В Северной Америке в XVIII–XIX вв. прогремела не одна война. Самыми значительными и кровопролитными из них были Война за независимость США 1775–1783 гг. и Гражданская война 1861–1865 гг. Эти войны интересны масштабным применением многих технических новинок, в том числе и различных видов минного оружия. Изначально само понятие «мина», возникшее в средние века, обозначало подкоп, и лишь позже миной стали называть скрытно установленный боеприпас, взрывающийся при определённых обстоятельствах. Новое, привычное для нас содержание термину во многом придала минная война именно в американских водах.
Конфликты и личности
История минного оружия в Северной Америке началась в конце XVIII века. В 1775 году в британских североамериканских колониях вспыхнула антиколониальная война. Против британского флота, установившего блокаду, у восставших не было средств, они хватались за любую возможность ослабить блокаду. Так, нашло активную поддержку предложение школьного учителя Дэвида Бушнеля (David Bushnell) построить подводную лодку и подрывать корабли противника специальными зарядами. К зиме 1775 года были готовы одноместная ныряющая лодка-малютка, названная за свой внешний вид «Черепахой», и подводная мина с часовым механизмом подрыва. Лодке предстояло поднырнуть под корпус корабля, а экипажу — закрепить мину на корпусе с помощью винтового анкера. В сентябре 1776 года «Черепаха» под управлением сержанта Э. Ли совершила рейд к одному из британских кораблей, стоявших на якоре в нью-йоркской бухте. Медная обшивка корабля оказалась слишком прочной для бура, и Ли пришлось возвращаться без результата.
В начале XIX века инженер и изобретатель Роберт Фултон разработал целую систему подводной борьбы с кораблями, в которую входили четыре типа подводных мин: якорная с контактным механическим взрывателем, плавающая мина, гарпунная и шестовая мины. Сначала он предложил Франции с помощью нового оружия избавиться от британского флота, но, не встретив поддержки, переехал в Англию и там рекламировал тот же способ уничтожения кораблей, но уже французских. Доминирующий на морях британский флот не нуждался в подобном оружии, и в 1807 году Фултон отплыл в Северную Америку. Несмотря на практическую демонстрацию возможностей этого оружия, и американский флот не выказал заинтересованности.
В 1830-е годы полковник американской армии Самуэль Кольт провёл опыты с подводными электрическими торпедами, название которых произошло от латинского обозначения электрического ската — именно так позже стали называть в Америке все подводные взрывные устройства. Мы же будем использовать более привычный термин «мина». Она подрывалась оператором с береговой станции замыканием электрической цепи от гальванических батарей. Кольт первым нашёл способ гидроизоляции проводов, предложил конструкцию зеркальной установки, с помощью которой оператор мог скрытно наблюдать за акваторией. Но даже разработки Кольта не привлекли внимание военных.
В 1840-х годах в затяжной войне с индейцами-семинолами (1816–1848) офицер американской армии Габриэль Рейнс (Gabriel Rains) использовал свои самодельные «подземные» мины нажимного действия — наверное, первые подобного типа. Его коллеги считали это оружие варварским, и дальнейшего развития до определённого времени оно не получило.
В 1861 году с началом военного противостояния северных и южных штатов флот северян заблокировал с моря порты на атлантическом побережье мятежников. Ответить такому давлению конфедераты не могли и практически сразу обратились к нетрадиционным способам ведения войны. Так, по предложению генерала-южанина Полка (Polk) поперёк Миссисипи натянули железную цепь длиной более 1,5 км. Чтобы она не провисала и не обрывалась, её подвязывали к деревянным понтонам. С их помощью регулировалась глубина погружения цепи. Однажды цепь порвалась, и её продублировали подводным минным заграждением ниже по реке.
Именно подводные мины стали достаточно эффективным оружием Конфедерации. На такое решение командование южан навело в том числе и применение морских мин российским флотом в недавней Крымской войне. Одним из военных наблюдателей на этой войне с английской стороны был генерал-майор армии САСШ Джон Магрудер (John Bankhead Magruder), который в 1861 году перешёл на сторону Конфедерации.
Русский опыт
К этому времени морское минное оружие имело в России полувековую историю: первый удачный эксперимент по подрыву порохового заряда с помощью огнепроводного шланга на дне Финского залива был проведён в 1807 году полковником И.И. Фитцумом. Через пять лет русский учёный П.Л. Шиллинг подорвал подводный заряд с помощью электричества. В 1828 году профессор К.П. Власов изобрёл химический взрыватель-воспламенитель («власовская трубка»).
