Утром 22 июня 1893 года британская эскадра Средиземного моря под командованием вице-адмирала Джорджа Трайона в рамках ежегодных летних учений вышла из Бейрута в Триполи. Мощное соединение состояло из броненосцев «Виктория», «Дредноут», «Инфлексибл», «Кампердаун», «Коллингвуд», «Нил», «Санспарейль», «Эдинбург» и крейсеров «Эдгар», «Амфион», «Фаэтон», «Бархэм» и «Фирлесс». Трайон командовал эскадрой, находясь на «Виктории», однобашенном броненосце новейшей конструкции, построенном в 1890 году и названном в честь правящей королевы. Его строительство обошлось казне в 724 800 фунтов стерлингов (около 55 миллионов долларов в ценах 2017 года), и это без учёта стоимости корабельных орудий и их установки.
Поначалу британские корабли шли строем фронта, но на подходе к Триполи (городу в современном Ливане, а не нынешней столице Ливии) Трайон решил перестроить эскадру в две кильватерные колонны. Правую колонну вела «Виктория», левую возглавлял «Кампердаун», на котором держал флаг младший флагман контр-адмирал Маркхэм. Колонны находились на расстоянии 6 кабельтовых (1,1 км) друг от друга. Перед постановкой на якорь Трайон снова отдал приказ о перестроении: теперь колонны, начиная с головных кораблей, должны были развернуться друг к другу и, продолжая поворачивать «вовнутрь» строя, изменить свой курс на обратный. В результате броненосцы и крейсера должны были оказаться во всё тех же колоннах, но гораздо ближе друг к другу. При планировании этого манёвра Трайон почему-то не учёл, что диаметр циркуляции, описываемый его флагманским кораблём на повороте, составлял около 700 метров, то есть был больше половины расстояния, разделявшего колонны. По непонятой причине он также проигнорировал предложения подчинённых офицеров увеличить это расстояние хотя бы до 8 кабельтовых (1,5 км).
В результате при развороте «Кампердаун» ударил «Викторию» в борт практически под прямым углом. Его таран вошёл в корпус флагманского корабля на три метра. После того как Трайон приказал «Кампердауну» дать задний ход, в пробоину ворвалась вода. Экипаж поврежденного броненосца не успел задраить открытые по случаю жаркого дня водонепроницаемые переборки, и ровно через 10 минут после столкновения «Виктория» затонула. Многих моряков, успевших покинуть корабль, засосало в образованный стремительно погружающимся кораблём водоворот. Спасти удалось, по разным данным, от 338 до 357 членов экипажа «Виктории», 358 матросов и офицеров, включая и вице-адмирала Трайона, погибли.
Комментарии к данной статье отключены.