Сложно представить себе армию государства без войск специального назначения. В 1950-х годах свой спецназ появился и в Индонезии. На сегодняшний день он является одним из самых сильных и высокоэффективных формирований такого рода в регионе. Узнаем, чем прославились и как организованы индонезийские силы специального назначения, воюющие на земле, в воздухе и на воде.
Рождение спецназа
Слово «Копассус» — акроним от Командо Пасукан Хусус, что переводится с индонезийского как «Командование сил специального назначения». Основано спецподразделение было 16 апреля 1952 года под названием «Кеско» (Кесатун Командо — «подразделение коммандос») в составе одной из прославленных дивизий индонезийской армии «Силиванги». 18 марта 1953 года Копассус перешёл в прямое подчинение армейского командования, поменяв имя на ККАД (Корпс Командо Ангкатан Дарат — «армейский корпус коммандос»).
У истоков индонезийского спецназа стоял человек, в современной Индонезии известный как Мохаммад Иджон Джамби. От рождения его звали Рохус Бернардус Фиссер. Молодой голландец после оккупации своей родины нацистами присоединился ко 2-му (голландскому) взводу межсоюзного коммандо, в его составе участвовал в боях в Западной Европе в 1944—1945 годах, в том числе и в операции «Маркет-Гарден». Затем Фиссер отправился сражаться в Голландскую Индию. К концу индонезийской войны за независимость 1945—1949 годов капитан Фиссер возглавлял парашютную школу Королевской Нидерландской Индийской армии (КНИА). Подобно ряду других колониальных офицеров, он не захотел возвращаться на родину и осел на Яве.
Именно его и разыскал командир дивизии «Силиванги» полковник Алекс Кавиларанг, когда решил создать индонезийский спецназ. Так майор Джамби стал первым командиром ККАД. Форму и эмблему он придумывать не стал, а позаимствовал их у родного спецназа КНИА — вместе с красными беретами. Он лично разработал программы подготовки солдат. За несколько лет кропотливой работы, практически на пустом месте, Джамби создал индонезийский спецназ. Кавиларанг потом вспоминал, что Джамби в спецназе «чувствовал себя как дома».
Первые бои
25 июля 1955 года ККАД был переименован в РПКАД (Ресимен Пасукан Командо Ангкатан Дарат — «Особый армейский полк коммандос»). В своих рядах он насчитывал около 500 спецназовцев, разделённых на две роты. База полка располагалась в городке Батуджарар на западе Явы.
Впервые РПКАД вступил в бой в 1958 году, в ходе краткой гражданской войны между центральными властями и антикоммунистически настроенными военными-сепаратистами на Суматре и Сулавеси, которых тайно поддерживало ЦРУ. Части РПКАД десантировались с воздуха или моря, захватывая важные аэродромы и обеспечивая стремительное продвижение правительственных войск. По иронии судьбы, возглавлял их противников тот самый полковник Кавиларанг, что стоял у истоков индонезийского спецназа.
После разгрома сепаратистов последовал краткий период улучшения отношений с США. На рубеже 1950—1960-х годов индонезийские спецназовцы прошли подготовку в Форт-Брэгге. Молодой лейтенант Бенни Мурдани в апреле 1961 года первым из индонезийцев прошёл курс «зелёных беретов».
В 1959 году РПКАД перебрался на новую базу в 10 км южнее Джакарты, около деревни Сиджантунг. Его состав был расширен, полк был разделён на 1-й и 2-й батальоны.
Против голландцев и британцев
В начале 1960-х годов именно РПКАД сыграл важную роль в военно-дипломатическом противостоянии Индонезии с западными колониальными державами — сначала Нидерландами, а затем Великобританией и её союзниками.
Первую битву Индонезии пришлось вести за возвращение западной части Новой Гвинеи, которую индонезийцы называют Ирианом. Диверсионные группы РПКАД в первой половине 1962 года десантировались на её территории, атаковали голландские объекты и вели бои с голландскими войсками. Хотя надежды на поддержку местных папуасов не оправдались, под угрозой полномасштабной войны Нидерланды отступили и согласились на передачу Западной Новой Гвинеи Индонезии.
