13
И в учении, и в бою на Warspot.ru
И в учении, и в бою

Если на заре авиации начинающие пилоты вполне могли учиться на тех же самолетах, на которых впоследствии собирались летать, с развитием авиатехники ситуация изменилась. Увеличение размеров и сложности летательных аппаратов, рост мощности двигателей привели к тому, что появилась новая группа учебно-тренировочных самолетов, предназначенных для подготовки летчиков. Прежде чем попасть за штурвал огромного авиалайнера или современного реактивного истребителя, современный пилот должен получить базовые навыки на гораздо более простых и дешевых самолетах. Как правило, учебные самолеты небольшие, надежные и достаточно легкие в управлении. Обычно их создают двухместными; в разных моделях летчик и инструктор могут располагаться рядом друг с другом или друг за другом, тандемом.

Во второй половине XX века, с распространением реактивной боевой авиации, дополнительно к учебно-тренировочным самолетам с поршневыми двигателями появились и учебные реактивные летательные аппараты. При этом, обладая неплохими динамическими характеристиками и тяговооруженностью, многие из них заняли промежуточное положение между тренировочными и боевыми машинами. Значительно уступая по своим тактико-техническим характеристикам истребителям, они вполне успешно могли справляться с задачами легких штурмовиков. Такие самолеты стоили относительно недорого, а связанные с их эксплуатацией расходы могли быть в разы меньшими, чем расходы на эксплуатацию современных специализированных боевых самолетов. Неудивительно, что многие небогатые страны закупали учебно-боевые, а иногда – и учебно-тренировочные самолеты именно для использования в бою.

В этом обзоре мы собрали 30 серийных учебно-тренировочных и учебно-боевых реактивных самолетов, начиная с совершивших первый полет еще в 1940-х годах и заканчивая современными образцами.

Если фон фотографий создаёт помехи для чтения справочной информации к фотографиям, можно навести на текст курсор мыши — это затемнит подложку подписи.

​Lockheed T-33 Shooting Star («Падающая звезда»), США. Первый полет совершил в 1948 году, всего в США, Канаде и Японии было построено более 6,5 тысяч этих учебно-тренировочных самолетов. Максимальная взлетная масса 6,8 тонны, двигатель с тягой 24 кН, скорость до 965 км/ч - И в учении, и в бою | Военно-исторический портал Warspot.ru
Lockheed T-33 Shooting Star («Падающая звезда»), США. Первый полет совершил в 1948 году, всего в США, Канаде и Японии было построено более 6,5 тысяч этих учебно-тренировочных самолетов. Максимальная взлетная масса 6,8 тонны, двигатель с тягой 24 кН, скорость до 965 км/ч
​Fouga CM.170 Magister, Франция (на фотографии – самолет западногерманских ВВС). Первый полет совершил в 1952 году. Во Франции и по лицензии в Германии, Израиле и Финляндии построено 929 машин. Максимальная взлетная масса 3,2 тонны, два двигателя с тягой 3,92 кН каждый, скорость до 715 км/ч - И в учении, и в бою | Военно-исторический портал Warspot.ru
Fouga CM.170 Magister, Франция (на фотографии – самолет западногерманских ВВС). Первый полет совершил в 1952 году. Во Франции и по лицензии в Германии, Израиле и Финляндии построено 929 машин. Максимальная взлетная масса 3,2 тонны, два двигателя с тягой 3,92 кН каждый, скорость до 715 км/ч
​Cessna T-37 Tweet («Щебет», «Чириканье»), США. Первый полет – в 1954 году, построено 1 269 таких учебно-тренировочных самолетов (и еще 577 штук в варианте легкого штурмовика Cessna A-37 Dragonfly). Максимальная взлетная масса 3,2 тонны, два двигателя с тягой 3,92 кН каждый, скорость до 715 км/ч - И в учении, и в бою | Военно-исторический портал Warspot.ru
