Чешский летчик Йозеф Франтишек (Josef Frantisek) родился 7 октября 1913 г. в семье плотника из села Otaslavice близ города Prostejov. Побывав учеником слесаря, он добровольно вступил в чехословацкие ВВС и в 1934–36 гг. прошел подготовку в летной школе и был затем направлен во 2-й авиационный полк, носивший имя президента страны – «Dr. Edvard Benes». В этом полку он летал в звене воздушной разведки на бипланах Aero A-11 и Letov S-328.
Уже здесь Франтишек проявил себя как крайний идивидуалист. На земле он вообще не придерживался какой-либо дисциплины: дошло до того, что он был разжалован из младших капралов (Lance Corporal) в рядовые за опоздания из увольнительных, драки в барах и другие «происшествия». Перед ним даже маячила неприятная перспектива увольнения из ВВС, но как исключительно способный летчик он был отобран для прохождения подготовки в качестве летчика-истребителя в 4-м авиаполку. Он остался служить в этом полку после завершения обучения, а в июне 1938-го получил назначение в 40-е истребительное звено, базирующееся в местечке Praha-Kbely. После трагических событий, последовавших за Мюнхенским соглашением, и вторжения немецких войск в марте 1939 г. Франтишек бежал в Польшу...
Он готовился к тому, чтобы перебраться во Францию, но 29 июля 1939 г. Франтишек получил приглашение вступить в ВВС Польши. Он прибыл на авиабазу Деблин (Deblin) и после летной практики на польских самолетах стал авиаинструктором. Германия вторглась в Польшу, 2 сентября 1939 г. авиабаза Деблин подверглась массированной атаке самолетов люфтваффе и была практически стерта с лица земли.
Франтишеку удалось перелететь на аэродром Gora Pulawska. Отсюда он вместе с небольшой группой летчиков улетел дальше на восток и 7 сентября вместе с еще несколькими чешскими летчиками получил назначение в учебно-рекогносцировочную эскадрилью, базировавшуюся недалеко от города Parczewo. В дальнейшем эскадрилья приняла участие в обороне города Луцк и 18–22 сентября 1939 г. сделала несколько рекогносировочных и боевых вылетов. 19–20 сентября Франтишек атаковал наступающие колонны немецких войск ручными гранатами, бросая их в противника с небольшой высоты. 20 сентября он был сбит, но спасен экипажем польского самолета, приземлившегося неподалеку...
Когда поражение Польши в этой короткой войне стало очевидным, 22 сентября 1939 г. оставшиеся шесть самолетов эскадрильи перелетели на румынский аэродром Ispas. Тремя самолетами при этом управляли чешские летчики. Далее самолеты проследовали по маршруту Cernovici – Jassy – Pipera. Летчики были интернированы, но уже 26 сентября сумели бежать. Раздобыв документы, они сели на пароход Dacia, отправлявшийся из Констанцы в Бейрут. До Франции они брались только 20 октября 1940 г. на борту парохода Theophile Gautier.
Франтишек и во Франции остался в составе польских ВВС, влившихся во французскую L'Armee de l'Air (Воздушная Армия). Он прошел переобучение на авиабазе Lyon-Bronand Clermont-Ferrand, где, по некоторым сведениям, тестировал самолеты, прошедшие ремонт. Шла война, и Франтишек принимал участие в боевых вылетах. Некоторые свидетели утверждали, что Франтишек заявил о 10–11 воздушных победах, но никаких подтверждений этому не было найдено. Предполагается, что Франтишек мог на время изменить свое имя, как это часто делали служившие в то время во французских ВВС польские и чешские летчики, опасаясь репрессий по отношению к членам своих семей, оставшихся дома. Возможно, смена имени затруднила поиск документов, связанных с французским периодом военной карьеры Йозефа Франтишека. Во всяком случае, за французский период своей службы Франтишек получил Военный Крест (Croix de guerre)...
18 июня 1940 г., после падения Франции, Франтишек покинул порт Бордо на борту польского судна и перебрался в Англию. Здесь он получил назначение на авиабазу польских ВВС в Блэкпул. 2 августа он был отправлен на аэродром Northolt, где в это время формировалась 303-я польская истребительная эскадрилья. Подразделение было оснащено истребителями Hurricane Mk. I, маркированными буквами RF.
Свою первую победу в небе Великобритании Франтишек одержал 2 сентября 1940 г. В этот день эскадрилья осуществила три боевых вылета. В свой последний в этот день вылет, в 16:35, эскадрилья поднялась в воздух на перехват воздушной группы противника, приближающейся к Дувру на высоте более 6 км. В этом бою Франтишек и сержант Роговски (Rogowski) записали на свой счет по одной подтвержденной победе над истребителями Bf 109. На следующий день, снова над Дувром, Франтишек сбил свой второй вражеский истребитель. 6 сентября в жестокой схватке 303-я эскадрилья сбила 5 истребителей Bf 109s, но и сама понесла тяжелые потери: Оба старших офицера – майор Krasnodebski и британец S/Ldr Kellet – и еще два летчика были сбиты, а Франтишек сумел вернуться на поврежденном самолете на свой аэродром. Три дня спустя Франтишеку вновь пришлось выйти из боя и совершить вынужденную посадку на своем сильно поврежеденном Харрикейне. Самолет просто развалился при посадке, но чешский летчик не был даже ранен! 15 сентября 1940 г. стало исключительно удачным днем для польской эскадрильи: летчики записали на свой счет 16 воздушных побед, а Франтишек сбил еще один Bf 110.