В следующем году из-за претензий Индонезии на северную часть острова Борнео разгорелась конфронтация формально с Малайзией, а фактически — с Британией, Австралией и Новой Зеландией. Оба батальона РПКАД отправились на Борнео. Здесь индонезийские спецназовцы готовили местных повстанцев, а также проводили трансграничные рейды на территорию малазийской части Борнео, в ходе которых вступали в столкновения с подразделениями стран Содружества. Рассказы британцев о трёх сотнях уничтоженных индонезийских спецназовцах оставляем на совести авторов: общее количество бойцов РПКАД, задействованных в операциях на севере Борнео, не превышало 500 человек за всё время конфликта, а погибло в боях не более 10 человек. Также несколько оперативников РПКАД во главе с лейтенантом Мурдани действовали под прикрытием в Таиланде, осуществляя диверсии на севере Малайзии. Конфронтация завершилась с установлением в Индонезии режима генерала Сухарто.
В вихре мятежей
Пока «старые» батальоны РПКАД воевали с САС-овцами на Борнео, на Яве два рейдерских батальона из состава дивизии «Дипонегоро» в 1964 году были «конвертированы» в спецназ. Именно эти части под командованием тогдашнего командира РПКАД подполковника Сарво Эдди в первые дни октября 1965 года сыграли решающую роль в срыве попытки коммунистического переворота. После этого спецназовцы несколько месяцев выслеживали и уничтожали по всей Яве коммунистических вожаков, нейтрализовывали воинские части, в которых было сильно влияние коммунистов. Офицеры РПКАД направлялись в разные регионы страны для наведения порядка и прекращения стихийно захлестнувших всю Индонезию антикоммунистических погромов.
11 марта 1966 года спецназовцы окружили президентский дворец в Джакарте, заставив президента Сукарно фактически передать власть генералу Сухарто. Это положило начало установлению военного режима Орде Бару — «Нового порядка».
В июле 1967 года РПКАД был реорганизован: вместо батальонов были образованы четыре группы, первые три — боевые подразделения, 4-я группа — «санди юда» — предназначалась для специальной войны и насчитывала в своих рядах сотню человек. Она была укомплектована исключительно офицерами и сержантами и использовалась для различных тайных операций в тесном контакте с индонезийской разведкой. В следующие десятилетия её функцией стало выслеживание и уничтожение лидеров сепаратистов и прочих врагов Индонезии, в том числе за пределами страны.
17 февраля 1971 года РПКАД был переименован в Копассанда (Командо Пасукан Санди Юда — «Командование специальных операций»).
В борьбе за единую Индонезию
В Индонезии времён Сухарто спецназ стал главным инструментом сохранения единства и территориальной целостности страны. Впервые в новом качестве РПКАД выступил в ходе подготовки «акта свободного волеизъявления» 1969 года, закрепившего присоединение Западной Новой Гвинеи (индонезийское название — Ириан Джайя) к Индонезии. Группы спецназовцев были в течение полугода дислоцированы в различных местах острова, обеспечивая «правильное» голосование вождей папуасов, а также защищая их от атак со стороны ОПМ (Организации независимости Папуа), ведшей вооружённую борьбу против индонезийских властей.
В 1975 году, перед захватом Восточного Тимора, несколько групп бойцов Копассанда были направлены на его территорию, где они обеспечивали успешное продвижение индонезийской армии. В дальнейшем спецназ принимал активное участие в борьбе с сепаратистами в Аче, Восточном Тиморе и Ириане. При этом Копассанда активно использовал методы псевдопартизанских операций для дискредитации и раскола противостоящих правительственным войскам сил. Такие отряды «лжепартизан» зачастую комплектовались из числа пленных партизан, перешедших на сторону правительства.
Блестяще проведённая 1 апреля 1981 года в аэропорту Бангкока операция по освобождению захваченного исламистами индонезийского авиалайнера принесла индонезийскому спецназу международную известность. В середине 1980-х годов он был реорганизован и сокращён, с одновременным избавлением от боевых функций. 27 декабря 1986 года индонезийский спецназ получил современное название — Копассус.
