Линкор «Ямато» стал символом мощи Японии, за каких-то 60–70 лет превратившейся из отсталой феодальной страны с флотом из деревянных джонок в одну из великих морских держав. Эпическая гибель на пути к Окинаве в апреле 1945 года также усилила миф о «Ямато», хотя в своём последнем бою линкор-гигант нанёс противнику ничтожные потери. По количеству посвящённых книг, статей, фильмов, манга и песен с линкором «Ямато» не сравнится ни один японский корабль.
Но даже спустя десятилетия после окончания Второй мировой войны прославление японской агрессии 1931–1945 годов является в Японии табу. Поэтому, несмотря на всю популярность линкора «Ямато» как в исторической науке, так и в популярной культуре, создать посвящённый ему музей японцы долго не решались.
Только в первой половине 90-х годов новый мэр Куре Огасавара Синъя выступил с предложением создать в городе музей, посвящённый «Ямато». Линкор строился именно в расположенном в Куре арсенале Императорского флота. Власти города справедливо полагали, что новый музей привлечёт туристов, которые оживят экономику города. Однако руководство префектуры Хиросима, в которую входит Куре, воспротивилось подобной концепции музея и отказалось создавать его на уровне префектуры. Тогда Огасавара заявил, что музей будет создан на уровне города. Поскольку бюджет Куре не мог самостоятельно справиться с такой финансовой нагрузкой, городские власти провели масштабную кампанию по сбору средств. В результате из общей сметы в 65 млн долларов США городской бюджет покрыл лишь около 29 млн, а остальные деньги дали государство, общественные организации и частные лица.
Уже в 1999 году в Куре во временном помещении открылась выставка «Линкор «Ямато», ставшая прообразом и рекламой будущего музея. Выставка пользовалась популярностью, что позволило успокоить всех волновавшихся об антивоенных выступлениях в связи с открытием нового музея. На следующий год на выставке в городе Осака стенд Куре с концепцией музея «Ямато» занял первое место по результатам опроса посетителей.
В последний момент перед открытием власти Куре побоялись назвать своё детище музеем «Ямато» — по соображениям политкорректности оно получило официальное название «Музей морской истории и науки города Куре». При этом музей везде называется именно музеем «Ямато», и даже адрес его интернет-сайта записан как www.yamato-museum.com. Видимо, по тем же соображениям политкорректности музей открылся 23 апреля 2005 года — через 60 лет и две недели после гибели линкора «Ямато» (7 апреля 1945 года).
Новый музей пользовался огромной популярностью — за первый год существования его посетили свыше 1,6 млн человек. Для сравнения, в Японии местный музей считается успешным, если его посещают 100 000 человек в год. Вопреки опасениям властей Куре, ни в Японии, ни за границей не было серьёзных протестов против открытия музея. Со временем количество посетителей музея уменьшилось, но даже в самый «неурожайный» год оно не падало ниже 747 000 человек. Сегодня можно смело говорить о том, что музей «Ямато» является основой туристической индустрии города Куре.
Центром экспозиции музея является огромная модель линкора «Ямато» в масштабе 1 к 10. 26-метровая модель сделана очень детально и производит незабываемое впечатление на любителей морской истории.
Архитектура здания такова, что модель корабля можно осмотреть с различных ракурсов — сбоку, снизу и сверху.
В отдельном зале находятся исторические реликвии: палубный истребитель А6М «Зеро», малая подлодка для морских камикадзе «Кайрю», неплохая коллекция снарядов и орудий, а также остатки другой военной техники.
Периодически в музее устраивают выставки, посвящённые линкору «Ямато», Второй мировой войне на Тихом океане или городу Куре. При этом часто выставляют уникальные экспонаты — например, предметы, поднятые с затонувшего «Ямато», или чертежи линкора, пережившие массовое уничтожение японцами любой информации о нём после капитуляции в 1945 году. В музейном кинотеатре демонстрируют съёмки останков «Ямато», покоящихся на дне Тихого океана.
Собственно историческая часть экспозиции весьма скромна — немного о японском флоте, немного о городе Куре и расположенном в нём арсенале, немного о кораблях, построенных в Куре. Любители классических музеев будут разочарованы, зато детям (и некоторым взрослым) должен понравиться большой зал, где просто и наглядно рассказывают о кораблях, мореплавании и кораблестроении (в классических музеях такое встречается нечасто).
Вне стен музея находятся ещё несколько экспонатов. Это 41-см орудие, перо руля линкора «Муцу», катер на подводных крыльях и глубоководный батискаф.
Ещё одним «экспонатом» является музейный пирс. Он сделан в форме половины носовой части «Ямато» так, что стоя на специальной площадке, человек видит контуры его корпуса в масштабе 1 к 1, как если бы он смотрел на нос линкора с верхнего яруса его мостика.
Музей «Ямато» находится в центре города рядом с морским вокзалом в 5–7 минутах ходьбы от железнодорожной станции (электричка из Хиросимы — самый удобный для туриста способ добраться до Куре).
Музей работает с 9:00 до 18:00, доступ посетителей прекращается в 17:30. При этом выходным днём у «Ямато» почему-то является вторник, а не понедельник, как почти у всех японских музеев. Ежегодно с 21 июля по 31 августа музей работает без выходных. Стоимость обычного входного билета — около 5 долларов. При этом билет не разовый, а дневной — посетитель может выходить из музея и возвращаться в него сколько угодно раз в течение рабочего дня. Как же японцы следят за тем, чтобы в музей снова заходил тот же посетитель, а не каждый раз другой человек? Ответ прост — никак. Это Япония, тут просто не принято так поступать.
Комментарии к данной статье отключены.