Еще 23 апреля (5 мая) 1877 года Османская империя объявила о начале блокады русского побережья. Однако турецкий флот был занят на Кавказе и Дунае, поэтому первый ход в войне против торгового мореплавания сделала Россия.
Обмен ударами
6 (18) июня 1877 года вооруженный пароход «Великий князь Константин» под командованием лейтенанта С. О. Макарова вышел из Одессы в свой первый рейд против вражеского коммерческого судоходства. Перед этим он успел совершить две безуспешные попытки атаковать минными катерами турецкие боевые корабли – на рейде Сухума и в устье Сулинского гирла Дуная. На следующий день в крейсерство вышел и пароход «Владимир».
Оба плавания оказались успешными. Уже 8 июня «Владимир» захватил у турецких берегов в западной части Черного моря бриг «Аслан-бахри». «Константин» перехватил и сжег у берегов Анатолии западнее Синопа четыре турецких парусника с грузом дров, леса и сельскохозяйственных продуктов (в том числе, бриг «Османие»), а также досмотрел и отпустил английский барк. В своем донесении Макаров отмечал:
«Я мог бы утопить еще много других купеческих судов, стоящих вдоль Анатолийского берега, но… так как утопление четырех судов наведет панику и прекратит парусное плавание вдоль берега, то не было побудительных причин подвергать дальнейшему истреблению частную собственность».
Видимо, именно эти действия русских заставили командующего османским Черноморским флотом Хасана Хюсню-пашу вспомнить, что ведь это Турция объявила блокаду побережья России, что именно ее флот господствует на море и должен препятствовать вражескому судоходству, а не наоборот. В последних числах июня турецкий адмирал, оставив в Батуме эскадру деревянных кораблей под командованием Ферик Ахмеда, с эскадрой броненосцев направился в северо-западную часть Черного моря.
Однако по дороге русских судов ему не попалось, а подходить близко к Одессе Хюсню-паша не решился, памятуя о наличии здесь двух русских круглых броненосцев, каждый из которых превосходил по калибру артиллерии и толщине брони любой его корабль. В итоге, отказавшись от атаки Одессы, Хюсню-паша повернул на восток, к Крыму. Здесь 29 июня (по новому стилю – 11 июля) его корабли обстреляли Евпаторию и наконец-то захватили добычу – небольшой парусник «Святой Николай» с грузом соли (он оказался единственной жертвой турецкой «блокады» за всю войну). В итоге эскадра броненосцев Хюсню-паши ушла в Констанцу, где ее задачей стала охрана судоходства – прежде всего, судов, перевозящих войска в Добруджу.
Таким образом, «поповки» полностью выполнили свою задачу: одно их присутствие заставило турок отказаться от операций против русского судоходства, превратив объявленную «блокаду» в фикцию. Русское пароходное сообщение с Кавказом было прекращено, однако ежедневные рейсы из Одессы в Херсон и Николаев сохранились. Судоходство в Азовском море нарушено не было, поддерживалось пароходное движение в Керченском проливе и регулярные рейсы отсюда вплоть до Феодосии. Уже осенью 1877 года, когда в Одессе возникли трудности с топливом, сюда была организована регулярная доставка угля пароходами из Мариуполя и Таганрога – турецкий флот никак не препятствовал этому.
Лишь в конце войны турецкая эскадра, наконец, предприняла рейд вдоль побережья Крыма. 30 декабря 1877 года (11 января 1878 года) броненосцы «Османие» и «Асари-Тевфик» бомбардировали Евпаторию, выпустив по городу 135 снарядов – было разрушено несколько домов. 1 (13) января турецкая эскадра обстреляла Феодосию (выпущено 152 снаряда), а на следующий день – Анапу. Военный эффект от этих действий был ничтожен – в Феодосии погиб один солдат.
