Долгое время американские войска без проблем справлялись с любым противником, встречавшимся на их пути. Однако в ноябре 2004 года армия США и Корпус морской пехоты (КМП) начали штурм иракского города Фаллуджа, и эта операция стала самым тяжёлым испытанием для Соединённых Штатов со времён войны во Вьетнаме. Посмотрим, как развивались события в иракском городе в апреле-ноябре 2004 года.
Ирак без Саддама
Глубокой ночью 20 марта 2003 года корабли ВМС США выпустили по иракским целям четыре десятка крылатых ракет «Томагавк». Так началась крупнейшая на данный момент военная операция XXI века — вторжение Соединённых Штатов и Великобритании в Ирак.
У Саддама Хуссейна и его генералов не было никаких шансов остановить наступление противника. После Первой войны в Заливе (1991) Багдад попал под серьёзные санкции и столкнулся с большими проблемами в экономике. Он не мог закупать новую технику и обслуживать старую. Ситуация усложнялась тем фактом, что многие иракские офицеры попадали на свои места благодаря кумовству и взяткам, а не профессиональным качествам. Неудивительно, что американские танки с лёгкостью смяли оборону дивизий, укомплектованных на половину от положенного штата и воевавших на морально устаревшей технике. Тогда многие говорили о предательстве иракских генералов, но настоящие причины победы армии США были куда банальнее: американцы просто-напросто превосходили противника по всем аспектам.
1 мая 2003 года, через 39 дней после начала кампании, на авианосец «Авраам Линкольн» прибыл президент Соединённых Штатов Джордж Буш-младший. Там он встретился с военными и сообщил о разгроме вооружённых сил Ирака. В действительности же самое страшное ждало американцев впереди.
Сразу после поражения регулярной армии и свержения диктатора о себе начали заявлять многочисленные вооружённые группировки, состоявшие из самых разных людей: от членов партии БААС и сторонников Хуссейна до радикальных боевиков, связанных с международными террористическими организациями. Первое время засады и атаки на иностранных солдат организовывались неумело, но с каждым днём мастерство боевиков уверенно росло — как и число их вылазок.
Больше всего трудностей американцам доставлял район, прозванный Суннитским треугольником. Основу его населения, как можно понять из названия, составляли сунниты, на которых до войны опирался режим Хуссейна. Более того, в треугольнике пустили корни местные и международные террористы, создав огромное количество боеспособных ячеек.
Магнит для террористов
Самой неспокойной точкой на территории Суннитского треугольника был город Фаллуджа, в котором проживало около 300 000 человек. После установления новой власти туда вошли подразделения 82-й воздушно-десантной дивизии. 28 апреля местные жители устроили массовую демонстрацию против нахождения иностранных солдат в городе. Среди протестующих были и боевики-провокаторы, вынудившие американцев открыть по толпе огонь. Попытка достучаться до командования закончилась массовой бойней, в которой погибло 17 мирных жителей и ещё 75 получили ранения. Неудивительно, что после произошедшего горожане видели в американцах оккупантов и ненавидели их, создавая тем самым отличные условия для действий боевиков. Те регулярно устраивали нападения на иностранных солдат.
Десантники не могли долго находиться в такой обстановке. Под давлением местного населения они вышли из Фаллуджи и разместились на новых позициях в её окрестностях. Контроль над городом армия США передала иракским полицейским формированиям, пользы от которых практически не было: в лучшем случае местные бойцы бездельничали, в худшем — открыто симпатизировали боевикам и саботировали борьбу с ними.
В марте 2004 года срок нахождения бойцов 82-й дивизии в проблемном районе подошёл к концу. На смену им прибыли подразделения 1-й дивизии морской пехоты. У командования Корпуса морской пехоты имелись свои взгляды на борьбу с местными боевиками: оно не собиралось игнорировать активность неприятеля прямо у себя под носом. В Фаллудже стали чаще появляться американские патрули, и количество стычек с противником резко увеличилось.