Cessna T-37 Tweet («Щебет», «Чириканье»), США. Первый полет – в 1954 году, построено 1 269 таких учебно-тренировочных самолетов (и еще 577 штук в варианте легкого штурмовика Cessna A-37 Dragonfly). Максимальная взлетная масса 3,2 тонны, два двигателя с тягой 3,92 кН каждый, скорость до 715 км/ч
​BAC Jet Provost, Великобритания. Первый полет – в 1954 году, построено 734 самолета. Максимальная взлетная масса 4,2 тонны, двигатель с тягой 8,1 кН, скорость до 708 км/ч - И в учении, и в бою | Военно-исторический портал Warspot.ru
BAC Jet Provost, Великобритания. Первый полет – в 1954 году, построено 734 самолета. Максимальная взлетная масса 4,2 тонны, двигатель с тягой 8,1 кН, скорость до 708 км/ч
​Hispano Aviación HA-200 Saeta («Стрелка»). Первый полет – в 1955 году, построено 110 самолетов в Испании и 90 – в Египте. Максимальная взлетная масса 3,5 тонны, два двигателя с тягой по 4,8 кН каждый, скорость до 805 км/ч - И в учении, и в бою | Военно-исторический портал Warspot.ru
Hispano Aviación HA-200 Saeta («Стрелка»). Первый полет – в 1955 году, построено 110 самолетов в Испании и 90 – в Египте. Максимальная взлетная масса 3,5 тонны, два двигателя с тягой по 4,8 кН каждый, скорость до 805 км/ч
​Aermacchi MB-326, Италия (на фотографии – самолет в музее ВВС Аргентины). Первый полет совершил в 1957 году, построено около 800 машин. Максимальная взлетная масса 3 тонны, два двигателя с тягой по 4,56 кН каждый, скорость до 806 км/ч - И в учении, и в бою | Военно-исторический портал Warspot.ru
Aermacchi MB-326, Италия (на фотографии – самолет в музее ВВС Аргентины). Первый полет совершил в 1957 году, построено около 800 машин. Максимальная взлетная масса 3 тонны, два двигателя с тягой по 4,56 кН каждый, скорость до 806 км/ч
​Fuji T-1, Япония. Первый полет совершил в 1958 году, построено 66 машин. Максимальная взлетная масса 5 тонн, двигатель с тягой 18 кН, скорость до 925 км/ч - И в учении, и в бою | Военно-исторический портал Warspot.ru
Fuji T-1, Япония. Первый полет совершил в 1958 году, построено 66 машин. Максимальная взлетная масса 5 тонн, двигатель с тягой 18 кН, скорость до 925 км/ч
​Aero L-29 Delfín («Дельфин») ВВС Чехии. Чехословацкий самолет, первый полет совершил в 1959 году. Построено около 3500 этих учебно-тренировочных самолетов. Максимальная взлетная масса 3,5 тонны, двигатель с тягой 8,5 кН, скорость до 655 км/ч - И в учении, и в бою | Военно-исторический портал Warspot.ru
Aero L-29 Delfín («Дельфин») ВВС Чехии. Чехословацкий самолет, первый полет совершил в 1959 году. Построено около 3500 этих учебно-тренировочных самолетов. Максимальная взлетная масса 3,5 тонны, двигатель с тягой 8,5 кН, скорость до 655 км/ч
​Canadair CT-114 Tutor («Наставник»), Канада. Первый полет совершил в 1960 году, построено 212 таких самолетов. Максимальная взлетная масса 5 тонн, двигатель с тягой 11,8 кН, скорость до 782 км/ч - И в учении, и в бою | Военно-исторический портал Warspot.ru
Canadair CT-114 Tutor («Наставник»), Канада. Первый полет совершил в 1960 году, построено 212 таких самолетов. Максимальная взлетная масса 5 тонн, двигатель с тягой 11,8 кН, скорость до 782 км/ч
​PZL TS-11 Iskra («Искра»), Польша. Первый полет совершил в 1960 году, построено 424 таких самолета. Максимальная взлетная масса 3,8 тонны, двигатель с тягой 10,8 кН, скорость до 720 км/ч - И в учении, и в бою | Военно-исторический портал Warspot.ru
