В начале 70-х годов на вооружении французской самоходной артиллерии имелись две модели отечественного производства: 105-мм САУ AMX Mk61 и 155-мм AMX F3. Обе артсистемы были созданы в 50-е годы на базе лёгкого танка АМХ-13 и существенно уступали по боевым возможностям основной самоходке НАТО — 155-мм САУ М109 американского производства. Закупка американской артсистемы являлась нецелесообразной по политическим мотивам, поэтому французское руководство инициировало создание собственной САУ нового поколения. Ею стала GCT.
Создание новой самоходки началось в 1969 году. Выбор шасси для неё был очевиден — за основу взяли основной боевой танк АМХ-30. Не возникло сомнений и с определением калибра — стандартные «натовские» 155 мм. Требование установки орудия в закрытой полностью поворотной башне и оснащение самоходки системой защиты от оружия массового поражения также не являлось чем-то из ряда вон выходящим: всё это уже было реализовано на САУ М109. А вот требование оборудовать самоходку механизированной боеукладкой должно было обеспечить преимущество в огневой производительности французской САУ над американской «родственницей». Самоходка должна была сохранять боеспособность в широком диапазоне температур окружающего воздуха — от −30 до +60°С.
Особенности конструкции
Машина, известная под обозначением GCT (Grande Cadence de Tir, то есть «скорострельная»), или же AUF1, является самоходкой закрытого типа на шасси танка АМХ-30. Масса корпуса САУ по сравнению с массой базового танка снижена на 2 т за счёт меньшей толщины брони. Компоновка соответствует базовому танку: в передней части находится отделение управления с рабочим местом механика-водителя, в средней — боевое отделение с закрытой башней, вращающейся на 360°, в задней — моторно-трансмиссионное отделение.
Поскольку перед французскими конструкторами не ставилась задача обеспечения перевозки GCT самолётами военно-транспортной авиации, они не были скованы жёсткими габаритными ограничениями. САУ получила башню довольно большой высоты, позволяющую разместить солидный боекомплект (42 выстрела), механизированную боеукладку и обеспечить комфортные условия работы для трёх членов экипажа: командира (справа-сзади от орудия), наводчика (перед командиром) и заряжающего (слева от орудия). В крыше башни имеются два одностворчатых люка (в командирской башенке и над местом заряжающего), откидываемые назад, а в бортах — две большие двери. Лобовая стенка башни установлена под углом, боковые – вертикальные, а кормовая имеет небольшой отрицательный угол установки. Толщина брони башни составляет 20 мм.
Установленное в башне 155-мм орудие имеет длину ствола 40 калибров и объём зарядной каморы 19,51 л. Затвор — клиновой горизонтальный. Штатный привод открытия и закрытия затвора — гидравлический, аварийный привод — ручной. Спусковой механизм — электромеханический. Орудие снабжено двухкамерным дульным тормозом. Диапазон углов вертикальной наводки составляет от −4 до +66°.
Орудие смонтировано в люльке цилиндрического типа. Противооткатные устройства — гидропневматические. Длина отката — постоянная на любых углах возвышения и составляет 950 мм. Давление пороховых газов в стволе при стрельбе на полном заряде достигает 300 МПа. Живучесть ствола составляет 4000 выстрелов.
В кормовой части башни расположена механизированная боеукладка: справа размещены 42 снаряда (7 рядов по 6 снарядов), а слева — такое же количество зарядов в сгораемых гильзах. В основном, используются две стандартные комплектации снарядов для САУ: 36 осколочно-фугасных и 6 дымовых или же 30 осколочно-фугасных, 6 дымовых и 6 осветительных. Механизм заряжания обслуживает заряжающий с пульта. В аварийной ситуации возможно ручное заряжание, в этом случае на помощь приходит механик-водитель, который обучен для выполнения функций второго заряжающего. Пополнение боекомплекта осуществляется снаружи САУ через два больших откидных люка в кормовой стенке башни, открывающих доступ к укладкам снарядов и зарядов.
Дополнительное вооружение представлено 7,62-мм или 12,7-мм пулемётом, установленным на турели у люка заряжающего. Боекомплект в первом случае состоит из 2050 патронов, во втором — из 800. В нижней части лобового бронелиста башни установлены два двуствольных 80-мм дымовых гранатомёта.
Силовая установка и ходовая часть САУ соответствуют базовому танку. В моторно-трансмиссионном отделении установлен четырёхтактный 12-цилиндровый многотопливный дизельный двигатель HS110-2 мощностью 720 л.с. Механическая трансмиссия SSD-200D обеспечивает пять передач переднего хода и пять заднего. В ходе производства на САУ стали монтировать силовую установку, аналогичную танку АМХ-30В2 (дизель «Рено-Мак» Е9 мощностью 750 л.с.) и гидромеханическую коробку передач. Топливные баки общей ёмкостью 960 л установлены в моторно-трансмиссионном отделении и отделении управления.
