Полвека назад, 28 декабря 1966 года, Центральное разведывательное управление (ЦРУ) США объявило о закрытии программы по использованию самолётов-разведчиков Lockheed A-12 «Архангел». Было озвучено, что эти высотные машины и скоростные машины, способные на высоте 23 километров разгоняться до 3,5 тысячи километров в час, будут выведены из эксплуатации с июня 1968 года.
А-12 создавались для замены относительно тихоходных разведчиков U-2, борьба с которыми с 1962 года перестала быть проблемой для советских средств ПВО. Новые разведчики были построены небольшой серией из 13 машин (плюс 3 прототипа). Приняли их на вооружение в 1963 году, а последний разведывательный полёт над Северной Кореей «Архангел» совершил в мае 1968 года. Таким образом, А-12 находились в строю всего пять лет. Создававшиеся в первую очередь для разведывательных полётов над СССР, в таком качестве эти самолёты не использовались, и их применение ограничилось территориями Северной Кореи и Вьетнама. Связано это было как с дальнейшим развитием советских систем ПВО, так и с появлением разведывательных спутников, способных решать схожие с самолётами-разведчиками задачи.
Хотя одним из аргументов в пользу отказа ЦРУ от А-12 назывались проблемы с финансированием, главной причиной ухода «Архангелов» в отставку стало создание их прямых потомков, более совершенных самолётов-разведчиков Lockheed SR-71 Blackbird («Чёрный дрозд»). Преимущество в виде меньшей радиолокационной заметности оказалось ключевым: благодаря этому козырю «Чёрные дрозды» сменили А-12, хотя были несколько тяжелее и имели немного меньшие максимальную скорость и потолок.
Комментарии к данной статье отключены.