Шестой «Черчилль» в Бовингтоне
Как правило, описание танков «Черчилль» начинают или заканчивают фразой сэра Уинстона:
«Танк, носящий моё имя, имеет больше недостатков, чем я сам!»
Тем не менее, этот танк в различных модификациях производился британцами на протяжении значительной части Второй мировой войны, став для них не менее этапным и значимым, чем КВ для СССР.
Изначально новый пехотный танк создавался с «оглядкой» на опыт Первой Мировой. При этом от машины требовалась главным образом хорошая проходимость и живучесть. Правда, опыт непродолжительных боевых действий во Франции весной 1940 года наглядно показал, что новая война не очень похожа на позиционные бодания двадцатилетней давности. Но существенно переделывать проект уже было некогда – потерявшей большую часть техники британской армии, со дня на день ожидавшей вторжения, новые танки были нужны «еще вчера».
В итоге первые вышедшие из заводских цехов «Черчилли» оказались достаточно сырыми. Двигатель мощностью в 350 лошадиных сил был явно слабоват для машины массой почти в сорок тонн, да и 40-мм пушка в мае 1941 года в качестве вооружения тяжелого танка выглядела не очень убедительным аргументом. Впрочем, как и у самого премьер-министра Великобритании, достоинства танка «Черчилль» всё же перевешивали его недостатки. Главным же достоинством была, вне всякого сомнения, лобовая броня толщиной в 102 мм, которая обеспечивала отличную защиту от огня 37-мм и 50-мм немецких противотанковых пушек. Об истории применения этих машин в годы Великой Отечественной войны в Красной армии рассказывается в статье «Британский «премьер» в СССР».
В фотообзоре представлен Churchill Mk VI из коллекции танкового музея в английском Бовингтоне. Этот вариант отличался от предыдущих более мощным вооружением и дополнительным бронированием.
![Общий вид на танковый ряд. Доступ к «Черчиллю» был несколько затруднен - Шестой «Черчилль» в Бовингтоне | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/044/426/content/148-001-3217bf73dc8a0d41ba44956022d44029.jpg)
![Вид на ходовую часть изнутри. Опорные катки малого диаметра, имевшие индивидуальную пружинную подвеску, обеспечивали танку достаточно плавный ход - Шестой «Черчилль» в Бовингтоне | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/044/429/content/148-004-506a8cf278f77b95e477f3e3c2b9e025.jpg)
![Днище с технологическим лючком - Шестой «Черчилль» в Бовингтоне | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/044/428/content/148-008-1e40e128ddcde9491ff17678a8af2e58.jpg)
![Ходовая левого борта. Танк находится не в лучшем состоянии, но основные элементы на месте - Шестой «Черчилль» в Бовингтоне | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/044/430/content/148-011-4480f58235721ec4afed57a9e450375c.jpg)
![Передняя часть танка «утоплена» между гусеницами - Шестой «Черчилль» в Бовингтоне | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/044/432/content/148-020-a667c7fbf7f1cec76889462c35d3e99e.jpg)
![Лобовая бронеплита - Шестой «Черчилль» в Бовингтоне | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/044/431/content/148-049-a2842af3bd20a077662ab0f101376b41.jpg)
![Пулеметная установка - Шестой «Черчилль» в Бовингтоне | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/044/433/content/148-050-96a6982da3f1a112450fef34ddc321b2.jpg)
![Люк механика водителя - Шестой «Черчилль» в Бовингтоне | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/044/435/content/148-051-6a9888851c64216192ab367cdc429ea6.jpg)
![Вид на танк слева спереди, насколько с этого ракурса вообще можно было его снять - Шестой «Черчилль» в Бовингтоне | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/044/434/content/148-057-c7f7a9b38e4318b98781aa304e76f180.jpg)
![Доступная для съемки часть левого борта - Шестой «Черчилль» в Бовингтоне | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/044/436/content/148-058-1704f5d374c3a3dbcc78587990ec2d3f.jpg)
![Вид слева сзади - Шестой «Черчилль» в Бовингтоне | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/044/437/content/148-060-c868b8a7f973502a79976446abb55745.jpg)
![Общий вид с кормы - Шестой «Черчилль» в Бовингтоне | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/044/438/content/148-062-4776a4bbdbb2b71d61d46278139f1916.jpg)
