Оборона Петропавловска хорошо известна как по нашим источникам, так и по западным, поэтому нет смысла подробно останавливаться на ней самой. А вот ситуации вокруг этих событий стоит уделить пристальное внимание, благо, она фактически неизвестна нашему читателю. Попробуем разобраться, какими мотивами руководствовалось руководство англо-французской эскадры, принимая решение об атаке русского форпоста на Камчатке.
Две эскадры на полмира
В Тихом и Индийском океане Англия имела две постоянных эскадры: Тихоокеанскую с портом приписки Вальпараисо, и Ост-Индскую с Бомбеем в качестве порта приписки. Адмирал Прайс, начальник Тихоокеанской эскадры, отвечал за западное побережье Южной и Северной Америки, а также за Австралию и Новую Зеландию. Адмирал Стирглинг, командир Ост-Индской эскадры, должен был контролировать все побережье Индийского океана от Адена до Сингапура, а так же берега Китая, Филиппин и Японии.
Ост-Индская эскадра, приписанная к Бомбею, реально использовала Сингапур, китайские порты Гонконг и Шанхай и японский Хакодате. Она обладала следующими силами:
- 84-пушечный линейный корабль «Монарх» 1832 года постройки;
- 50-пушечный фрегат «Винчестер»;
- 26-пушечный шлюп «Спартьян»;
- 14-пушечный паровой фрегат «Энкаунтер»;
- 6-пушечный колесный пароход «Барракута».
Помимо этого, командующий эскадрой контр-адмирал Джеймс Стирлинг мог теоретически рассчитывать на вооруженные пароходы британской Ост-Индской компании (ОИК), однако те были заняты в англо-бирманской войне и вели борьбу с китайскими пиратами в Восточно-Китайском море.
Тихоокеанская эскадра адмирала Дэвида Прайса включала:
- 50-пушечный фрегат «Президент»;
- 36-пушечный фрегат «Пайк»;
- 25-пушечный шлюп «Тринкомали»;
- 24-пушечный шлюп «Эмфитрит»;
- 18-пушечный бриг «Дидо»;
- 6-пушечный колесный пароход «Вираго»;
- суда снабжения «Нереуз» и «Найяд», а так же тендер «Коктрейс».
Чуть позже к этим силам присоединились французские корабли адмирала де Пуанта – 60-пушечный фрегат «Форт», 36-пушечный фрегат «Артемиз», 24-пушечный корвет «Эридик» и 12-пушечный авизо (бриг) «Облигадо».
Таким образом, всего в Тихом и Индийском океанах союзники обладали одним линкором (который из-за ветхости не мог плавать на дальние расстояния), пятью фрегатами, одним паровым фрегатом, двумя колесными пароходами, четырьмя шлюпами и двумя бригами.
Учитывая, что такое малое количество кораблей имело зону ответственности площадью более половины всей поверхности планеты (235 из 510 миллионов кв. км), можно сказать, что действенной защиты британским владениям эти силы обеспечить не могли.
Чем же обладали к лету 1854 года на Тихом океане русские? Прежде всего, это 3 мощных фрегата («Диана», «Паллада» и «Аврора»). Кроме этого, здесь находились 20-пушечный корвет «Оливуца», 4-пушечная винтовая шхуна «Восток», колесные пароходы «Аргунь» и «Шилка», вооруженные транспорты «Двина» (12 пушек), «Байкал» (6 пушек) и «Иртыш» (5 пушек). Если учесть, что английский линкор полноценно не мог участвовать в поисках русских кораблей, для британского и французского Адмиралтейств наличие такой силы у русских на Тихом океане выглядело серьезной проблемой.
Особенно опасались англичане за Ванкувер, поскольку это был единственный британский порт на тихоокеанском побережье обоих Америк. Именно поэтому Прайс, ринувшись на поиск русских крейсеров после известия о начале войны, был вынужден отправить к Ванкуверу фрегат «Артемиз» и шлюп «Тринкомали».
Как бы нейтралы
Оценивая расстановку сил в регионе, не стоит так же забывать и об американцах, которые сочувствовали России в этой войне. Общественное мнение требовало от американского правительства поддержать русского союзника (не забывая, конечно, и про себя, любимых). Под командованием коммодора Пэрри в марте-июне 1854 года в Японии находились 12-пушечный пароходофрегат «Миссисипи», 9-пушечные пароходофрегаты «Саскуэханн» и «Поухэтен», 22-пушечные шлюпы «Македониэн», «Плимут», «Саратога» и «Вандалия», 4-пушечные транспорты «Саутгемптон» и «Лексингтон», а также частный 5-пушечный колесный пароход «Куин», который был нанят коммодором Пэрри за 500 долларов в месяц в Гонконге.