Йозеф Франтишек и лучшие польские летчики-истребители достигли следующих показателей во время воздушной Битвы за Британию:
Летчик |
Эскадрилья |
Число побед |
Примечание |
---|---|---|---|
Sgt. Josef Frantisek |
303 (польская) |
17 - 1 - 0 |
- |
S/Ldr (Lt.) Witold Urbanowicz |
303 (польская) |
15 - 1 - 0 |
27.09.1940 - 4 победы |
Corp. Antoni Glowacki |
501 (британская) |
8 - 1 - 3 |
24.08.1940 - 5 побед |
Lt. Zdzislaw Henneberg |
303 (польская) |
8 - 1 - 1 |
Погиб 12.04.1941 |
Sec.Lt. Jan Zumbach |
303 (польская) |
8 - 1 - 0 |
- |
Всего по пятерке лучших |
56 - 5 - 4 |
Примечание: Число побед – соответственно подтвержденные – вероятные – в группе
Всего за четыре недели, со 2 по 30 сентября, Франтишек записал на свой счет 17 подтвержденных побед и одну вероятную. Это было уникальным достижением для RAF в тот период времени, которое превзошли только британские асы F/Lt. A. A. McKellar и W/O E. S. Lock. Каждый из них заработал по 20 побед, но оба храбрых летчика не пережили Битвы за Британию...
Нередко пишут, что достижения Франтишека были результатом игнорирования им летной дисциплины: он нередко покидал строй и охотился за самолетами противника в одиночку. Кроме того, он поджидал возвращающиеся немецкие самолеты над Ла-Маншем, когда у немецких летчиков был почти или полностью израсходован боезапас, самолеты противника нередко уже были повреждены, а летчики были уставшими. Это была обычная тактика истребительной авиации союзников, но применялась она только тогда, когда основное задание уже было выполнено, однако для Франтишека это не было догмой: после инструктажа и получения задания он часто исчезал сразу же после взлета эскадрильи. Похоже на то, что несмотря на многочисленные предупреждения, для Йозефа Франтишека воздушная охота была чем-то, похожим на наркотик. При этом счет его подтвержденных воздушных побед рос настолько быстро, что его командир Витольд Урбанович постоянно сталкивался с неразрешимой задачей: сурово наказать Франтишека, что он несколько раз пытался сделать, не достигнув никакого результата, или просто перевести его в другую эскадрилью, хотя бы за счет потери существенной части боевой мощи своего подразделения. Командир эскадрильи британец Келлет предлагал перевести Франтишека от греха подальше в чешскую эскадрилью, но был найден следующий выход: Урбанович неофициально объявил Франтишека «гостем эскадрильи», поскольку тот не был поляком, и ему был отведен специальный «запасной» самолет, на котором чех мог совершать свои «охотничьи» вылазки. При этом Урбанович, разумеется, помнил, что значительную часть своих побед его чешский товарищ одержал в групповых боях, а не во время индивидуальных рейдов...
303-я эскадрилья записала на свой счет 126 подтвержденных побед во время Битвы за Британию – наивысшее достижение для RAF в тот период времени. Франтишек со своими 17 победами стал лучшим истребителем подразделения и вошел в элиту Королевских ВВС.
Пашкевич одержал первую победу в составе эскадрильи (в отчете – бомбардировщик Do-17, на самом деле – двухмоторный истребитель Bf 110, летчик Ofw. Anthony был убит, раненый стрелок Uffz. Nordmeyer выбросился с парашютом) во время учебного полета 30 августа. После это случайного боя британское командование наконец-то разрешило польской эскадрилье стать полноценным боевым подразделением.
На следующий день польские летчики снова вступили в бой в небе Англии и сделали заявки о шести победах, не потеряв ни одной машины. Однако уже 20 сентября Пашкевич погиб в бою, когда на его счету было 6 сбитых самолетов противника...
Йозеф Франтишек трагически погиб 8 октября 1940 г. в результате аварии. В то утро эскадрилья осуществляла свой обычный полет, когда машина Франтишека исчезла из поля зрения. В 9:40 его Харрикейн приземлился на «брюхо» неподалеку от городка Ewell к югу от Лондона. При ударе его выбросило из кабины, и в результате перелома шеи он погиб практически мгновенно. Причина вынужденного приземления осталась неясной: по некоторым свидетельствам он допустил ошибку, совершая фигуру высшего пилотажа над домом своей подруги, по другим Франтишек был на грани нервного и физического истощения после непрерывной серии жестоких воздушных боев.
Франтишек был похоронен на польском кладбище военных летчиков близ авиабазы Northolt. С семнадцатью воздушными победами он остался в истории вторым среди чешских асов ВМВ. Первым стал Karel Miroslav Kuttelwascher с двадцатью победами.
Примечание: Воинские звания RAF и их российские соответствия (F/O – Flying Officer (Старший лейтенант), P/O – Pilot Officer (Лейтенант), Sgt. – Sergeant (Сержант), F/Lt – Flight Lieutenant (Капитан), S/Ldr – Squadron Leader (Майор)
Оригинальный текст: Dariusz Tyminski (http://www.elknet.pl/acestory/frantis/frantis.htm)
Комментарии к данной статье отключены.