Внимание! Этот текст создан с единственной целью: восславить Пола Верховена, а вместе с ним «Звёздный десант» — один из лучших фильмов всех времён. Если для вас это неприемлемо, почитайте лучше про куда менее спорные великие фильмы «В бой идут одни старики» и «Иди и смотри».
В 1997 году Пол Верховен выпустил в большой мир свой «Звёздный десант». Фильм о противостоянии людей и злобных арахнидов получил такую разгромную критику, что любой другой на месте режиссёра, наверное, застрелился бы. Но Верховену было не привыкать, так что всё обошлось. Возможно, аудитория 90-х недостаточно созрела для такой сатиры. Или просто не захотела её замечать.
Откровенность за откровенность
Вы наверняка слыхали про «Золотую малину» — это такой «Антиоскар», который американцы вот уже 37 лет выдают своим самым невменяемым киноподелкам. Заодно достаётся и всем, кто так или иначе причастен к созданию этих фильмов. В отличие от пышной церемонии Американской киноакадемии «Золотая малина» вряд ли может похвастаться умопомрачительными нарядами своих гостей. Самими гостями, впрочем, тоже — лауреаты этой премии обычно не приходят за своей пластмассовой наградой. Интересно, с чего бы это.
Хотя исключения всё же бывают. Вот, скажем, в 95-м году Пол Верховен снял «Шоугёлз» — и спустя год этот фильм взял целый ворох «Золотых малин», в том числе за худший фильм, худший сценарий и худшую режиссуру. Знаете, что сделал наш парень? Он лично припёрся за своей наградой. И стал первым в истории номинантом, решившимся посетить церемонию вручения.
![Пол Верховен всегда был бунтарём - Warspot про кино: обыкновенный фашизм Пола Верховена | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/054/177/content/showgirls-8a4706282b4e605fc1861809907b9843.jpg)
Вообще, удивляться тут особо нечему. Верховен всю свою жизнь был бунтарём, а киноскандалы преследовали его с самых первых работ. Так, в 1973 году он снял «Турецкие сладости» с Рутгером Хауэром в главной роли — и даже достаточно либеральные европейцы сочли картину слишком откровенной из-за обилия постельных сцен.
Эта самая откровенность очень хорошо известна широкому зрителю уже по «голливудскому периоду» нидерландского режиссёра. Совместная раздевалка и фонтаны кровищи в первом «Робокопе», оторванные руки и простреленный череп Шэрон Стоун во «Вспомнить всё» и… ах, да, Шэрон Стоун. Разумеется, знаменитая сцена с перекидыванием ног в «Основном инстинкте» — и если это не вы сейчас судорожно вздохнули, то кто-то из нас здесь врёт.
Скрытая угроза
После скандального, но определённо удачного «Основного инстинкта» всё пошло кувырком. «Шоугёлз» провалились в прокате и к тому же получили просто убийственную критику. Вернее, она стала бы убийственной для любого режиссёра, кроме Пола Верховена — а этому хоть бы что. Голландец пожал плечами, сходил за своей пластмассовой статуэткой и тут же взялся за новый фильм.
Даже сегодня есть люди, которые считают, что лучше бы он этого не делал. «Звёздный десант» не успел толком выйти на экраны, как режиссёра обвинили в пропаганде фашизма. Пожалуй, не слишком обдуманный укор в сторону человека, пережившего нацистскую оккупацию.
![«Звёздный десант» не успел толком выйти на экраны, как режиссёра тут же обвинили в пропаганде фашизма - Warspot про кино: обыкновенный фашизм Пола Верховена | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/054/180/content/starshiptroopers-4-d0c0de00c0d6cc98303fda3fa110bc45.jpg)
Но давайте не делать из зрителей полных идиотов — Верховена и правда было трудно понять. Он и его сценарист Эдвард Ноймайер сделали всё, чтобы мы сомневались до последнего, кто в этом фильме действительно положительный герой. «Звёздный десант» вышел в 1997 году — то было время накачанных супергероев, в одиночку спасающих весь мир. И в ленте Верховена как раз такой главный персонаж — Джонни Рико в исполнении Каспера Ван Дина. Классический голливудский красавчик, который только-только окончил школу и тут же завербовался в армию наперекор родительской воле.
Смотрите-ка — бунтарь, как мы любим. Боец, как мы любим. Человек — победитель по жизни, как мы любим. И девушка у него такая же боевая — в пилоты вон пошла! Вот это пара, а! Правда, в мире «Звёздного десанта» все эти обстоятельства не рассматриваются как нечто выдающееся или героическое — и это нам первый тревожный звоночек. Верховен показывает общество победившего милитаризма: здесь можно стать гражданином, только отслужив в армии. Учёба и всё остальное — лишь придатки к военной службе.