Ходовая часть включает в себя пять опорных катков и пять поддерживающих роликов на борт. Опорные катки — двухскатные, из алюминиевого сплава со стальными ступицами и резиновыми бандажами. Подвеска — торсионная; на первом и пятом опорных катках дополнительно установлены гидравлические амортизаторы.
Для работы САУ на позиции с выключенным основным двигателем служит вспомогательная силовая установка — бензиновый мотор «Ситроен» GAP мощностью 8 л.с. Средства связи представлены радиостанцией TRVP 11 либо TRVP 13, установленной на рабочем месте заряжающего, а также танковым переговорным устройством (ТПУ). В задней части башни имеется гнездо для подключения к ТПУ полевого телефона.
Боекомплект
Основным типом снарядов, применяемых САУ AUF1, является mod. 56/69 (OE 155 56/69) массой более 40 кг. Максимальная дальность стрельбы таким снарядом составляет 21 км, а усовершенствованным mod. F1 (OE 155F1) — 23 км. Кроме того, в боекомплект входят следующие снаряды:
- дальнобойный осколочно-фугасный LU211 (дальность стрельбы — 24 км);
- дымовой mod. F2A (OFUM 155) массой 40 кг и дальностью стрельбы 20 км;
- осветительный OECL 155F1 (дальность стрельбы — 21 км);
- кассетный OMI H1, снаряжённый шестью противотанковыми минами (масса — 46 кг, дальность стрельбы — 18 км);
- кассетный OGRE, снаряжённый кумулятивно-осколочными поражающими элементами (масса — 45 кг, дальность стрельбы — 18 км).
Самоходка может применять снаряды иностранного производства, например, широко распространённые американские М107. Также допускается стрельба снарядами с донным газогенератором (максимальная дальность стрельбы — 28 км) и активно-реактивными снарядами (32 км). Минимальная дальность при огне непрямой наводкой составляет 4,2 км (при угле возвышения 11,25° и заряде №1). Для стрельбы из AUF1 применяются переменные заряды в сгораемых гильзах. Всего таких зарядов семь, они обеспечивают снаряду начальную скорость в пределах 350–800 м/с.
Механизм заряжания обеспечивает выполнение трёх выстрелов в течение 15 секунд или шести в течение 45 секунд. Продолжительный темп огня составляет 72 выстрела в час.
Испытания, производство и совершенствование
Разработку САУ GCT и постройку прототипов осуществлял центр EFAB в Ле-Бурже. 11 января 1972 года состоялась презентация прототипа Р1 (отличавшегося от последующих прототипов и серийных самоходок конструкцией передней части башни и типом уравновешивающего устройства). В том же году к испытаниям подключился образец Р2, всего же изготовили семь прототипов AUF1 и десять (по другим данным — шесть) предсерийных САУ. В 1977 году Минобороны Франции заказало первую серийную партию: 80 самоходок. Производство осуществлял завод ARE в Руане, принадлежащий концерну GIAT. Поставки серийных машин французской армии начались в 1979 году. Характерно, что производство самоходок на экспорт (для Саудовской Аравии) началось годом ранее.
Армия Франции получила 276 САУ, в том числе 179 в базовом варианте AUF1 и 97 в модернизированном AUF1T. Поставки последних осуществлялись в 1988–1996 годах. Вариант AUF1T отличается наличием механической гироплатформы CITA 20, обеспечивающей автономную навигацию и определение азимута, доработанным (с целью повышения надёжности) механизмом заряжания и газотурбинным вспомогательным двигателем «Жёводен» фирмы «Микротурбо» мощностью 16 л.с. (вместо бензинового).
В 2004 году начались поставки модернизированных САУ AUF1TА (они не производились «с нуля», а дорабатывались из уже выпущенных самоходок). Главным отличием этого варианта является установка баллистического вычислителя CALP CS2002, благодаря которому САУ превратилась в автономную боевую единицу, способную выполнять огневые задачи самостоятельно, а не в составе батареи. Также были установлены новая радиостанция PR4G, приёмник спутниковой навигационной системы GPS и программирующее устройство взрывателей PRISM. Первоначально армия Франции предполагала модернизировать до уровня AUF1TА более 100 машин, но в связи с сокращением вооружённых сил это число снизилось примерно вдвое.
Следующим этапом совершенствования самоходки GCT должно было стать её оснащение новым орудием со стволом длиной 52 калибра и зарядной каморой объёмом 23 л. САУ, обозначавшаяся как AUF2, соответствовала новому стандарту НАТО для 155-мм артиллерии и могла вести огонь с применением модульных зарядов MCS. Однако в 2003 году французская армия отказалась от закупок AUF2 в пользу колёсных САУ «Цезарь». Не увенчались успехом и попытки продать эту самоходку за рубеж, несмотря на то, что разработчик декларировал возможность установки башни (как от AUF1, так и от AUF2) на шасси по требованию заказчика. В целом особенностью конструкции САУ AUF является размещение в башне всех ключевых элементов самоходки, а также боекомплекта (пространство внутри корпуса практически не используется). Благодаря этому возможна установка башни на практически любое шасси, подходящее по грузоподъёмности. Ещё в 80-е годы вариант AUF1 на шасси «Леопарда» 1 предлагался Бельгии, Нидерландам и Норвегии. Индии предлагались самоходки на базе танков Т-72 и «Арджун», а для продажи в другие страны — на шасси «Леопарда» 2. На базе Т-72 даже построили прототип САУ, но до серийного производства дело не дошло из-за отсутствия заказов.
