Штатные образцы вооружения всех армий мира, выпущенные тысячными и миллионными сериями, обычно хорошо известны и описаны в литературе. Однако интересные эксперименты, предопределившие облик штатных образцов, чаще всего остаются «за кадром». Остается неизвестным и то, как первоначально предполагалось использовать новый образец, насколько он был удобен и практичен.
Одним из таких экспериментов был опытный дисковый магазин Тульского оружейного завода для пистолета-пулемета Дегтярева (ППД) и способы его ношения стрелком. Для определения удобства ношения были проведены полигонные испытания размещения среди снаряжения солдата сумок для опытных магазинов. Впоследствии результаты испытаний были использованы для более известных магазинов, ставших штатными сначала для ППД-40, а потом, с минимальными изменениями – и для Шпагинского ППШ-41.
Во время советско-финской войны 1939–1940 гг. остро выявилась проблема малого количества пистолетов-пулеметов в боевых порядках советской пехоты. Имеющегося количества ППД-34 и его модификации ППД-34/38 не хватило – вдобавок, в начале 1939 года изготовление пистолетов-пулеметов и вовсе прекратили. Производство в срочном порядке возобновили уже в ходе войны, в декабре 1939 года, одновременно начав работы по созданию более технологичного, дешевого и простого в производстве образца. Он был принят на вооружение РККА 6 января 1940 года, под наименованием «ППД образца 1940 года» (ППД-40).
Помимо нехватки пистолетов-пулеметов, выявилась и еще одна проблема – коробчатый магазин ППД вмещал всего 25 патронов. Огромное впечатление на рядовой и командный состав боевых частей РККА произвели финские пистолеты-пулеметы «Суоми» (Suomi-konepistooli M/31, KP/-31). Оснащенные магазинами с большим количеством патронов (до 70), они создавали высокую плотность огня за короткий промежуток времени, что давало большое преимущество в столкновениях на небольших дистанциях, которых было много в лесу или траншеях. Из войск настойчиво зазвучали требования о создании подобного магазина для ППД.
Было разработано несколько вариантов конструкции дискового магазина, но в итоге в серию пошел аналог финского, к которому была приделана горловина. Сделано это было для взаимозаменяемости с прежним коробчатым магазином. Применялся новый магазин для ППД-34 и ППД-34/38. ППД-40 же проектировался для использования только с дисковым магазином, подача патронов в патронник у него была устроена проще, и горловина на магазине не требовалась.
Тульская «улитка»
Одной из отвергнутых конструкций магазина для ППД был очень необычный магазин Тульского оружейного завода емкостью на 75 патронов. Он представлял собой диск с направляющим каналом-горловиной, в котором патроны были уложены в один ряд, загибавшийся в улитку. По сути, это был удлиненный и завернутый в спираль однорядный коробчатый магазин, разительно отличавшийся от магазинов к «Суоми» или «Томпсону».
Причиной отказа от такой конструкции послужило отсутствие унификации с деталями магазина к ППД-40. Тем не менее, принятие на вооружение такой «улитки» рассматривалось, и в апреле 1940 года на Научно-испытательном полигоне стрелкового вооружения Красной Армии (НИПСВО КА) прошли испытания брезентовых сумок для носки боекомплекта патронов в магазинах для первых вариантов ППД. Сумки были разработаны на самом полигоне во время испытаний магазина Тульского завода.
Целью испытаний было выявление удобства сумок при вынимании и вкладывании магазинов, при стрельбе из разных положений и перезарядке. Испытания проводили в условиях, максимально приближенных к тем, что были во время войны с Финляндией, тем более, что погода соответствовала. Боец-лыжник был одет в ватные брюки, фуфайку, полушубок, шлем, валенки, имел полное походное снаряжение: ранец образца 1936 года, одеяло, лопатку, противогаз и пр. Пистолет-пулемет ППД-34 был перекинут через шею на ремне, сумки с магазинами были прикреплены на поясном ремне, а передние (сумки второго варианта) зацеплены за крюк плечевого ремня ранца.
На испытания было подано два варианта сумок, рассчитанных на переноску одним бойцом четырех магазинов с 300 патронами в них.
Два или четыре?
Первый вариант представлял собой две сумки, вмещавшие по два магазина. Сумки имели сзади шлевки для ремня и металлические кольца для зацепа за крючки плечевых ремней ранца. Размещать на ремне их предполагалось спереди.