PZL TS-11 Iskra («Искра»), Польша. Первый полет совершил в 1960 году, построено 424 таких самолета. Максимальная взлетная масса 3,8 тонны, двигатель с тягой 10,8 кН, скорость до 720 км/ч
​Соко Г-2 Галеб («Чайка»), Югославия. Первый полет совершил в 1961 году, построено около 250 таких самолетов. Максимальная взлетная масса 4,3 тонны, двигатель с тягой 11,12 кН, скорость до 812 км/ч - И в учении, и в бою | Военно-исторический портал Warspot.ru
Соко Г-2 Галеб («Чайка»), Югославия. Первый полет совершил в 1961 году, построено около 250 таких самолетов. Максимальная взлетная масса 4,3 тонны, двигатель с тягой 11,12 кН, скорость до 812 км/ч
​Saab 105, Швеция (на фотографии – самолет ВВС Австрии). Первый полет совершил в 1963 году, построено 192 самолета. Максимальная взлетная масса 4,6 тонны, два двигателя с тягой по 12,68 кН, скорость до 970 км/ч - И в учении, и в бою | Военно-исторический портал Warspot.ru
Saab 105, Швеция (на фотографии – самолет ВВС Австрии). Первый полет совершил в 1963 году, построено 192 самолета. Максимальная взлетная масса 4,6 тонны, два двигателя с тягой по 12,68 кН, скорость до 970 км/ч
​HAL Kiran («Луч»), Индия (на фотографии – в учебно-боевой модификации Mk II). Первый полет совершил в 1964 году, построено 190 самолетов. Максимальная взлетная масса 4,2 тонны, двигатель с тягой 11,12 кН, скорость до 695 км/ч - И в учении, и в бою | Военно-исторический портал Warspot.ru
HAL Kiran («Луч»), Индия (на фотографии – в учебно-боевой модификации Mk II). Первый полет совершил в 1964 году, построено 190 самолетов. Максимальная взлетная масса 4,2 тонны, двигатель с тягой 11,12 кН, скорость до 695 км/ч
​Aero L-39 Albatros («Альбатрос»), Чехословакия/Чехия. Первый полет этот учебно-тренировочный самолет совершил в 1968 году, построено около 2900 таких машин. Максимальная взлетная масса 4,7 тонны, двигатель с тягой 16,9 кН, скорость до 760 км/ч - И в учении, и в бою | Военно-исторический портал Warspot.ru
Aero L-39 Albatros («Альбатрос»), Чехословакия/Чехия. Первый полет этот учебно-тренировочный самолет совершил в 1968 году, построено около 2900 таких машин. Максимальная взлетная масса 4,7 тонны, двигатель с тягой 16,9 кН, скорость до 760 км/ч
​Dassault/Dornier Alpha Jet вооруженных сил Бельгии. Совместная немецко-французская разработка, первый полет – в 1973 году. Построено около 480 таких самолетов. Максимальная взлетная масса 7,5 тонны, два двигателя с тягой по 13,2 кН каждый, скорость до 1000 км/ч - И в учении, и в бою | Военно-исторический портал Warspot.ru
Dassault/Dornier Alpha Jet вооруженных сил Бельгии. Совместная немецко-французская разработка, первый полет – в 1973 году. Построено около 480 таких самолетов. Максимальная взлетная масса 7,5 тонны, два двигателя с тягой по 13,2 кН каждый, скорость до 1000 км/ч
​Hawker Siddeley/ BAE Systems Hawk (англ. Hawk – «Ястреб), Великобритания. Первый полет – в 1974 году. Всего построено более 1000 таких учебно-боевых самолетов. Максимальная взлетная масса 9,1 тонны, двигатель с тягой 29 кН, скорость до 1028 км/ч - И в учении, и в бою | Военно-исторический портал Warspot.ru
Hawker Siddeley/ BAE Systems Hawk (англ. Hawk – «Ястреб), Великобритания. Первый полет – в 1974 году. Всего построено более 1000 таких учебно-боевых самолетов. Максимальная взлетная масса 9,1 тонны, двигатель с тягой 29 кН, скорость до 1028 км/ч
​Aermacchi MB-339, Италия. Первый полет – в 1976 году. Всего построено около 230 таких самолетов. Максимальная взлетная масса 5,9 тонны, двигатель с тягой 17,8 кН, скорость до 926 км/ч - И в учении, и в бою | Военно-исторический портал Warspot.ru
