В середине 70-х годов артиллерийский парк бронетанковых и механизированных частей испанской армии был представлен более-менее современными САУ американского производства. Ситуация с буксируемой артиллерией была не столь радужной: имевшиеся американские 155-мм гаубицы М114 уже порядком износились. В то же время, конструкторский и производственный потенциал Испании позволял надеяться на создание новой полевой артсистемы собственными силами.
К будущему 155-мм орудию предъявлялись следующие требования: масса не более 10 т, угол возвышения не менее 60°, дальность стрельбы не менее 20 км. Орудие следовало оборудовать досылателем, а в качестве опции предусматривалось снабжение гаубицы вспомогательной силовой установкой для самодвижения.
Фальстарты испанских инженеров
Разработкой артсистемы занялись специалисты предприятия Fabrica de Artilleria de Sevilla, входившего в концерн Empresa Nacional Santa Barbara. Орудие, обозначавшееся SB 155/39 REMO, получило ствол длиной 39 калибров, соответствовавший новому по тем временам стандарту полевой артиллерии НАТО. Гаубица, весившая 9 т, имела одноосный лафет с раздвижными станинами и опорной плитой. В походном положении ствол разворачивался на 180° и крепился к сведённым станинам: это существенно сокращало длину орудия на марше. Автофретированный ствол-моноблок снабжался двухкамерным дульным тормозом и имел 48 правосторонних нарезов с шагом 3100 мм. Затвор — полуавтоматический вертикальный клиновой, открывающийся вверх. Имелся механический досылатель. Противооткатные устройства состояли из гидравлического тормоза отката и двух гидропневматических накатников. Угол горизонтальной наводки составлял 60°, вертикальной — от −3 до +70°. Дальность стрельбы достигала 24 км, скорострельность — 6 выстрелов в минуту.
Первый прототип SB 155/39 REMO был готов в 1984 году, а в следующем начались его испытания. Тогда же появился опытный экземпляр орудия SB 155/39 REMА, снабжённого дизельным двигателем мощностью 70 л.с. В таком исполнении гаубица прибавила в весе примерно полтонны, но получила возможность самостоятельно двигаться со скоростью 12 км/ч, преодолевая подъёмы до 17°. Для повышения проходимости по тяжёлым грунтам имелась возможность дистанционного включения системы самодвижения гаубицы с рабочего места водителя тягача.
К 1990 году изготовили четыре прототипа гаубицы SB 155/39, но в серию она так и не пошла: военные потребовали более дальнобойную систему. Остался на стадии прототипа и своеобразный «побочный продукт» программы разработки орудия — самоходная гаубица SB 155/39 АТР. Военные не заказывали такой САУ, но руководство концерна Santa Barbara решило разработать её в инициативном порядке. Для установки в самоходку пришлось доработать противооткатные устройства орудия, сократив длину отката с 1400 до 500 мм. SB 155/39 АТР напоминала американскую САУ М109, но использовала шасси собственной разработки с дизелем General Motors мощностью 912 л.с. По сравнению с американским образцом бронезащита SB 155/39 АТР была усилена и могла противостоять 20-мм снарядам. Возимый боекомплект составлял 28 выстрелов, масса самоходки достигала 38 т.
Следующую попытку дать испанским сухопутным войскам современную буксируемую гаубицу предприняла фирма SITECA. Во взаимодействии со специалистами канадской фирмы Space Research Corporation, созданной известным артиллерийским гуру Джеральдом Буллом, она разработала орудие FGH-155 со стволом длиной 45 калибров. В основе артсистемы, появившейся в 1985 году, лежала конструкция гаубицы GC-45.
Изготовили три прототипа, причём два из них являлись самодвижущимися: на втором стоял дизель «Дойц» мощностью 164 л.с., на третьем — менее мощный «Ломбардино» (110 л.с.). Двигатель служил не только для системы самодвижения, но и для привода гидравлического насоса, обеспечивавшего работу механизмов переведения орудия из походного положения в боевое и обратно, а также наводку и досылание снарядов. Максимальная дальность стрельбы достигала 40 км. В июле 1988 года было достигнуто предварительное соглашение о возможности принятия FGH-155 на вооружение испанской армии, но впоследствии всё затормозилось из-за «международных деловых разногласий».