Во втором варианте было четыре сумки, вмещавших по одному магазину. Сумки также были оснащены шлевками для поясного ремня и кольцами для зацепов ранца, вешались они на ремне друг за другом по две слева и справа.
Вес одного магазина с 75 патронами составлял 1730 граммов, вес двух сумок первого варианта со снаряженными магазинами – 7740 граммов, вес четырех сумок второго варианта с магазинами – 7890 граммов. Разница в весе сумок первого и второго варианта оказалась незначительной.
Выяснилось, что сумки не вызывают затруднений при стрельбе из разных положений: стоя, с колена, лежа, с дерева, на ходу, во время перебежек и переползания, при броске в атаку. Однако крайние боковые сумки второго варианта мешали бойцу при сгибании тела или при лазании по деревьям.
По удобству вынимания из сумок снаряженного и вкладывания назад порожнего магазина оказались наиболее удобны сумки первого образца. Они находились спереди, всегда у бойца под рукой. Выяснилось, что брезентовая перегородка внутри сумок первого образца мешает при вкладывании, а при положении лежа магазин и вовсе не убрать в сумку.
У передних сумок второго типа вкладывание магазина в положении лежа тоже вызвало затруднения, а вот две задних оказались и вовсе неудобны: «Боец, имея ранец, противогаз и пистолет-пулемет, почти не может (а из сумки, расположенной сзади-слева, совсем не может) вынуть магазина». Кроме того, при летнем обмундировании четыре сумки и лопата попросту не умещались бы на застегнутом на бойце ремне.
После этого проводились замеры времени на манипуляции с магазинами разными руками в разных положениях красноармейца при использовании сумок обоих типов. По итогам всех испытаний был сделан вывод о том, что сумки второго типа не заслуживают дальнейшего внимания.
Сумки первого типа было предложено доработать для устранения выявленных недостатков. Выяснилось, что помещение магазинов в сумке горловиной вниз значительно удлиняет сумку, и она острым краем мешает быстро и правильно принять стойку «с колена», затрудняет широкий шаг ходьбы на лыжах, а при длительных переходах натирает мякоть ног выше колена. Конструкция застежки сумки на пуговицу тоже была признана неудачной и не обеспечивающей надежного закрывания сумки, что в реальных условиях приводило бы к утере магазинов.
Все замечания были учтены. Главным отличием измененных сумок стало то, что теперь магазины располагались горловиной вверх. Вместо пуговицы использовали более надежную деревянную застежку-клевант. Вес сумок со снаряженными магазинами составил 7700 граммов. Располагался новый тип сумок на ремне аналогично тому, как это было у сумок первого образца. После этого новые сумки были испытаны по той же программе, что и предыдущие варианты.
Испытания показали, что вести огонь, имея сумки на ремне в различных условиях боевой обстановки (стоя, лежа, с колена, с дерева и т.п.) не представляет затруднений, сумки не стесняют движений. Расположение магазинов горловиной в сторону значительно уменьшило размер сумок, обеспечило быстроту и правильность изготовки для стрельбы, а также не создавало дискомфорта при ходьбе на лыжах. Ликвидировалось и неудобство вкладывания в сумку пустого магазина. Самое же главное заключалось в значительном уменьшении времени на манипуляции при перезарядке из всех положений стрельбы.
По итогам испытаний комиссия НИПСВО признала доработанные сумки последнего варианта достойными рекомендации для принятия на вооружение Красной Армии.
Однако запуск производства ППД-40 и отказ от производства дисковых магазинов конструкции Тульского завода для ППД-34 поставили крест на этом образце экипировки красноармейца. Впрочем, опыт не пропал даром и был учтен в дальнейшем: сумки для ППД-40, а впоследствии ППШ-41 размещались на ремне бойца так же, как и сумки последнего варианта НИПСВО. Третий магазин при отсутствии штатной гранатной сумки носился на ремне слева – так им, хотя и с затруднениями, можно было пользоваться правой рукой.
При этом принятый на вооружение дисковый магазин для ППД-40 был толще, чем экспериментальный, поэтому в сумках размещался всего один – от идеи переноски красноармейцем сразу четырех магазинов для пистолета-пулемета отказались.
Статья написана на основе документов РГВА
Комментарии к данной статье отключены.