Ирано-иракский конфликт 1980–1988 годов сопровождался «танкерной войной», в которой обе стороны атаковали танкеры третьих государств в Персидском заливе. Чтобы обезопасить свои суда, Кувейт обратился за помощью к США. Когда один из американских фрегатов подорвался на иранской мине, военное руководство страны решило преподать Ирану запоминающийся урок.
Немного предыстории
С 1978 года из Ирана стали поступать новости одна тревожнее другой. В стране с пугающей регулярностью вспыхивали протесты против погрязшего в коррупции правительства, которые режим раз за разом подавлял. Долго держаться на штыках иранская монархия не могла, и в конце концов шах Мохаммед Реза Пехлеви был вынужден бежать из страны. В начале 1979 года весь мир, затаив дыхание, наблюдал за тем, как власть в Иране переходила в руки фундаменталистов.
Среди пристально наблюдавших за Исламской революцией был и лидер Ирака Саддам Хуссейн. В происходящем он видел хорошую возможность приумножить территории своего государства за счёт иранских земель, которые долгое время были предметом территориального спора и обладали богатыми запасами нефти. Диктатор рассчитывал на маленькую победоносную войну, что было не так уж и глупо: революция 1979 года не только откатила нравы иранцев на несколько столетий назад, но и запустила волну репрессий, серьёзно ослабивших вооружённые силы соседнего государства. Новая власть без сожаления избавлялась от офицеров, в лояльности которых сомневалась.
В 1980 году армия Саддама перешла границу. Началась Ирано-иракская война. Первое время иракские танки стремительно продвигались вперёд. Удары артиллерии и авиации сокрушали оборону персов, но тем не менее фанатичное сопротивление иранцев смогло остановить наступление. На агрессию Багдада Тегеран ответил контрнаступлением, и вскоре линия фронта стала проходить по довоенной границе двух государств. Обе стороны пытались вклиниться во вражеские позиции, но каждая такая акция заканчивалась лишь появлением новых тел на нейтральной полосе. Лёгкой прогулки, как того хотел Саддам Хуссейн, не получилось: иракские и иранские солдаты начали на своём опыте познавать все ужасы позиционной войны.
«Танкерная война»
Обе стороны считали, что если одержать победу над противником на поле боя невозможно, следует подойти к проблеме с другой стороны и постараться подорвать вражескую экономику. Хорошо известно, что экономика многих стран Ближнего Востока строится на торговле нефтью. Ирак с Ираном не были исключениями, поэтому наиболее эффективным путём к подрыву экономической мощи неприятеля виделись удары по танкерам, перевозящим «чёрное золото».
Первые атаки на гражданские суда в Персидском заливе датируются 1982 годом, но по-настоящему серьёзные проблемы для судоходства начались через два года. Ирак поставил на поток удары по танкерам и сухогрузам, заходившим в иранские порты. Удары он наносил при помощи противокорабельных ракет Exocet, запускавшихся сначала с вертолётов и взятых в аренду у Франции истребителей-бомбардировщиков Super Etendard, а затем и со специально модернизированных для таких акций французских истребителей Mirage. Атаки на торговый флот привели к стремительному падению объёмов экспорта из Ирана.
Тегеран не собирался долго отсиживаться в стороне, однако его противник обладал нефтепроводами, что позволяло ему поставлять энергоресурсы без активного использования морских путей. С началом войны один из трубопроводов, проходящий через союзную Ирану Сирию, был перекрыт, но танкеры всё равно продолжали оставаться редкими гостями в иракских портах. Поэтому страдать от иранских ударов начали суда, заходившие в порты стран, которые поддерживали Багдад.
«Искренние намерения»
В 1987 году терпение Кувейта, который регулярно нёс убытки из-за непрекращающейся войны в регионе, иссякло. Он обратился за помощью в охране своих танкеров сразу к двум великим державам: Советскому Союзу и Соединённым Штатам. Отметим, что Кувейт не был главной жертвой «танкерной войны» — за два года повреждения получили всего семь судов, ходивших под флагом этой страны. Достаточно часто можно встретить версию, согласно которой главной целью арабского государства было привлечь внимание крупных мировых игроков к происходящему на Ближнем Востоке ужасу, а вовсе не защита торгового флота.
Изначально американцы встретили просьбу Кувейта прохладно, но быстро опомнились, когда узнали, что Москва начала оказывать ему помощь и отправила корабли для проводки конвоев — давать Советскому Союзу возможность укрепить позиции в Персидском заливе Вашингтон хотел меньше всего. В Пентагоне была разработана операция, получившая название Earnest will — «Искренние намерения».