31 марта в неспокойный город отправились четверо бывших бойцов спецназа, работавших на частную военную компанию Blackwater. В тот день им было приказано сопроводить несколько машин снабжения. Выполнить поставленную задачу они не смогли: их автомобиль попал в засаду, в которой погибли все сотрудники ЧВК. Тем же вечером весь мир облетели шокирующие кадры, на которых изуродованные трупы «солдат удачи» висели на мосту через Евфрат.
Трагедия вызвала у американцев стойкое ощущение дежавю: они уже видели подобную сцену в выпусках теленовостей 1993 года, когда сомалийцы таскали по Могадишо истерзанные тела погибших бойцов сил специальных операций США. Да, в этот раз погибли не военные, а сотрудники частной компании, которая к государству никакого отношения не имела. Тем не менее чаша терпения Соединённых Штатов была переполнена. На следующий день заместитель командующего коалиционными силами Марк Киммит пообещал «умиротворить этот город».
Первый удар
Офицеры, на плечи которых взвалили подготовку боевых действий в городе, постоянно докладывали о том, что имеющиеся силы к операции не готовы, а удары авиации приведут к большим потерям среди мирного населения. Слушать эти предупреждения в Вашингтоне никто не хотел. Министр обороны и президент требовали начать ответные действия как можно скорее.
Морские пехотинцы готовились к штурму второпях, не успевая провести разведку и обеспечить солдат картами населённого пункта. Через три дня после громкого заявления Марка Киммита к многотысячному городу уже тянулись десятки неуклюжих бронетранспортёров-амфибий и сотни HMMWV. Американцы брали Фаллуджу в кольцо и перерезали боевикам все пути отхода.
5 апреля в окружённую Фаллуджу вошли первые морские пехотинцы — и сразу же столкнулись с ожесточённым сопротивлением. Американцев в городе ждали давно: многие улицы были перекрыты баррикадами, на вероятных путях продвижения противника боевики организовали засады и установили самодельные взрывные устройства. Бои шли тяжело, но Корпус морской пехоты сумел избежать разгрома. Наступавшие не рвались сломя голову в центр Фаллуджи по крупным улицам, а аккуратно продвигались вперёд, активно применяя снайперов и расчищая себе путь ударами авиации и артиллерии. Из-за последнего у американцев и начались проблемы.
Жизнь в щедро посыпаемом бомбами городе превратилась в сущий ад. От американских ударов гибли десятки мирных жителей. Прекратилась подача электричества, перестал работать водопровод. В Фаллудже работало большое количество журналистов, и они показали всему миру страдания простых иракцев. Действия американских военных принялись критиковать не только государства, с которыми у Вашингтона были прохладные отношения, но и ближайшие союзники по НАТО. Соединённые Штаты не хотели портить свою репутацию накануне передачи власти в Ираке местному правительству. Пентагон распорядился прекратить наступление и передать контроль над городом иракским войскам. Боевики посчитали это проявлением слабости и заявили о своей победе, а морские пехотинцы ушли с улиц Фаллуджи, потеряв там 27 человек.
Путь к реваншу
За порядком в городе начала следить специально созданная для этого бригада, которой командовал бывший офицер Республиканской гвардии — элитных войск Саддама Хуссейна. Личный состав этого подразделения комплектовался из людей, в разное время воевавших с американцами. Среди новобранцев присутствовали даже боевики, ещё несколько дней назад стрелявшие по морпехам. Разумеется, такие союзники никак не боролись с террористами, которых становилось всё больше и больше. В городе начали собираться боевики со всего Ирака, прекрасно понимая, что там им ничего не угрожает. Дисциплина у новоиспечённых блюстителей порядка тоже серьёзно хромала. Ни один день в бригаде не проходил без сообщения об очередных дезертирах. К концу лета большинство военнослужащих разошлось по домам, но подразделение ещё некоторое время продолжало существовать на бумаге. Приказ о роспуске появился только в сентябре.
