• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • Поиск
  • wargamming.net
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие

    Поиск

    Войти

    Написать
    wargamming.net
    Популярное
    • 15 April '18
      Что спасло Ленинград
    • 13 April '18
      Пластмассовый «Джедай»
    • 12 April '18
      Конструктор Калашников: дебют
    • 08 April '18
      Музей крупнейшего линкора в истории
    • 07 April '18
      Warspot про кино: обыкновенный фашизм Пола Верховена
    • 06 April '18
      Весёлые картинки Warspot: счёт вслух
    • 06 April '18
      «Панцергаубица» третьего тысячелетия
    • 06 April '18
      Специальный самолёт для специальных людей
    • 05 April '18
      Оружие последнего шанса
    • 05 April '18
      Схватка длиной в десятилетие
    • 04 April '18
      Владычицы земли «чёрных фараонов»
    • 04 April '18
      Явление Махди
    67

    Warspot про кино: добровольный ад Оливера Стоуна

    • искусство и творчество
    • Вьетнам
    • США
    • кино
    Юрий Костузик
    13 January '18

    В 1986 году на экраны вышел один из самых страшных в своём сочетании художественности и достоверности фильмов о Вьетнаме — «Взвод». Рассказываем, как Оливеру Стоуну за два часа удалось навсегда привить зрителям отвращение к войне.

    Про место в истории

    В 1968 году Джон Уэйн, Мервин ЛеРой и Рэй Келлогг представили фильм «Зелёные береты» — одну из первых лент, описывающих действия армии США во время войны во Вьетнаме. В художественном смысле кино оказалось довольно посредственным — ему не помог даже талант ЛеРоя, выдающегося кинематографиста. Проблема была в настроении: «Зелёные береты» открыто одобряли войну в Южном Вьетнаме: ну кто, как не американский армейский спецназ, защитит несчастную страну от коммунистической агрессии Хо Ши Мина и присных?

    Немалую роль во всём этом безобразии сыграл Джон Уэйн — консерватор и патриот до мозга костей, которому в своё время так и не посчастливилось попасть на войну. Мистер Уэйн очень хотел дать вменяемый и симметричный ответ либеральным политикам и журналистам, осуждающим американскую кампанию в Южном Вьетнаме. И армия США, разумеется, не имела ничего против. Так ставший настоящей катастрофой с точки зрения критики фильм оказался достаточно достоверным в техническом смысле — Пентагон предоставил съёмочной группе всё, что только было возможно.

    ​Немалую роль в этом безобразии сыграл Джон Уэйн — консерватор и патриот до мозга костей, которому в своё время так и не посчастливилось попасть на войну - Warspot про кино: добровольный ад Оливера Стоуна
 | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Немалую роль в этом безобразии сыграл Джон Уэйн — консерватор и патриот до мозга костей, которому в своё время так и не посчастливилось попасть на войну

    С той поры прошло полвека — и до сих пор «Зелёные береты» остаются чуть ли не единственным художественным фильмом, достоверно описывающим действия армейского спецназа США во время войны во Вьетнаме. Но смотреть это кино сколько-нибудь серьёзно всё равно невозможно. Лучше всего было бы вообще забыть об этом недоразумении — если бы не кое-что ещё.

    «Зелёные береты» вышли уже после событий наступления Тет и начала масштабных антивоенных протестов в самих Штатах — разумеется, авторы были готовы к самой разгромной критике. Но вот чего они не учли: их фильм успел посмотреть некто Оливер Стоун, вернувшийся с двумя ранениями после командировки в Южный Вьетнам через несколько месяцев после премьеры фильма. Именно это событие определило место поделки Уэйна — ЛеРоя — Келлогга в истории кинематографа.

