На фотографии 1917 года, сделанной в разгар Первой мировой, запечатлено, казалось бы, рядовое событие: австрийский император и венгерский король Карл посещает Краков. Среди сопровождающих его лиц виден человек в военно-морской форме адмирала — это троюродный дядя монарха эрцгерцог Карл Стефан. Но что мог делать в императорской свите в удалённом от морей Кракове генерал-инспектор австро-венгерского военного флота?
Родственники молодого монарха
Эрцгерцог Карл Стефан Австрийский (Karl Stephan von Österreich) был младшим братом эрцгерцогов Фридриха и Евгения, а также троюродным братом императора и короля Франца Иосифа. Карл Стефан родился в 1860 году в Маркграфстве Моравия, но его жизнь оказалась тесно связанной с австрийской частью Польши.
Братья Фридрих, Евгений и Карл Стефан, впоследствии ставшие высокопоставленными военными австро-венгерских вооружённых сил, по отцовской линии были внуками знаменитого эрцгерцога Карла (1771–1847) — победителя Наполеона в битве при Асперне 21–22 мая 1809 года.
Их отец эрцгерцог Карл Фердинанд (1818–1874) рано умер, а детей усыновил дядя — другой известный военный деятель габсбургской монархии эрцгерцог Альбрехт (1817–1895). Он получил известность и как военачальник-победитель итальянцев, и как государственный деятель-реформатор вооружённых сил после образования дуалистической монархии.
Но вернёмся к герою нашего рассказа. За редчайшим исключением все эрцгерцоги автоматически получали офицерский чин с достижением совершеннолетия и затем стремительно двигались по карьерной лестнице. Считалось, что домашнего образования и пребывания на различных должностях с лихвой хватает для блистательного военного будущего. Карл Стефан выбрал военно-морской флот.
В 1879 году Карл Стефан поступил на флот морским фенрихом (Seefähnrich). В том же году он совершил морское путешествие в Бразилию и Северную Америку. Уже в 1896 году Карл Стефан оставил действительную службу, так как не нашёл общего языка с командованием ВМФ в вопросах организации флота. После отставки эрцгерцог занял почётную должность шефа Императорского яхт-клуба, так как увлекался парусным спортом. Несмотря на отставку, он продолжал получать очередные воинские ранги и в 1911 году стал адмиралом.
С началом Первой мировой войны император и король Франц Иосиф назначил троюродного брата Карла Стефана генерал-инспектором ВМФ (Marineinspekteur). Карлу Стефану были подотчётны все командующие флотом (Flottenkommandant): сначала Антон Гауз, после его смерти — Максимилиан Ньегован, а в 1918 году — Миклош Хорти. Интересно, что последнего на должность фактически назначил именно эрцгерцог Карл Стефан. В 1918 году на базе ВМФ Каттаро (ныне — Котор, Черногория) вспыхнул мятеж, и император Карл послал туда своего дядю разобраться. По итогам проверки генерал-инспектор рекомендовал сменить главнокомандующего ВМФ именно на Хорти.
Эрцгерцог-пивовар, его семья и польские проблемы
После службы на флоте эрцгерцог Карл поселился с семьёй в имении Живец под Краковом, доставшемся ему в наследство от дяди Альбрехта. Здесь он внедрял новейшие сельскохозяйственные технологии, поставлял консервы в вооружённые силы, а его пивоварня ныне является одной из крупнейших в Польше.
В отличие от своих родственников, Карл Стефан решил дать сыновьям полноценное военное образование: старший, эрцгерцог Карл Альбрехт, в 1907–1910 годах учился в венской Технической военной академии и стал лейтенантом 2-го гаубичного полка общей армии, а к концу войны дослужился до оберста. Младшие сыновья, эрцгерцоги Лео Карл и Вильгельм Франц, в 1913 году поступили в Военную академию Марии Терезии в Винер-Нойштадте. После её окончания оба молодых офицера попали на фронт в кавалерию.
Вполне естественно, что активная жизнь в провинции близко свела эрцгерцога с местной шляхтой — во многом он стал выразителем польских национальных интересов. Так, Карл Стефан сыграл не последнюю роль в том, что в многонациональном Королевстве Галиции и Лодомерии высшие чиновничьи должности заняли поляки. Дети эрцгерцога досконально выучили польский язык, две его дочери вышли замуж за представителей высших польских дворянских родов — Радзивиллов и Чарторыйских.
Полонофильство эрцгерцога пригодилось во время Первой мировой войны. К концу 1914 года германские и австро-венгерские войска заняли бо́льшую часть российской Польши, так называемое Царство Польское. Встал вопрос о политическом будущем захваченных земель. Германский император Вильгельм II предложил создать здесь марионеточное польское государство, во главе которого должен был стать человек, лояльный союзникам и имеющий право занимать монарший престол. Кайзер предложил кандидатуру эрцгерцога Карла Стефана.