В июле 1987 года американские ВМС начали претворять планы своего руководства в жизнь. Операция по сопровождению самого первого конвоя закончилась не очень удачно: один из танкеров подорвался на иранской мине. До этого мины не считались большой проблемой для судоходства, но после появления кораблей США в заливе они стали серьёзной головной болью. Раньше танкеры были беззащитны и их можно было безнаказанно атаковать ракетами, но после начала операции у Ирана остался лишь один эффективный метод терроризирования гражданских бортов — активное использование минных заграждений.
Терпеть такое положение дел Штаты не собирались. На катера и корабли, которые иранцы использовали для минирования судоходных путей, была объявлена охота. И если охрану танкеров американцы активно афишировали, а с кораблей, участвующих в «Искренних намерениях», не сходили журналисты, то о борьбе с постановщиками мин знали лишь единицы. Главная причина секретности заключалась в том, что эту задачу доверили не регулярным частям, а силам специальных операций, обладавшим куда большей свободой действий.
В Персидский залив американцы перебросили шесть вертолётов 160-го авиаполка и отряд «морских котиков» (SEAL). Задействованная в операции авиация, которую назвали Prime chance («Главный шанс»), разместилась на кораблях американских ВМС. Для бойцов SEAL выбрали более непривычное место базирования — арендованные у частных лиц баржи, которые в обычное время использовались для обслуживания нефтяных платформ. Против такого, на первый взгляд, странного решения выступали многие чиновники в американском оборонном ведомстве. Они считали идею аренды гражданских судов слишком рискованной из-за их беззащитности. Однако «мобильные морские базы», как назывались в документах пункты базирования «морских котиков», оказались настолько удобными, что на них перебрались и лётчики 160-го полка: построенные для гражданских целей объекты не привлекали лишнего внимания и давали спецназу возможность гораздо быстрее реагировать на появление иранцев в районе морских путей.
Сразу после прибытия вертолёты приступили к полётам над гладью Персидского залива, пытаясь поймать с поличным устанавливающих мины иранцев. Долго искать противника не пришлось. Одной тёплой сентябрьской ночью звено MH-6 Little Bird заметило иранский десантный корабль Iran Ajr, поведение которого выглядело подозрительно. Лётчики сразу же атаковали цель, после чего на палубу высадились бойцы спецназа и подтвердили, что экипаж занимался установкой мин. Эта история могла бы стать одним из множества эпизодов противостояния в Персидском заливе, если бы у неё не было последствий.
14 апреля 1988 года на мине подорвался американский фрегат Samuel B. Roberts. Сразу после инцидента американцы перебросили в район аварии дополнительные силы, которые обнаружили там ещё несколько мин. Номера смертоносных находок совпадали с теми, что упоминались в документах, захваченных «морскими котиками» прошедшей осенью. Стало очевидно, что за повреждением фрегата стоял Иран.
Хотя экипаж Samuel B. Roberts не пострадал, атаку на свой корабль американцы не могли оставить без ответа. Встал вопрос о проведении акции возмездия. В Пентагоне начались оживлённые споры. Горячие головы предлагали топить все иранские корабли, выходящие в море, но в конце концов возобладал здравый смысл. В качестве объекта для мести были выбраны три нефтедобывающие платформы, которые Корпус стражей исламской революции (КСИР) использовал для борьбы с судоходством, и один из фрегатов иранского флота. Операции дали название Praying mantis — «Богомол».
Неравные противники
Чтобы преподать Ирану урок, командование американских сил в Заливе сформировало три ударных соединения: «Браво», «Чарли» и «Дельта». Группа «Браво» состояла из двух эскадренных миноносцев классов Spruance и Charles F. Adams, а также десантного корабля, на котором находились ударные вертолёты. Соединение «Чарли» могло похвастаться наличием крейсера Wainwright и парой фрегатов: первый принадлежал к классу Oliver Hazard Perry, второй — к проекту Knox. В составе «Дельты» находились два эскадренных миноносца проектов Spruance и Charles F. Adams и фрегат проекта Oliver Hazard Perry.
Если говорить о противнике, то иранский флот ещё до революции считался самым сильным в Персидском заливе. Одно время Тегеран даже планировал усилить свои боевые возможности на море, приобретя авианосец. После Исламской революции иранский флот смог подтвердить свой статус и без труда расправился с военно-морскими силами Ирака. В 1988 году Иран обладал тремя эскадренными миноносцами, четырьмя фрегатами, двумя корветами и огромным количеством всевозможных катеров.
Фрегаты были относительно новыми: их построили специально по заказу светского режима в 1960-х годах и передали Ирану в начале 1970-х. Миноносцы же долгое время служили под американским и британским флагами, после чего были проданы Тегерану по программе реализации списанного вооружения. Однако считать их откровенным металлоломом не стоит: после попадания на Ближний Восток корабли, построенные в 1940-х годах, прошли модернизацию и получили новые средства связи, РЛС и вооружение. Как видим, Иран обладал неплохим для региона флотом, но противостоять Штатам, которые имели в Заливе группировку, превосходящую по боевым возможностям весь иранский флот, не могли.