    Про подходящий момент

    Стоун, надо полагать, был в бешенстве. Он-то в отличие от авторов «Зелёных беретов» сполна хлебнул Вьетнамской войны, отслужив пехотинцем на передовой больше года. И мимо такого тенденциозного взгляда на роль США в конфликте пройти, конечно, не мог. К 1976-му у него уже был готов сценарий «Взвода» — фильма, который спустя 10 лет положит начало знаменитой Вьетнамской трилогии, а попутно станет одним из самых сильных антивоенных полотен, шокирующим своим сочетанием художественности и достоверности.

    Но всё это потом. А в 1976 году депрессивная история о срочнике, который зачем-то пожелал наведаться в кромешный ад, оказалась никому не нужна. Студии боялись, что фильм, снятый с таким настроением, попросту не окупится. Что ж, Оливер Стоун не спешил. Последующие несколько лет он искал источники финансирования, а заодно приглядывался к тем, кто способен был взять на себя главную роль в таком непростом фильме.

    ​К 1976-му у Стоуна уже был готов сценарий «Взвода» — фильма, который спустя 10 лет станет одним из самых сильных антивоенных полотен - Warspot про кино: добровольный ад Оливера Стоуна
 | Военно-исторический портал Warspot.ru
    К 1976-му у Стоуна уже был готов сценарий «Взвода» — фильма, который спустя 10 лет станет одним из самых сильных антивоенных полотен

    Всё решилось в 1986 году, когда независимая британская компания Hemdale Film Corporation согласилась финансировать постановку Стоуна. Тогда же на роль Криса Тейлора, чьим прототипом был сам режиссёр, назначили молодого Чарли Шина. Производство началось.

    Пентагон, разумеется, ничем не помог — какое там! Война, которую своими глазами видел Оливер Стоун, с её моральным разложением личного состава и нечётким образом противника, никак не соответствовала официальной позиции армии США насчёт действий в Южном Вьетнаме. Справедливость требует отметить, впрочем, что это не какое-то особенное качество американской военной машины: трудно представить армию любого государства, которая оправдывала бы пораженческие настроения даже в самой сомнительной с этической точки зрения войне.

    ​Война, которую видел Оливер Стоун, никак не соответствовала официальной позиции армии США о действиях в Южном Вьетнаме - Warspot про кино: добровольный ад Оливера Стоуна
 | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Война, которую видел Оливер Стоун, никак не соответствовала официальной позиции армии США о действиях в Южном Вьетнаме

    Но там, где отказались помочь американские военные, неожиданно помогли филиппинские, снабдившие съёмочную группу военной техникой и оборудованием. Теперь за адекватность декораций можно было не волноваться.

    Про достоверность

    Сегодня может показаться, что достоверность в смысле технического оснащения не так уж и важна: в конце концов, мощная идея, реализованная прямыми руками, уберёт на задний план все мелкие огрехи. А пример «Зелёных беретов» отлично показал, что даже помощь армии не сделает военный фильм хорошим, если внутри он пустышка.

    Но Оливер Стоун был одержим. Его ленте предстояло показать Вьетнам так, как его видели сами ветераны. Важна была каждая мелочь, любой штрих. Зрители должны были прожить эту войну вместе с бойцами 25-й пехотной дивизии — от первого до последнего дня командировки несчастных срочников.

    ​«Взводу» предстояло показать Вьетнам так, как его видели сами ветераны - Warspot про кино: добровольный ад Оливера Стоуна
 | Военно-исторический портал Warspot.ru
    «Взводу» предстояло показать Вьетнам так, как его видели сами ветераны

    Как он этого добился? Стоун просто обезличил противника, обрисовав его только в самых общих чертах. В результате на первое место вышли тяготы и лишения воинской службы — то, что в поколении режиссёра было знакомо очень многим. Вместе с потрясающей актёрской игрой (особенно Уиллема Дефо, Тома Беренджера, Марка Мозеса и Джона Макгинли) это создавало невероятный эффект присутствия.