В 1970-е годы активизировались и международные связи индонезийского спецназа: начался обмен опытом с бывшими противниками из британского и австралийского САС. На базе Копассуса организовывалась подготовка спецподразделений многих стран Юго-Восточной Азии.
На завершающем этапе существования режима Сухарто, в 1998—1999 годах, Копассус привлекался к подавлению демократического движения, был причастен к похищениям и убийствам десятков активистов оппозиции. Один из командиров Копассуса времён Сухарто Прабово Субианто как-то откровенно сказал: «Индонезия — лучшая страна для тайных операций, потому что тут не принято отдавать письменные приказы».
Копассус в новой Индонезии
После падения режима Сухарто и перехода Индонезии к демократии были предприняты попытки реформирования Копассуса, установления жёсткого гражданского контроля за его деятельностью. Но в связи с тем, что первые годы демократии стали временем резкой активизации различных сепаратистских движений, реформы не были доведены до логического завершения. В кратчайшие сроки численность, статус и эффективность индонезийского армейского спецназа была восстановлена.
В настоящее время Копассус имеет статус одного из двух оперативных командований индонезийской армии, непосредственно подчинённого начальнику штаба сухопутных войск. Его возглавляет генерал-майор.
Общая численность Копассуса приблизительно оценивается в 5 тысяч военнослужащих. Он делится на четыре группы и учебный центр, возглавляемые полковниками. Большая часть личного состава сосредоточена в двух боевых группах — 1-й и 2-й, каждая из них делится на четыре батальона численностью в 277 военнослужащих во главе с подполковником. Это почти в три раза меньше штатной численности обычного пехотного батальона, но в Индонезии говорят, что один боец Копассуса равен пяти обычным солдатам.
Два батальона по ротации действуют на Новой Гвинеи против сепаратистов ОПМ, один — на Сулавеси против исламистских повстанцев из числа «Восточноиндонезийских муджахединов», присягнувших ИГИЛ. На местности спецназовцы занимаются «глубоким патрулированием», оперируя командами из десяти военнослужащих во главе с лейтенантом.
3-я группа специализируется на операциях «санди юда». Её военнослужащие собирают разведывательную информацию в районах действия повстанческих групп, выслеживают и уничтожают лидеров и активных участников сепаратистских организаций. Они получают подготовку по проведению допросов с использованием методов психологического и физического давления. В районах активности партизан бойцы 3-й группы часто действуют под видом гражданских чиновников или мирных жителей.
4-й группой Копассуса является Подразделение-81 (Сатуан-81), специализирующееся на контртеррористических операциях.
К отбору в состав Копассуса допускаются военнослужащие в возрасте до 30 лет, имеющие полное среднее образование и прослужившие не менее двух лет в индонезийской армии. Отобранные бойцы проходят 20-недельный курс подготовки, состоящий из трёх частей. Первые десять недель — базовая подготовка в учебном центре спецопераций в городке Батуджарар в окрестностях Бандунга (провинция Западная Ява). На втором этапе (шесть недель) в горах Читата в округе Бандунга отрабатываются навыки действий в лесных и горных условиях. На третьем этапе (четыре недели) в регионе Чилачап на южном побережье Центральной Явы бойцы обучаются действовать в болотистой местности и на морском побережье. Успешно закончившие курс подготовки военнослужащие получают красный берет. После этого они проходят дополнительное обучение по одной из специальностей: разведка, альпинизм, снайперское дело, связь, разминирование, медицинская помощь, водолазное дело, компьютерная подготовка.
Для индонезийских военных со времён Сухарто служба в рядах Копассуса является чрезвычайно престижной, обеспечивая блестящую карьеру не только в военной сфере. Отставные офицеры Копассуса продолжают играть большую роль в индонезийской политике. В настоящее время бывший командир 3-й группы Лухут Панджайтин является одним из ключевых министров администрации нынешнего президента Джоко Видодо, а бывший командир Копассуса Правобо Субианто возглавляет одну из ведущих оппозиционных партий.
Спецназ флота
В отличие от армии, у индонезийского флота спецназ не один. В связи с островным характером страны, Корпус морской пехоты (КорМар) появился в Индонезии раньше, чем у страны появились первые корабли. Ныне КорМар насчитывает десять батальонов. Из его же состава формировались и флотские спецподразделения.