Aermacchi MB-339, Италия. Первый полет – в 1976 году. Всего построено около 230 таких самолетов. Максимальная взлетная масса 5,9 тонны, двигатель с тягой 17,8 кН, скорость до 926 км/ч
​CASA C-101 Aviojet, Испания (на фотографии – самолет ВВС Чили). Первый полет – в 1977 году. Всего построено около 143 таких самолета. Максимальная взлетная масса 5,6 тонны, двигатель с тягой 15,8 кН, скорость до 770 км/ч - И в учении, и в бою | Военно-исторический портал Warspot.ru
CASA C-101 Aviojet, Испания (на фотографии – самолет ВВС Чили). Первый полет – в 1977 году. Всего построено около 143 таких самолета. Максимальная взлетная масса 5,6 тонны, двигатель с тягой 15,8 кН, скорость до 770 км/ч
​Соко Г-4 Супер Галеб, Югославия (на фотографии – самолет ВВС Сербии). Первый полет – в 1978 году. Всего построено около 90 этих учебно-боевых самолетов. Максимальная взлетная масса 6,3 тонны, двигатель с тягой 17,8 кН, скорость до 910 км/ч - И в учении, и в бою | Военно-исторический портал Warspot.ru
Соко Г-4 Супер Галеб, Югославия (на фотографии – самолет ВВС Сербии). Первый полет – в 1978 году. Всего построено около 90 этих учебно-боевых самолетов. Максимальная взлетная масса 6,3 тонны, двигатель с тягой 17,8 кН, скорость до 910 км/ч
​AIDC AT-3 Zìqiáng («Уверенность в своих силах»), Тайвань/США. Первый полет – в 1980 году. Всего построено 62 таких самолета. Максимальная взлетная масса 7,9 тонны, два двигателя с тягой 15,6 кН каждый, скорость до 904 км/ч - И в учении, и в бою | Военно-исторический портал Warspot.ru
AIDC AT-3 Zìqiáng («Уверенность в своих силах»), Тайвань/США. Первый полет – в 1980 году. Всего построено 62 таких самолета. Максимальная взлетная масса 7,9 тонны, два двигателя с тягой 15,6 кН каждый, скорость до 904 км/ч
​IA-63 Pampa, Аргентина. Первый полет – в 1984 году. Всего построено 23 таких учебно-боевых самолета. Максимальная взлетная масса 5 тонн, двигатель с тягой 15,57 кН, скорость до 819 км/ч - И в учении, и в бою | Военно-исторический портал Warspot.ru
IA-63 Pampa, Аргентина. Первый полет – в 1984 году. Всего построено 23 таких учебно-боевых самолета. Максимальная взлетная масса 5 тонн, двигатель с тягой 15,57 кН, скорость до 819 км/ч
​IAR 99 «Şoim» («Ястреб»), Румыния. Первый полет – в 1985 году. Всего построено около 20 таких учебно-боевых самолетов. Максимальная взлетная масса 5,6 тонны, двигатель с тягой 17,8 кН, скорость до 865 км/ч - И в учении, и в бою | Военно-исторический портал Warspot.ru
IAR 99 «Şoim» («Ястреб»), Румыния. Первый полет – в 1985 году. Всего построено около 20 таких учебно-боевых самолетов. Максимальная взлетная масса 5,6 тонны, двигатель с тягой 17,8 кН, скорость до 865 км/ч
​Кавасаки Т-4, Япония. Первый полет – в 1985 году. Всего построено более 200 таких учебно-тренировочных самолетов. Максимальная взлетная масса 7,5 тонн, два двигателя с тягой 16 кН каждый, скорость до 1038 км/ч - И в учении, и в бою | Военно-исторический портал Warspot.ru
Кавасаки Т-4, Япония. Первый полет – в 1985 году. Всего построено более 200 таких учебно-тренировочных самолетов. Максимальная взлетная масса 7,5 тонн, два двигателя с тягой 16 кН каждый, скорость до 1038 км/ч
​McDonnell Douglas/ Boeing T-45 Goshawk («Ястреб-тетеревятник»), США. Палубная версия британского учебно-боевого самолета Hawk. Первый полет – в 1988 году. Всего построено более 220 таких самолетов. Максимальная взлетная масса 6,4 тонны, двигатель с тягой 26 кН, скорость до 1038 км/ч - И в учении, и в бою | Военно-исторический портал Warspot.ru
