В середине II века до н.э. греческий историк Полибий пришел к выводу, что в основании удивительной истории роста Рима и установления его мирового могущества лежат гармоничность римской смешанной системы правления и военное совершенство его легионов. Как эволюционировала римская армия начиная с царских времен и заканчивая эпохой поздней республики?
Армия царского периода по данным источников
Учреждение армии римляне приписывали основателю своего города Ромулу. Наиболее последовательную и подробную информацию о созданной им организации сообщает греческий историк Дионисий Галикарнасский:
«Поделив весь народ на три части, Ромул поставил над каждой из них наиболее выдающегося предводителя. Затем, разделив снова каждую из трёх частей на десять, он назначил начальников из наиболее храбрых. Большие части он назвал трибами, а меньшие — куриями, как они зовутся ещё и в наше время. На эллинский же язык названия эти можно перевести так: триба — это фила и триттия, курия — фратрия и военный отряд тех мужей, которые предводительствуют трибами, то есть филархов и триттиархов, которых римляне называют трибунами; тех же, кто начальствует над фратриями и военными отрядами, они зовут курионами. А курии поделены Ромулом на десятки, порядок в каждом из них блюдёт предводитель, называемый на местном языке декурионом. Когда же все были разделены и распределены по трибам и куриям, он, поделив землю на тридцать равных клеров, выделил каждой курии один клер, отрядив достаточно места для святилищ и священных участков и оставив определённую часть земли для общинного пользования. Вот таким было произведённое Ромулом разделение людей и земли, заключающее в себе для всех величайшее равенство».
Далее Дионисий сообщал, что римское войско при Ромуле состояло из 3 тысяч пехотинцев и 300 всадников. С этой информацией в целом хорошо согласуются данные, приводимые другими авторами. Плутарх в написанной им биографии Ромула также доносит до нас сведения об осуществлённом основателем Рима разделении народа на три трибы, по десять курий в каждой:
«Цари разделили граждан на три филы и назвали одну «Рамны» — в честь Ромула, вторую «Татии» — в честь Татия, а третью «Лукеры» — по роще, в которой многие укрывались, пользуясь правом убежища. Что фил было три, явствует из самого слова, которым обозначается у римлян фила: они и сейчас зовут филы трибами, а главу филы трибуном. Каждая триба состояла из десяти курий, названных, как утверждают некоторые, по именам похищенных женщин, но, мне кажется, это неверно: многие из них именуются по различным местностям».
В другом месте Плутарх сообщал о том, что Ромул разделил всех, кто мог служить в войске, на отряды. Каждый отряд состоял из 3 тысяч пехотинцев и 300 всадников и назывался «легионом». Когда после объединения с сабинянами население города удвоилось, — писал он, — в легионах стало по 6 тысяч пехотинцев и по 600 всадников.
Наконец, Тит Ливий тоже упоминал о существовании 30 курий, названия которым были даны по именам похищенных сабинских женщин. Кроме того, он приводил имена Тициев, Луцеров и Рамнов, однако связывал их с тремя центуриями всадников, набиравшихся по трибам, и нигде напрямую не говорил, что это были названия древнейших триб.
Античная традиция и современная наука
Среди историков XIX—XX веков существует немало разногласий относительно времени возникновения такой системы, состоящей из трёх триб по десять курий в каждой. Одни исследователи (Б. Г. Нибур, Т. Моммзен) объявляли традицию в целом достоверной и видели близкие по времени к ней аналогии в существовавшей у греков системе из трёх или четырёх фил, каждая из которых, в свою очередь, разделялась на десять фратрий. Каждая из фратрий состояла из некоторого числа родов, обязанных выставить в ополчение заранее оговорённое количество воинов. На поле боя воины выстраивались по филам и фратриям (κατὰ φῦλα κατὰ φρήτρας), чтобы, по словам Гомера, родственники помогали родственникам, а единоплеменники единоплеменникам (ὡς φρήτρη φρήτρηφιν ἀρήγῃ, φῦλα δὲ φύλοις).
Интересные параллели наблюдались также между архаическим Римом царской эпохи и Ирландией раннего средневековья. Примерно в VI—VII веках н.э. ирландцы делились на 184 племени (tuath), или эквивалентных ему «тридцать сотен» (tricha cet). Ирландский эпос представляет tricha cet как вооружённый отряд вождя или короля. «Тридцать сотен» было идеальным числом, не отражавшим реальную численность отряда. В соответствии с этим делением, вся территория острова была разделена на 184 tricha cet, каждый из которых, в свою очередь, разделялся на 30 районов. Таким образом, каждая «сотня», входившая в tricha cet, имела свою территорию.