Операция «Богомол»
18 апреля все задействованные силы получили приказ о начале операции и в предрассветном сумраке выдвинулись к целям, ещё не подозревая, что через несколько часов их ждёт крупнейший для ВМС США бой со времён Второй мировой.
Утром на иранскую нефтяную платформу Sassen поступило неприятное сообщение: соединение «Браво» предупредило гарнизон о грядущем обстреле и приказало ему покинуть объект. По схожему сценарию ВМС США уже действовали осенью 1987 года. Тогда иранцы благополучно покинули платформу, а корабли без проблем расстреляли пустые позиции. Однако в этот раз бойцы КСИР не собирались уходить просто так и решили дать бой, благо на платформе находилось несколько Зу-23 — обязательных участниц любой локальной войны конца XX века.
Иранцы открыли огонь по приблизившимся кораблям, но стрельба из зениток оказалась бестолковым занятием.
Ответ долго себя ждать не заставил. В 6 часов 17 минут на позиции КСИР обрушился огонь 127-мм пушек, и желание сопротивляться у гарнизона быстро исчезло. Защитники платформы вышли на связь с американцами и сами попросили о прекращении огня. Руководство операции «Богомол» планировало уничтожить только инфраструктуру — большие потери в живой силе могли лишь усугубить ситуацию и были вредны, поэтому атакующие дали согласие на эвакуацию военнослужащих. Иранцы покинули платформу на буксире, а в воздухе над ней появилась пара американских вертолётов CH-46, которые высадили на оставленные позиции морских пехотинцев.
Через 15 минут после первых выстрелов к активным действиям приступила группа «Чарли». Нефтяная платформа Sirry, которая была целью второго соединения, в отличии от Sassen, не только служила иранским военным, но и продолжала выполнять свою первоначальную функцию. Обстрел был недолгим: один из снарядов попал в подающую газ трубу, что привело к мощному взрыву и уничтожило платформу.
Иранское командование достаточно долго оставалось безучастным и не давало никаких распоряжений авиации и флоту. Одним из первых, кто получил приказ вступить в бой с американскими кораблями, стал капитан катера Joshan. Вооружённый четырьмя противокорабельными ракетами Harpoon катер возвращался в место дислокации после выполнения очередной рутинной задачи, но через несколько часов, прошедших с момента передачи американского ультиматума гарнизонам платформ, он сменил курс и начал сближаться с группой «Браво». Разумеется, американские корабли, оснащённые современными радарами, сразу же обнаружили Joshan и пригрозили его уничтожить. Предостережения ВМС США не заставили экипаж катера отказаться от первоначального плана. В 10 часов утра по Гринвичу иранцы выпустили одну ракету Harpoon по крейсеру Wainwright — самому крупному кораблю в соединении «Браво». Средства радиоэлектронной борьбы американцев сработали безупречно, и ракета упала в воду, свою цель не поразив. После этого смелого выпада участь Joshan была предрешена. Американцы выпустили по небольшой мишени четыре противокорабельные ракеты, три из которых попали в цель. Катер проекта Kaman показал потрясающую живучесть: его небольшой экипаж полностью погиб, но сам Joshan остался на плаву и ко дну не пошёл.
Сразу после пуска ракеты Harpoon иранское командование бросило группе «Браво» ещё один вызов, отправив для удара по тому же крейсеру пару истребителей-бомбардировщиков F-4 Phantom. Добраться до цели самолётам было не суждено: зенитная ракета, выпущенная с Wainwright, повредила один из них, после чего пилоты решили не испытывать судьбу, сменили курс и вернулись на базу.
Руководство операцией «Богомол» догадывалось, что Иран не простит уничтожения нефтяных платформ и катера, на борту которого погибло 11 человек. ВМС США зашли далеко, пролилось много человеческой крови. Поэтому командование попыталось снизить напряжённость и отказалось от удара по третьей нефтяной платформе.
Чёрный день для Ирана
Проба сил иранского флота закончилась полным провалом, но персы не сдавались и собирались ещё раз дать ответ американским силам. Брать реванш воины Исламской революции решили при помощи двух фрегатов проекта Alvand — лучших кораблей из тех, что находились недалеко от района столкновений.
