То, что самолёт с более обтекаемыми формами летает быстрее и тратит меньше топлива, авиаконструкторам стало ясно ещё до Первой мировой войны. Находящиеся в потоке бомбы и бомбодержатели, естественно, ухудшают лётные характеристики, но, чтобы спрятать бомбовое вооружение за обшивку, нужно было решить несколько проблем, связанных с компоновкой, внутренним силовым набором, сохранением приемлемой центровки, прочностью конструкции. Это значит, что бомбардировщик с внутренней подвеской груза лучше проектировать «с чистого листа», хотя в 30-х годах прошлого века многие пассажирские машины можно было достаточно быстро и с малыми затратами переоборудовать в такие самолёты. Это, например, активно практиковалось в Италии, популярные «трёхмоторники» компаний «Фоккер» и «Юнкерс» тоже имели боевые модификации, у которых в пассажирских и грузовых салонах устанавливали бомбодержатели, а под ними проделывали бомболюки с открываемыми створками.
Для сохранения центровки самолёта после сброса бомб бомбоотсеки оборудовались в районе центра тяжести самолёта, при этом лонжероны центроплана могли проходить под бомбоотсеком (у низкоплана), над ним (у высокоплана) или через него (у среднеплана). Из-за лонжеронов у среднепланов иногда делали два бомбоотсека, размещая их перед и за лонжеронами (B-29 «Суперфортресс») или делая «плоский» бомбоотсек большой площади под лонжеронами, а над ними располагали бензобаки и продольный проход от носа к хвосту («Ланкастер»). Проход связывал кабины экипажа, позволял обслуживать бомбовый груз в полёте (подсоединять взрыватели непосредственно перед сбросом). При широком крыле бомбоотсек помещали между лонжеронами (В-17 «Флайинг Фортресс»).
Силовая схема фюзеляжа тоже влияла на конструкцию бомбоотсека, люка со створками и тип применявшихся держателей. В ферменном фюзеляже проём бомболюка рассекали поперечины фермы, у полумонокока вырез люка ослаблял конструкцию — приходилось усиливать её бимсами, продольными балками и сплошными шпангоутами. Петли створок люка крепили к бимсам. Британские и американские авиаконструкторы для увеличения горизонтальных размеров бомбоотсека в силовую полумонококовую схему некоторых своих бомбардировщиков вводили мощную ферменную «плиту», которая была потолком бомбоотсека и полом межкабинного прохода. Объём отсеку создавали створки. Бомбоотсеки монтировались не только в фюзеляже — на некоторых самолётах для них использовали объёмы в крыльях и мотогондолах.
В этом фотообзоре мы рассмотрим некоторые примеры технических решений конструкций бомбоотсеков — как типовые, так и оригинальные.
То, что самолёт с более обтекаемыми формами летает быстрее и тратит меньше топлива, авиаконструкторам стало ясно ещё до Первой мировой войны. Находящиеся в потоке бомбы и бомбодержатели, естественно, ухудшают лётные характеристики, но, чтобы спрятать бомбовое вооружение за обшивку, нужно было решить несколько проблем, связанных с компоновкой, внутренним силовым набором, сохранением приемлемой центровки, прочностью конструкции. Это значит, что бомбардировщик с внутренней подвеской груза лучше проектировать «с чистого листа», хотя в 30-х годах прошлого века многие пассажирские машины можно было достаточно быстро и с малыми затратами переоборудовать в такие самолёты. Это, например, активно практиковалось в Италии, популярные «трёхмоторники» компаний «Фоккер» и «Юнкерс» тоже имели боевые модификации, у которых в пассажирских и грузовых салонах устанавливали бомбодержатели, а под ними проделывали бомболюки с открываемыми створками.
Для сохранения центровки самолёта после сброса бомб бомбоотсеки оборудовались в районе центра тяжести самолёта, при этом лонжероны центроплана могли проходить под бомбоотсеком (у низкоплана), над ним (у высокоплана) или через него (у среднеплана). Из-за лонжеронов у среднепланов иногда делали два бомбоотсека, размещая их перед и за лонжеронами (B-29 «Суперфортресс») или делая «плоский» бомбоотсек большой площади под лонжеронами, а над ними располагали бензобаки и продольный проход от носа к хвосту («Ланкастер»). Проход связывал кабины экипажа, позволял обслуживать бомбовый груз в полёте (подсоединять взрыватели непосредственно перед сбросом). При широком крыле бомбоотсек помещали между лонжеронами (В-17 «Флайинг Фортресс»).
Силовая схема фюзеляжа тоже влияла на конструкцию бомбоотсека, люка со створками и тип применявшихся держателей. В ферменном фюзеляже проём бомболюка рассекали поперечины фермы, у полумонокока вырез люка ослаблял конструкцию — приходилось усиливать её бимсами, продольными балками и сплошными шпангоутами. Петли створок люка крепили к бимсам. Британские и американские авиаконструкторы для увеличения горизонтальных размеров бомбоотсека в силовую полумонококовую схему некоторых своих бомбардировщиков вводили мощную ферменную «плиту», которая была потолком бомбоотсека и полом межкабинного прохода. Объём отсеку создавали створки. Бомбоотсеки монтировались не только в фюзеляже — на некоторых самолётах для них использовали объёмы в крыльях и мотогондолах.
В этом фотообзоре мы рассмотрим некоторые примеры технических решений конструкций бомбоотсеков — как типовые, так и оригинальные.
Комментарии к данной статье отключены.