Солдаты, а не любовники
А что насчёт секса? Мы ведь хорошо знаем: если в боевике 90-х есть пара героев разного пола, подходящих друг другу по возрасту и не являющихся родственниками, рано или поздно их ждёт постельная сцена. К тому же Пол Верховен — известный мастер спекуляции на эротических переживаниях. Держите карман шире, чёрта лысого нам, а не секс. «Звёздный десант» подчёркнуто асексуален — есть даже специальный эпизод, когда мужчины и женщины моются в общем душе. Идеальные тела, репродуктивный возраст — и полное отсутствие либидо. Потому что армии нужны не любовники, а солдаты.
![Идеальные тела, репродуктивный возраст — и полное отсутствие либидо. Армии не нужны любовники - Warspot про кино: обыкновенный фашизм Пола Верховена | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/054/186/content/starshiptroopers-12-e77222e78684716de6493e5d1594900a.jpg)
Правда, в какой-то момент Джонни Рико всё же обламывается кусочек любви. При этом единственная на весь фильм постельная сцена снята так небрежно и неаппетитно, что у зрителя не остаётся никаких сомнений: это случайность, внезапный страстный порыв, которого здесь быть не должно. Несколько неловких минут — и Верховен комкает эпизод и выбрасывает его в мусорное ведро. Время воевать.
«Чужие» по дешёвке
Ну и ладно, это ведь боевик, так? Значит, секс не главное. Просто будем болеть за этих симпатичных ребят, которые собираются отпинать военными берцами жутких арахнидов. Внимание! Как раз здесь тревожный звоночек в вашей голове должен превратиться в набат: вы только что решили, чью сторону принять. Ну разумеется, ведь Верховен с Ноймайером подводили вас к этому решению изо всех сил.
Вот что будет дальше. Вы начнёте отмечать многочисленные недостатки «Звёздного десанта»: дыры в сценарии, невменяемую актёрскую игру и спецэффекты, от которых у здорового человека может начаться эпилепсия. Никакой скидки на 90-е вы сделать не сможете: 20 лет назад Голливуд уже делал блокбастеры, которые с точки зрения визуального решения не стыдно смотреть даже сейчас — и фильм Пола Верховена к ним точно не относится. Батальные сцены выглядят тупым месивом, а жуки вообще не пугают. Это что-то вроде очень дешёвых «Чужих», начисто лишённых всякого смысла.
Обыкновенный фашизм
Но что, если вся эта упоротая боёвка — всего лишь насмешка? И тут режиссёр даёт нам с вами последний шанс: псевдодокументальные эпизоды выпусков новостей, знакомые ещё по «Робокопу». Сочащиеся болезненным ура-патриотизмом и военным пафосом, эти кусочки вызывают какие-то смутные воспоминания. Что-то, что мы с вами уже видели, и контекст был самый кошмарный. Ну точно, вот же оно:
Иисус всемогущий, как же мы раньше-то не поняли?! Ну посмотрите на форму — это уже не заигрывание с эстетикой нацизма, а прямое на него указание. Юный Нил Патрик Харрис в своём жутком плаще словно реинкарнация офицера Третьего рейха. Обмундирование марширующих пехотинцев такое эффектное — и совершенно бессмысленное в условиях боя на неизученной территории.
А главное, у людей в «Звёздном десанте» та же риторика: они — гордость и совесть цивилизации, в то время как мерзкие арахниды — всего лишь жуки без всяких зачатков интеллекта, то есть без права на жизнь. Две ноги хорошо, четыре ноги плохо.
![Две ноги хорошо, четыре ноги плохо - Warspot про кино: обыкновенный фашизм Пола Верховена | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/054/181/content/starshiptroopers-5-58bb867d6f00c56f393853f134302959.jpg)
Чувствуете себя одураченными, что не за тех болели? Но признаться стыдно, верно? Смотрите, вот что можно сделать: в следующий раз при упоминании «Звёздного десанта» в приличном обществе брезгливо пожимайте плечами и бросайте что-то вроде «как вообще можно всерьёз обсуждать эту «однобокую картину для одиннадцатилетних фанатов научной фантастики». Вы всего лишь повторите слова кинокритика Роджера Эберта, а это никогда не стыдно. К тому же сумеете избежать неприятных разговоров о фашизме, нацизме и прочем дерьме.
Правда, этот росток сомнения из вас уже никуда не денется. Верховен указал на то, что и так должно было быть очевидным: закрыть глаза на милитаристское безумие очень просто, ведь оно всегда прикрывается патриотизмом. Бездумно следовать приказам, не ломая голову, как жить дальше, — это ли не счастье?
Комментарии к данной статье отключены.