На грани тысячелетий в США начались работы над кораблями нового, XXI века. Корабли будущего должны были не только иметь возможности для применения новейшего вооружения, но и быть малозаметными для радаров вероятного противника. В США создаются новейшие авианосец и эсминец, истории создания которых посвящена статья.
Американское военно-морское могущество строится на авианосных ударных группах, соединениях кораблей во главе с авианосцем. Подобный корабельный ордер обычно состоит из одного флагманского авианесущего корабля и порядка десяти крейсеров и эскадренных миноносцев охранения. Данная группировка обладает широчайшими возможностями для нанесения ударов, как по морским, так и по наземным целям, а кроме того имеет совершенную систему противовоздушной обороны. Практически все последние крупные операции вооруженных сил США не обходятся без участия военно-морских сил страны.
В 1990-х годах в Соединенных Штатах началась разработка кораблей нового поколения. Они были призваны заменить уже устаревающие типы судов, такие как эсминцы типа «Спрюэнс», а также первые авианесущие корабли серии «Нимиц». Считалось, что они смогут действовать вместе с новыми на тот момент эсминцами типа «Арлей Берк» и крейсерами УРО «Тикондерога».
Одной из таких программ стала SC-21, направленная на создание боевого надводного корабля XXI века. Эта масштабная проектная работа включала в себя разработку эскадренного миноносца (DD-21), а так же ракетного крейсера (CG(X)). Были предложены несколько вариантов, включая так называемый «корабль-арсенал» – огромное судно, построенное с использованием технологии малозаметности и несущее большое количество крылатых ракет. Предполагалось, что такой корабль будет нести до 500 зарядов. Однако проект был отклонен. Такая же судьба постигла и программу по созданию крейсера будущего. Военные пришли к выводу, что со ставившимися перед ним задачами спокойно справятся уже существующие эсминцы типа «Арлей Берк» и крейсера «Тикондерога» после проведения модернизации.
Программа же DD-21 получила большее развитие. Изначально предполагалось, что новейший эсминец будет оборудован более чем сотней вертикальных пусковых установок, а также будет построен с применением технологии «стелс». В начале 2000-х годов было принято решение о приостановке программы, но полученные в ее ходе наработки были применены в новом проекте – DD(X), который унаследовал от своего предшественника ВПУ, надстройки, выполненные по требованиям малозаметности, но при этом был несколько меньше в размерах и водоизмещении. Так же было сокращено до 80 число пусковых установок. Все это было сделано в виду сокращения финансирования. Новый корабль получил обозначение DDG-1000 и имя собственное «Замволт».
ВМС США предполагали строительство большой серии новых эсминцев, однако из-за их высокой цены (оценка колеблется от 1,5 до 3,2 млрд долларов за корабль) их число постоянно сокращалось, в результате чего в 2008 году было принято решение о строительстве лишь трех кораблей. Первый из них был заложен в 2011 году на верфи «Бат Айрон Уоркс», второй – через два года на «Нортроп Грумман Шипбилдинг». Головной «Замволт» был спущен на воду в конце 2013 года, и в настоящий момент ведутся его ходовые испытания. В ближайшие несколько лет корабль вступит в строй ВМС США.
Новейшие эсминцы оснащены как вертикальными пусковыми установками для крылатых или противолодочных ракет, так и сильным артиллерийским вооружением. Корабли нового типа заточены под нанесение ударов по наземным целям, а также поддержку артиллерийским огнем десанта. Несомненно, что они имеют возможности для атаки воздушных и подводных целей, но это не является их главной задачей.
Одновременно с разработкой программ перспективных эсминцев и крейсеров в США стартовали работы по созданию авианосца будущего. Проект, получивший кодовое имя CVX, был принят в разработку в 1996 году. Задача, поставленная перед кораблестроителями, выглядела так: необходимо создать авианосец для замены устаревающих типов, с ядерной энергетической установкой, водоизмещением 100 тысяч тонн, с применением технологии малозаметности. Были созданы несколько проектов, часть из которых выглядела слишком футуристично за счет чрезмерного использования технологии «стелс». В результате же был выбран более консервативный проект, напоминающий авианосцы предыдущих поколений. Кроме использования технологии малозаметности отличается новый корабль и уменьшенным количественным составом экипажа, что было достигнуто за счет большей автоматизации.
Новый авианосец получил обозначение CVN-78 и имя «Джеральд Форд». Проектные работы и подготовка к строительству велись в течение 2000-х годов, и в 2009-м головной корабль серии был заложен на верфи «Ньюпорт Ньюс Шипбилдинг». В 2013 году он был спущен на воду. Следующие два корабля, носящие имена «Джон Кеннеди» и «Энтерпрайз», будут построены в течение ближайшего десятилетия.
Новейшие авианосцы оснащены зенитными комплексами, такими как RIM-162 ESSM и RIM-116 RAM и установками «Фаланкс». Авиационная группировка новых кораблей насчитывает более 90 летательных аппаратов, включая, в том числе, новейшие F-35C Lightning II и тяжелые беспилотники палубного базирования Х-47В, разработанные фирмой «Нортроп Грумман». Кроме того, авианосцы будут оснащены электромагнитными катапультами, обеспечивающими старт с палубы даже самых тяжелых крылатых машин, в частности самолетов ДРЛО.
До 2025 года, как ожидается, ВМС США пополнятся тремя новейшими эсминцами типа «Замволт» и столькими же авианесущими кораблями следующего поколения. Необходимо отметить, что в ближайшие годы вряд ли будет увеличено количество кораблей в серии, поскольку цена каждого из них приближается к заоблачной. Тем не менее, в виду роста напряженности на Тихоокеанском направлении, нельзя утверждать, что несмотря на всю дороговизну новейших военных судов США, американские военные и политики не пойдут на увеличение военного бюджета в связи с ростом численности ВМФ Китая. Таким образом, возможности для увеличения количества «Замволтов» и «Фордов» в составе ВМС США, несомненно, присутствуют.
Источники, использовавшиеся в написании статьи:
1. Энциклопедия кораблей, www.ship.bsu.by;
2. Сайт «Военно-технический сборник Бастион», www.bastion-karpenko.ru;
3. Википедия, www.en.wikipedia.org.
Комментарии к данной статье отключены.