В 1835 году в Россию из Германии по приглашению приехал известный физик Мориц Якоби, который разработал работоспособную гальваническую мину. В 1837 году из Швеции в Россию перебрался Эммануил Нобель, который вскоре предложил мину собственной конструкции — пиротехническую со взрывателем по типу «власовской трубки». В преддверии военного противостояния с европейскими державами в России началось серийное производство морских мин конструкции Якоби, Нобеля и других изобретателей.
Когда Крымская война всё же началась, мины были выставлены на подступах к важнейшим морским и речным базам и портам. Они снаряжались небольшим зарядом пороха и не могли нанести фатальных повреждений, хотя моральное воздействие на моряков противника было значительным. На Чёрном море угрозу со стороны гальванических мин Якоби британцы нейтрализовали, захватив береговые минные станции. Мины ставились неглубоко, и некоторое их количество было обнаружено противником визуально, поднято из воды, обезврежено и изучено.
Принцип действия мин был изучен англичанами не только в теории, но и, если так можно выразиться, на практике. Так совпало, что в один день в разных морях произошли одинаковые события. На Чёрном море после того, как поднятую мину конструкции Якоби изучили артиллерийские офицеры, её забрал на свой флагман командующий британским флотом адмирал Сеймур. Британцев удивило, что мина не была приведена в боевое состояние: с неё не был снят предохранительный транспортный колпак, а стеклянная трубка воспламенителя не была вставлена в гнездо.
Впоследствии оказалось, что многие поднятые британцами мины были с колпаками — вероятно, русские минёры не очень доверяли своему новому оружию. Адмирал сам решил осмотреть трофей: он вставил запальную трубку на место и пошевелил её пальцем, трубка треснула, и мина сработала. Пострадал адмирал и ещё несколько офицеров, находившихся рядом. В тот же день на Балтике другой британский адмирал, Дандас, на своём флагманском корабле тоже принялся изучать поднятую мину конструкции Нобеля. Он сдвинул крышку, и мина взорвалась, ранив адмирала и офицеров!
Но вернёмся в Америку. Значение водных коммуникаций в войне отлично представляли обе стороны конфликта. Северяне сразу же начали морскую блокаду портов южан параллельно с созданием речного военного флота, а южане занялись поиском способа нейтрализации этих угроз. Морской министр Конфедерации санкционировал применение минного оружия, и подходящие люди нашлись. В 1862 году были организованы Подводная гальваническая служба, которую возглавил известный американский океанограф и географ Мэтью Фоунтэйн Маури (Matthew Fontaine Maury), и Сухопутное минное бюро под руководством бригадного генерала Габриэла. Эти две службы развили бурную деятельность, организовав подбор и обучение кадров, разработку конструкций мин всевозможного назначения, их испытание и серийное производство на нескольких предприятиях.
В течение всей войны южане активно применяли мины и на земле, и в воде, ставя минные заграждения и атакуя противника с использованием транспортных средств. Минная война не смогла предотвратить поражение Конфедерации, но материальные и людские потери северян из-за неё были значительными: их флот потерял восемь броненосцев, 11 деревянных военных кораблей, шесть транспортов, четыре малотоннажных судна, а ещё 14 кораблей и судов были повреждены. Ещё больше было морально-психологическое воздействие: только одно подозрение на наличие мин сковывало и задерживало продвижение войск. Конфедераты пострадали меньше: один их броненосец затонул в результате минной атаки северян, да на своих минах подорвались два парохода и лодка.
Правда, отношение к этому оружию на протяжении всей войны было неоднозначным. Северяне, как наступающая сторона, редко ставили мины, но очень негативно относились к подобным действиям противника. Был издан приказ расстреливать на месте лиц, пойманных при попытке заложить мину, организаторы и руководители «минной войны» со стороны Конфедерации были занесены в «чёрный список» и преследовались даже в послевоенное время.
