Идея строительства разделительного барьера была впервые выдвинута премьер-министром Израиля Ицхаком Рабином в 1992 году, после убийства террористом из Газы 15-летней жительницы Бат-Яма Хелены Рапп. Тогда Рабин отметил, что Израиль должен «отделить Газу от Тель-Авива», однако реальных шагов по строительству стены не последовало.
Одной из основных проблем израильской безопасности является малая территория государства, не позволяющая создать широкую буферную зону в приграничных регионах, что ставит под угрозу существование государства в случае массированной атаки по суше. Можно сказать, что вся стратегически важная инфраструктура Израиля находится в приграничном регионе. Понимание этой проблемы было отражено в военной доктрине Израиля, разработанной в 1949 году генералом Хаимом Ласковым. На протяжении более чем сорока лет существования государства основным методом решения данной проблемы были превентивные удары по таким элементам военной инфраструктуры противника как аэропорты, танковые полигоны, пусковые установки для реактивных ракет, а также аннексия территорий с целью отодвижения границ. К началу 90-х годов Израиль контролировал Синайский полуостров, Голанские высоты, Западный берег реки Иордан и Сектор Газа. Но после подписания мирных договоров с Египтом и Иорданией Израиль вернул Синайский полуостров Египту и начал создание Палестинской автономии на Западном берегу реки Иордан и в Секторе Газа. Территория Западного берега разделена на три зоны (зону «А» контролирует Палестинская администрация, зона «В» находится под совместным контролем Израиля и Палестинской администрации, а зона «С» полностью контролируется Израилем). Что касается Сектора Газа, то в 2005 году там было проведено одностороннее размежевание, в результате которого вся его территория перешла под контроль Палестинской администрации. В результате этого для еврейского государства и его населения возникли следующие угрозы:
-
Проникновение арабских террористов на основную территорию Израиля.
-
Нападения на израильские автомобили, проезжающие по территории Палестинской автономии и по приграничным с ней районам.
-
Снайперские обстрелы со стороны арабов.
-
Подготовка агентурной базы арабских террористов в Израиле.
-
Организация диверсий на территории Израиля.
Идея строительства разделительного барьера была впервые выдвинута премьер-министром Израиля Ицхаком Рабином в 1992 году, после убийства террористом из Газы 15-летней жительницы Бат-Яма Хелены Рапп. Тогда Рабин отметил, что Израиль должен «отделить Газу от Тель-Авива», однако реальных шагов по строительству стены не последовало.
Следует отметить, что одним из официальных названий израильского заградительного барьера является словосочетание «забор безопасности». Несмотря на то, что в русском языке слово «забор» не используется по отношению к крупным приграничным укреплениям, в иврите это допустимо.
В октябре 1994 года во время переговоров в Осло на фоне новой вспышки террора Рабин заявил: «Мы должны принять решение о разделении как философии. Там должна быть четкая граница. Без демаркации линии будет только поглощение Израилем 1,8 млн арабов, что просто принесет большую поддержку для ХАМАСа». В том же году был построен первый участок стены вдоль границы поселений Тулькарм и Бат-Хефер на северо-западе Западного берега реки Иордан.
В 1995 году, после теракта на перекрестке Шарон недалеко от Нетании, в результате которого погибло 22 человека, Рабином были высказаны конкретные цели строительства заградительного барьера: «Этот путь должен привести к разделению, хотя и не по границам до 1967 года. Мы хотим достичь разделения между нами и ими. Мы не хотим, чтобы большинство еврейских жителей государства Израиль, 98 % из которых живут в пределах границ суверенного Израиля, в том числе в едином Иерусалиме, стали объектами терроризма».
К началу второй интифады (сентябрь 2000 года) разделительная стена была построена вдоль границы с Сектором Газа, и то, что все теракты второй интифады были совершены именно с территории Западного берега, дало понять – разделительный барьер себя оправдывает.
