В годы Первой мировой войны военно-полевая почта была для миллионов солдат всех воюющих армий единственным надежным и доступным средством связи с домом. Постоянные встречные потоки писем и открыток, не ослабевая, перемещались между фронтом и тылом, создавая перед праздничными датами настоящий потоп. Командование не могло упустить шанс использовать столь мощный инструмент влияния в своих целях, превратив почтовые карточки и праздничные открытки в инструмент пропаганды. Как работала военно-полевая почта Великой войны и что она пересылала под Рождество и Новый год?
Почта до войны
В 1914–1918 гг. некоторые привычные стороны жизни европейцев приобрели особое значение, из важных став важнейшими. В число институтов, повысивших свою ценность в глазах миллионов, попала и почта.
Еще до Первой мировой войны жители европейских стран активно отправляли и получали разнообразную корреспонденцию, поток которой со временем только увеличивался. Так, в 1913 гоу оборот почтовых отправлений в одной только Франции оценивался примерно в 3,3 млрд объектов (открытки, письма, посылки и т.д.). Естественно, значительную часть этого потока обеспечивали государственные и частные учреждения с хорошо поставленной бюрократической перепиской, однако увеличение доли грамотного населения способствовало и валу личной корреспонденции. Как жаловался один из современников, профессор университета в начале XIX века получал меньше писем, чем кухарка сто лет спустя.
Почта во время войны. Письма и открытки солдат
Естественно, что с началом войны почта стала единственным каналом связи между солдатами на фронте и их родными в тылу. Количество отправленных и полученных посланий перешло все разумные пределы. Немецкий историк Марта Ханна пишет, что в 1916–1917 гг. французские солдаты отправляли в сутки около четырех миллионов писем и открыток, и столько же получали в ответ, британские войска от одного до двух миллионов, а немцы – до семи миллионов! То есть, Франция перекрывала свои довоенные показатели практически в два раза, если суммировать гражданский и военный почтовые трафики. Исследователи из России и США А.Б. Асташов и П.А. Симмонс пишут, что не меньшие объемы доставляла и русская военная почта. Так, по их сведениям, во 2-й армии в сентябре 1916 года через цензурные пункты прошло около 1 350 000 (45 000 в день) писем, а в декабре – порядка 8 400 000 (270 000 в день).
Естественно, что функционировала почтовая служба в разных странах и на разных этапах доставки неодинаково. Главную роль для сроков доставки играли расстояние между корреспондентами, возможность пересылки различных вещей, а также скорость обработки писем на военно-цензорских пунктах. По-видимому, по всем трем критериям пальму первенства держали британцы на Западном фронте. Историк и литературовед Пол Фассел цитирует одного из офицеров, принимавших участие в битве на Сомме:
«Удивительно, как сюда умудряются доставлять почту. На днях мы целый день перемещались, за линию окопов и обратно, и едва прекратили движение всего на какой-то час, нам принесли почту. Лондонские газеты пришли с опозданием всего лишь на сутки, как оно всегда и бывало».
Британские офицеры и солдаты получали из дому посылки с одеждой и продуктами, причем последние в таком количестве, что, по словам бригадира Ф.П. Крозье, «на войну это не походило». Кроме того, добавляет Фассел, «почта доставляла бойцам привычные периодические издания: достаточно было оформить переадресацию, и подписка оставалась в силе».
Всё вышеперечисленное, конечно, касалось только военнослужащих с Британских островов и только на Западном фронте. Войска из доминионов, Индии, а также британские части на других фронтах, наоборот, страдали от перебоев с почтой в связи с большими расстояниями до дома и с тем, что транспортные суда гибли в результате атак подлодок. Впрочем, проблемы испытывали и остальные державы. Так, французы, которые тоже получали и отправляли много корреспонденции, боролись не с расстояниями, а с потерями при транспортировке. Жалобы и требования на розыск писем в парижском отделении военной почты составили 80 000 обращений за 1914 год, а затем, благодаря новым методам контроля, это количество упало до 60 000 в 1916 году и до 40 000 в 1917 и 1918 гг.
Рождественские и новогодние открытки
Самыми тяжелыми для почты были периоды праздников, среди которых выделялись Рождество с Новым годом и Пасха. Подарки, приготовленные родственниками военнослужащих и многочисленными общественными организациями благотворительного и религиозного толка, шли в окопы, из которых ответной волной лились письма и открытки с благодарностями.
Рождественские послания составляют особую часть среди тех миллионов открыток, что были напечатаны или нарисованы и отправлены в годы Первой мировой войны. С одной стороны, для солдат, многие из которых были людьми верующими, иллюстрации на открытке напоминали о светлом празднике и его религиозном значении. С другой, открытки были средством поддержания семейных связей, еще одним свидетельством того, что жертвы солдат на фронте не напрасны. Естественно, смысловое наполнение открыток не исчерпывалось этими двумя сюжетами.
Рождественские открытки, как и вообще любые публичные изображения типа плакатов и афиш, иллюстраций в журналах и газетах и т.п., использовались для пропаганды. Художники открыток часто обыгрывали идею подарка, который посылался противнику, уничтожая того или приводя в замешательство. Помощником солдата обыкновенно становился рождественский дед (в каждой стране у него было свое имя) или какой-нибудь традиционный символ страны (в случае Великобритании это, например, английский бульдог).
Мы собрали изображения нескольких почтовых карточек, которые отражают разные способы приободрить солдат на фронте или, наоборот, людей в тылу.
Литература:
- Hanna, Martha. War Letters: Communication between Front and Home Front // 1914–1918-online. International Encyclopedia of the First World War, ed. by Ute Daniel, Peter Gatrell, Oliver Janz, Heather Jones, Jennifer Keene, Alan Kramer, and Bill Nasson, issued by Freie Universität Berlin, Berlin (http://dx.doi.org)
- https://www.rtbf.be/14–18
- www.laposte.fr
- https://www.worldwar1postcards.com
- Фассел П. Великая война и современная память – СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2015
Комментарии к данной статье отключены.