Опытная легкая противотанковая пушка ЛПП-25 появилась на свет в ответ на немецкое тяжелое противотанковое ружье s.Pz.B.41, сведения о котором дошли до советских конструкторов с фронта. В итоге родилось орудие, не уступающее немецкому по бронепробиваемости, но без сложного в производстве и недолговечного конического ствола. Что ЛПП-25 представляла собой?
Идея создания легкой противотанковой пушки большой бронепробиваемости зародилась у преподавателей Артиллерийской академии Красной Армии им. Дзержинского в начале весны 1942 года, когда они получили сведения о наличии у немцев легких и очень эффективных противотанковых орудий. Это совпало с данными о массированном применении немцами танков, штурмовых орудий и различных бронеавтомобилей, обладавших высокими скоростями и как минимум противопульным бронированием, а также с собственными наработками преподавателей в области тактики и применения противотанковых средств в бою.
Амбициозные планы
Слушатели и большая часть преподавателей Академии осенью 1941 года были направлены на фронт, а сама Академия с середины ноября 1941 года находилась в эвакуации в Самарканде. Однако оставшиеся преподаватели-артиллеристы не утратили связи со своими учениками и коллегами, и на основе собственного опыта и переписки с фронтовиками предложили новое орудие.
Основное средство борьбы с танками и бронемашинами — противотанковые пушки. В обороне, при стрельбе с заранее подготовленных позиций, они были достаточно эффективны, однако при наступлении требовали тягачей для сопровождения пехоты и танков, а в случае контратак противника зачастую не успевали разворачиваться на удобные позиции. Поэтому в качестве средства усиления пехоты, как в обороне, так и при наступлении, считалось перспективным использовать противотанковые ружья (ПТР), обладавшие рядом достоинств: легкостью, малой уязвимостью и относительно неплохой бронепробиваемостью на малых дистанциях. Вместе с тем, у ПТР были недостатки: большой для одного солдата вес, затрудненная стрельба по движущимся целям и недостаточная бронепробиваемость на дистанциях 300–600 метров.
В результате на свет появился проект, который занял промужуточную нишу между ПТР и противотанковыми орудиями средних и больших калибров: легкая противотанковая пушка, способная перемещаться вместе с пехотинцами. Основными целями для этого орудия должны были стать средние и легкие танки, бронемашины и автомобили различного назначения, огневые точки. Предполагалось, что в крайних случаях огонь специальным снарядом мог бы вестись и по тяжелым танкам. Из-за большего калибра эффективность стрельбы по танкам должна была улучшиться по сравнению с ПТР, а за счет использования станка-лафета предполагалось упрощение стрельбы по движущимся целям. Большое впечатление на разработчиков произвело трофейное ружье (пушка) с коническим стволом s.Pz.B.41, которое идеально подходило для этих целей.
Основным автором проекта был инженер-подполковник А.Н. Сидоренко, вместе с ним работали инженер-капитан М.Ф. Самусенко и инженер-капитан И.И. Жуков. Они составили тактико-технические требования к орудию, которые рассмотрели на кафедре артиллерийского вооружения и после широкого обсуждения утвердили для работы над проектом.
Для проектируемого орудия выбрали калибр 25 мм, так как он был оптимален с точки зрения компактности и веса системы в целом, но позволял достичь бронепробиваемости до 35 мм и выше. Пушка проектировалась исходя из соображений максимального использования деталей и элементов систем, находящихся в валовом производстве.
Патрон проектировался оригинальный, но на основе существующих боеприпасов: от 25-мм автоматической зенитной пушки образца 1940 года был взят штатный бронебойно-трассирующий снаряд весом 295 граммов, а гильзу использовали от 37-мм противотанковой пушки образца 1930 года, переобжав в дульце до нужного калибра. Предполагалась получить начальную скорость снаряда 1200 м/c, общий вес системы ограничили в 230 кг.
Видимо, у авторов проекта, который получил обозначение ЛПП-25, была возможность ознакомиться не только с немецкой 2,8 cm s.Pz.B.41, но и с боеприпасами к ней, поэтому в качестве специального боеприпаса для новой пушки предполагалось использовать 25-мм снаряд с сердечником из вольфрама, по размерам близкий к немецкому образцу. В качестве аргумента говорилось, что промышленностью СССР освоены сердечники из вольфрама для 12,7-мм патронов, и изготовление несколько большего по размерам сердечника не составит труда. Вес такого снаряда должен был составить 200 граммов, а начальная скорость увеличиться до 1400 м/с.
