США стали первым государством, в вооружённых силах которого была сформирована специальная структура, занимавшаяся оперативной связью на поле боя. Это произошло в начале 60-х годов XIX века - примерно в то же время, когда электрический телеграф Морзе доказал свою пользу на поле боя. В американском случае поводом послужил другой телеграф — оптический. Для подвижных войн XIX века проводной телеграф не годился, и связь по-прежнему поддерживалась по старинке — с помощью курьеров и посыльных, а также труб и барабанов. Требовался более мобильный и простой вид связи.
Определённое решение смог предложить Альберт Майер, изобретение которого стало причиной создания, а он сам — первым командующим Корпусом связи армии САСШ. Этот бывший телеграфист в 1850-х служил помощником военного врача на индейской границе в Техасе. По своей медицинской практике Майер сталкивался с глухонемыми, и чтобы помочь им общаться, разработал на основе телеграфного кода систему жестов. Он знал о проблемах со связью в армии, и это подтолкнуло его к созданию системы передачи информации на большое расстояние с помощью знаков, подаваемых флажком. Сам Майер назвал свой телеграф «Вигваг». Система основывалась на двоичном коде, похожим на код Морзе, но в котором каждая буква записывалась в виде набора цифр 1 и 2.
Сигнальщик передавал цифры, описывая флагом полукружья направо (единицы) и налево (двойки). Флаг имел контрастную окраску: в центре красного или чёрного поля находился белый квадрат. При пасмурной погоде брался белый флаг с красным квадратом. Ночью использовались два факела: один брался в руки, второй находился неподвижно у ног сигнальщика, указывая вертикаль. Комплект был простой и лёгкий — как раз для мобильной войны. В 1860 году вигваг был опробован на границе и рекомендован к использованию в войсках. Для его внедрения в структуре Военного министерства создаётся Служба связи, которую и возглавил Майер.
Каждый командир армейского корпуса или военного округа выделял нужное ему количество офицеров и солдат, которых Службе связи предстояло обучить «вигвагу» и оснастить. При этом «связисты» оставались в структуре своих подразделений и могли быть возвращены «в строй» вышестоящим командиром. То есть, фактически Служба связи была представлена только офисом в Военном министерстве и учебным центром. Когда в 1861 году вспыхнула гражданская война, Майер решил добиться большей самостоятельности и выделиться в Корпус с собственным личным составом и финансами. Он написал соответствующий проект закона, заодно предложил передать ему и электрический телеграф.
Электрический телеграф был создан в 1840-х годах и успел стать популярным и даже повоевать в Крымскую войну. В США прокладкой и обслуживанием «телеграфа Морзе» занимались исключительно частные компании. При Военном министерстве существовала служба «Военного телеграфа», которую контролировал лично военный министр. Сам телеграф оставался гражданским мероприятием и использовался военными на коммерческой основе. Тут была явная коррупционная составляющая, министр отдавать такой источник доходов не собирался и воспрепятствовал организации Корпуса. Хотя в полевых условиях выделяемые командирами армий и корпусов подразделения сигнальщиков называли «корпусами связи».
Кроме телеграфного оборудования на основе системы Морзе существовала упрощенная аппаратура системы Бердсли — вот её Майеру разрешили использовать в войсках. Для перевозки оборудования он создает «Телеграфный поезд» — комплект мобильного электрического телеграфа с двумя станциями, которые можно было связать кабелем длиной 5 миль. К станциям прилагались катушки с кабелем и проводами, стойки для воздушной прокладки провода — всё это размещалось на армейских конных повозках. Телеграф Бердсли позволял обходиться без тяжелых гальванических батарей, он оснащался буквенным кругом с подвижным указателем, так, что не нужно было учить телеграфистов работе на ключе Морзе. К 1863 году таких поездов на фронте было 30.
Аппарат Бердсли оказался слишком несовершенным, не мог работать на большие расстояния, давала много искажений — сообщения приходилось дублировать другими видами связи. Майер попытался заменить аппараты Бердсли телеграфом Морзе, при этом он вступил в конфликт с руководством «Военного телеграфа» и секретарем Военного министерства, из-за чего был снят с должности начальника Службы связи, а все телеграфные поезда были переданы «Военному телеграфу». К этому времени в структуре Службы находилось около 200 офицеров и 1000 рядовых.
В 1850-е годы в САСШ, как и в некоторых странах Европы, были популярны полеты на воздушном шаре. Когда в начале Гражданской войны воздухоплаватели предложили Союзу свои услуги, военное министерство решило передать эти странные аппараты Службе связи. Первая попытка Майера воспользоваться аэростатом в боевых условиях оказалась неудачной: при перевозке наполненного шара к месту сражения была разорвана оболочка, и Майер решил не связываться с такой техникой. Хотя в войсках аэростаты наблюдения активно применялись, а телеграфисты часто поднимались в небо и сообщали из корзин об увиденном с помощью вигвага или электрического телеграфа. Воздухоплавание оказалось «ничейным»: сами аппараты и инфраструктура были частными, владельцы-воздухоплаватели являлись гражданскими лицами, действовавшими на войне в качестве добровольцев.