Разнообразие не от хорошей жизни
Когда Бушнель в XVIII веке начал производство своих мин, никакой классификации минного оружия не было, так что её можно начать с его конструкций. Это были подводные наступательные мины — Бушнель не ждал, когда британские корабли случайно наткнутся на них, а атаковал сначала с помощью подводной лодки (диверсионная мина), потом сплавляя мины по течению. Конструкция диверсионной (непосредственного скрытного минирования) подводной мины Бушнеля была следующей: пороховой заряд с кремнёвым запалом в ружейном затворе, приводимым в действие часовым механизмом, помещался в водонепроницаемый бочонок. Предполагалось, что после закрепления её на корпусе вражеского корабля, команда лодки запустит часовой механизм.
В Гражданской войне пассивные минные заграждения южан задерживали корабли северян, но не могли помочь в прорыве морской блокады. Требовались атакующие действия по доставке зарядов прямо к блокирующим кораблям с помощью какого-то скрытного носителя — например, подводного миноносца. Все разработки по использованию минного оружия у обеих сторон конфликта курировали спецслужбы, всё секретилось, и сведений о подводных аппаратах и минах сохранилось крайне мало. Некоторые исследователи Гражданской войны считают, что обеими сторонами за четыре года было построено около 20 подводных лодок! По завершении войны союзная комиссия по разоружению южных штатов обнаружила в Хьюстоне пять недостроенных подлодок конфедератов.
Есть мнение, что первыми подводную лодку стали делать северяне, но назначение её было не совсем ясно: вроде бы, предполагалось с помощью субмарины очистить от мин и препятствий прибрежные воды у Ричмонда и Чарльстона. По некоторым данным, подлодки северян имели шлюзовые камеры, с помощью которых водолазы могли выйти на дно, чтобы сделать проход в минном заграждении. Больше сведений сохранилось об «инфернальных машинах» Конфедерации. Уже летом 1861 года южанин Уильям Чейни (William Cheeney) построил и испытал свою подлодку, подорвав баржу-мишень. В октябре того же года он попытался атаковать корабль северян «Миннесота» (USS Minnesota), но к этому времени слухи об экспериментах южан дошли до Вашингтона, и крупные корабли-блокировщики стали ограждаться противоминными сетями и бонами. Лодка запуталась в сетях, и её экипажу еле удалось вырваться.
Самая известная американская подводная лодка «Американский ныряльщик», или просто лодка Хэнли, названная по имени её создателя, имела на вооружении подводную мину с дистанционным подрывом конструкции племянника изобретателя швейной машины Э. Зингера, которая крепилась к подводной части борта вражеского корабля ударным способом.
Мина крепилась к гарпуну, а тот — к длинному шесту в носу подводной лодки. Лодке надо было в подводном или полупогружном положении воткнуть гарпун и дать задний ход, оставив мину висеть на гарпуне. Механизм подрыва был сделан в виде ружейного пистонного курка с пружинным спуском. К курку подсоединялся шнур — при отходе лодки он натягивался и освобождал пружину. Во время испытаний лодка затонула, и Хэнли погиб вместе с экипажем. Лодку достали, переименовали в «Хэнли», набрали новых добровольцев, и под командованием лейтенанта Джорджа Диксона (Georg E. Dixon) лодка в надводном положении атаковала паровой шлюп «Хаусатоник» (USS Housatonic) и потопила его. Правда, лодка назад так и не вернулась.
В 1864 году южанином Джоном Халлиганом (John P. Halligan) была построена «двухмоторная» ныряющая лодка «Св. Патрик»: в подводном положении винт вращался вручную командой из 6–7 человек, а в надводном она двигалась с помощью паровой машины. Вооружалась лодка шестовой миной. В январе 1865 года «Св. Патрик» атаковал в заливе Мобил колёсный пароход северян, но мина не сработала. Чиркнув бортами, суда разминулись, и «Св. Патрику» удалось уйти из-под обстрела.
Шестовыми минами в американскую Гражданскую войну вооружались и надводные суда — вёсельные и паровые катера, и даже броненосцы. Использовались как специализированные шестовые мины, так и боевые части якорных мин. Армия северян использовала мины в гораздо меньших масштабах. Обладая перевесом во всём, постоянно наступая, она не нуждалась в минных заграждениях. Генералы северян отрицательно относились к минному оружию, но допускали его использование в особых случаях.