После расформирования бригады правительство Ирака и международная коалиция не контролировали ситуацию в Фаллудже даже формально. Терпеть такое положение дел они не собирались.
Американцы приступили к разработке плана нового штурма. В этот раз у командования было куда больше времени на подготовку, что позволило избежать ошибок весеннего наступления. Подход к разведке стал гораздо серьёзнее: над городом постоянно кружили беспилотники, собиравшие информацию о позициях противника, спецназ регулярно доставлял в штаб данные из вражеского стана, активно использовались сведения, полученные от информаторов из числа местных жителей.
В октябре к неспокойному городу начали стягивать дополнительные силы. В грядущей битве штаб возлагал большие надежды на мощь танков и другой бронетехники, но собственной брони у морской пехоты было немного: во время первого штурма КМП смог отправить в бой всего дюжину «Абрамсов». Руководителю операции Ричарду Натонски пришлось обратиться за помощью к коллегам из армейских частей.
Для боёв в городе были сформированы две тактические группы: RCT-1 и RCT-7. Каждая состояла из двух батальонов морской пехоты и батальона армии США. Последний выгодно отличался от аналогичных соединений КМП наличием танков M1A2 «Абрамс» и БМП M2 «Брэдли», в то время как морпехи могли рассчитывать лишь на слабозащищённые бронетранспортёры AAV7 и устаревшие M1A1 «Абрамс». Каждой группе придали по три батальона иракской армии для контроля отбитых районов и действий в мечетях, где боевики любили укрываться от американцев. Поначалу военнослужащие из Соединённых Штатов не слишком обрадовались появлению помощников и, памятуя о судьбе бригады «Фаллуджа», относились к ним скептически. Однако многие бойцы новой армии Ирака оказались настроены серьёзно и не собирались разбегаться после первых выстрелов.
Всего для штурма удалось собрать 10 000 американских военнослужащих и 2000 иракских. В Фаллудже их ждали 3000 боевиков — в 2,5 раза больше, чем весной.
К концу месяца американские и британские войска плотно окружили город, а подразделения из состава тактических групп прошли дополнительную подготовку, освежив знания о боях в городе. Длительные приготовления к штурму почти подошли к концу, оставалась лишь одна важная деталь — эвакуация мирных жителей. Чтобы убедить горожан покинуть Фаллуджу, авиация регулярно сбрасывала агитационные листовки. Сколько человек оставило свои дома, точно неизвестно — цифры сильно разнятся. Разные источники утверждают, что из города ушло от 60 % до 90 % населения.
Второй удар
Перед началом крупномасштабного наступления руководители операции решили отвлечь внимание противника. Для этого 7 ноября с запада в город вошли первые подразделения коалиции: батальон морпехов на LAV-25 и батальон иракских коммандос. Они без сопротивления заняли два моста и комплекс зданий больницы, отрезанной от основной части города Евфратом. Появление неприятеля не осталось без внимания боевиков. Инсургенты, находившиеся на другой стороне реки, стали обстреливать госпиталь, а некоторые командиры, приняв захват переправы за начало штурма, перебросили к мостам своих бойцов.
В ночь на 8 ноября на Фаллуджу обрушились тонны артиллерийских снарядов. Командование хотело упростить задачу своим солдатам и приказало артиллеристам стереть в пыль все выявленные позиции боевиков, дабы похоронить противника под обломками его же укрытий. Для этого расчётам гаубиц пришлось молотить по городу почти целые сутки, используя все доступные виды боеприпасов, в том числе и запрещённые: американцы активно применяли зажигательные снаряды с белым фосфором, обрекающие жертву на страшные мучения.
После продолжительной артиллерийской подготовки основные силы широким фронтом начали наступление на северную часть Фаллуджи. Обе тактические группы беспрепятственно прошли пригороды, но вскоре столкнулись с серьёзным сопротивлением. Впрочем, остановить американские войска у террористов не получалось. Наступающие продвигались вперёд, без лишних раздумий обрушивая огонь танков и артиллерии на здания, в которых укрывался противник.
