• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 17 March '22
      Боевые повозки фараона
    • 24 February '22
      Японские линкоры вступают в бой
    • 24 February '22
      На мирно спящих аэродромах Тонкина
    • 24 February '22
      Славные дети Марианны: тест Warspot
    • 21 February '22
      Немецкий контрудар у Кюстрина
    • 17 February '22
      Византийские приключения Харальда Хардрады
    • 16 February '22
      Уцелевшее население Венгрии — эвакуировать на территорию СССР
    • 14 February '22
      «Маузер» с русско-чешским акцентом
    • 08 February '22
      Skyranger 30 HEL: зенитка на все случаи жизни
    • 07 February '22
      Мизенский флот и гнев Везувия
    • 07 February '22
      Опираясь на собственные силы
    • 06 February '22
      На что способен микродрон за $195 000
    12

    Во льдах Белого моря: интервью с капитаном ледокола «Руслан»

    • современность
    • флот
    • персоналии
    • РФ
    Олег Кулешов
    24 March '17

    Город Северодвинск, расположенный на берегу Белого моря — единственный в России центр атомного подводного кораблестроения. Здесь находится производственное объединение «Севмаш», которое строит атомные субмарины, а также предприятие «Звёздочка», занимающееся их ремонтом. Если субмарине нужно выйти на испытания зимой, то замёрзшее море становится серьёзным препятствием. В таких случаях на помощь приходит «ветеран» Беломорской военно-морской базы – ледокол проекта 97П «Руслан».

    Ледоколы проекта 97П являются завершающим этапом серии ледоколов проекта 97. С 1972 по 1980 год было построено восемь судов этой модификации, которые использовались в качестве пограничных сторожевых кораблей и патрульных ледоколов. Главные отличия проекта 97П от прототипа заключаются в отсутствии носового винта, увеличенной максимальной длине, более развитой надстройке и наличии площадки для вертолёта.

    ​Ледокол проекта 97П «Руслан» - Во льдах Белого моря: интервью с капитаном ледокола «Руслан» | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Ледокол проекта 97П «Руслан»

    Днём рождения ледокола «Руслан» считается 26 декабря 1973 года – в этот день он был заложен на стапеле Ленинградского адмиралтейского объединения под заводским номером 02652. Спустя почти два года, 29 августа 1975 года, на корабле взвился флаг вспомогательного флота СССР, и он отправился к месту постоянного базирования – в Северодвинск. Вот уже более сорока лет «Руслан» несет службу в составе Беломорской военно-морской базы. Несмотря на почтенный возраст, ледокол успешно выполняет задачи, поставленные командованием. О том, какие именно задачи стоят перед «Русланом» и что делает экипаж для их выполнения корреспонденту Warspot рассказал капитан ледокола Александр Владимирович Мокин.

    — Как Вы стали капитаном ледокола «Руслан»?

    — После окончания мореходки я попал по распределению в воинскую часть №90212 – сейчас она называется 133-й группой судов обеспечения. До 1986 года я командовал морским буксиром МБ-116, а затем меня перевели на «Руслан», где я работал в должности старшего помощника при капитане Николае Ивановиче Красовском, который и научил меня «ледоколить». В ноябре 2003 года Николай Иванович вышел на пенсию, и командир части предложил мне возглавить экипаж ледокола «Руслан». Так я и стал капитаном этого ледокола.

    ​Капитан ледокола «Руслан» Александр Владимирович Мокин - Во льдах Белого моря: интервью с капитаном ледокола «Руслан» | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Капитан ледокола «Руслан» Александр Владимирович Мокин

    — Расскажите, пожалуйста, об основной работе ледокола.

    — Предназначение ледокола – обеспечение действий основных сил флота в ледовых условиях. Какие бы задачи перед силами флота ни ставились, мы должны обеспечить их работу в ледовых условиях. Как правило, это проводка боевых кораблей и разведка ледовой обстановки. Также к нашим задачам можно отнести доставку личного состава или груза до корабля.

    — Привлекают ли вас к работе с гражданскими ледоколами?

    — Бывает, но последний раз это было очень давно – в 1988 или 1989 году. Мы работали на Северной Двине и выполняли задачи, которыми обычно занимаются гражданские ледоколы – кололи лёд и проводили суда.

    ​Ходовой мостик - Во льдах Белого моря: интервью с капитаном ледокола «Руслан» | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Ходовой мостик

    — Какие задачи способен выполнять «Руслан»?

    — «Руслану» по силам всё, что позволяют тактико-технические данные ледокола. Он предназначен для прохождения ровного льда толщиной до 50 см. Это значит, что если идеальные условия и лёд ровный, то «Руслан» должен идти по нему ходом, без остановки. Но в жизни такого не бывает. Лёд в Белом море торосистый, поэтому все зависит от конкретных условий, в которых работает ледокол.

    — Случалось ли «Руслану» попадать в сложные ситуации?