    Впрочем, несмотря на обезличенность, вьетнамских солдат во «Взводе» тоже хватает. Но они — некая полускрытая угроза, которая лишь временами наносит жестокие точечные удары. Именно этот момент позволил американским ветеранам Вьетнама говорить о реалистичности показа в фильме той войны — войны, в которой не было чёткой линии фронта, а противник мог ударить в любой момент в любом месте. Сводящее с ума чувство постоянной опасности — вот оно. С ним не справиться, его никак не одолеть. Его можно только пережить — или подохнуть на этой чужой земле, что ещё более вероятно.

    А значит, враг внутри.

    Про врага

    Внутренний враг хуже всех прочих. Ему недостаточно вас убить — он хочет завладеть душой. И для этого он всего-то должен привлечь обладателя души на свою сторону. Ну-ка, кому достанется этот, как его? Впрочем, не нужно имён, а то вдруг его завтра убьют, а мы уже успели привязаться.

    ​Сводящее с ума чувство постоянной опасности — с ним не справиться. Его можно только пережить — или подохнуть на этой чужой земле - Warspot про кино: добровольный ад Оливера Стоуна
 | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Сводящее с ума чувство постоянной опасности — с ним не справиться. Его можно только пережить — или подохнуть на этой чужой земле

    Давайте вот что, сами его спросим. Эй, парень, гляди: вот сержант Барнс — настоящая армейская скотина, жестокая и эффективная. А вот сержант Элайас — этот не привык идти по головам, для него человеческая жизнь важнее всего на свете. К кому пойдёшь в отделение? Чью сторону примешь в этом кошмарном взводе?

    Наш несчастный рядовой Тейлор (спасибо некогда юному Чарли Шину за эту роль) думает, что его выбор позволит ему остаться невинным — чёрта лысого, парень. Это война, на ней гибнет любая невинность. Надежды нет — даже милосердный сержант Элайас, средоточие всего человечного, что осталось в этой бессмысленной мясорубке, не даст тебе уйти отсюда чистым. Да ты только погляди, у тебя уже руки по локоть в крови — и что, интересно, скажет на это твоя бабушка?

    ​Несчастный рядовой Тейлор думает, что его выбор позволит ему остаться невинным — но это война, на ней гибнет любая невинность - Warspot про кино: добровольный ад Оливера Стоуна
 | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Несчастный рядовой Тейлор думает, что его выбор позволит ему остаться невинным — но это война, на ней гибнет любая невинность

    Так может, честнее сразу перейти к Барнсу? Будешь спокойно убивать, калечить, насиловать, жечь — а если не сойдёшь с ума и выживешь в этой кровавой бане, приедешь домой, снимешь номер в мотеле и повесишься.

    Про выход

    Выхода, конечно, нет. Трагедия Криса Тейлора в том, что он идёт на войну добровольцем. Высокие идеалы, равноправие и прочее. Что ж, война тут же даёт ему под дых, втолковывая: здесь нет плохих и хороших. Одни только убийцы, что наши, что враги. И ты теперь тоже убийца, друг, такие дела. Закончится командировка — уедешь домой, но всё равно останешься убийцей.

    Тейлор, конечно, всё понимает. Последние кадры «Взвода» отлично передают настроение главного героя. Он не знает, что будет дальше. Не знает, сможет ли нормально жить после всего, что здесь произошло. Не знаем и мы…

    ​Здесь нет плохих и хороших. Одни только убийцы, что наши, что враги - Warspot про кино: добровольный ад Оливера Стоуна
 | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Здесь нет плохих и хороших. Одни только убийцы, что наши, что враги

    Или нет? Оливер Стоун, написавший сценарий на основе собственного военного опыта, нашёл, кажется, единственно возможный вариант нормального существования после войны. Не можешь найти выход из ада — растяни ад на всех, кто снаружи. Просто расскажи им о нём во всех красках. Пусть мучатся, зная: пока они спали, ели и жили полноценной жизнью, где-то в этом аду люди бессмысленно воевали, сходя с ума, убивая и калеча себе подобных.