Таким образом, до 23 июня 1854 года, когда флот Пэрри покинул Японию, англичанам приходилось приглядывать и за американской эскадрой в регионе. Впрочем, из Японии Пэрри пошел не домой, а к Китаю, что опять-таки сильно взволновало англичан и британскую ОИК. В Макао к американской эскадре присоединилась 3-пушечная шхуна «Фенимор Купер», и отряд коммодора теперь насчитывал 11 кораблей. Лишь 12 сентября 1854 года Пэрри покинул воды Китая и направился домой, в США, по пути 21 сентября зайдя в японский порт Симода.
Американский фактор часто почему-то напрочь забывается при рассмотрении боевых действий на Тихом океане периода Крымской войны. А меж тем он очень важен, особенно если учесть американские претензии на Ванкувер, Британскую Колумбию, Канаду и Гавайи. Пожалуй, лишь внутренние неурядицы правительства Франклина Пирса помешали американцам вступить в войну. Так, летом 1854 года США выслали из страны трех британских консулов, что однозначно можно было трактовать как признак приближающейся войны. Однако Англия в ответ не стала высылать американских дипломатов, что не дало возможности Пирсу, хотя бы формально, объявить о разрыве дипломатических отношений с Британией.
Что касается Канады, стремление Пирса к аннексии территории современных провинций Квебек и Онтарио закончилось ничем лишь потому, что этому воспрепятствовали южные штаты, которые не хотели изменения политического баланса между Севером и Югом. Хотя 6 июня 1854 года был заключен англо-канадский договор о дружбе и сотрудничестве, который экономически был выгоден Штатам и канадским купцам, политические разногласия так и остались неразрешенными.
По состоянию на 1854 год британская Североамериканская эскадра под командованием контр-адмирала Артура Фэншоу состояла из 70-пушечного линейного корабля «Боскауэн» и… двух блокшивов, которые могли сыграть лишь роль батарей береговой обороны при гипотетическом вторжении американцев. В Канаду были срочно переброшены два батальона (1100 и 1600 человек) морской пехоты, но командир Североамериканской станции продолжал сообщать о совершенной недостаточности сил в американских водах. Правда, у англичан было еще два 6-пушечных парохода на Бермудах и один линейный корабль на Ямайке, но это были вообще все силы, которыми Королевский флот располагал в регионе.
Центральноамериканский фронт Крымской войны
Спрашивается, а кто же виноват в подобном несоответствии британских сил возможным угрозам? Ответ простой. План Адмиралтейства по полной блокаде России со стороны всех морей был абсолютно безумен и невыполним, он отвлек возможные силы Роял Неви со всех уголков обширной колониальной империи, которые тоже было необходимо защищать.
Основные военно-морские базы и верфи США находились на Восточном побережье, и доступ к западно-американским был возможен либо через Магелланов пролив, либо через мыс Горн. Англичане еще в 1848 году хотели прорыть канал, соединяющий Атлантический океан с Тихим, по территории Британского Гондураса, что ужасно напугало американцев, решивших, что англичане поставят этот канал под свой исключительный контроль. В результате в 1850 году был заключен договор Клейтона-Бульвера, согласно которому все заинтересованные стороны получали равные права в зоне строительства канала и вступали в совместное им пользование после постройки. Тем не менее, США, используя вовлеченность Британии в Крымскую войну, стремились вытеснить ее из Никарагуа, Гондураса и Москитового берега (региона на границе между современными Никарагуа и Гондурасом).
4 мая 1855 года из Сан-Франциско с 57 добровольцами на арендованном пароходе с отплыл авантюрист Уильям Уолкер. 1 сентября он высадился в Никарагуа, где к нему присоединились 100 американских маунтинмэнов (пионеров) и 170 местных солдат. В Никарагуа тогда пылала гражданская война, Уолкер поддержал одну из сторон, и через месяц, разгромив правительственную армию, захватил столицу государства Гранаду, где поставил президентом свою марионетку – Патрисио Риваса. Несмотря на очевидную незаконность экспедиции, президент США Франклин Пирс признал легитимность нового правительства и выделил средства, позволившие авантюристу привлечь под свои знамена новых добровольцев, чтобы завоевать остальные части Центральной Америки. Примечетельно, что его солдат из США в Никарагуа перевозили транспорты компании «Accessory Transit Company», принадлежащей магнату с Уолл-Стрит Корнелиусу Вандербильту, причем делали это абсолютно бесплатно.
Не реши Уокер сыграть на противоречиях конкурентов Вандербильта – Гаррисона и Моргана – скорее всего Никарагуа так бы и осталось американским, и это тоже могло бы стать практическим результатом Крымской войны.
На практике же на деньги миллионеров была собрана большая армия в Коста-Рике, которая вторглась в Никарагуа и нанесла поражение войскам Уолкера в битве у Риваса. 1 мая 1857 года Уолкер сдался командующему коста-риканской армией Чарльзу Генри Девису и был репатриирован в США.
