В прошедшие выходные в подмосковном селе Ивановское среди прочих мероприятий проводилась и военно-историческая реконструкция "Лето 1941. Бои под Витебском", которая стала одной из составных частей большого военно-технического и военно-патриотического слёта "Моторы Войны - 2014".
Слёт проводился при поддержке Правительства Московской области, Министерства Культуры Московской области и губернатора Московской области А.Ю. Воробьёва. Генеральным партнёром "Моторов Войны" выступила компания Wargaming.
Программа с мероприятия была рассчитана на несколько дней, важнейшим из которых, конечно же, стало воскресенье, 22 июня 2014 года. Именно в этот день, 73 года тому назад, немцы перешли границу СССР и начали войну. К этой памятной для нас дате и был приурочен фестиваль "Моторы Войны".
"Моторы Войны" , прежде всего, дают возможность гостям фестиваля полюбоваться, а иногда
и в прямом смысле прикоснуться к редким и не очень образцам боевой техники. Многие
бронированные и небронированные машины из числа выставленных принимали самое активное участие в
военно-исторической реконструкции событий лета 1941 года, а у собравшихся появилась
отличная возможность посмотреть на музейные экспонаты "в деле".
Например, вот этот огнемётный танк Т-34 выступал и в роли выставочного экспоната и в качестве полноправного участника событий, развернувшихся на поле боя. Зимой 1944 года этот танк с
бортовым номером 111 участвовал в битве за Новосокольнический район Псковской области, которая
стала частью Великолукской операции . 1 февраля 1944 года в 15.00 трем танкам 1-й роты 516 ООТП
была поставлена задача поддержать атаку пехоты в направлении Спастер, Коробово.
Экипаж танка состоял из четырех человек: командира, лейтенанта М. Гордияша, старшины П. Чертова,
младших сержантов В. Сергеева и Н. Ковалева. При появлении советских танков немцы открыли сильный артиллерийский огонь. Танк был подбит прямым попаданием. Снаряд проломил броню с правой стороны бронекорпуса под башней. Танк потерял управление и, раздавив лед, ушел на дно болота.
Из числа экипажа остались в живых трое, один из них командир танка. Согласно донесениям,
они были ранены. Весной 2006 года вблизи деревни Батово Новосокольнического района поисковики
извлекли из болота танк Т-О34 № 111, пролежавший на дне перевернутым вверх гусеницами 62 года.
Для возрождения танка понадобилось около трех лет напряженной работы.
Самые юные гости фестиваля не упустили возможности взобраться на броню боевого танка.
До начала реконструкции все желающие могли осмотреть выставку разнообразных "моторов войны" на открытой площадке или заглянуть в шатры компании Wargaming, генерального партнёра мероприятия.
Советский лёгкий танк Т-60
Символика Wargaming присутствовала на всей технике "Моторов Войны".
Целый ряд выставленных для обозрения образцов боевой техники имеется и в игре World of Tanks. Например, эта советская самоходная артиллерийская установка СУ-100, истребитель танков. Обратите внимание на следы деактивации орудия самоходки.
Побывав на броне реальной боевой машины, многие гости стремились занять места и за виртуальными рычагами. Каждый виртуальный боец был отмечен памятным игровым сувениром, а продемонстрировавшие особое мастерство - и специальными призами от World of Tanks.
Со сценической площадки транслировалась музыка военных лет и живой концерт Михаила Калинкина, известного исполнителя "танковых" песен. Там же проводился и всероссийский фестиваль военной песни "Музыка Моторов Войны".
На открытой выставочной площадке.
Гвардейский знак на двери кабины реактивной миномётной установки.
Реактивные снаряды на направляющих - грозное оружие Красной Армии.
Довольно редкие для наших широт экземпляры японской бронетехники в не вполне привычной
для среднерусского глаза камуфляжной раскраске.
Японский лёгкий танк Ха-Го или Тип 95. Производился серийно с 1936 по 1943 год и стал основным
японским танком Второй мировой. Примечательно пулемётное вооружение танка:
один пулемёт справа в корме башни, второй спереди.
Солдат японской армии с винтовкой Арисака на фоне редкого японского армейского автомобиля. Type 95 Kurogane - первый японский полноприводный джип, широко применялся для разведки, обеспечения связи и в качестве командирского транспорта. Производился фирмой Nihon Nainenki Kurogane, позже влившейся в Ниссан.
Небогатый, если не сказать суровый интерьер самурайского военного разведывательного"микроджипа".
Знаки различия говорят о том, что перед нами пехотинец армии Великой Японской империи
в довольно скромном солдатском звании: рядовой 1-го класса - итто:хэй.
Кожаная амуниция японского солдата.