![Вид справа сзади - Шестой «Черчилль» в Бовингтоне | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/044/439/content/148-063-ffb1a231c67dde9b7ad8630dbb34fba2.jpg)
![Башня спереди. «Шестая» модель оснащалась орудием Ordnance QF 75 mm - Шестой «Черчилль» в Бовингтоне | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/044/440/content/148-070-8bea89330d1f335547b43b555dd0c902.jpg)
![Ходовая правого борта с внешней стороны - Шестой «Черчилль» в Бовингтоне | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/044/441/content/148-075-b7e22b7e90be95f1cf8943543116a73f.jpg)
![Вид сверху слева - Шестой «Черчилль» в Бовингтоне | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/044/443/content/148-083-641bbb24f3ff27953dbba40751df410c.jpg)
![Моторно-трансмиссионное отделение крупным планом - Шестой «Черчилль» в Бовингтоне | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/044/445/content/148-085-9244e55d7d090ed58167ff0e842b8ae1.jpg)
![Башня слева сзади - Шестой «Черчилль» в Бовингтоне | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/044/444/content/148-086-dcebaeccec1f55ccecc2267ee81a8712.jpg)
![Башня слева - Шестой «Черчилль» в Бовингтоне | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/044/446/content/148-091-6e260fce357c4aea5432f0213bdfde4c.jpg)
![Верхний лобовой бронелист. Видны перископические приборы наблюдения механика-водителя и стрелка - Шестой «Черчилль» в Бовингтоне | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/044/448/content/148-097-60112d115840b5fcd091f0a6aae061b0.jpg)
![Башня слева спереди - Шестой «Черчилль» в Бовингтоне | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/044/447/content/148-106-8c26002cf26896f0ad631a417fce6f9e.jpg)
![Общий вид сверху справа… - Шестой «Черчилль» в Бовингтоне | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/044/449/content/148-110-708fcd05be63bf4f50dd1af1a647eff9.jpg)
![…и сверху спереди - Шестой «Черчилль» в Бовингтоне | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/044/450/content/148-114-b5451314d495597f8b752e2660f04cad.jpg)
![Хорошо виден дополнительный лист брони на нижней лобовой детали - Шестой «Черчилль» в Бовингтоне | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/044/451/content/148-115-6246e6433e4c641c51a9e349ed6e4b57.jpg)
![Вид на крышу башни - Шестой «Черчилль» в Бовингтоне | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/044/452/content/148-116-4f4f4fe735c0bdcbfb8da8f003c3d078.jpg)
![Общий вид спереди справа - Шестой «Черчилль» в Бовингтоне | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/044/453/content/148-120-d187450ddf08b385b4dc32cbed4c5098.jpg)
![Крылья гусениц местами проржавели, чего не скажешь о дополнительном бортовом бронировании - Шестой «Черчилль» в Бовингтоне | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/044/454/content/148-123-2c317bf054802bd2e6bcf985240b0dcb.jpg)
![Башня справа - Шестой «Черчилль» в Бовингтоне | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/044/455/content/148-126-8f5b1f17d338ebb96fe5650f4a64bf67.jpg)
![И более крупный план - Шестой «Черчилль» в Бовингтоне | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/044/456/content/148-129-279d32b8adf47bd5aec6fa38ac9e761a.jpg)
![Башня справа сверху - Шестой «Черчилль» в Бовингтоне | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/044/457/content/148-131-166393e4945b506374e724f275fca54c.jpg)
![Люк для заряжающего - Шестой «Черчилль» в Бовингтоне | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/044/458/content/148-158-e24b71e9c0fc70c57bf715fbf931c8f6.jpg)
![Люки доступа в МТО в его задней части - Шестой «Черчилль» в Бовингтоне | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/044/459/content/148-181-52e641844272c3d9402b9603d7f80107.jpg)
![Люки доступа в МТО около башни - Шестой «Черчилль» в Бовингтоне | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/044/425/content/148-189-590554942b46ad3c92c8f0db7cee27ce.jpg)
![Кормовые бронелисты - Шестой «Черчилль» в Бовингтоне | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/044/424/content/148-002-b264b530d5168d990bc8acf18d3b83e0.jpg)
![Нижний кормовой бронелист - Шестой «Черчилль» в Бовингтоне | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/044/427/content/148-003-77f1bae8b95ba9c126a1c6437e0335a3.jpg)
Комментарии к данной статье отключены.