McDonnell Douglas/ Boeing T-45 Goshawk («Ястреб-тетеревятник»), США. Палубная версия британского учебно-боевого самолета Hawk. Первый полет – в 1988 году. Всего построено более 220 таких самолетов. Максимальная взлетная масса 6,4 тонны, двигатель с тягой 26 кН, скорость до 1038 км/ч
​Hongdu JL-8, или Karakorum-8, Китай/Пакистан (на фотографии – самолет пакистанских ВВС). Первый полет – в 1990 году. Всего построено более 500 таких самолетов. Максимальная взлетная масса 4,3 тонны, двигатель с тягой 16,01 кН, скорость до 800 км/ч - И в учении, и в бою | Военно-исторический портал Warspot.ru
Hongdu JL-8, или Karakorum-8, Китай/Пакистан (на фотографии – самолет пакистанских ВВС). Первый полет – в 1990 году. Всего построено более 500 таких самолетов. Максимальная взлетная масса 4,3 тонны, двигатель с тягой 16,01 кН, скорость до 800 км/ч
​Як-130, Россия/Италия (на фотографии – самолет ВВС Беларуси). Первый полет – в 1996 году. Всего построено около 130 таких самолетов (к 2017 году), еще около 70 самолетов построено в Италии (версия Alenia Aermacchi M-346 Master). Максимальная взлетная масса 10,3 тонны, два двигателя с тягой по 24,52 кН, скорость до 1060 км/ч - И в учении, и в бою | Военно-исторический портал Warspot.ru
Як-130, Россия/Италия (на фотографии – самолет ВВС Беларуси). Первый полет – в 1996 году. Всего построено около 130 таких самолетов (к 2017 году), еще около 70 самолетов построено в Италии (версия Alenia Aermacchi M-346 Master). Максимальная взлетная масса 10,3 тонны, два двигателя с тягой по 24,52 кН, скорость до 1060 км/ч
​Aero L-159 ALCA (Advanced Light Combat Aircraft), Чехия. Первый полет – в 1997 году. Построено более 70 этих учебно-боевых самолетов. Максимальная взлетная масса 8 тонн, двигатель с тягой 28,2 кН, скорость до 960 км/ч - И в учении, и в бою | Военно-исторический портал Warspot.ru
Aero L-159 ALCA (Advanced Light Combat Aircraft), Чехия. Первый полет – в 1997 году. Построено более 70 этих учебно-боевых самолетов. Максимальная взлетная масса 8 тонн, двигатель с тягой 28,2 кН, скорость до 960 км/ч
​KAI T-50 Golden Eagle («Золотой орел», или «Беркут»), Южная Корея. Первый полет – в 2002 году. Построено более 80 таких учебно-боевых самолетов. Максимальная взлетная масса 12,3 тонны, двигатель с тягой 53,07 кН, скорость до 1640 км/ч (сверхзвуковая) - И в учении, и в бою | Военно-исторический портал Warspot.ru
KAI T-50 Golden Eagle («Золотой орел», или «Беркут»), Южная Корея. Первый полет – в 2002 году. Построено более 80 таких учебно-боевых самолетов. Максимальная взлетная масса 12,3 тонны, двигатель с тягой 53,07 кН, скорость до 1640 км/ч (сверхзвуковая)
​HAL HJT-36 Sitara («Звезда»), Индия. Первый полет – в 2003 году. Построено около 20 самолетов. Максимальная взлетная масса 4,6 тонн, двигатель с тягой 17,27 кН, скорость до 1000 км/ч - И в учении, и в бою | Военно-исторический портал Warspot.ru
HAL HJT-36 Sitara («Звезда»), Индия. Первый полет – в 2003 году. Построено около 20 самолетов. Максимальная взлетная масса 4,6 тонн, двигатель с тягой 17,27 кН, скорость до 1000 км/ч
​Hongdu L-15, Китай/Россия. Первый полет – в 2006 году. Построено не менее 3 самолетов, (возможно, около 80). Максимальная взлетная масса 9,5 тонны, два двигателя с тягой 24,7 кН каждый, скорость до 1480 км/ч (сверхзвуковая) - И в учении, и в бою | Военно-исторический портал Warspot.ru
Hongdu L-15, Китай/Россия. Первый полет – в 2006 году. Построено не менее 3 самолетов, (возможно, около 80). Максимальная взлетная масса 9,5 тонны, два двигателя с тягой 24,7 кН каждый, скорость до 1480 км/ч (сверхзвуковая)
Загрузить еще