«Веста» против «Фетх-и Буленда»
Турки не смогли добиться победы даже у своих берегов. Утром 11 (23) июля русский вооруженный пароход «Веста», вышедший в крейсерство к западному побережью Черного моря, в 35 милях к северо-востоку от Констанцы встретился с турецким броненосным корветом «Фетх-и Буленд».
Силы были явно неравными: «Веста», построенная в Англии еще в 1857 году, при водоизмещении 1100 т и максимальной скорости 12 узлов несла пять 6-дюймовых мортир, две 107-мм и одну 87-мм пушку. «Фетх-и Буленд» был построен в Англии в 1870 году, имел водоизмещение 2760 т, пояс толщиной до 229 мм, четыре 229-мм орудия по углам броневого каземата, а главное – развивал скорость в 13 узлов.
Бой начался в 8 часов утра; к 10 часам расстояние между кораблями сократилось до 5 каб, так что с турецкого броненосца открыл ружейную стрельбу. «Веста» получила несколько попаданий: два снаряда попали в борт у ватерлинии; один – вывел из строя кормовую мортиру; два – разбили вельбот и катер правого борта. Чуть позже еще один снаряд попал в корму, взрывом перебило штуртрос, и пароход на некоторое время потерял управление. Всего экипаж «Весты» потерял 12 человек убитыми (в том числе, трех офицеров) и 30 ранеными. Удивительно, но 229-мм турецкие снаряды наносили сравнительно небольшой ущерб корпусу русского корабля и не лишили его боеспособности.
Ответным огнем на турецком броненосце была повреждена дымовая труба, и он снизил ход. По утверждениям командира «Весты» капитан-лейтенанта Н. М. Баранова, у противника были также выведены из строя оба орудия правого борта, на турецком корабле начался пожар. В итоге около часу дня «Фетх-и Буленд» прекратил преследование.
Заметим, что это был один из трех случаев встречи турецких боевых кораблей с русскими крейсерами, и единственный, в котором дошло до артиллерийского боя. Вопреки распространенной версии, «Фетх-и Буленду» во время погони не требовалось разворачиваться для стрельбы по русскому пароходу из носовых орудий каземата – они могли стрелять точно по курсу; в крайнем случае, турки могли делать небольшие попеременные довороты, стреляя одним орудием, пока заряжается другое. Формально бой завершился вничью, но, принимая во внимание подавляющее превосходство турецкого корабля, его можно считать успехом русского оружия.
В середине июля в крейсерство выходил ветеран Крымской войны – колесный пароход «Эльборус» (764 т, 11,5 узлов, две 152-мм мортиры, по две 107-мм и 87-мм пушки). У берегов Румелии (северо-западнее Босфора) ему удалось захватить и сжечь один турецкий парусник. 19 (31) июля в очередной рейд к турецким берегам вышел и «Великий князь Константин». Опять поход оказался успешным: 22 июля (3 августа) Макаров захватил и сжег западнее Босфора еще пять небольших парусников, а также обстрелял с моря турецкий городок Килия. С потопленных кораблей были сняты документы и флаги, но единственным боевым трофеем стал старый медный фальконет.
Поход эскадры Чихачева к устью Дуная
Видя бездеятельность противника, в конце июля 1877 года русское морское командование решило провести собственную морскую операцию. Цель похода эскадры под командованием контр-адмирала Н. М. Чихачева, состоявшегося 27–28 июля (8–9 августа), была ограниченной – прикрыть перевод из Одессы на Дунай столь нужных там речных боевых судов: вооруженных шхун «Лебедь» и «Утка» (по 700 т, три 152-мм мортиры и две 87-мм пушки), вооруженного буксира «Опыт» (187 т), двух несамоходных плавучих батарей с 6-дюймовыми мортирами и четырех минных катеров. В выходе участвовало практически все боеспособное ядро русского Черноморского флота – оба броненосца, а также вспомогательные крейсера «Эльборус», «Великий князь Константин», «Аргонавт» и «Ливадия».
