21 июня 1940 года итальянская армия перешла границу с Францией сразу в нескольких местах на всем ее протяжении, от Швейцарии до Средиземного моря. По указанию Муссолини началось «решительное наступление», и поначалу оно имело некоторый успех. «Малая линия Мажино», система французских оборонительных сооружений в Альпах, лишилась к этому времени значительной части своих защитников, которые в качестве подкреплений были переброшены на север. Выполняя указание дуче, который распорядился занять крупные французские порты до того, как к ним выйдут немцы, основной удар итальянцы планировали нанести вдоль побережья, Ривьеры, и здесь соотношение сил достигало 80 тысяч к 36 тысячам в пользу наступающих. Всего же для вторжения во Францию итальянцы выставили около 300 тысяч человек. До сентября 1939 года 6-я французская армия, занимавшая Альпийский фронт с противоположной стороны, насчитывала 550 тысяч человек. Но сейчас здесь оставалось лишь около 180 тысяч французов.
В начавшейся в сентябре 1939 года новой мировой войне фашистская Италия довольно долго занимала выжидающую позицию. Объявить войну западным союзникам она решилась только 10 июня 1940 года, после эвакуации британских войск из Дюнкерка, когда исход немецкого наступления против Франции и стран Бенилюкса уже не вызывал особых сомнений. Но даже в такой ситуации, когда основная часть французской армии отчаянно пыталась остановить наступление вермахта на севере, формально вступивший в войну Муссолини продолжал выжидать. Более того, французская армия, несмотря на тяжелые поражения на севере, начала проявлять активность на границе с Италией не дожидаясь вторжения. Например, 12 июня французы перешли границу в районе Маддалена-Пасс и обстреляли итальянские аванпосты.
17 июня, когда Франция выразила желание заключить перемирие с Германией, стало понятно, что с таким подходом к выполнению союзнических обязательств перед немцами Италия может успеть к разбору шляп. На следующий день Муссолини встретился в Мюнхене с Гитлером, который объяснил дуче, что его ничем не подкрепленные претензии на Корсику, Тунис и Ниццу только мешают ведению переговоров о перемирии с Францией. Под давлением этих аргументов итальянское военно-политическое руководство и приняло решение о переходе к активным действиям на французской границе.
«Малая линия Мажино» по своему устройству сильно отличалась от своей «тёзки» на границе с Германией. Строго говоря, она и не являлась плотной линией сооружений, как укрепления в Эльзасе и Лотарингии, а представляла собой достаточно редкую цепочку фортов и бункеров, прикрывавших горные проходы в Альпах и узкую прибрежную низменность к востоку от Ниццы. Однако, несмотря на многократное превосходство итальянцев на направлениях главных ударов, французы остановили их наступление в серии приграничных боев, не позволив углубиться более чем на 8 км на свою территорию. В это время французские ВВС, базировавшиеся в Северной Африке, наносили удары по итальянским городам на Сицилии и Сардинии. Наступление против разгромленной Франции, обещавшее быть легкой прогулкой, обернулось для итальянцев настоящим фиаско и унижением. В ходе боев французы потеряли до 40 человек убитыми, тогда как число погибших итальянцев перевалило за 6 сотен. На мирных переговорах 24 июня «победительница» – Италия смогла «выторговать» себе лишь символическую оккупационную зону размером в 832 км ² и с населением меньше 30 тысяч человек, большую часть из которых составляли жители курортного городка Ментон.
Комментарии к данной статье отключены.