Относительно малоизвестный японский мотоцикл, практически "цельнотянутый" с американского Harley-Davidson. Имя ему Rikuo Type 97 — «Король дорог». Компания Harley-Davidson в своё время опрометчиво продала японцам лицензию на сборку-производство мотоцикла, а те воспользовались предоставившейся возможностью на 100% и вывели свой собственный, японский "харлей". Обратите внимание на необычное расположение мотоколяски. Она, кстати, выполнена с приводом на колесо, чего американцы так и не сделали на своём мотоцикле.
Время начинать реконструкцию боевых действий. Зрительские трибуны по периметру поля быстро заполнялись гостями.
Экипажи советских плавающих танков Т-38 заняли исходные позиции и ожидали команды на выдвижение.
Пиротехники заканчивали последние приготовления и устанавливали своё хитрое оборудование на огнемётную "тридцатьчетвёрку". По сценарию боя она будет подбита немецкими противотанкистами.
Последние минуты перед боем.
На исходных позициях с немецкой стороны. Господа офицеры у полугусеничного бронетранспортёра с номерами СС.
Немецкий средний полугусеничный бронетранспортёр Sd.Kfz.251 или Sonder Kraftfahrzeug 251 «Ханомаг». Был разработан в 1936-37 годах на базе 3-тонного полугусеничного тягача Sd.Kfz.11. Машина получила бронированный корпус, открытый сверху. Производство Sd.Kfz.251 началось в июне 1939 года, всего до весны 1945 года было выпущено 15252 бронетранспортеров в 4 версиях, отличавшихся корпусами. Машина выпускалась в 23 модификациях, включая самоходные артиллерийские. На данной установлен пулемёт MG-42.
Немецкий пехотинец у трофейного французского транспортёра или танкетки Рено
Танкетка Renault UE Chenillette выпускалась во Франции между 1932 и 1940 годами. Полное официальное название — Chenillette de ravitaillement d’infanterie 31R или танкетка снабжения пехоты. Германия некоторое время использовала трофейные французские танкетки (более 3000 штук) под названием — UE 630 (f).
Начало "вторжения".
Немецкий противотанковый расчёт у 50-мм противотанкового орудия Pak-38
(5 cm Panzerabwehrkanone или Panzerjägerkanone 38).
Низкий силуэт пушки позволяет ей отлично маскироваться даже в невысокой траве.
Солдаты Вермахта на полугусеничном вездеходе. SdKfz 2 или Kettenkrad HK 101 — полугусеничный мотоцикл высокой проходимости, разработанный и массово выпускавшийся в Германии в годы Второй мировой войны.
Изначально разрабатывался для использования в парашютно-десантных и горно-егерских дивизиях Люфтваффе и Вермахта, однако благодаря высоким динамическим характеристикам снискал большую популярность в немецкой армии и широко применялся всеми её подразделениями.
Всего с 1940 по 1945 годы фирмами NSU и Stoewer было выпущено 8871 мотоциклов. Уже после окончания войны из оставшегося задела деталей в период с 1945 по 1949 годы было собрано ещё около 550 машин, применявшихся в народном хозяйстве до 1950-х годов.
Большая часть немцев начинает войну в пешем строю.
Командирский автомобиль Phänomen Granit 1500A Kfz.70 (Германия).
Первая линия советской обороны была прорвана довольно быстро.
После скоротечной гранатной стычки у нашего переднего края в бой вступили советские артиллеристы.
Меткими выстрелами был уничтожен немецкий бронетранспортёр, а его экипаж рассеян.
Немецкие пулемётчики ведут огонь из неустойчивого положения. Второй номер удерживает
сошки пулемёта руками, давая возможность стрелку поднять линию прицеливания над густой травой.
Ещё несколько минут боя и жирными крубами вонючего чёрного дыма окутался французский
трофей на службе у Вермахта
Данный экземпляр танкетки вооружения не несёт. В принципе, этот лёгкий бронетранспортёр мог быть оборудован пулемётом и даже 20-мм пушкой. Основная часть танкеток, захваченных немцами, была вооружена пулемётами MG-34 и использовалась для охраны аэродромов от нападения диверсантов, а также для борьбы с партизанами.
Невооружённые танкетки использовались в подразделениях связи сухопутных сил и Люфтваффе для прокладки кабельных линий связи. Против СССР эти танкетки наиболее широко использовала румынская армия.
Немецкие миномётчики открыли ураганный огонь по советским позициям,
откуда выдвинулась атакующая бронетехника.
Огемётная "тридцатьчетвёрка" показалась у укрытий пиротехников. Вот-вот начнётся поединок снаряда и брони.
Немцы заметили советский танк и стремятся навести своё орудие поточнее.
Важно попасть в бронированную мошину первым же снарядом, иначе экипаж танка заметит замаскированных противотанкистов и раздавит немецкую пушку или уничтожит орудийную прислугу пушечным и пулемётным огнём.
За секунду до выстрела.
Огонь! Стрельба из орудия велась, конечно же, имитационная. В ствол вкладывалась спецпетарда большой мощности, дававшая яркую вспышку, громкий хлопок и солидное облако дыма. Что, конечно, немедленно демаскировало орудие. Как в настоящем бою.