Другие авторы (А. Момильяно, Ф. Альтхайм, Э. Гьерстад) были убеждены в позднем и искусственном происхождении этой системы. Мероприятия Ромула, с их точки зрения, являлись не завершающей, но самой ранней стадией её оформления. Завершился же этот процесс в эпоху господства царей династии Тарквиниев в VII—VI веках до н.э. Ведя непрерывные войны с соседями, в конечном итоге увенчавшиеся распространением их власти на всю территорию Лация, цари этрусской династии создали из разрозненных и разноплеменных общин, живших на берегу Тибра, единый народ. Они построили город с первыми храмами, местами общественных собраний и мощёными улицами, учредили основные институты, известные по более поздней республиканской эпохе, в том числе сенат и народное собрание, а также организовали войско, состоявшее сперва из трёх, а затем из шести тысяч пехотинцев и всадников.
Происхождение и сущность куриатной системы
Происхождение организации триб и курий уходит корнями к очень древним временам. Само слово «триба», по версии римского антиквара Марка Теренция Варрона, восходит к трёхчастному делению римского общества. «Первоначально, — писал Варрон, — римские земельные владения разделялись на три части, вследствие чего они назывались трибами». Эту гипотезу разделял Плутарх в приведённом выше отрывке, а также ряд других авторов.
Современные исследователи (Э. Бенвенист) выводят латинское tribus из индоевропейского tri плюс основа bu-, производную от индоевр.*bhu- — «расти». По другой гипотезе (И. Покорны), tribus происходит от индоевропейской основы *treb- — «балка, сооружение, жилище» — и соответствует умбр. trefu, др.ирл. treb, др.в.нем. dorf в значении «дом, жилище, поселок» или же идёт от основы *t(e)r(e)b(h)- в значении «давить, набивать, уплотнять». Существуют и другие этимологии, объясняющие происхождение этого слова. Известные из источников названия древнейших римских триб — Тиции, Луцеры и Рамны — имеют смешанное, этрусское или сабинское, происхождение.
Происхождение слова «курия» также по-разному объяснялось античными авторами. Современные учёные достаточно единодушно выводят curia от лат. co-viria, то есть «мужской союз». Схожим происхождением обладает греческое слово «фратрия», восходящее к семантике «боевого братства». Исследователи, занимавшиеся изучением этого вопроса, предостерегают от представления курии в качестве десятой части трибы. В то время как трибутная организация восходит к практикам земельного межевания и, по словам Варрона, связана с разделением римских земельных владений на три части, курии представляют собой организацию, связанную с практиками религиозных священнодействий, народных собраний и набора войска.
Тацит дал краткое и очень емкое описание функций курий:
«вместе сражаться, присутствовать при священнодействиях, принимать участие в народных собраниях».
Хотя он это делал применительно к обществу древних германцев, нет сомнения, что схожими функциями обладали римские курии древнейшего периода. Дионисий Галикарнасский в цитировавшемся ранее фрагменте говорил о куриях как о местах собраний: это были участки утрамбованной земли или даже помещения с очагом, вокруг которых на пиршества собирались главы курий (курионы) вместе со жрецами. Вероятно, эти пиршества следует рассматривать как видоизменённые общие трапезы всех мужчин — членов курии.
Курии объединяли в своих рамках отдельные роды — по десять на одну курию, если верить данным античных авторов. Впрочем, число 10 следует воспринимать лишь как идеальный тип. Известно, что чужестранцев, переселявшихся в Рим своими семьями и родами, принимали в состав уже имевшихся курий, а новых при этом не учреждали. Принадлежавшие к куриям мужчины, представители входивших в её состав родов, встречались на общих собраниях и справляли общие празднества — такие, как Форнакалии или Фордиции. Судя по овидиевым «Фастам», это были хоть и общие праздники, но справлялись они каждой курией по отдельности и при этом в разные дни. Возглавлявшие эти священнодействия курионы стояли также во главе воинского ополчения курий. Не случайно Дионисий Галикарнасский, стремясь объяснить своим греческим читателям смысл этого римского учреждения, переводит его как «фратрия и военный отряд» (лох), а курионов именует «лохагами».
Отдельные роды в составе куриатной армии
Хотя Дионисий Галикарнасский и Плутарх уже Ромулу приписывают организацию армии численностью в 3 000 пеших воинов и 300 всадников, набиравшихся по 30 куриям по десять человек от каждого из входивших в состав курии рода, эта цифра представляется чрезмерно завышенной. О численности населения Рима царской эпохи и мобилизационном потенциале римского общества мы можем лишь строить гипотезы на основании более позднего материала.