Попытка №3
В начале 90-х годов испанские военные и промышленники вновь вернулись к идее создания 155-мм буксируемого орудия. Система должна была соответствовать требованиям нового Меморандума по баллистике, то есть иметь ствол длиной 52 калибра и зарядную камору объёмом 23 л. Разработку осуществлял концерн Santa Barbara, впоследствии поглощённый General Dynamics.
При создании гаубицы, получившей обозначение SBТ 155/52, использовался опыт, накопленный при разработке SB 155/39. Вместе с тем орудие подверглось существенным изменениям. Визуально наиболее заметным из них (кроме более длинного ствола) является двухосный колёсный ход (вместо одноосного). Также вместо двухкамерного дульного тормоза применён однокамерный (эффективностью примерно 35%). Радикально переработали затвор, применив вместо клинового полуавтоматический поршневой, открывающийся по диагонали вправо-вниз. Затвор снабжён пластическим обтюратором системы Банжа, внутри него расположен револьверный магазин на 10 капсюлей.
Орудие SBТ 155/52 имеет люльку цилиндрического типа, крепящуюся к верхнему станку лафета посредством двух цапф. На люльке установлены цилиндры противооткатного устройства, состоящего из гидравлического тормоза отката и пневматического накатника. Тормоз отката оснащён регулятором длины отката, который уменьшает путь механизма отката вместе с увеличением угла подъёма ствола. Максимальная длина отката составляет 1525 мм. Уравновешивающий механизм толкающего типа (на SB 155/39 — волочильного типа), состоящий из двух колонок.
Гаубица имеет механизированную систему подачи снарядов (заряды подаются вручную), расположенную в задней части верхнего станка. Она включает лоток для заряжания и гидравлический досылатель. Система работоспособна при любом угле возвышения ствола.
Прицельные приспособления включают прицел М138 для стрельбы прямой наводкой и орудийный угломер М137. Кроме того, имеется баллистический компьютер и радиостанция PR4G. В течение первой минуты после открытия огня гаубица может выпустить 10 снарядов, нормальная продолжительная скорострельность составляет 2 выстрела в минуту.
Как уже отмечалось, лафет орудия — четырёхколёсный (колёса установлены на балансирах); кроме того, каждая станина снабжена вспомогательным колесом, используемым для развода и смыкания станин, а также перемещения орудия на небольшие расстояния. В боевом положении гаубица покоится на основании, опускаемом посредством гидропривода и расположенном в средней части нижнего станка, а также на сошниках станин. Как и у SB 155/39, при переводе в походное положение ствол SBТ 155/52 поворачивается на 180° и фиксируется люнетом, расположенным на правой станине. Время перевода из походного положения в боевое (равно как и обратно) не превышает 2 минут.
Орудие SBТ 155/52 снабжено системой самодвижения с дизелем воздушного охлаждения мощностью 106 л.с. и гидравлической передачей. Главный насос передаёт давление к четырём гидромоторам, установленным на основных колёсах, вспомогательный — к гидравлическим приводам подъёма/опускания вспомогательных колёс и основания, наведения орудия и механизма заряжания. Имеется аварийный ручной насос, обеспечивающий перевод орудия из походного положения в боевое и стрельбу при отказе дизеля. Ходовая часть орудия имеет пневматическую тормозную систему с электронной системой противоскольжения. Скорость перемещения SBТ 155/52 в режиме самодвижения достигает 18 км/ч, на буксире у тягача — до 90 км/ч.
Боекомплект SBТ 155/52 состоит из снарядов нескольких типов. Американские осколочно-фугасный снаряд М107 и дымовой М110А2 не обеспечивают полную реализацию потенциала орудия: максимальная дальность стрельбы ими не превышает 18 км. Более совершенными являются снаряды местного производства SB-111 и SB-111BB (последний — с донной насадкой «Бэйз Блид»). Первый из них весит 42 кг и обеспечивает максимальную дальность стрельбы 29 км, второй — 43 кг и 36 км соответственно. Ещё лучшими являются характеристики снарядов семейства ERFB — Mk 10 mod 2 и Mk 10 mod 2B (с насадкой «Бэйз Блид»). Дальность стрельбы первого из них составляет 32 км, второго — 40 км.