Первый из них, Sahand, добрался до района боевых действий уже после полудня. Американцы после первой встречи с иранским флотом не теряли бдительности и подняли в воздух авиацию. Одна из пар A-6 Intruder и обнаружила появление иранского фрегата. Далее, согласно заявлениям Пентагона, Sahand атаковал пролетевшие недалеко от него бомбардировщики. Иранцы не смогли навредить самолётам и только развязали руки пилотам. В ответ на выстрелы зенитных орудий звено A-6 сделало заход и сбросило на фрегат несколько 227-кг бомб. Одновременно с бомбами по кораблю попала ещё и ракета Harpoon, выпущенная эскадренным миноносцем Joseph Strauss из группы «Чарли», которая с самого начала операции готовилась к перехвату иранского подкрепления. Огонь моментально охватил Sahand. Шансов выжить у фрегата практически не было. Через несколько часов пожар добрался до боеприпасов, и мощный взрыв добил корабль.
Пока в одной части Персидского залива американцы с лёгкостью выводили из строя один из немногочисленных крупных кораблей иранского флота, их противник решил нанести ещё один удар. На этот раз шансы того, что очередной план офицеров КСИР обернётся провалом, были сведены к минимуму, ведь цели новой атаки защитить себя не могли. Иранские быстроходные катера обстреляли британский танкер, нефтяную платформу и американский буксир. Однако в порт вернулись не все: американцы подняли с авианосца Enterprise несколько А-6 Intruder, которые быстро настигли налётчиков и успешно накрыли три катера кассетными бомбами.
Иран не терял надежды на то, что Соединённые Штаты хоть как-то ответят за свои действия, и рассчитывал на фрегат Sabalan — второй корабль, который вышел в море следом за Sahand. То, что произошло дальше, очень напоминало расправу над однотипным бортом. Пара A-6 Intruder обнаружила фрегат. Экипаж иранского корабля, понимая, что ни к чему хорошему встреча с самолётами противника не приведёт, пытался сбить один из бомбардировщиков при помощи ракет, но безуспешно. A-6 в ответ сбросили на Sabalan две бомбы, которые точно попали в цель. Авиаудар серьёзно повредил фрегат, но не уничтожил его полностью. Самолёты уже были готовы сделать второй заход, когда Пентагон, где внимательно следили за боем в Персидском заливе, потребовал остановить удар и дать фрегату спокойно уйти. Причина, которая заставила ВМС США остановиться, была всё той же: американцы сбирались устроить ограниченную акцию возмездия, а не громить весь иранский флот, только усугубляя ситуацию в регионе.
Операция «Богомол» успешно завершилась.
Последствия
События, произошедшие в Персидском заливе 18 апреля 1988 года, куда больше напоминали не сражение двух равных противников, а эпизоды из далёкого XIX века, когда британские колониалисты, вооружённые стрелковым оружием, с лёгкостью отражали набеги аборигенов с копьями. ВМС США на голову превосходили своего соперника в организации взаимодействия и качестве разведки. Иранское командование, со своей стороны, показало прекрасный пример того, как воевать не стоит. Штаб с трудом представлял картину того, что происходило в море, поэтому флот и авиация получали распоряжения с огромным опозданием. Первой организованной попыткой ответного удара стал вылет пары «Фантомов» через пять часов после обстрела платформ.
Иранские корабли и самолёты атаковали американские соединения разрозненно, без каких-либо попыток взаимодействия. За один день Иран потерял фрегат, три скоростных катера Boghammar, две нефтяные платформы и ракетный катер Joshan. Ещё один фрегат и самолёт F-4 Phantom были серьёзно повреждены.
Имелись потери и у американцев, но с ними всё было не так однозначно. В разгар операции «Богомол» недалеко от острова Абу-Муса потерпел крушение вертолёт AH-1 Cobra. Американцы заявили, что пилоты потеряли контроль над управлением. В Иране же популярна версия об уничтожении вертолёта зенитным огнём.
События одного весеннего дня закончились для иранского флота крупнейшими потерями, каковых у него не бывало ни до описываемых событий, ни после. Однако ситуацию в Персидском заливе это никак не изменило: на важнейшем для судоходств и мировой экономики маршруте продолжали появляться всё новые и новые мины. Нападения на танкеры тоже не прекратились. Американские корабли остались в регионе и сопровождали гражданские суда до завершения Ирано-иракской войны.
В Иране, где антиамериканизм играет далеко не последнюю роль в государственной идеологии, погибшие в бою с ВМС США считаются героями, а построенные уже в наше время корабли носят имена погибших в 1988 году вымпелов.
Литература:
- М.М. Слинкин. Ирано-иракская война 1980–1988 гг. Война на море. — Таврический национальный университет, 2001.
- Captain J. B. Perkins. The Surface View: Operation Praying Mantis // U.S. Naval institute. — 1989. — Vol. 115/5/1,035.
- Mark Stille. US NAVY guided missile cruisers. — Osprey Publishing, 2020.
- Mark Stille. US NAVY frigates of the Cold war. — Osprey Publishing, 2021.
Комментарии к данной статье отключены.