Из многих источников известно, что в начале V века до н.э. переселившийся в Рим из сабинской земли род Клавдиев насчитывал до 5 000 домочадцев, включая женщин и детей. Если считать численность мужчин боеспособного возраста как пятую или шестую часть от общей массы переселенцев, получим до тысячи воинов, которых Клавдии могли выставить для участия в военных действиях. Из другого предания известно, что в 478 году до н.э. род Фабиев мог выставить военный отряд, состоявший из 306 взрослых мужчин, которых сопровождала ещё более многочисленная толпа родственников, друзей и клиентов.
Предание о войне Фабиев против этрусков из города Вей, их походе и гибели в сражении на реке Кремере 18 июля 478 года до н.э. ставит перед исследователями проблему поздних пережитков родового принципа организации войска. Фабии, по словам рассказывавшего эту историю Ливия, предложили сенату поручить их роду оборону границы с этрусками, чтобы тем самым освободить римские войска для действий на других направлениях. Некоторое время Фабиям удавалось сдерживать нападения врагов и даже предпринимать успешные набеги на их территорию. Наконец, этруски устроили им засаду на берегах реки Кремер и перебили всех членов рода Фабиев, принимавших участие в сражении. В живых остался лишь один мальчик, от которого и вели свое происхождение все Фабии более позднего времени.
На основе сходства фабулы этой истории с описанием знаменитого сражения спартанцев против персов в Фермопильском ущелье в 480 году до н.э. критически настроенные историки XIX века считали её поэтическим вымыслом. Тем не менее, список римских консулов начала V века до н.э. подтверждает, что между 485 и 479 годами до н.э. представители рода Фабиев ежегодно избирались на эту должность, а затем внезапно на 12 лет их имена вообще исчезают из консульских фастов. В дальнейшем на протяжении полувека Фабии только изредка упоминаются в источниках, как если бы значительная часть рода вымерла в это время, что и подтверждают источники.
Истории известны и другие примеры автономных военных действий, предпринимавшихся отдельными римскими куриями и даже родами в древности. Светоний Транквилл, например, в биографии императора Вителлия упоминал о том, как его предки силами одного только своего рода взялись оборонять римскую колонию в земле эквикулов от нападений врагов. Типологически к этим примерам близки военные действия, которые вели отдельные отряды добровольцев во главе с «кондотьерами» из числа знатных патрициев наподобие Тита Марция Кариолана. Такого рода предприятия скорее напоминали спорадические сшибки с противником или грабительские набеги за добычей, нежели регулярные военные действия, и более соответствовали догосударственной стадии развития Рима.
Объединение нескольких поселений, разбросанных по холмам, окаймлявших долину Тибра, образование сначала единого города, а затем и государства — всё это создало возможность для мобилизации гораздо более крупных сил, чем это было доступно ранее для отдельных родов и их объединений. Возникновение общей армии, состоявшей из представителей 30 римских курий привело к тому, что автономные военные действия силами отдельных родов стали играть сугубо вспомогательную роль, как это и выглядит в истории с неудачным завершением похода Фабиев. Изменился и сам характер войны, которая становилась теперь общим предприятием, которое велось силами всего народа и лишь с санкции народного собрания.
Литература:
- Маяк, И. Л. Рим первых царей. Генезис римского полиса. – Москва: Московский Университет, 1983.
- Маяк И.Л. Римляне ранней Республики. — М.: Изд-во МГУ,. 1993.
- Токмаков В. Н. Военная организация Рима Ранней республики (VI—IV вв. до н. э.). М., 1998.
- Токмаков В. Н. Структура и боевое построение римского войска ранней республики. / Вестник Древней Истории. — 1995. — № 4. — С. 138—160.
- Нечай Ф.М. Образование римского государства. — Мн., 1972.
- Яйленко В.П. Общность коммуникативной и социальной терминологии архаической Греции и раннего Рима: историко-лингвистический аспект // Вестник Древней Истории. — 1993. — № 3. — С. 88—99.
- Коптев А.В. Характер родовой организации в древнем Лации. // Античность и современность. М., 1992. — С. 153—155.
- Бартошек, М. Римское право. Понятия, термины, определения / М. Бартошек; пер. Ю.В. Преснякова. — Москва: Юридическая литература, 1989.
Комментарии к данной статье отключены.