Немало проблем доставляли американцам дома, на первый взгляд казавшиеся пустыми. Ещё при подготовке операции офицеры КМП прекрасно понимали, что боевикам не составит труда залечь на дно и ударить по наступающим в самый неподходящий момент. Морским пехотинцам приходилось проверять каждый дом, встречавшийся у них на пути. Бойцы никогда не знали, что ждёт их за стеной, но использовать гранаты было запрещено: в зданиях могли находиться мирные жители. Если в соседней комнате или за углом прятались боевики, шансы сторон уравнивались, ведь морским пехотинцам не приходить рассчитывать на удары с воздуха и помощь танков. Поэтому террористы никогда не упускали возможности сразиться с американцами лицом к лицу, превращая рутинную проверку помещений в тяжёлое боестолкновение.
Несмотря на все трудности, к концу второго дня операции RCT-7 смогла серьёзно продвинуться вглубь города. А вот RCT-1 увязла в боях за район Джолан, где противник оказался многочисленным и особенно упорным.
На следующий день наступление продолжилось. Пришло время испытать в деле недавно сформированные иракские подразделения. На пути американцев из RCT-7 находилась мечеть Аль-гидра — важный опорный пункт противника и склад боеприпасов. С её минаретов боевики следили за передвижениями противника по всему городу. Брать мечеть собирались силами иракского спецназа МВД, но сначала до неё нужно было добраться.
Две роты морской пехоты всю ночь пробивали путь к опорному пункту, используя приборы ночного видения. У иракского спецназа такого оборудования не было, да и работать с ним иракцы не умели, поэтому штурм мечети пришлось отложить до утра. После рассвета американцы столкнулись с фанатичным сопротивлением: боевики всеми силами старались не пустить морпехов к заветной цели, используя снайперов и террористов-смертников. Наступавшие не растерялись и подавили позиции противника при помощи танков и своих снайперских пар. После этого спецназ МВД с лёгкостью провёл зачистку Аль-гидры, где обнаружил огромное количество оружия и боеприпасов.
На третий день штурма уже можно было говорить о первых итогах. За несколько дней наступления силы коалиции выбили противника из двух районов города и захватили шоссе, разделявшее Фаллуджу на две равные части. Эта трасса была очень важна для американцев, потому что значительно упрощала подвоз боеприпасов и эвакуацию раненых из города. Половина пути была пройдена.
Полевые командиры не теряли боевого настроя и считали, что перегруппировка сил способна спасти их от поражения. На начальном этапе штурма боевики часто пытались передвигаться по городу ночью, надеясь остаться незамеченными. Обычно такие попытки заканчивались гибелью инсургентов под ударами авиации, артиллерии и огнём снайперов. Террористы не знали, что почти все американцы обладали приборами ночного видения, а над городом кружили самолёты огневой поддержки AC-130, оснащённые тепловизорами.
Финальные выстрелы
11 ноября боевые действия переместились в промышленный район города. Несмотря на успехи американских войск, инсургенты и не думали сдаваться. Многие из них всю жизнь провели в Фаллудже и прекрасно ориентировались в городе, что помогало уклоняться от ударов. Однако не все террористы были иракцами. Спустя несколько дней после начала боёв приданные американцам переводчики начали замечать, что среди пленных и убитых часто попадаются иностранцы: сирийцы, ливийцы и марокканцы. По данным американской разведки, около 20 % боевиков прибыли в Фаллуджу из других стран.
Противник активно использовал снайперов, перемещался по подземным путям сообщения, подрывал самодельные бомбы и организовывал засады, в которых десятки американцев получали ранения. От гибели военнослужащих спасало повсеместное ношение шлемов и бронежилетов. Время от времени у террористов даже получалось окружать небольшие группы американских солдат, но небольшие успехи не могли остановить масштабное наступление. Хотя промышленный район оказался подготовлен к обороне гораздо лучше жилых массивов, долго удерживать его боевики не могли.