Разведывательно-диверсионным батальоном КорМара является Тайфиб (Батальон Интай Амфиби — «батальон амфибийной разведки»), созданный в 1971 году. Он размещается на главной базе индонезийского флота в Сурабае. Из программы отбора в состав Тайфиба наиболее известна задача проплыть три километра в море со связанными руками и ногами.
Главным же спецподразделением флота является Копаска (Командо Пасукан Катак — «командование боевых пловцов»). Он был создан 31 марта 1962 году, в период конфликта вокруг Западной Новой Гвинеи, с целью нейтрализации голландского флота. За плечами создателя Копаски, капитана Юрип Сантосо, были голландская Королевская флотская академия в Ден-Хелдере и курсы предшественников «морских котиков» в Коронадо (США). Он разрабатывал планы уничтожения вражеских боевых кораблей по методике японских камикадзе — с помощью человекоуправляемых торпед.
В дальнейшем бойцы Копаска участвовали в операциях по присоединению Восточного Тимора и в борьбе с различными сепаратистами. Ныне флотский спецназ насчитывает около 300 моряков, разделённых на две группы. Они приписаны к Западному и Восточному индонезийским флотам, размещённым на базах в Джакарте и Сурабае. Каждая группа включает шесть отдельных отрядов, которые специализируются на разных типах операций: саботаж, поисково-спасательные операции, разминирование, подводные операции, лодочные операции.
Спецназ ВВС
В феврале 1952 года ВВС Индонезии создали ПГТ (Пасукан Герак Тжспат — «силы быстрого реагирования») — собственный спецназ, предназначенный для десантирования на помощь осаждённым авиабазам. Первые полтора десятилетия оранжевые береты ПГТ фактически были конкурентами красных беретов армейского спецназа. Причина этого крылась в политическом противостоянии командования армии и ВВС — авиация была настроена прокоммунистически. Поэтому бойцы ПГТ наравне с РПКАД участвовали в операциях против сепаратистов на Суматре и Сулавеси в конце 1950-х годов, высаживались в 1962 году на западе Новой Гвинеи. В период Конфронтации отряды ПГТ в 1964 году несколько раз десантировались в полуостровной части Малайзии, понеся большие потери.
События 1965—1966 годов положили конец дублированию функций. После ряда чисток и реформ основной функцией спецназа ВВС, ныне именуемого Пасхас (Корпс Пасукан Хас — «корпус специальных сил»), стало быстрое развёртывание и обеспечение функционирования полевых аэродромов в труднодоступных районах страны, а также проведение разведывательных и поисково-спасательных операций в интересах ВВС.
Пасхас насчитывает около 4 тысяч бойцов, среди которых есть спецназовцы-авиадиспетчеры, спецназовцы-метеорологи, спецназовцы-инженеры и спецназовцы-авиазаправщики. Штаб спецназа ВВС находится в Бандунге, три его крыла размещены на базах в Джакарте, Маланге (Восточная Ява) и Макассаре (Сулавеси). Отдельное антитеррористическое подразделение Сатгас Атбара (более известное как Ден Браво-90), подготовленное для освобождения захваченных террористами самолётов, дислоцируется в аэропорту Сукарно-Хатты в Джакарте.
Сегодня Республика Индонезия обладает многочисленными и хорошо подготовленными частями спецназначения. Они идеально приспособлены для операций на таком специфическом театре боевых действий, как островной мир Индонезии.
Литература:
- Ken Conboy. KOPASSUS: Inside Indonesia's Special Forces. — Equinox Publishing, 2006.
- Ken Conboy. Elite: The Special Forces of Indonesia 1950—2008. — Equinox Publishing, 2007.
- Joseph H. Daves. The Indonesian Army from Revolusi to Reformasi. — Volume 3: Soeharto's Fall and the Reformasi Era. — CreateSpace Independent Publishing Platform, 2014.
- Iwan Santosa, E. A. Natanegara. Kopassus untuk Indonesia. — Red and White Publishing, 2009.
Комментарии к данной статье отключены.