До этого русская эскадра на Дунае состояла из двух маленьких румынских канонерок и четырех румынских пароходов, а также переброшенных по суше минных катеров, которые противостояли отряду турецких речных мониторов, а также нескольким морским броненосцам и вооруженным пароходам, базировавшимся в Сулинском гирле. Теперь из новых судов был составлен особый отряд речной флотилии под командой капитан-лейтенанта Дикова. 19 сентября (1 октября) отряд усилили вооруженной шхуной «Ворон» (900 т, три 153-мм и две 107-мм пушки), самостоятельно перешедшей из Одессы вместе с колесным пароходом «Сестрица» (212 т, две 87-мм пушки), и тремя минными катерами. Уже через неделю отряд Дикова выдержал морской бой с турецкими кораблями у Сулина.
Выход к устью Дуная показал, что «поповки» вполне способны к морским переходам и пригодны не только для обороны побережья, но и для поддержки активных действий флота на небольших дистанциях.
Часто утверждается, что «поповки», тихоходные и ни разу не столкнувшиеся с противником, оказались бесполезны и стали бессмысленной тратой средств. Однако значение боевых кораблей проявляется не только в морском бою. Возникшее еще в XVII веке английское выражение «fleet in being» означает флот, сковывающий действия противника самим фактом своего наличия. «Новгород» и «Вице-адмирал Попов» в полной мере сыграли роль такого флота, уравновесив многократное численное превосходство турецких броненосных сил. Одно только их присутствие обеспечило России господство в стратегически важной северо-западной части Черного моря.
«Константин» помогает берегу
На Кавказе в конце июля 1877 года русские войска предприняли контрнаступление с целью зачистки прибрежного района между Адлером и Очамчирой, занятого турками и восставшими черкесскими племенами. Основные силы двигались с севера и с юга вдоль берега. Однако 5 (16) августа начальник продвигавшегося от Сочи 2,5-тысячного отряда полковник Б. М. Шелковников доложил о том, что узкая прибрежная полоса у Гагр шириной всего в пару сотен метров прикрывается турецким броненосцем.
Из Севастополя был выслан «Великий князь Константин», уже в ночь с 6 на 7 (18 на 19) августа он подошел к Гаграм. Макаров планировал атаковать турецкий броненосец своими минными катерами, но не нашел врага в темноте. Зато с рассветом броненосец сам обнаружил русский корабль и пустился в погоню, продолжавшуюся более двух часов. За это время отряд Шелковникова смог преодолеть прибрежную полосу, не попав под обстрел турецкого броненосца. Позднее Шелковников докладывал, что помощь со стороны Макарова, пришедшая в критический момент, «содействовала одержанию блистательной победы при форсировании неприступных Гагринских высот и прохода вверенным мне отрядом». 8 (20) августа отряд Шелковникова форсировал бурную реку Бзыбь, а 11 августа подошел к Гудауте, после чего турки приняли решение эвакуировать Сухум.
Макаров вернулся в Новороссийск для бункеровки, а в ночь с 11 на 12 (с 23 на 24) августа подошел к Сухуму и попытался катерами «Синоп», «Минер» и «Наварин» атаковать буксируемыми минами стоявшие в бухте Сухум-Кале турецкие корабли – в результате был поврежден турецкий броненосный корвет «Ассар-и Тевфик».
15 (27) августа отряд Шелковникова вышел к Сухуму, а 17 (29) августа с юга сюда же подошла колонна генерала Алхазова. Шелковников предложил штурмовать город, но Алхазов предпочел выпустить противника без боя. 19 (31) августа турки эвакуировались морем. Майский успех противника, достигнутый за счет господства на море, был полностью ликвидирован.