13 ноября Ричард Натонски сообщил о взятии города. Правда, до завершения операции было ещё далеко. Морская пехота и армейские части дошли до южных окраин Фаллуджи и совершили разворот. Теперь им предстояло пройти обратный путь, выискивая тайники и боевиков, которым посчастливилось ускользнуть во время основной фазы операции. Чтобы упростить работу, командование поделило город на несколько секторов, закреплённых за каждым подразделением. Американских солдат вновь ждали утомительные зачистки и стычки с небольшими группами противника.
Больше над городом не ревели двигатели реактивных самолётов, а земля не содрогалась от залпов артиллерийских орудий. Тем не менее ситуация продолжала оставаться тяжёлой: боевики не собирались складывать оружие. Наиболее фанатичные инсургенты продолжали нападать на американцев, но к концу декабря их силы всё же иссякли.
В последние дни 2004 года мирные жители начали возвращаться в город, который изменился до неузнаваемости: 20 % его зданий лежали в руинах, остальные были серьёзно повреждены.
Уроки Фаллуджи
В боях за иракский город американцы потеряли 95 солдат и офицеров, 44 из которых погибли уже после освобождения Фаллуджи от боевиков. Ещё 514 морских пехотинцев и 26 военнослужащих армии США получили ранения. Кроме того, многие из переживших штурм впоследствии страдали от посттравматического синдрома и не всегда справлялись с ним. В 2019 году одно из американских изданий взяло интервью у Джейка Эдвардса, участника штурма города, который с горечью говорил:
«По крайней мере 35 бойцов 3-го батальона 1-го полка морской пехоты совершили самоубийство. Это больше, чем количество погибших морских пехотинцев в батальоне во время боёв».
Тем не менее список погибших мог быть куда больше, если бы не тщательная подготовка к операции. Американское командование не ошиблось, когда сделало ставку на активное применение танков. После окончания битвы на столы чиновников из Пентагона легли десятки отчётов, в которых военные рассказывали об исключительной эффективности танков в городских условиях. Секрет успеха «Абрамсов» в Фаллудже крылся в тактике их применения: боевые машины обязательно сопровождали пехотинцы, находившие цели для бронетехники, а сами танки действовали парами, прикрывая друг друга.
Конечно, боевики неоднократно пытались вывести из строя грозные машины, но техника американцев оказалась очень живучей. Известны случаи, когда «Абрамсы» выдерживали до 12 попаданий из РПГ-7 (стоит уточнить, что террористы использовали устаревшие типы гранат) и возвращались в строй после ремонта в полевых условиях.
Американские войска нанесли серьёзный удар незаконным вооружённым формированиям, уничтожив около 1200 боевиков, но обезглавить противника им не удалось: главари террористов бежали из города.
Война в Ираке продолжала набирать обороты, и самый тяжелый её этап был впереди.
Литература:
- И.А. Топчий. Вторая иракская война. События, факты, итоги. — ЛитРес, 2015.
- Роман Пономаренко. Фаллуджа — «кладбище для американцев» // Арсенал-Коллекция. — 2013. — № 12 (18).
- Kendall D. Gott. Eyewitness to war. The US Army in operation Al-fajr: An oral history. — Combat Studies Institute Press, 2006.
- Dick Camp. Operation «Phantom fury». The assault and capture Al-Fallujah, Iraq. — Zenith press, 2010.
- Tao-Hung Chang. The Battle of Fallujah: Lessons Learned on Military Operations on Urbanized Terrain (MOUT) in the 21st Century. — Department of Naval Science, 2008.
- Dick Camp. Operation «Phantom fury» // Marine Corps Gazette & Leatherneck Magazine of the Marines. —2014. — № 11 (97).
Комментарии к данной статье отключены.