Таким «особым случаем» стал для них таранный броненосец Конфедерации «Альбемейл» (CSS Albemarle). Имея малую осадку, он действовал там, куда не могли заплывать тяжёлые броненосцы северян, а его 100-мм железная броня выдерживала огонь их канонерок. Чтобы обеспечить судоходство и развить наступление вдоль реки, требовалось потопить «Альбемейл». Были предприняты три попытки, но удалась только последняя.
Возиться с постройкой подводной лодки было некогда, и шестовую мину установили на быстроходном паровом катере. Выполнение этой миссии поручили лейтенанту американского флота Уильяму Кашингу (William Barker Cushing). Его катер атаковал стоящий у берега реки Роанок «Альбемейл» ночью 27 сентября 1864 года. После двух неудачных атак команда броненосца была начеку, сам корабль был защищён боновым заграждением из брёвен, а на берегу дежурили кавалеристы — поэтому внезапной атаки не получилось: южане подняли тревогу и открыли ружейный огонь. Катер на полном ходу перескочил через боны, и когда конец шеста с миной оказался у борта «Альбемейла», Кашинг инициировал заряд. В результате взрыва броненосец получил большую пробоину и быстро затонул, как и катер. Его экипаж бросился в воду, но спастись удалось только лейтенанту — двое его людей утонули, остальных взяли в плен.
К 1864 году северяне уже были хорошо знакомы с минами и могли изготавливать свои боеприпасы. Из-за своеобразной конструкции корпуса речных мониторов и казематных броненосцев применять мину с гарпуном было затруднительно. Кашинг использовал мину, разработанную Джоном Лэем (J. Lay). Она подвешивалась к шесту с помощью замка, который открывался с катера натяжением бечёвки. Ещё одна бечёвка привязывалась к чеке спускового механизма. Когда конец шеста с миной подводился к борту цели, её сбрасывали с замка и давали немного заглубиться, после чего натяжением другой бечёвки производился подрыв. Надо было иметь стальные нервы, чтобы под огнём противника не перепутать бечёвки и дать мине время погрузиться для более действенного гидроудара в самое незащищённое место корабля.
Отсутствие на катерах какой-либо брони делало их экипажи настоящими смертниками. Поэтому шестовыми минами чаще вооружали бронированные суда и подводные лодки. Конфедераты создали полупогружной миноносец «Давид» (CSS David). Под командованием Дж. Карлина (J. Carlin) «Давид» августовской ночью 1863 года атаковал броненосец северян «Нью Айронсайд» (USS New Ironsides). Из-за поломки машины атака сорвалась, но быстро построили нового «Давида» с более мощной машиной, и атака была повторена уже под командованием лейтенанта Уильяма Глесселла (William T. Glassell). Миноносец с броненосца обнаружили слишком поздно, и он подошёл на расстояние удара шестом. Мина крепилась к съёмному гарпуну, как на лодке Ханли, и взрыв произошёл на небольшой глубине у броневого пояса, который спас «Нью Айронсайд». Оба «Давида» спроектировал армейский капитан Френсис Ли (Francis D. Lee).
Северяне после потопления Кашингом «Альбемейла» обратили внимание и на миноносцы. В какой-то мере подражая конфедератам, они заложили в 1864 году в постройку полупогружаемый «Стромболи» (Stromboli), переименовав его потом в «Спейтен-Дайвил» (Spuyten Duyvil). Миноносец, хотя и успел поучаствовать в военной операции, но своё оружие не применял. Это был интересный корабль: его борт выступал над водой всего на 65 см, а после приёма балласта вообще на 25. Вооружался корабль шестом — шестиметровой стальной трубой, которая выдвигалась под водой из корпуса с помощью паровой машины. Из-за этого часть форштевня была выполнена в виде двух открывавшихся створок. Для установки новой мины имелась шлюзовая камера. Как и на катере Кашинга, мины были сбрасываемые перед подрывом.
Но вернёмся назад — в конец XVIII века. Лишившись своей подводной лодки, Бушнель разработал и применил ещё один тип мин, который можно отнести и к диверсионным, и к наступательным — плавающую мину. Для мины использовался пивной бочонок — кег, отсюда плавающие мины называли кеговыми. Кег обеспечивал водонепроницаемость и плавучесть, частично заполнялся пороховым зарядом с одного торца, так, что второй торец торчал из воды. На верхней крышке имелся рычаг, связанный с устройством по типу ружейного курка с пружиной. При ударе рычага о преграду он проворачивался и освобождал курок. В 1777 году двумя такими минами Бушнель попытался подорвать британский корабль «Церберус» (HMS Cerberus), стоявший на якоре в заливе Блэк-Пойнт. Одна из мин прошла мимо цели, другая наскочила на стоящую рядом с «Цербером» шхуну. Когда её попытались вытащить из воды, зацепили рычаг, и мина взорвалась, убив трёх британских матросов и потопив шхуну.