Финал крейсерской войны: успехи «Ливадии» и «России»
Тем временем русские вспомогательные крейсеры продолжили действия против турецкого судоходства в юго-западной части Черного моря. 11 (23) августа) из Очакова к берегам Румелии вышла бывшая царская яхта «Ливадия» (1964 т, одна 152-мм пушка, две короткоствольных 153-мм пушки, две 107-мм и одна 87-мм пушки).
Уже на следующий день возле Варны яхта захватила и уничтожила двухмачтовое турецкое парусное судно, а 13 (25) августа наткнулась на турецкий броненосец «Фетх-и Буленд», который бросился за ней в погоню. Гонка продолжалась 18 часов – но, как и в случае с «Вестой», «Фетх-и Буленд» не смог догнать русский пароход и прекратил преследование. «Ливадия» благополучно пришла в Севастополь.
В ноябре 1877 года в Николаеве закончил оснащение самый крупный из вспомогательных крейсеров «активной обороны» – пароход «Россия» водоизмещением 4200 т, развивавший скорость в 13 узлов. Он получил мощную артиллерию: шесть 203-мм и три 153-мм пушки, две 152-мм мортиры и две 87-мм пушки.
Командиром крейсера был назначен капитан 2-го ранга Баранов – бывший командир «Весты», получивший повышение в чине за бой у Констанцы. В своем единственном крейсерстве у анатолийских берегов «Россия» 13 (25) декабря 1877 года захватила возле Пендераклии (Эрегли-Карадениза) турецкий транспорт «Мерсин» водоизмещением в 1005 т, везший солдат на Кавказский фронт. Было пленено свыше 700 человек, в том числе, 10 офицеров. Трофей был приведен в Севастополь, переименован в «Пендраклия» и включен в состав Черноморского флота.
Этим эпизодом крейсерские действия на турецких коммуникациях завершились. Формально их общий результат выглядел не слишком впечатляющим, хотя последний успех «России» был равносилен выигрышу серьезного сухопутного боя. Однако эти операции проводились у берегов противника в условиях подавляющего превосходства вражеского флота, и противодействовать им турки не смогли: русские крейсеры раз за разом уходили от погони. Такая беспомощность военного флота неизбежно воздействовала и на турецкое прибрежное судоходство, и на планы османского командования, вынужденного ограничивать морские перевозки.
Таким образом, «корабли активной обороны» также выполняли роль «fleet in being», вынуждая противника считаться с собой. Напротив, турецкий флот, несмотря на свое превосходство, не смог организовать действий против русских коммуникаций.
Иногда приходится слышать, что в русско-турецкой войне 1877–1878 годов флот не играл существенной роли. Это верно, но с важным уточнением: в том, что мощный турецкий флот не выполнил своих задач и не смог повлиять на исход войны, есть большая заслуга русского флота и, не в последнюю очередь, круглых броненосцев адмирала Попова.
Источники и литература:
- Морской атлас. Том III военно-исторический. Часть первая. ГШ ВМФ, 1959
- Морской атлас. Том III военно-исторический. Часть первая. Описания к картам. ГШ ВМФ, 1959
- Боевая летопись русского флота: Хроника важнейших событий военной истории русского флота с IX в. по 1917 г. М.: Воениздат, 1948
- Н. В. Скрицкий. Корсары России. М.: Центрполиграф, 2007
- В. Чубинский. Об участии моряков в войне с Турциею 1877–1878 гг. СПб, 1899
- В. Г. Андриенко. Круглые суда адмирала Попова. СПб: Гангут, 1994
- Уильям Аллен, Павел Муратов. Битвы за Кавказ. История войн на турецко-кавказском фронте. 1828–1921. М.: Центрполиграф, 2016
- Журнал «Морская кампания». 2011, №1
- Журнал «Морская кампания». 2011, №2
- В. В. Яровой. Пароход «Великий князь Константин» // Гангут, №27 (2001)
- B. Langensiepen, A. Guleryuz, J. Cooper. The Ottoman Steam Navy 1828–1923. Conway Maritime Press, 1995
Комментарии к данной статье отключены.