Попадание в советский танк. Экипаж покидает загоревшуюся боевую машину.
Немцы стараются уничтожить выбирающегося через башенный люк танкиста из стрелкового оружия. Вооружение: штатные винтовки Маузера и не вполне аутентичный для реконструкции начала войны советский карабин.
Героической гибелью советского танкиста закончился один из самых ярких микроэпизодов военно-исторической реконструкции "Моторов Войны - 2014". В роли отважного танкиста - Юрий Пашолок, исторический консультант Wargaming.
После боя удалось более внимательно рассмотреть выставку боевой техники. Советские грузовые автомобили довоенного и военного выпуска. Различия сразу бросаются в глаза даже людям, далёким от изучения истории отечественного автопрома.
О самых необычных (а таких оказалось немало) экспонатах рассказал Вячеслав Лен, организатор военно-патриотического слёта "Моторы Войны", коллекционер автомобилей и просто интересный человек. Пожалуй, благодаря именно его увлечению старинной, старой и не очень старой военной техникой, на поле собралось столь много разнообразных и редких машин.
Один из лучших (и самых дорогих) военных автомобилей Германии - Einheitsdiesel Kfz.63
Грузовик был разработан в предвоенные годы с учетом требований к полноприводному трехосному армейскому грузовому автомобилю.
Такие грузовики выпускались фирмами Borgward, Buessing-NAG, Daimler и MAN, на всех машинах были полностью взаимозаменяемы двигатели, сцепление, коробка передач, рессоры и многие другие агрегаты и детали. Машина обладала высокой проходимостью.
В 1940 г. производство «Einheitsdiesel» было прекращено в связи с его недостаточной грузоподъемностью и, отчасти оень большой стоимостью. Захваченные у немцев грузовики широко использовались Красной Армией.
Обратите внимание на механический поворотник. Ещё один занятный "артефакт" в кадр не попавший - термометр в пробке-заглушке водяного радиатора.
Командирский автомобиль Phänomen Granit 1500A Kfz.70 (Германия)
В 1940 году фирма Phänomen разработала армейскую модель грузоподъемностью 1,5 тонны. Машина выпускалась в двух вариантах исполнения – заднеприводном (1500S) и полноприводном (1500A). Внешне полноприводную версию можно было отличить по односкатным задним колесам. В общей сложности с 1941 по 1944 годы было выпущено около 20 тысяч Phänomen Granit 1500A и 1500S.
Подобно однокласснику Steyr typ 270, 1,5-тонные грузовики Phänomen оснащались двигателями воздушного охлаждения. Базовой моделью был грузовик с откидывающимися бортами кузова. Также выпускались специализированные медицинские фургоны. Крайне редкой версией был вариант Kfz.70 c 10-местным кузовом, использовавшийся как командирский автомобиль. До наших дней сохранился единственный экземпляр.
Номерной регистрационный знак автомобиля, находящегося на службе в немецком
(WH - Wehrmacht - Сухопутные войска Германии). Военные машины Вермахта (за исключением танков и САУ) имели подобные регистрационные номера.
Дмитрий Леонов - один из информационных спонсоров "Моторов Воны - 2014", руководитель интернет-проекта "Помни войну" у советского БА-20. Бронеавтомобиль был создан в 1936 году на шасси легкового автомобиля
ГАЗ-М1 . Перед нами базовая модель БА-20 с поручневой антенной, размещенной вокруг корпуса.
Бронеавтомобиль полностью "новодельный", был довольно тщательно восстановлен по неполным,
к сожалению, чертежам и другим отрывочным данным группой энтузиастов.
Автомобиль на ходу, но оргинальных деталей лишён вовсе. Удалось узнать, что бронированный "колпак" стрелка-пулемётчика выполнен из казана (!), подходящего по форме и размерам, а поручневая радиоантенна, судя по всему, в прошлой жизни была мирным поручнем автобуса или троллейбуса. Тем не менее, БА-20 смотрелся грозно.
На заднем борту бронеавтомобиля размещено запасное колесо с такой вот примечательной деталью. Некоторая доля импровизации в военно-историческом реконструировании зачастую может оказаться очень уместной.
Рядом со знаменитым американским "Виллисом", изрядно послужившем в Красной Армии, стоит один из самых маленьких серийных бронеавтомобилей - "Dingo". Родом из 1930-х годов. Лёгкая двухместная британская машина с брезентовой крышей, вооружённая одним пулемётом и примечательная своим "долгожительством": отдельные экземпляры применялись в армиях разных стран по прямому назначению до конца 80-х годов прошлого века. Ну и водитель из-за тесноты и особенностей компоновки сидит несколько боком к рулю, что тоже необычно.
На этом краткий осмотр военных авто-мото-броне-достопримечательностей "Моторов Войны - 2014" будем считать законченным. Отчёты со следующих выставок и военно-исторических реконструкций последуют.
Комментарии к данной статье отключены.