Служба и боевое применение
В 1979 году 40-й артиллерийский полк армии Франции, дислоцированный в Сюиппе, получил первые шесть САУ AUF1. Поступление на вооружение новых самоходок совпало с реорганизацией армии: вместо механизированных дивизий формировались бронетанковые. К 1985 году сформировали шесть таких дивизий, каждая из которых по штату располагала двумя артиллерийскими полками. Полк, в свою очередь, включал в себя батарею управления и обслуживания, четыре огневые батареи (шестиорудийные), а также взвод ПЗРК «Мистраль». На вооружении имелось 24 САУ, 12 ПЗРК «Мистраль», 18 бронетранспортёров и около 260 автомобилей, численность личного состава достигала 850 человек. Кроме того, самоходками AUF1 предполагалось вооружить шесть корпусных артполков (по два на армейский корпус). Таким образом, армия планировала обзавестись 18 полками AUF1, для которых требовалось 432 самоходки. Однако реальный объём поставок таких САУ был гораздо меньше, поэтому в корпусную артиллерию они не попали вовсе, а часть артполков бронетанковых дивизий имела сокращённый состав.
После окончания «Холодной войны» французская армия претерпела несколько этапов сокращения. К 1994 году в ней осталось четыре бронетанковые дивизии (по два артполка в каждой). В начале XXI века сухопутные войска Франции отказались от дивизий в пользу более компактных бригад. К настоящему времени в их составе остался единственный полк САУ AUF1TА — 40-й, первым получивший такие самоходки в 1979 году. Он входит в состав 2-й бронетанковой бригады и включает в себя четыре батареи по восемь орудий, всего 32 САУ. Ещё пять самоходок находятся в учебных частях, некоторое количество законсервировано, а большинство отправлено на переплавку.
Французские самоходки AUF1 не принимали участия в операции «Буря в пустыне», к ней привлекались лишь буксируемые орудия TRF1. Боевым дебютом для них стала операция НАТО в Боснии и Герцеговине в 1995 году, в которой задействовали сводную батарею из восьми AUF1 (из состава 40-го артполка и 1-го артполка «марин»). Во время осады Сараево она участвовала в контрбатарейной борьбе у горы Игман, эффективно поражая позиции сербской артиллерии. В дальнейшем французские самоходки участвовали в операциях в Косово и Ливане. В 2002 году батарея AUF1 в составе восьми орудий участвовала в учениях французских сухопутных войск на полигоне «Широкий Лан» (Украина).
Как уже отмечалось, первым получателем САУ AUF1, опередившем даже Францию, стала Саудовская Аравия: поставки самоходок в эту страну начались в 1978 году. Саудиты закупили 64 самоходки. Их орудия, равно как и кувейтские (эта страна приобрела 18 AUF1) участвовали в операции «Буря в пустыне». К настоящему времени в строю в Саудовской Аравии остаётся около 50 AUF1, а все кувейтские САУ этого типа законсервированы. Наконец, в 1983–1985 годах 86 самоходок AUF1 получил Ирак, эти машины небезуспешно применялись в Ирано-иракской войне 1980–1988 годов. К 2003 году все уцелевшие иракские САУ этого типа находились в небоеспособном состоянии.
Установку AUF1 можно условно отнести к «промежуточному» поколению западных САУ. Созданная позднее, чем М109, она превосходила американскую самоходку по многим параметрам. Впрочем, к моменту появления AUF1 армии стран НАТО и других государств западного мира уже были насыщены современной самоходной артиллерией (прежде всего, теми же М109), и успех AUF1 на мировом рынке оказался весьма ограниченным. Во Франции же AUF1 в течение трёх десятилетий составляли основу полевой артиллерии, но к настоящему времени они почти полностью вытеснены самоходками «Цезарь».
Масса, т |
42 |
---|---|
Длина с пушкой вперёд, м |
10,25 |
Ширина, м |
3,15 |
Высота, м |
3,25 |
Клиренс, м |
0,43 |
Мощность силовой установки, л.с. |
750 |
Максимальная скорость, км/ч: |
|
по шоссе по пересечённой местности |
60 40 |
Ёмкость топливных баков, л |
960 |
Запас хода по шоссе, км |
450 |
Преодолеваемые препятствия: |
|
высота стенки, м глубина брода, м ширина рва, м подъём, град. |
0,93 2 1,9 30 |
Литература:
- Nita M. Francuska samobieżna armatohaubica GCT AUF1 // Nowa Technick Wojskowa, 2017, №9
- Лебедев Л. Основные 155-мм гаубицы ведущих зарубежных стран // Зарубежное военное обозрение, 2009, №3
- esotericarmour.blogspot.com
- tanks-encyclopedia.com
Комментарии к данной статье отключены.