Из-за того, что снаряд с вольфрамовым сердечником был дороже в производстве, предполагалась, что в боекомплекте их будет не более 25%, а стрельба такими снарядами должна определяться особой инструкцией – например, при появлении тяжелых танков на дистанциях не более 300 м и при отсутствии штатных патронов.
Также делался расчет при весе снаряда, аналогичного немецкому от s.Pz.B.41. В этом случае начальная скорость возрастала до 1700 м/с, а бронепробиваемость могла возрасти в 1,5 раза по сравнению с немецкой пушкой. Расчетная бронепробиваемость у ЛПП-25 любым типом снаряда должна была превысить показатели немецкого аналога.
Ствол и казенник пушки ЛПП-25 были разработаны в апреле 1942 года, а общий проект был закончен и утвержден в мае, на расширенном заседании при начальнике академии. После этого чертежи орудия были переданы в наркомат вооружения для изготовления.
Ствол и казенник изготавливались на заводе наркомата вооружений №172 имени Молотова в поселке Мотовилиха в пригороде Молотова (ныне в черте Перми). Однако из-за того, что завод был занят производством 45-мм противотанковых пушек образца 1937 года, а также вопросами, связанными с пушками М-42 и М-6, выполнение заказа Артиллерийской академии затянулось. Только после длительной переписки и личного вмешательства члена ГКО Л.П. Берия в октябре 1942 года два разных ствола с казенниками были изготовлены и отправлены на завод №702 наркомата минометного вооружения в Ташкент.
На заводе №702 были разработаны рабочие чертежи и собраны два опытных образца на разных лафетах и с разными стволами, часть деталей были изготовлены складом №20 НКО в Ташкенте. Таким образом, потребовалась широкая кооперация в изготовлении с преодолением массы трудностей, в основном, из-за отсутствия связи. Это затянуло сроки производства.
В академию обе пушки были доставлены в январе 1943 года. 30 января в Самарканде комиссия преподавателей Артиллерийской академии провела осмотр и опробование стрельбой первого образца. Ввиду отсутствия оборудованного артиллерийского полигона, а также штатной марки пороха, испытания провели по сокращенной программе.
Расчётная бронепробиваемость ЛПП-25 в зависимости от дальности и угла встречи снаряда с броней, мм:
|
ЛПП-25 |
s.Pz.B.41 |
||||
1 |
2 |
3 |
||||
90° |
60° |
90° |
60° |
90° |
60° |
|
100 м |
73 |
53 |
105 |
78 |
До 75 |
45–50 |
400 м |
62,3 |
44,8 |
82 |
57 |
40 |
- |
500 м |
59,3 |
42,7 |
76 |
54 |
- |
25 |
600 м |
55 |
40,4 |
- |
- |
- |
- |
- Вариант 1 – стальной снаряд, V0 = 1200 м/с, вес 295 граммов;
- Вариант 2 – спецснаряд, V0 = 1400 м/с, вес 200 граммов;
- Вариант 3 – спецснаряд 28/20, V0 = 1360 м/с, вес 123 грамма.
Описание противотанковой пушки ЛПП-25 первого типа
- калибр – 25 мм;
- боевая скорострельность – 20–25 выстрелов в минуту;
- угол вертикального обстрела – 7–11°;
- угол горизонтального обстрела – 30°;
- скорость наводки по горизонту – 6° в секунду, по вертикали – 2°24' в секунду;
- высота линии огня – 300 мм;
- клиренс – 300 мм;
- ширина хода – 1080 мм;
- вес пушки – 240 кг;
- перевод из боевого положения в походное – 8–10 секунд;
- габариты в походном положении, длина × ширина × высота – 3500×1250×1060 мм;
- габариты в боевом положении, длина × ширина × высота – 3300×2020×800 мм;
- скорость передвижения – до 60 км/ч;
- число деталей без колес и прицела – 402, из них 32 заимствованы от других систем.