В 1860-м Уолкер с наемниками высадился в Гондурасе, однако Крымская война уже закончилась, и британские силы в регионе легко нейтрализовали американских «отпускников». Уолкер был пленен коммодором Ноуэллом Сэлмоном и отдан на растерзание властям Гондураса, которые приговорили его к смерти и расстреляли 12 сентября 1860 года.
Курс на Петропавловск
С учетом всего вышесказанного, можно легко представить затруднения адмиралов Прайса и де Пуанта, когда они получили сообщение о начале войны с Россией. Ведь русские обладают мощной эскадрой на Тихом океане, и совершенно неясно, где их фрегаты искать! В этой ситуации союзники решили назначить точку рандеву на Маркизских островах (Нуку-Нива) и далее зайти в Гонолулу, столицу Гавайского королевства. Выбор этот объясняется просто – только с начала 1854 года в этот порт заходили в общей сложности 250 английских китобойных судов, и захват десятка-двух из них русскими крейсерами нанес бы серьезный ущерб британской торговле.
17 июля 1854 года Прайс прибыл в Гонолулу, где получил из Ванкувера панические известия, что поблизости видели один из русских фрегатов. Тем не менее, союзники не дали себя сбить с толку, решив дождаться более точных вестей и отослали туда только фрегат «Артемиз» и шлюп «Тринкомали». Ниже приведена цитата из книги Джона Д. Грейнджера «Первая Тихоокеанская война. Британия и Россия, 1854 – 1856»:
«По выходе из Гонолулу (25 июля) адмирал Депуант послал «Артемиз», а Прайс послал «Эмфитрит» в Сан-Франциско, чтобы проведать насчёт возможных каперов, и не прибыла ли туда какая почта. Остальную эскадру Прайс повёл на север. Конечно, он понятия не имел, куда пошли российские суда, кроме предположения, что они где-нибудь в Тихом океане. Логика подсказывала, что они пойдут в российский порт или в нейтральный. Второй вариант казался маловероятным, следовательно и Союзной эскадре оставалось идти на север, обшаривать вероятные убежища на российской территории.
Первой возможностью была Ситха, которую русские окрестили Новым Архангельском, откуда Гаврилов ходил исследовать Амур; другой – Кадьяк на одноименном острове южнее материковой Аляски; далее, на Камчатке имелся Петропавловск; и, наконец, Охотск. Аян в расчёт не брался, и это свидетельствует о том, что информация о российских базах у союзников была порядком устаревшая. (Впоследствии это подтвердилось). Аляскинские порты, как Прайсу было указано, считались теперь нейтральными, и судя по тому, что он взял курс прямиком на Петропавловск, его он и считал самым подходящим местом для поиска».
Мысли Прайса – застанет он в Петропавловске один фрегат или два – наверное, навсегда останутся для нас тайной. Тем не менее, появившись 29 августа 1854 года у Авачинской бухты, он обнаружил в Петропавловске только «Аврору», «Диана» же исчезла в неизвестном направлении, и Прайс был обязан учитывать и это.
Напомню, что зоной ответственности Тихоокеанской эскадры был почти весь Тихий океан, от побережья Чили до Австралии, от Ванкувера до Гавайев. Уведя основные силы эскадры на север, Прайс тем самым полностью оголил юг, и если вдруг «Диана» пустилась в крейсерство – ничего хорошего это не сулило.
Таким образом, союзники оказались перед непростым выбором – атаковать хорошо подготовленный к обороне Петропавловск в надежде уничтожить один из русских фрегатов или оставить дозор и ринуться на поиски остальных русских кораблей. Здесь снова приведем цитату из Грейнджера:
«Атака на укреплённый город не входила в расчёты Прайса, когда он взялся искать «Диану» и «Аврору», хотя была вероятность, что к тому всё и придет, учитывая выигрыш российских кораблей в гонке и нежелание сразиться с Королевским флотом в открытом море. У Прайса теперь было два выбора: блокировать город или атаковать. Первое было едва ли реально. Это уже был конец августа; ещё месяц – и в блокаде окажутся сами блокаторы, отрезанные от своих баз тысячемильными льдами. Поэтому, чтобы добраться до «Авроры», Прайс должен был атаковать укрепления города.
Он и Депуант обсудили дело. Ни один не записал, что они там надумали, но план очевиден из того, как он потом осуществлялся. Бомбардировать батареи вокруг внешней гавани, пока не замолчат, затем войти во внутреннюю гавань, чтобы атаковать суда, или, как вариант, расстрелять их из внешней гавани до состояния руин. Совещание имело место 30 августа утром. А в час дня адмирал Прайс застрелился в своей каюте на «Президенте».
Именно желание нейтрализовать силы русского флота на Тихом океане и стало подоплекой атаки Петропавловска. Не было и речи ни о захвате города, ни об организации там базы – главной целью были русские фрегаты, за ними и велась охота.
Комментарии к данной статье отключены.