    Пусть страдают — что угодно, только бы сами не захотели поиграть в войну.

    Юрий Костузик

    Warspot про кино: обыкновенный фашизм Пола Верховена на Warspot.ru
    Warspot про кино: обыкновенный фашизм Пола Верховена
    Warspot про кино: полезный идиотизм от Гранта Хеслова на Warspot.ru
    Warspot про кино: полезный идиотизм от Гранта Хеслова
    Warspot про кино: симфония жизни от Леонида Быкова на Warspot.ru
    Warspot про кино: симфония жизни от Леонида Быкова
    Поделиться
    • 87
    • 743
    • 4
    • 0
    • 7
    • Статьи по теме
    • Комментарии (26)
    Ветераны и фантастика: как создавался «Звёздный путь» на Warspot.ru
    Ветераны и фантастика: как создавался «Звёздный путь»
    Warspot про кино: по обе стороны от «Дюнкерка» на Warspot.ru
    Warspot про кино: по обе стороны от «Дюнкерка»
    Warspot про кино: три ипостаси Мэла Гибсона на Warspot.ru
    Warspot про кино: три ипостаси Мэла Гибсона
    Warspot про кино: шесть военных премьер 2018 года на Warspot.ru
    Warspot про кино: шесть военных премьер 2018 года
    • Статьи по теме
    • Комментарии (26)
    Неизвестный
    Сан Саныч
    • -1
    Конечно, мне может немного нескромно опровергать таких всезающих критиков и специалистов по Вьетнаму, но всё-таки выскажусь.
    "Взвод", на мой взгляд обыкновенный псевдо-военный фильм, которых впоследствии навалили (другое русское слово просто не смог подобрать) киностудии США просто кучами:"Рэмбо", "Солдат Джейн", "Военный ныряльщик", "Апокалипсис сегодня" и прочая так называемая военно-потриотическая амеро-тематика. Естественно, что к реальной войне эти кино-мусорные "шедевры" не имели никакого отношения - кто платит, тот и заказывает музыку. Мне просто интересно, а почему, так называемые специалисты по Вьетнаму совсем не вспомнили фильм "Координаты смерти"? Полу-документальный, полу-художественный этот фильм очень доступно и ненавязчиво продемонстрировал обе стороны вьетнамского конфликта. А может эксперты даже не слышали об этом изделии кинематографистов? А как тогда можно рассуждать про тему не исследованную с разных сторон? Просто для "поболтать с умным видом"???
    Вообще-то прежде чем высказываться по любому вопросу - требуется про это вопрос хотя бы почитать, ну хотя бы хоть что-нибудь!!!
    Это очень напоминает рассуждения ВСЕГО мира о войне 1812-1815 годов в Европе - берут произведение Льва Николаевича Толстого "Война и мир" и цитируют его как исторический документ, а ещё хуже, кадры из одноимённого фильма - выдают за кинохронику!!!! Правда уже никого не волнует, что Л.Н.Толстой родился в 1828 году спустя 13 лет после полного окончания той войны и его произведения являются на 99% простым художественным ВЫМЫСЛОМ.
    Как можно рассуждать о событиях, участником которых не был сам по фильмам??? Только если являешься пациентом психиатрической лечебницы.
    February 2, 2018 12:45pm | Ответить
    Александр Воробьёв
    • 0
    Есть еще фильм "Высота «Гамбургер»" 1987 года. Цитирую рецензию: "Фильм показывает события в районе высоты 937, она же высота «Гамбургер» во время Вьетнамской войны, в мае 1969 г. В фильме название высоты переводится как «Холм «Мясорубка», что, пожалуй, ближе к истине. 10 дней солдаты 101-й воздушно-десантной дивизии армии США пытались взять этот холм. В конце концов взяли, но через некоторое время добровольно оставили его, т. к. «внезапно» оказалось, что он и не нужен собственно. Американцы оценивали свои потери от 50 до 70 убитыми и около 400 ранеными, вьетнамцам нарисовали, не мелочась, 600 только убитыми. Тяжелые многодневные бои за холм и его последующее оставление благодаря освещению событий в прессе вызвали определенный резонанс в США и «Высота «Гамбургер» стала одним из символов бессмысленности Вьетнамской войны." Мне понравился.