В следующем году Бушнель провёл более масштабную атаку 20 дрейфующими кеговыми минами на группу британских кораблей, блокировавших Филадельфию. Однако стояла зима, по реке шёл лёд, и чтобы не повредить свои корабли, британцы отвели их в канал. Поэтому мины проплыли мимо, периодически взрываясь при контакте со льдинами. Психологическое воздействие было большим: британцы ещё несколько часов стреляли из пушек и ружей по всему, что проплывало мимо.
Через 85 лет конфедераты тоже использовали дрейфующие мины. Одной из проблем при этом было наличие поплавка, поддерживавшего мину на плаву, который выступал над поверхностью воды — днём его было легко заметить и продырявить метким выстрелом, после чего мина опускалась на дно и уже не представляла угрозы. Вместо кега мину стали привязывать к коряге, которой легче было зацепиться за корпус или якорную цепь судна. Правда, мина могла не ударить по корпусу и не сработать. Поэтому был придуман «текущий» взрыватель: взведённая пружина взрывателя мины удерживалась резьбовым штоком с турбинкой, которая при дрейфе мины в толще воды не вращалась, но если поплавок цеплялся за преграду и мина останавливалась, течением турбинку раскручивало, шток освобождался, и взведённая пружина воздействовала на курок.
Дрейфующие мины использовались редко — лишь в случаях, когда противник находился ниже по реке. Гораздо больше было установлено якорных мин, и на них подорвалось большинство жертв подводной войны, в том числе монитор «Текумсе» (USS Tecumseh). Как и в Крымскую войну, американцы применяли якорные мины двух видов: автономные и дистанционно управляемые — гальванические (электрические). Автономные (контактные) мины ставились в боевое положение перед установкой (погружением в воду). Одной из первых контактных якорных мин была мина конструкции Джона Фретвелла (John Fretwell) и Э. Зингера (E.C. Singer). Она напоминала мину Нобеля — при ударе о корабль выступающая крышка сдвигалась, только она оснащалась не химическим воспламенителем, а ударным — сдвигаясь, крышка освобождала подпружиненный ударник, накалывавший пистон. К крышке могли быть приделаны «рога», которые увеличивали плечо воздействия на механизм подрыва. Мина обладала собственной плавучестью.
Очень распространёнными были кеговые мины Г. Рейнса. Заряд и механизм подрыва размещались в пивном бочонке с конусными торцевыми обтекателями. Мина использовалась в якорном, поверхностном, плавающем и шестовом вариантах. Рейнс применял такие мины и в качестве подземных — их закапывали по колпачок взрывателя, а для увеличения площади контакта сверху укладывали кусок старой доски.
Использовались и небольшие якорные мины в железном корпусе. Их наплаву поддерживал прикреплённый поплавок, в качестве которого бралась большая стеклянная бутыль из-под вина в оплётке из лозы. Ставились заглублённые мины, подрыв которых обеспечивался несколькими поплавками в виде коряг, связанными тросиками со взрывателем мины. Чтобы увеличить вероятность контакта корпуса судна с якорной миной, их связывали попарно поперечным канатом, иногда поддерживаемым поплавками. Когда судно натягивало канат, мины сближались и ударяли в борта.
С началом войны северяне принялись строить для своих речных флотилий хорошо бронированные суда со множеством пушек. Также железной и деревянной бронёй одевали имевшиеся грузопассажирские колёсные пароходы. Одним из таких «эрзац-броненосцев», плававшим по Миссисипи, была канонерская лодка «Каир» (USS Cairo), вооружённая 13 пушками. В декабре 1862 года корабль направился на одну из первых своих боевых операций, чтобы прикрыть огнём расчистку фарватера от мин. Капитан канонерки, решив, что фарватер чист, направил «Каир» ближе к берегу. Вскоре последовательно раздались два мощных взрыва, и через 12 минут корабль скрылся под водой. К счастью, никто из команды не погиб. Утверждается, что «Каир» стал первой жертвой электрической мины, так как свидетели видели в воде какой-то провод. Скорее всего, виной были спаренные мины — якорные мины густо не ставят, а два подряд взрыва говорят о «сходящемся» контакте.
