Во время ВМВ шведские добровольцы служили в вооруженных силах Германии и Финляндии. Однако значительно большее число шведов воевало на стороне союзников на суше, на море и в воздухе. Несколько шведских летчиков служили в Королевских ВВС Великобритании – RAF…
Ulf Christiernsson (1913–1994) был одним из лучших летчиков шведских ВВС еще до ВМВ. В 1939 г., после начала Зимней войны, он изъявил желание вступить в финские ВВС, но не получил на это разрешения. В начале 1940 г. тестировал французские истребители Morane Saulnier MS.406, доставленные в Швецию из Франции под завесой секретности для дальнейшей передачи финнам. В 1940–41 гг. швед тестировал самолеты фирмы SAAB, но в 1942-м обратился к своему командованию за разрешением на службу в вооруженных силах англо-американских союзников, и получил его. После переобучения, с 1 мая 1943 г. Christiernsson в течение 4 месяцев летал на самолете Wellington, осуществляя воздушное прикрытие морских конвоев. Позднее он прошел обучение управлению самолетами Mosquito и мог бы получить назначение на Дальний Восток, но отказался, объяснив это желанием воевать против стран Оси. В итоге он оказался в Каире, где служил в 680-й эскадрилье воздушной разведки и наведения. Во время одного из полетов над Германией его самолет был поврежден зенитным огнем, но швед сумел довести свой самолет до Белграда и посадить его. Летом 1944 он стал, возможно, первым летчиком союзной авиации, столкнувшимся в небе Германии с реактивным истребителем Ме-262. Он был атакован, получил повреждения, но сумел уйти от преследования.
После войны Christiernsson служил гражданским пилотом в авиакомпании Scandinavian Aero, но после приобретения этой компании группой SAS он вместе с членами четырех полных экипажей оказался без работы. И в этот момент он получил предложение от Еврейского Агентства перевозить по воздуху оружие из Европы в Израиль за 1000 долларов в месяц. Всего он осуществил 16 таких перелетов. Позднее, в период Арабо-Израильской войны 1948 г., он совершил по меньшей мере один боевой вылет на самолете С-46 еще с двумя шведскими авиаторами. Примечательно, что поскольку этот транспортный самолет не был обычным бомбардировщиком, бомбы сбрасывали вручную через обычные двери.
После окончания Войны за независимость швед получил предложение продолжить службу в ВВС Израиля. Christiernsson изъявил согласие, и стал сначала капитаном израильской военной авиации, а затем майором. Летал он в основном на самолетах Bristol Beaufighter. В 1950 г. он стал летчиком израильской авиакомпании El Al, позднее служил в авиакомпаниях Швеции и других стран.
Lennart Kjaer (1917–2003) поступил на службу в шведский торговый флот в 1934 г. учеником судового механика. Он ходил в плавания в страны Восточной Азии, Японию, Китай, Маньчжурию и СССР. Начало ВМВ его судно встретило в Красном море. Капитан собрал моряков на палубе и сообщил о том, что их судовой компании поступила просьба от правительства Великобритании присоединиться к конвойным перевозкам по маршруту Глазго – Нью-Йорк. Все моряки с готовностью согласились на это...
Швед принял участие в нескольких трансатлантических конвоях, в том числе в конвое HX-84 (также известен как Jervis Bay Convoy), который был атакован 5 ноября 1940 г. немецким карманным линкором Admiral Scheer. Уже на следующий день судно, на котором служил Kjaer, было атаковано бомбардировщиком Fw-200 в 200 милях от британского побережья. Транспорт загорелся, но команда была, в основном, спасена. Швед во время бомбежки потерял сознание после взрыва и пришел в себя уже в спасательной шлюпке. Вероятно, у него не было оснований относиться к нацистам с какой-либо симпатией...
После прибытия в Глазго Kjaer добрался до Эдинбурга и поступил в RAF. Она начинал службу в наземном подразделении для улучшения своего английского, а затем, летом 1942 г., приступил к летным тренировкам. Пройдя обучение управлению различными самолетами в Великобритании и США, он с октября 1944 г. по июль 1945 г. служил в Индии, летая на транспортном самолете Dacota, сбрасывая грузы британским войскам, сражающимся в Бирме. После окончания войны он еще год служил в Индии, но затем вернулся в Швецию, где до 1973 г. работал пилотом на пассажирских самолетах различных авиакомпаний.