    В 2003 году была сложная ледовая обстановка, когда Белое море было целиком покрыто льдом. На тот момент кроме нас в море находилось три атомных ледокола Росатомфлота. Когда на связь с нами вышел капитан атомохода «Таймыр» и узнал, что мы работаем в таких сложных погодных условиях, он очень удивился. Обычно, если посмотреть на карту, в Белом море зимой есть большие промежутки чистой воды. В ту зиму их не было. Наш «Руслан» справился, хотя это было выше его сил.

    ​Машинное отделение «Руслана» - Во льдах Белого моря: интервью с капитаном ледокола «Руслан» | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Машинное отделение «Руслана»

    — Выполняете ли вы работу за пределами Белого моря?

    — Мы работаем по указанию. Прикажут – пойдём. Зона нашей ответственности – Белое море, район плавания – неограниченный. Сейчас, в силу возраста ледокола, есть определённые ограничения. Но задания в последнее время распространялись только на бассейн Белого моря. А так ледокол бывал и в Карском море, и в Баренцевом, и даже ходил вокруг Европы. Это было до меня, очень давно, в 1977 году, когда ледокол отправлялся на плановый ремонт в югославский город Сплит.

    — Есть ли у «Руслана» вооружение?

    — На ледоколе «Руслан» и его систершипах проекта 97П была носовая артиллерийская установка АК-726, ещё две артиллерийских установки АК-630 стояли на остовах. В 1977 году, по правилам прохождения проливов (в данном случае, Гибралтара) вооружение было демонтировано в Мурманске. А поскольку ледокол уже числился в составе вспомогательного флота, то командование приняло решение вооружение не ставить. Но, если будет необходимость, установить вооружение — не проблема. Места для этого есть. Кроме того, на ледоколе имеется радиоэлектронное вооружение, а также взлётно-посадочная площадка для вертолётов типа Ка-27ПС.

    ​Вид на надстройку с вертолётной площадки. По бокам видны места для монтажа артиллерийской установки АК-630 - Во льдах Белого моря: интервью с капитаном ледокола «Руслан» | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Вид на надстройку с вертолётной площадки. По бокам видны места для монтажа артиллерийской установки АК-630

    — Какова численность экипажа «Руслана»?

    — Сейчас – 38 человек. Когда ледокол был молодым и военным, то было 125 человек.

    — Чем экипаж занимается летом?

    — Своей задачей – лёд колоть и обеспечивать силу флота – занимается ледокол, а экипаж занимается тем, чтобы ледокол мог выполнять эти задачи. То есть, техническим обслуживанием механизмов и поддержанием техники в боевом порядке. Главная задача экипажа заключается в том, чтобы «Руслан» в любой момент времени мог выйти в море и выполнить все порученные задания. Также, кроме трудовых обязанностей на ледоколе, мы обязаны поддерживать уровень своей подготовки. Для этого проводятся специальные занятия. У нас есть суточный план, по которому мы занимаемся чисткой, ремонтом, обслуживанием механизмов и занятиями по своей специальности. Ежегодно сдаём зачёты по аналогии с военными.

    — Какие задачи стоят перед ледоколом на текущий момент?

    — Сейчас у нас определённая готовность, которая выражена временным промежутком. Это означает, что экипаж должен сделать всё, чтобы в указанное время ледокол смог отойти от причала и выполнить поставленные задачи.

    ​Каюта капитана - Во льдах Белого моря: интервью с капитаном ледокола «Руслан» | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Каюта капитана

    — В вашей каюте много хоккейных принадлежностей. Увлекаетесь хоккеем?

    — Да, играю в команде. К сожалению, на ледоколе в хоккей играю только я. В своё время у нас была футбольная команда, которая считалась командой тыла, но сейчас уже никто не играет…

    — У вас двое детей. Пошли ли они по вашим стопам?

    — Напрямую не пошли, но, если почитать устав, то определённую преемственность найти можно. Сын юрист, а у меня в уставе написано, что я должен выполнять законы Российской Федерации, то есть в какой-то степени я тоже юрист. Дочка – менеджер. Я тоже управляю судном. Менеджмент – это управление. Пусть это и немного притянуто за уши, но, если посмотреть под таким углом, то частично они пошли по моим стопам.

    Олег Кулешов

    «Триумфы» прикроют северодвинские верфи на Warspot.ru
    «Триумфы» прикроют северодвинские верфи
    «Маршал Устинов» снова в море: фоторепортаж на Warspot.ru
    «Маршал Устинов» снова в море: фоторепортаж
    Поделиться
    • 2
    • 15
    • 16
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)
    У России появится постоянная военно-морская база в Арктике на Warspot.ru
    У России появится постоянная военно-морская база в Арктике
    Арктические конвои: между Мурманском и Архангельском на Warspot.ru
    Арктические конвои: между Мурманском и Архангельском
    «Илья Муромец» спущен на воду на Warspot.ru
    «Илья Муромец» спущен на воду
    Российский флот пополнится «Уралом» на Warspot.ru
    Российский флот пополнится «Уралом»
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)

    Комментарии к данной статье отключены.

    © 2014 — 2023 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google