Якорные мины с гибким минрепом обезвреживались путём траления фарватера или перекусывания минрепа ныряльщиками. Поэтому южане придумали «качающуюся» мину с жёстким минрепом в виде деревянного бруса. Очень эффективными были мины на неподвижном якоре в виде деревянной рамы, закреплённой на дне поперёк русла или в виде забитой в дно сваи. В зависимости от ширины рамы на верхней перекладине можно было установить до 5 мин, в качестве которых часто применяли артиллерийские бомбы. Сама рама тоже являлась опасной преградой, способной повредить днище или движитель парохода.
Целую сложную систему представляли собой «электрифицированные» минные заграждения. Было два типа гальванических мин. Одни подрывались с берега — то есть были бесконтактными управляемыми: оператор замыкал цепь и сразу подрывал мину при приближении к ней цели. Электроконтактные мины (по типу мины Якоби) имели цепь с двумя разрывами: на берегу и на воспламенителе. Оператор подключал мины к батарее перед проходом кораблей противника, подрыв происходил при контакте мины с корпусом. Электрической миной в мае 1864 года была потоплена железная канонерка «Коммодор Джонс» (USS Commodore Jones), патрулировавшая реку Джеймс.
На завершающей стадии Гражданской войны электрифицированные минные постановки в техническом плане являлись наиболее современным оружием. Их выставляли возле береговых крепостей и фортов и включали в систему обороны. Станция управления заграждением оборудовалась в каземате форта. Кроме гальванических батарей и рубильников на станции имелись гальванометры, позволявшие следить за состоянием отдельных мин. У оператора имелась карта заграждения с номерами мин. Номера стояли на индивидуальных выключателях или применялась секторная подрывная установка: контакты от одного из проводов каждой мины крепились вдоль хорды сектора под своими номерами.
В ночное время акватория освещалась газовыми и электрическими фонарями. Сами мины оснащались небольшими контактными поплавками, при воздействии на которые реагировали стрелки гальванометров, и оператор поднимал тревогу. Мины имели систему «неизвлекаемости», которая подрывала их при разрыве якорного каната во время траления и при попытке извлечь мину из воды. Установка такого заграждения представляла большую сложность, и приходилось на лодки-минзаги брать специальное оборудование: грузовую стрелу, катушку с кабелем и грузилами для него. Кроме всех сложностей с электричеством, существовала специфическая для Конфедерации проблема глобального дефицита из-за неразвитой промышленности и сырьевой базы.
Элементарно не было медного провода, а он требовался ещё и для телеграфа. В тыл противника отправлялись целые экспедиции, пытавшиеся закупить телеграфные провода у северян или просто снять их со столбов. Плохо было с материалами для гидроизоляции — пришлось, например, развернуть агитацию по добровольной сдаче для военных нужд резиновых изделий — галош и прочего. Всё это сказывалось на качестве минной войны. Сапёры северян не раз отмечали, что мины не срабатывали при попытке траления или даже при прямом контакте с корпусом судов. Есть данные, что южане ставили управляемые якорные мины по типу шестовых, то есть подрываемых с помощью длинного шнура, протянутого по дну от чеки мины к укрытию на берегу.
Противоминная борьба отвлекала силы и время наступавшей армии северян. Уже через год войны перед наземной или водной операцией северяне проводили противоминную разведку: опрашивали пленных, перебежчиков, местных жителей на предмет возможного минирования местности. Инструктировались наступающие силы. На земле часто перед прохождением войск вперёд запускали военнопленных южан с лопатами и щупами. Старались в первую очередь отыскать пункты управления заграждениями с электрифицированными минами.
На воде использовали траление минного поля. Между паровыми катерами привязывали стальной канат или цепь и так шли по реке, обрывая минрепы или подрывая сами мины. У крупных боевых кораблей в носу крепили сетчатую преграду, которой инициировали мины. Вместо такого трала иногда просто толкали перед собой плот из брёвен. Часто разминирование производилось вручную: «водные сапёры» на лодках шли по предполагаемому фарватеру и зрительно отыскивали якорные мины. Затем ныряльщики перекусывали минреп или просверливали отверстие в корпусе (поплавке), чтобы затопить мину или замочить заряд. Широко использовался обстрел подозрительной акватории из орудий и ружей: корпуса мин или пробивались, или трескались от гидродинамического удара. Это не всегда помогало.