Пушка состояла из пяти частей:
- качающейся части;
- верхнего станка с подъемным и поворотным механизмом;
- нижнего станка с ходом, механизмом подрессоривания, передним сошником и станинами;
- щитового прикрытия;
- оптического прицела.
Качающаяся часть включала в себя люльку, тормоза отката-наката, ствол-моноблок с 12 нарезами (крутизна нарезов 34 калибра) длиной 2525 мм (101 калибр), соединенный с казенником, направляющую муфту ствола, удерживаемую гайкой ствола, накатник и дульный тормоз. Затвор с закрывающим механизмом с незначительными изменениями был взят от 37-мм автоматической зенитной пушки образца 1937 года.
На верхнем станке были смонтированы подъемный и поворотный механизмы, конструктивно схожие с аналогичными у «классических» противотанковых пушек.
К нижнему станку крепились на шарнирах трубчатые станины со стопорами крепления по-боевому и походному. Конструктивно нижний станок представлял собой платформу с колесным ходом с механизмом подрессоривания и станинами.
Отдельного внимания заслуживает колесный ход. Колеса, надетые на коленчатую ось с кривошипами и рессорами, были взяты от мотоцикла ТИЗ АМ-600, с гусматиком вместо камер. За счет формы оси специальными вагами, в походном положении закрепленными на станинах, орудие переводилось из походного положения в боевое и обратно. В боевом положении колеса поднимались вверх, а нижний станок специальным сошником упирался в грунт.
Щитовое прикрытие было толщиной 3 мм, имело фигурную форму и наклон в 30°, предназначалось для защиты расчета от пуль пистолетов-пулеметов и легких осколков. От винтовочных пуль с близких дистанций оно не спасало.
Оптический прицел был свой, типа «утенок», с трехкратным увеличением и полем зрения 12°. Он предназначался для стрельбы на дальность 1000 метров без установки угла прицеливания.
При стрельбах выяснилось, что начальная скорость незначительно меньше расчетной: 1165–1180 вместо 1200 м/с. При стрельбе по крышке люка кормовой плиты танка Т-34 толщиной 46,5 мм с расстояния 140 метров при угле встречи 90° было сделано девять выстрелов. Попали два раза: в край, получив пробоину с отколом брони, и в центр, пробив люк навылет.
Выяснилось, что дульный тормоз, сделанный по типу немецкой s.Pz.B.41, слишком эффективен и поглощает энергию отката в три раза больше расчетного. Из-за этого происходили короткие откаты, и полуавтоматика орудия либо работала плохо, либо затвор не открывался вовсе. При этом дульный тормоз был безопасен и не глушил орудийный расчет. Был сделан вывод о целесообразности использования подобного тормоза и в других системах валового производства.
Пушка при стрельбе из всех положений ствола оказалась исключительно устойчивой. Достигнуто это было за счет того, что в боевом положении нижний станок опирался на землю, а сзади были разведены станины с упертыми в землю сошниками.
Орудие легко перекатывалось по пересеченной местности расчетом, а малый вес и габариты позволяли закатывать его в кузов грузовика ЗиС-5 или другую технику. Предлагалось упростить конструкцию, убрав подрессоривание – в этом случае стала бы возможна стрельба с колес.
Противотанковая пушка ЛПП-25 второго типа
Второй вариант пушки имел значительные отличия. Ствол для проверки поведения поясков и устойчивости снарядов с начальной скоростью 1400 м/с имел крутизну нарезов 45 калибров против 34 калибров у первого типа. Не было поворотного механизма, наводка по горизонту осуществлялась по подобию s.Pz.B.41 – правой рукой за рукоятку на люльке, внутри рукоятки был размещен рычаг спуска. Для регулировки усилия при повороте имелся ленточный тормоз, который использовался и для точной стрельбы при наведении в точку (например, при обстреле бойниц ДОТов).
Крепление щитового прикрытия было упрощено. Колеса сделали съемными металлическими со скобами для переноски. Станины, коробчатые по конструкции, были подобны станинам лафета s.Pz.B.41 раннего типа. Оптический прицел был взят другой, ПП-9.
Второй образец пушки ЛПП-25 без колес и оптического прицела собирался из 375 деталей, 32 из которых находились в валовом производстве.