В 1916 году германский и австрийский императоры провозгласили «Акт от 5 ноября», которым создавалось Королевство Польское как независимое государство с наследственной монархией. Однако 21 ноября глава одной из договаривавшихся сторон Франц Иосиф I умер, а его наследник Карл неожиданно выдвинул собственные претензии на польскую корону. Кроме того, вышеупомянутые Радзивиллы и Чарторыйские видели своё будущее, скорее, под российской властью. В результате до окончания войны бразды правления Польшей оставили в руках созданного ранее Регентского совета, а спорные вопросы отложили на будущее.
Не всё было в порядке и в семье Карла Стефана. Его младший сын эрцгерцог Вильгельм (1895–1948) в детстве начитался польских приключенческих романов, принял за чистую монету рассказы об украинцах как нации разбойников и решил присоединиться к какой-нибудь банде. В 1912 году он добрался до гуцульского села Ворохта, где встретил вполне доброжелательных людей и подружился с ними. Так в семье эрцгерцога-полонофила появился украинофил. Вильгельм отстаивал идею украинской независимости и когда служил в 13-м уланском полку общей армии, в составе которого было немало украинцев, и когда стал командиром группы войск в Галиции. От галицких украинцев он получил прозвище «Васыль Вышиваный», так как носил под кителем украинскую вышитую рубашку. Политические убеждения Вильгельма привели к тому, что после войны отец разорвал с ним всякие отношения.
Старший сын бывшего адмирала Карл Альбрехт (1888–1951) после падения габсбургской монархии пошёл добровольцем в польскую армию и принимал участие в Советско-польской войне 1919–1921 годов, в 1920 году возглавив 16-ю бригаду крепостной артиллерии 16-й Поморской пехотной дивизии. Одновременно с этим он командовал гарнизоном крепости Грудзёндз. В 1924 году Карл Альбрехт получил чин полковника и ушёл в резерв, а с началом Второй мировой войны заявил о своём возвращении в армию (призвать его не успели). Во время немецкой оккупации он объявил себя поляком, отказался подписать «Фолькслист», был арестован и посажен в тюрьму в Тешине, где его парализовало на одну сторону. После войны Карл Альбрехт переехал вместе с женой в её родную Швецию.
Средний сын Лео (1893–1939) также пошёл добровольцем в польскую армию и дослужился до чина ротмистра в 17-м уланском полку. Был участником Украинско-польской (1919–1920) и Советско-польской войн. После ухода в резерв он охладел к польской национальной идее, переехал с семьёй в Польскую Силезию и в 1939 году умер от туберкулёза.
Краков, май 1917-го
2–5 мая 1917 года император Карл совершил очередную поездку на Восточный фронт. Выехав из Вены, он посетил Стрый, Долину, Калуш, Станислав, Солотвино и через Краков вернулся в столицу империи. В последний день визита, 5 мая, в столице Западной Галиции его сопровождал эрцгерцог Карл Стефан.
Ни о каком отторжении Галиции от Австрийской империи в пользу Королевства Польского речи не шло, но Габсбургам было важно положительное мнение поляков о них. Война была далека от завершения — после Февральской революции новое правительство России провозгласило борьбу до победного конца. А учитывая притязания на польский престол как австрийского императора, так и его троюродного дяди, можно было говорить о «смотринах короля», но непонятно, какого именно.
На фото запечатлён момент, когда высокие гости заходят в старую часть города через барбакан, который сохранился до сих пор. Обмундирование императора Карла уже знакомо нам по фотографии, сделанной на итальянском фронте 4 июня 1917 года. Его дядя эрцгерцог Карл Стефан одет в парадный флотский мундир из тёмно-синего сукна. Интересно, что на парадном кителе ранг владельца дублировался как на воротнике (традиционным для габсбургской армии способом шестилучевыми звездами), так и на эполетах (восьмилучевыми звездами) и рукавах (галунами разной ширины). Парадный флотский головной убор — двуугольная шляпа.
Слева за спиной императора стоит ещё один представитель дома Габсбургов-Лотарингских, что легко определить по династическому Ордену Золотого руна, свисающему из петлицы кителя. Скорее всего, это младший брат Карла эрцгерцог Максимилиан, оберст-лейтенант 1-го уланского полка общей армии.
Ещё двух интересных персонажей можно различить в задних рядах: одного — за спиной адмирала, второго — правее у створки ворот. Они примечательны тем, что носят через левое плечо перевязи. Это так называемые «адъютантские шарфы». У офицера по центру шарф гораздо светлее, чем у его коллеги с краю, так как изготовлен из золотой канители, а не тёмно-жёлтой шерсти. Золотые шарфы были отличием генералов, а носимые через плечо — генерал-адъютантов. Хотя знаков различия на воротнике у сопровождающего не видно, можно утверждать, что он носил генеральское звание.
Так, в сопровождении родственников, высших военных чинов и гражданских сановников, Карл Габсбург-Лотарингский намеревался открыть новую страницу истории монархии, распространив власть своего рода на бо́льшую часть Польши. Однако этим планам не суждено было реализоваться.
Комментарии к данной статье отключены.