«Недостойное оружие»
Оборонительные и наступательные мины можно было применять на «линии соприкосновения» с противником, в то же время в своём тылу северяне осуществляли значительные переброски войск и грузов по рекам. Чтобы как-то остановить этот поток или хотя бы причинить ущерб, нужны были другие способы — диверсионные. Требовалось «доставить» мины прямо на борт судна и взорвать их в самом уязвимом месте. Проще и безопаснее это можно было сделать, спрятав взрывное устройство в топливе — дровах или угле. Сначала попробовали дровяные мины: в поленьях выдалбливалась полость, куда помещалась железная трубка с пороховым зарядом.
«Дровяные торпеды» были самодеятельным оружием, применение которого правительством Конфедерации первоначально не поощрялось, дабы не нанести ущерб частной собственности и гражданским лицам. По мере разрастания вооружённого противостояния и чтобы придать законность подобным действиям, военный министр Конфедерации Джеймс Седдон (James Alexander Seddon) издал указ, регламентировавший направление диверсионной деятельности с применением мин. Частная собственность граждан Соединённых Штатов (морские, речные, железнодорожные и гужевые транспортные средства) не подлежала минированию, государственная собственность должна была уничтожаться, при этом диверсанту полагалось 50% от суммы понесённого северянами ущерба.
Некто Томас Кортеней (Thomas Courtenay) предложил «угольный снаряд», который можно было легко изготовить. Брался кусок угля, по которому делался слепок, по слепку выливалась пустотелая чугунная оболочка, в ней просверливалось отверстие, через которое засыпался порох. Оболочка обмазывалась клеем и обваливалась в угольной крошке. Предложение понравилось, изобретателю приказали не только наладить производство таких мин, но и набрать добровольцев-диверсантов для доставки мин в тыл противника и заброски их в угольные ямы.
Осенью 1864 года на борт невооружённого парохода «Грейхаунд» (Greyhound), стоявшего на реке Джеймс, взошли генералы армии северян Батлер (Benjamin Butler) и Вейцель (Godfrey Weitzel), а также контр-адмирал Портер (David Dixon Porter). Пароход использовался ими как мобильный штаб. «Грейхаунд» пополнил запас угля и направился вниз по течению. Почти сразу в машинном отделении раздался взрыв — сработала угольная мина. От сотрясения некоторые пассажиры попадали в воду, другие сами прыгали за борт. Подошедшими судами все плававшие в реке и находившиеся на борту горящего парохода люди были перевезены на берег. Вскоре «Грейхаунд» затонул. В апреле 1865 года, незадолго до окончания войны, от взрыва угольной мины затонул в Миссисипи пароход «Султана» (SS Sultana), перевозивший освобождённых из плена солдат армии северян. Погибло, по разным оценкам, от 1800 до 2400 человек.
Летом 1864 года секретной службой Конфедерации была проведена дерзкая диверсия в отношении одного из логистических центров северян. На слиянии рек Аппоматтокс и Джеймс располагались пристани, у которых речные суда загружались военными припасами с огромных перевалочных складов, устроенных вдоль пристаней. Туда и был направлен для диверсии некто Джон Максвелл, который нёс коробку с «адской машиной». Наблюдая из укрытия за причалом, он увидел, что капитан одной из барж отправился в город. Тогда Максвелл запустил часовой механизм бомбы и смело отправился на баржу, где отдал дежурившему матросу коробку якобы со свечами, которую «капитан велел принести на судно». Через несколько минут произошёл взрыв, возник пожар, от которого подорвался груз баржи — около 30000 артиллерийских бомб. От взрыва потонула и соседняя баржа, а также был разрушен береговой склад. По некоторым оценкам, погибло более 40 человек, материальный ущерб составил более 2 миллионов долларов. Для уборки обломков и последующего восстановления причала и складов была привлечена 1000 рабочих.
Резюмируя сделанный обзор, можно утверждать — Гражданская война в США дала большой импульс развитию минного дела и ускорила появление самодвижущихся торпед.
Комментарии к данной статье отключены.