым, позже она участвовала во взятии Ростова-на-Дону. Легкие танки чешского производства использовались в дивизии вплоть до ее расформирования в марте 1943 года. Последними же танками этого типа, находившимися в боевых частях, стали 13 машин, состоявших на вооружении 8-й и 20-й танковых дивизий 30 июня 1943 года.
Источники и литература:
- Czechoslovak Tanks 1930–1945 Photo-Album Part 2, Vladimir Francev, Karel Trojanek, Capricorn Publications, 2014
- Praga LT vz.38, V. Francev, C. Kliment, MBI, 1997;
- Panzer Tracts 18 Panzerkampfwagen 38(t) Ausf.A to G und S, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2007, ISBN 0–9771643–6–5;
- Материалы из фотоархива автора
Комментарии к данной статье отключены.