Производство и служба
Прототип SBТ 155/52 был готов в декабре 1997 года. Испытания поначалу шли интенсивно (к маю следующего года из орудия выпустили 170 снарядов), но затем дело затормозилось: военные, находясь под прессом бюджетных ограничений, долго не могли изыскать средства на новые орудия. В марте 2001 года Минобороны объявило, что орудие SBТ 155/52 примут на вооружение испанской береговой артиллерии, но лишь в 2005 году было подписано соглашение о поставке 70 таких артсистем. Производство велось неспешно: последние шесть орудий армия Испании получила лишь в начале 2013 года.
В испанской армии используются два варианта орудия SBТ 155/52. Базовая система, обозначающаяся как V06, предназначена для полевой артиллерии. В таком исполнении изготовили подавляющее большинство орудий — 66 единиц. Ещё четыре орудия выпустили в варианте V07, предназначающемся для береговой артиллерии, его главным отличием является доработанная система управления огнём, позволяющая стрелять по движущимся целям. В вариант V07 также переделали 12 ранее выпущенных орудий V06.
Основная масса орудий SBТ 155/52 сосредоточена в частях Командования полевой артиллерии. В частности, 11-й артиллерийский полк, штаб которого находится в Кастрильо-дель-Валь (провинция Бургос на севере страны), имеет в своём составе два дивизиона артсистем в исполнении V06. Такими же орудиями укомплектовано по одному дивизиону в 30-м и 32-м смешанных артполках, дислоцированных в анклавах Сеута и Мелилья. Все орудия в исполнении V07 сосредоточены в 4-м полку береговой артиллерии, две батареи которого размещены в Сан-Фернандо и Тарифа (провинция Кадис на юге страны). В сухопутных войсках Испании типовая батарея SBТ 155/52 состоит из двух четырёхорудийных взводов, а дивизион — из двух батарей.
Фирма-разработчик ведёт активное продвижение своего изделия на мировом рынке вооружений, однако до сих пор ей удалось добиться лишь одного контракта с Колумбией. Поначалу эта страна собиралась приобрести 25 орудий, но в итоге была вынуждена ограничить свои аппетиты 15 артсистемами (все они были поставлены в 2006–2007 годах). Орудиями SBТ 155/52 укомплектованы три батареи, входящие в состав бригад, развёрнутых на северо-востоке страны у границы с Венесуэлой.
Разработка орудия SBТ 155/52 длилась три десятилетия и увенчалась созданием образца, вполне соответствующего современным тенденциям в области полевой ствольной артиллерии. Впрочем, из-за ограниченных потребностей испанских вооружённых сил и насыщения мирового рынка объём выпуска SBТ 155/52 не дотянул даже до сотни экземпляров.
|
SB 155/39 REMА |
FGH-155 Mk 1 |
SBТ 155/52 |
---|---|---|---|
Калибр, мм |
155 |
155 |
155 |
Длина ствола, мм/калибров |
6045/39 |
6980/45 |
8060/52 |
Длина орудия в походном положении, м |
9,6 |
13,5 |
10,35 |
Высота в походном положении, м |
2,4 |
2,2 |
2,2 |
Ширина в походном положении, м |
2,5 |
2,7 |
2,82 |
Масса орудия, кг |
9500 |
10 500 |
13 500 |
Масса снаряда, кг |
42-46 |
42-46 |
42-46 |
Максимальная дальность стрельбы, км |
24 |
39 |
более 40 |
Угол вертикальной наводки, градусов |
-3, +72 |
-5, +72 |
-3, +73 |
Угол горизонтальной наводки, градусов |
80 |
70 |
120 |
Расчёт, человек |
6 |
8 |
8 |
Литература:
- GC-45 and FGH-155 155 mm Howitzers // https://www.forecastinternational.com/archive/disp_old_pdf.cfm?ARC_ID=1461
- Nita M. Hiszpańska armatohaubica SBT 155/52 // Nowa Technika Wojskowa. – 2017. – №10
- Мишин Н. Новые испанские гаубицы // Зарубежное военное обозрение. – 1986. – №12
Комментарии к данной статье отключены.