    January 22, 2018 11:29am | Ответить
    Тимур
    • 0
    "знаменитой Вьетнамской трилогии" - а о каких двух других фильмах упоминается в этой фразе?
    January 21, 2018 10:05pm | Ответить
    Юрий Костузик Тимур
    • 0
    "Рождённый четвёртого июля" и "Небо и земля".
    January 22, 2018 8:13am | Ответить
    Mark Berger
    • 1
    Взвод гениальный фильм! Это лучшее , что я видел в кино на тему войны.
    January 18, 2018 9:52am | Ответить
    Степан Жук
    • 1
    Не, ну так, отвлеченно:
    Снимали про одну и ту же войну и комедию и трагедию и у нас в СССР. И фильмы, которые сейчас смотреть невозможно.
    Так что "зеленые береты" - это не есть прям плохо, это нормальный жанр.
    January 15, 2018 11:57am | Ответить
    Томми Фланаган
    • -1
    Справедливости ради, ветераны 25й, да и вообще ветераны Вьетнама, фильм не приняли, большинство отзывов было отрицательными
    January 15, 2018 5:56am | Ответить
    Вячеслав Скопюк Томми Фланаган
    • 0
    Неприятие там было уровня "марихуану, конечно, курили, но не через дробовик же"
    January 19, 2018 6:03am | Ответить
    Commissar of Astra Militarum Томми Фланаган
    • 2
    Ну если посмтерт на года службы этих ветеранов, то те к то служил до 1968 отрицательно приняли фильм. А те кто служили после Тетского наступления(которое имело большой моральный эффект на солдат США), в частности в 25-й дивизии, как Стоун, то они наоборот признают факты насилия по отношения к населению.
    January 18, 2018 8:38am | Ответить
    Игорь Сладков Томми Фланаган
    • 0
    "Об исторической достоверности картины говорили и ветераны Вьетнамской войны, в частности, отставные военнослужащие 25-й пехотной дивизии" (с) Википедия
    January 15, 2018 6:49am | Ответить
    Игорь Сладков
    • 5
    Отличная рецензия, Юрий! Просто отличная!
    Фильм действительно мощный. Мне он нравится в переводе и озвучке Гоблина (Дмитрия Пучкова). Он действительно переает реальный армейский язык и интонации. поэтому смотрю и персматриваю его в только в такой озвучке.
    January 15, 2018 4:37am | Ответить
    JokerSSLL
    • 2
    редкий случай, когда человек, умеющий снимать кино , еще и имел тяжелый военный опыт.
    Обычно - либо одно, либо другое. А Стоун - молодец, снял лучший зарубежный фильм о войне. У нас в новейшей истории таких нет - ни об афганской, ни о чеченской войнах.
    О ВОВ есть, слава Богу.
    January 14, 2018 12:09pm | Ответить
    foma akvinskij JokerSSLL
    • 0
    а вот "афганский излом" мне нравиться.
    January 20, 2018 10:55pm | Ответить
    Тигран Оганесян
    • 1
    ИМХО хорошая статья. Как раз по характеру фильма.
    Спасибо!
    January 14, 2018 10:36am | Ответить
    Акакий Ананьев
    • 6
    Жаль что у нас нет подобного. Смотря наши фильмы про войну на Кавказе я не понимаю про что, там снято вообще. Но "Взвод" понятен, хотя там и время и место достаточно далеко.
    January 13, 2018 8:05pm | Ответить
    Alvas721220 Акакий Ананьев
    • 1