После проведения испытаний комиссия Академии сделала выводы, что ЛПП-25 – вполне современная артсистема, которая может стать хорошим противотанковым орудием сопровождения пехоты и танков. По заключению комиссии, пушка легко устанавливалась в самоходной установке, могла применяться в авиадесантных частях, была проста и безопасна в эксплуатации, легка в освоении и сохраняла резервы еще большего упрощения. Элементы выстрела могли быть быстро внедрены в валовое производство. Комиссия сочла, что систему необходимо передать на полигонные испытания.
Испытания
6 февраля 1943 года начальником Артиллерийской академии КА генерал-майором С.П. Сидоровым материалы о проектировании и испытании ЛПП-25 были отправлены заместителю наркома обороны маршалу артиллерии Н.Н. Воронову и начальнику Главного артиллерийского управления генерал-полковнику Н.Д. Яковлеву с просьбой о проведении испытаний.
30 марта 1943 года на просьбу последовала резолюция начальника штаба артиллерии КА генерал-майора артиллерии Ф.А. Самсонова, что при устранении недостатков ЛПП-25 может быть принята на вооружение пехоты на батальонном или даже полковом уровне.
На полигонные испытания на Гороховецкий полигон ЛПП-25 поступили в начале июля 1943 года. Для них были изготовлены три типа снарядов: легкий подкалиберный (вес 163 грамма), штатный стальной, и с вольфрамовым сердечником.
Помимо обычных стрельб по бронеплитам и на устойчивость был проведен обстрел легким подкалиберным снарядом трофейного немецкого танка, «считающегося средним по общему тоннажу и тяжелым по артиллерийскому вооружению» (вероятно, PzKpfw III), с дистанции 100 метров. Стреляли по верхним и нижним лобовым листам толщиной 45 мм, результат – сплошные пробоины.
Однако не все расчеты подтвердились. Так, для первого образца орудия перевод из походного положения в боевое составил 20–30, а обратно – 26–45 секунд. Вес тоже оказался несколько больше и составил 277 кг. Ширина щита оказалась недостаточной, прицеливание было неудобным, из-за отсутствия предохранительного щитка было возможно травмирование при выстреле, шкалы прицела были неудачны.
Последовала череда доработок – в частности, изменен был щит.
Повторные испытания проходили в сентябре и ноябре 1943 года. По итогам предпочтение было отдано первому варианту ЛПП-25, при условии устранения вновь выявленных недостатков.
Бронепробиваемость ЛПП-25, показанная на Гороховецком полигоне ГАУ, была следующей:
1. Штатный бронебойно-трассирующий снаряд от 25-мм зенитной пушки образца 1940 года (вес 286 граммов) пробивал 45-мм броню под углом 60° с дистанции 340 м.
2. Опытный легкий бронебойно-подкалиберный снаряд по типу немецкого (вес 167 граммов) пробивал 60-мм броню под углом 60° с дистанции 500 м, 75-мм броню под углом 60° – с дистанции 65 м, 90-мм броню по нормали – с дистанции около 200 м.
3. Опытный бронебойно-подкалиберный снаряд от 25-мм зенитной пушки образца 1940 года с вольфрамовым сердечником (вес 200 граммов) пробивал 60-мм броню под углом 60° с расстояния 400 м, 75-мм броню под углом 60° – с дистанции 115 м, 90-мм броню по нормали с дистанции более 190 м, но менее 300 м.
Живучесть ствола оценивалась в 600–650 выстрелов.
Несмотря на то, что пушка показала удовлетворительные баллистические свойства, удовлетворительную кучность, хорошую маневренность и маскировку на поле боя, простоту обслуживания, достаточную бронепробиваемость, на вооружение она принята не была – предпочтение было отдано другой системе, 37-мм авиадесантной пушке ЧК конструкторов Е.В. Чарнко и И.А. Комарицкого.
По своим характеристикам опытная противотанковая пушка ЛПП-25 была отличным легким орудием, хорошо подходившим для середины Великой Отечественной войны. Это отличный пример того, как можно было добиться впечатляющих результатов по бронепробиваемости для орудий небольшого калибра, не используя сложные технические решения.
Комментарии к данной статье отключены.