К 2005 году строительство забора безопасности вокруг Западного берега реки Иордан было завершено. В результате терактов, совершенных террористами с Западного берега, в 2003 году в районах, защищенных забором, погибло 46 человек, а 221 был ранен. В том же году в незащищенных районах было убито 89 человек, а 411 получили ранения. В 2004 году потери Израиля от действий террористов были на 33% меньшими, чем в 2003 и на 80% меньшими, чем в 2002 году. И если в 2005 году в результате действий террористов в Израиле произошло 8 взрывов, то в 2006 году – 3 взрыва, в 2007 году – 1 взрыв, в 2008 году – 1 взрыв, в 2009 и 2010 годах взрывов не было, в 2011 году – 1 взрыв, в 2012 году – 1 взрыв, в 2013 году – ни одного взрыва.
Израильский разделительный барьер проходит не по «зеленой черте» (так называемой «границе 1967 года»), а заходит на несколько километров вглубь Западного берега реки Иордан и охватывает стратегически важную для Израиля территорию (в общей сложности — более 10% площади Западного берега). Это вызывает возмущение палестинской стороны и некоторых представителей международных организаций. Однако в целом международное сообщество относится к заградительному барьеру с пониманием и не видит в нем проблемы для урегулирования Ближневосточного конфликта.
Высокая эффективность заградительных барьеров вокруг Палестинской автономии привела к тому, что Израиль возвел еще несколько стен. 2 января 2013 года состоялось торжественное завершение строительства заградительного барьера на границе с Египтом. Основная «миссия» этого сооружения – сокращение нелегальной миграции в Израиль из Судана и Эритреи, а также снижение опасности со стороны маргинальных террористических группировок, которые в настоящее время процветают на формально демилитаризованном Синайском полуострове. Бюджет строительства составил около 430 миллионов долларов, длина забора – 230 километров. По данным МИД Израиля, с начала активной нелегальной эмиграции из Африки в Израиль (ее начало пришлось на середину 2000-х годов) на территорию еврейского государства проникло 59 858 таких мигрантов. После возведения забора на границе с Египтом этот поток был остановлен. «В течение семи месяцев в города Израиля не проникло ни одного нелегального иммигранта. Нам удалось полностью остановить поток незаконно пересекающих границу иностранных граждан, мы обязательно преуспеем и в нашей следующей миссии, состоящей в возвращении десятков тысяч людей в страны исхода», – заявил Биньямин Нетаньяху на церемонии открытия забора безопасности.
Летом 2012 года был построен небольшой забор безопасности на израильско-ливанской границе в районе ливанской деревни Киле. Его протяженность составила 1,2 километра, а высота – 7 метров. Официальный Иерусалим утверждает, что именно из этой деревни во время эскалаций конфликта между двумя государствами ведутся наиболее интенсивные обстрелы израильской территории.
Еще одна разделительная стена строится сейчас на границе с Сирией. Эта территория начала укрепляться израильтянами еще в 1967 году, сразу после аннексии Голанских высот, и возведенные там фортификационные сооружения сейчас надежно защищают Израиль от военного вторжения. Но после начала гражданской войны в Сирии Израиль начал опасаться потока беженцев и заявил о своем намерении построить на Голанах сплошной заградительный барьер.
6 июня 2011 года была предпринята попытка штурма проволочного барьера на Голанских высотах. В роли «штурмовиков» выступили потомки палестинских беженцев, проживающие в Сирии. Сирийские СМИ сообщили о 20-ти погибших и более 300-х раненых. Израильские власти не подтвердили, но и не опровергли эту информацию. Позиция Иерусалима по этому вопросу такова: штурм барьера – это испытание заградительных сооружений на прочность, а также попытка президента Асада отвлечь внимание от происходящего в Сирии.
В настоящее время Израиль планирует начать строительство заградительного барьера и на границе с Иорданией — на протяженности от Мертвого моря до Эйлата. В отличие от остальных проектов, эти планы подвергаются серьезной критике со стороны общественности, так как Иордания – наиболее дружественное Израилю соседнее государство. К тому же, многие подозревают «строительную мафию» в стремлении заработать на новом масштабном проекте. Впрочем, даже такая серьезная проблема как коррупция нисколько не снижает эффективность стен безопасности в защите еврейского государства.
Комментарии к данной статье отключены.