Город Северодвинск, расположенный на берегу Белого моря — единственный в России центр атомного подводного кораблестроения. Здесь находится производственное объединение «Севмаш», которое строит атомные субмарины, а также предприятие «Звёздочка», занимающееся их ремонтом. Если субмарине нужно выйти на испытания зимой, то замёрзшее море становится серьёзным препятствием. В таких случаях на помощь приходит «ветеран» Беломорской военно-морской базы – ледокол проекта 97П «Руслан».
Ледоколы проекта 97П являются завершающим этапом серии ледоколов проекта 97. С 1972 по 1980 год было построено восемь судов этой модификации, которые использовались в качестве пограничных сторожевых кораблей и патрульных ледоколов. Главные отличия проекта 97П от прототипа заключаются в отсутствии носового винта, увеличенной максимальной длине, более развитой надстройке и наличии площадки для вертолёта.
Днём рождения ледокола «Руслан» считается 26 декабря 1973 года – в этот день он был заложен на стапеле Ленинградского адмиралтейского объединения под заводским номером 02652. Спустя почти два года, 29 августа 1975 года, на корабле взвился флаг вспомогательного флота СССР, и он отправился к месту постоянного базирования – в Северодвинск. Вот уже более сорока лет «Руслан» несет службу в составе Беломорской военно-морской базы. Несмотря на почтенный возраст, ледокол успешно выполняет задачи, поставленные командованием. О том, какие именно задачи стоят перед «Русланом» и что делает экипаж для их выполнения корреспонденту Warspot рассказал капитан ледокола Александр Владимирович Мокин.
— Как Вы стали капитаном ледокола «Руслан»?
— После окончания мореходки я попал по распределению в воинскую часть №90212 – сейчас она называется 133-й группой судов обеспечения. До 1986 года я командовал морским буксиром МБ-116, а затем меня перевели на «Руслан», где я работал в должности старшего помощника при капитане Николае Ивановиче Красовском, который и научил меня «ледоколить». В ноябре 2003 года Николай Иванович вышел на пенсию, и командир части предложил мне возглавить экипаж ледокола «Руслан». Так я и стал капитаном этого ледокола.
— Расскажите, пожалуйста, об основной работе ледокола.
— Предназначение ледокола – обеспечение действий основных сил флота в ледовых условиях. Какие бы задачи перед силами флота ни ставились, мы должны обеспечить их работу в ледовых условиях. Как правило, это проводка боевых кораблей и разведка ледовой обстановки. Также к нашим задачам можно отнести доставку личного состава или груза до корабля.
— Привлекают ли вас к работе с гражданскими ледоколами?
— Бывает, но последний раз это было очень давно – в 1988 или 1989 году. Мы работали на Северной Двине и выполняли задачи, которыми обычно занимаются гражданские ледоколы – кололи лёд и проводили суда.
— Какие задачи способен выполнять «Руслан»?
— «Руслану» по силам всё, что позволяют тактико-технические данные ледокола. Он предназначен для прохождения ровного льда толщиной до 50 см. Это значит, что если идеальные условия и лёд ровный, то «Руслан» должен идти по нему ходом, без остановки. Но в жизни такого не бывает. Лёд в Белом море торосистый, поэтому все зависит от конкретных условий, в которых работает ледокол.
— Случалось ли «Руслану» попадать в сложные ситуации?
В 2003 году была сложная ледовая обстановка, когда Белое море было целиком покрыто льдом. На тот момент кроме нас в море находилось три атомных ледокола Росатомфлота. Когда на связь с нами вышел капитан атомохода «Таймыр» и узнал, что мы работаем в таких сложных погодных условиях, он очень удивился. Обычно, если посмотреть на карту, в Белом море зимой есть большие промежутки чистой воды. В ту зиму их не было. Наш «Руслан» справился, хотя это было выше его сил.
— Выполняете ли вы работу за пределами Белого моря?
— Мы работаем по указанию. Прикажут – пойдём. Зона нашей ответственности – Белое море, район плавания – неограниченный. Сейчас, в силу возраста ледокола, есть определённые ограничения. Но задания в последнее время распространялись только на бассейн Белого моря. А так ледокол бывал и в Карском море, и в Баренцевом, и даже ходил вокруг Европы. Это было до меня, очень давно, в 1977 году, когда ледокол отправлялся на плановый ремонт в югославский город Сплит.
— Есть ли у «Руслана» вооружение?
— На ледоколе «Руслан» и его систершипах проекта 97П была носовая артиллерийская установка АК-726, ещё две артиллерийских установки АК-630 стояли на остовах. В 1977 году, по правилам прохождения проливов (в данном случае, Гибралтара) вооружение было демонтировано в Мурманске. А поскольку ледокол уже числился в составе вспомогательного флота, то командование приняло решение вооружение не ставить. Но, если будет необходимость, установить вооружение — не проблема. Места для этого есть. Кроме того, на ледоколе имеется радиоэлектронное вооружение, а также взлётно-посадочная площадка для вертолётов типа Ка-27ПС.
— Какова численность экипажа «Руслана»?
— Сейчас – 38 человек. Когда ледокол был молодым и военным, то было 125 человек.
— Чем экипаж занимается летом?
— Своей задачей – лёд колоть и обеспечивать силу флота – занимается ледокол, а экипаж занимается тем, чтобы ледокол мог выполнять эти задачи. То есть, техническим обслуживанием механизмов и поддержанием техники в боевом порядке. Главная задача экипажа заключается в том, чтобы «Руслан» в любой момент времени мог выйти в море и выполнить все порученные задания. Также, кроме трудовых обязанностей на ледоколе, мы обязаны поддерживать уровень своей подготовки. Для этого проводятся специальные занятия. У нас есть суточный план, по которому мы занимаемся чисткой, ремонтом, обслуживанием механизмов и занятиями по своей специальности. Ежегодно сдаём зачёты по аналогии с военными.
— Какие задачи стоят перед ледоколом на текущий момент?
— Сейчас у нас определённая готовность, которая выражена временным промежутком. Это означает, что экипаж должен сделать всё, чтобы в указанное время ледокол смог отойти от причала и выполнить поставленные задачи.
— В вашей каюте много хоккейных принадлежностей. Увлекаетесь хоккеем?
— Да, играю в команде. К сожалению, на ледоколе в хоккей играю только я. В своё время у нас была футбольная команда, которая считалась командой тыла, но сейчас уже никто не играет…
— У вас двое детей. Пошли ли они по вашим стопам?
— Напрямую не пошли, но, если почитать устав, то определённую преемственность найти можно. Сын юрист, а у меня в уставе написано, что я должен выполнять законы Российской Федерации, то есть в какой-то степени я тоже юрист. Дочка – менеджер. Я тоже управляю судном. Менеджмент – это управление. Пусть это и немного притянуто за уши, но, если посмотреть под таким углом, то частично они пошли по моим стопам.
Комментарии к данной статье отключены.