Gustav Lönnberg (1915–1980) получил летную подготовку в Англии еще до ВМВ. Вернувшись в Швецию, он в течение двух лет служил на аэродроме Bromma, летая на самолетах, буксирующих мишени для стрелковой подготовки летчиков-истребителей. В 1941 г. он вернулся в Великобританию и вступил в RAF, где первоначально был занят тестированием прошедших ремонт самолетов. Затем он был переведен в боевую эскадрилью, и в мае 1942-го был сбит во время вылета на оснащенном торпедами бомбардировщике Wellington. Швед попал в плен, но сумел бежать и вернуться в Англию. С осени 1943 г. по февраль 1946 он служил в транспортной авиации, летая на самолетах Liberator, Skymaster и Avro Yorks между Англией и Китаем. Только за время войны его налет составил почти 5 000 часов на 119 разновидностях самолетов – несомненно, выдающееся достижение!
Tage Ståhlenberg (1920–1948) добровольно пошел на службу в RAF и прошел подготовку в лагере Little Norway (Маленькая Норвегия) в провинции Онтарио (Канада), где, по некоторым сведениям, задержался в качестве инструктора. Позднее он служил в одной из норвежских эскадрилий RAF (всего их было две – 331-я и 332-я) и совершил 127 вылетов. О его службе известно немного. Судя по архивным данным, дважды ему пришлось выбрасываться с парашютом, но швед пережил войну и в 1947-м вернулся на родину. 31 мая 1948 г. он погиб во время полета на учебном самолете SAAB 91 Safir.
Ingvar Fredrik Håkansson родился в 1921 г. Вначале проходил службу в 165-й эскадрилье истребителей RAF, позднее в 610-й эскадрилье. 9 июля 1944 г. швед в во время воздушного патруля сбил два реактивных снаряда V-1. Он пытался атаковать третий V-1, но в этот момент двигатель его истребителя отказал. Летчик выбросился с парашютом, но это не спасло ему жизнь...
Ralph Häggberg (на фото – между 1 и 10 февраля 1942 г.) родился 14.03.1922 в Стокгольме. Его отец работал в британской компании и в 1935 г. отправил сына учиться в Англию. Когда разразилась ВМВ, Ральф проводил каникулы в Швеции, но в октябре 1939-го решил вернуться в Великобританию. В декабре 1940 г. он вступил в RAF и 15 сентября 1941 г. получил назначение в 263-ю эскадрилью двухмоторных истребителей-бомбардировщиков Westland Whirlwinds. Позднее он был переведен в 137-ю эскадрилью и в конце 1941 – начале 1942 гг. принял участие в нескольких боевых вылетах на штурмовку наземных целей и прикрытие морских конвоев.
12 февраля 1942 г. четверка самолетов Whirlwind осуществляла воздушное прикрытие группы эсминцев над проливом Ла-Манш. Британские летчики не знали о том, что в этот день корабли кригсмарине Scharnhorst, Gneisenau и Prinz Eugen под сильным воздушным прикрытием предприняли попытку прорваться в порты германского побережья. Самолеты Whirlwind вступили в бой с «Мессершмиттами» прикрытия, из которого шведский летчик и его товарищ Basil Lionel Robertson так и не вернулись.
Известны еще два имени шведских летчиков, служивших в RAF: Lennart Olofsson (бомбардировочная авиация) и Olof Verner Koch, но подробная информация об этих людях отсутствует.
Известно, что на стороне Финляндии (в 1941–44 гг.) воевало около 1500 шведов и 150–200 – на стороне Германии. Точное число шведских добровольцев в вооруженных силах союзников неизвестно, хотя можно встретить цифры от 6 000 до 9 000 человек. Несомненно то, что очень многие из них были шведскими гражданами, к началу ВМВ оказавшимися в Америке и Канаде. Кроме того, большая часть судов торгового флота Швеции с началом войны была передана правительством этой страны в распоряжение союзников. Из более чем 8 000 моряков шведского торгового флота около 1500 погибли, главным образом под ударами подводных лодок и авиации немцев и их союзников и на выставленных ими минах.
Источники:
Комментарии к данной статье отключены.