    У нас сейчас и не снимут. Они же теперь наши лучшие друзья, про них нельзя плохо, а хорошо совесть не позволит.
    January 14, 2018 6:03am | Ответить
    Акакий Ананьев Alvas721220
    • 4
    Да разные ОНИ там и стреляли разные. Нет у меня к ним неуважения. И там и там и преступники и на нашей и на той стороне были " сержанты Элайсы". Война сама по себе овно. И тот кто это устроил. Можно снять так, что никто не обидется. Но у Стоуна, был свой Вьетнам а у наших Бондарчуков не было и быть не могло. Хотя Кубрика там не было но есть гениальная " цельнометаллическая оболочка". И она тоже честна и понятна.
    January 14, 2018 7:44am | Ответить
    dityaperuna Акакий Ананьев
    • 2
    Кубрик же использовал "мемуары" реальных морпехов - да и сержант снялся в роли сержанта - вот и вышла оболочка достоверной. Правда не очень. Но
    Сюда же позабытый Фленагановкий рассказ-мемуары "Черви" - лютый трэшь, а ведь реально же было...
    January 22, 2018 6:27am | Ответить
    Vasiliy Kotov (powerbull) Alvas721220
    • 6
    Боюсь если снять всю правду про Кавказ, у многих патриотичных особ взорвётся мозг. Режиссер будет закидан какахами. Никто не рискнёт.
    January 14, 2018 7:35am | Ответить
    Дмитрий Адаменко
    • 6
    Если именно та война сделала из Оливера Стоуна то, что он представляет собой сегодня, то соглашусь: это была плохая война!
    January 13, 2018 1:35pm | Ответить
    AndreefA
    • 1
    я не очень знаю кино, увы, но, получается, Чарли Шин пародировал в фильме Горячие головы - 2 свою-же роль? Очень интересный момент... А Оливера Стоуна прежде всего уважаю за свой, реалистичный, и беспристрастный, по моему мнению, взгляд на вещи.
    January 13, 2018 12:01pm | Ответить
    Юрий Костузик AndreefA
    • 8
    Верно, во вторых "Горячих головах" есть пасхалочка, обыгрывающая одновременно "Апокалипсис сегодня" и "Взвод".
    January 13, 2018 12:31pm | Ответить
    Томми Фланаган Юрий Костузик
    • -2
    нет, там пасхалочки на "Взвод", только на "Апокалипсис...". И встречает он там конечно же своего отца, Мартина Шина, который и сыграл главную роль в "Апокалипсисе...". Так сказать, связь поколений
    January 15, 2018 5:54am | Ответить
    Игорь Сладков Томми Фланаган
    • 4
    В горячих головах -2 Чарли Шин почти дословно цитирует своего же героя из фильма «Взвод» говоря : "Somebody once wrote, "Hell is the impossibility of reason." Well, that's what this place feels like - hell".

    В фильме "Взвод" он говорил: "Somebody once wrote, "Hell is the impossibility of reason." That's what this place feels like. Hell. "
    Сравните. Так что, небольшой намек всё же был:)
    January 15, 2018 7:18am | Ответить
    Томми Фланаган Игорь Сладков
    • 1
    спасибо, не заметил
    January 15, 2018 7:46am | Ответить
    Игорь Сладков Томми Фланаган
    • 3
    Эпизод просто небольшой: это когда персонажи Чарли Шина и Мартина Шина плывут навстречу друг другу на катерах. При этом говорят цитатами из фильмов в которых они ранее снимались.
    January 15, 2018 10:40am | Ответить
    wargamming.net © 2014 — 2018 Warspot
  • Все авторы
  • Все теги
  • Правила
  • Как стать автором
  • О нас
  • Связаться с нами
  • Соглашение
  • Карта сайта
  •  
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Пожалуйста, войдите через одну
    из предложенных соцсетей

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google +