Конгресс Конфедерации южан утвердил создание своего Корпуса связи раньше Союзного — в 1862 году. Конгресс САСШ принял закон о военной связи в 1863 году, по нему полевая связь передавалась в подчинение Армии, теперь Службу официально именовали «Корпус связи армии Соединенных Штатов» (USASC). Он являлся временным образованием на период войны, после её завершения в 1865 Конгресс оставил на постоянной основе в Службе связи только одного человека — её руководителя. Ему в помощь военный министр мог привлекать еще 6 офицеров и до 100 военнослужащих из состава Инженерного корпуса. Майер добивается возвращения на должность начальника Службы связи. В 1867 году в ведение КС передают военный электрический телеграф.
В конце 60-х годов проводится сокращение расходов на оборону. Опасаясь ликвидации КС, Майер берет под свое «крыло» метеорологию, обосновывая это необходимостью передачи метеосводок с помощью телеграфа. Затем Майер «присоединяет» и сельское хозяйство. В своем учебном центре КС проводит подготовку и обучение метеорологов, по всей стране ставятся метеостанции, и связисты годами дежурят на них. Еще КС «приходит на помощь» береговым спасателям: прокладывает к маякам и спасательным станциям телеграфные линии от ближайших населенных пунктов и между станциями. Офицеры и солдаты КС и сами дежурят в штормы на спасательных станциях, а также подгоняют мобильные телеграфные станции к побережью, где произошло кораблекрушение.
Американские военные постоянно отслеживают технические и тактические новинки своих европейских коллег, и всякие «странные штуки» отправляются для проверки в КС. В 1877 году в КС начинаются эксперименты с почтовыми голубями, которые тянулись до 1892 года, когда голуби были переданы ВМФ. В 1878 году связисты получили телефон и начали обучать новой технике курсантов в своей учебке.
Начиная с 1883 года финансирование КС стали «урезать», что вынудило её руководство сокращать деятельность по многим направлениям. Так, дежурить на метеостанциях, было предложено добровольцам и гражданским волонтерам. Многие телеграфные линии были переданы гражданским компаниям, а учебный центр КС и вовсе закрыли. Наконец в 1891 году государственную метеорологию передают министерству сельского хозяйства, хотя Корпус связи продолжает курировать военную метеорологию.
Очередная «индейская» война оживила армейские будни, в том числе деятельность КС: в 1886 году начинается крупное выступление индейских племен под предводительством Джеронимо, и армию бросили на подавление. На оснащение КС поступает британское изобретение — гелиограф: оптический телеграф, использующий солнечный «зайчик». В КС его переделали: заменили круглое зеркало квадратным (квадратное зеркало имело большую площадь, чем круглое одной ширины), на отдельную стойку вынесли жалюзийную шторку, что позволяло зеркалу оставаться неподвижным при передаче сообщения. За короткую войну с индейцами связисты укомплектовали 27 станций «гелиосвязи» (в среднем расстояние между ними было 25-30 миль), которые передали 2276 сообщений.
В конце века США начинают готовиться к войне с Испанией, и КС стал лучше финансироваться. В европейских армиях уже имелись воздухоплавательные роты, так, что в 1893 году такую роту было велено создать в КС, и для нее во Франции купили привязной воздушный шар. В 1898 году САСШ объявляют войну Испании, экспедиционные силы высадились на Кубе, Филиппинах и Пуэрто-Рико. На Кубу были отправлены шесть рот КС, две из которых были регулярными.
Так как Корпусу было отказано в переброске на острова их конных повозок, всё оборудование связистам пришлось таскать на себе или использовать местных мулов; не было телеграфных столбов, и по земле прокладывали изолированный кабель. Заросли затрудняли визуальную разведку, и было принято решение использовать аэростаты наблюдения. На выделенные деньги купили еще два шара во Франции, а пока их доставляли в Америку, на Кубу отправили ранее купленный. Доставка была организована безобразно: оболочка сначала долго лежала в железнодорожном вагоне, ожидая погрузки на пароход, затем неделю находилась в его трюме и слиплась. Вместо генератора на Кубу завезли водород в баллонах на одну заправку.
Наконец, шар был поднят возле гавани Сантьяго, чтобы следить за испанским флотом. По приказу командования его в поднятом положении переместили ближе к передовой, в результате такелаж запутался, а противник мог достать его огнем. Во время обстрела шара досталось его наземной обслуге и американским войскам, находившимся рядом. В частности, пострадали кавалеристы, где служил лейтенантом Д. Першинг. Сам шар получил пробоины и больше не поднимался.
В американо-испанской войне впервые на официальной основе производилось фотографирование военными фотографами, подготовленными в учебном центре КС. После войны пришлось взять под контроль испанские линии связи на островах, строить новые. В тоже время были распущены 4 роты добровольцев, которые заменяли местными жителями.
С 1904 опять увеличивается ассигнование, КС вырастает до 1212 человек. Были открыты спецшколы, в которых курсантов обучали визуальной, акустической и электрической связи, знакомили с электротехникой, машиностроением, воздухоплаванием, фотоделом, топографией. В начале XX века в составе КС имелось 11 рот, из них 2 были на Аляске, а 3 на Филиппинах. Теперь каждая дивизия в военное время должна была иметь роту связи. В роте 4 взвода занимались проводной связью и два — радиотелеграфной. В военное время в каждой дивизии формировался батальон связи двухротного состава, и придавалась авиационная эскадрилья. В 1913 году поступило распоряжение кроме полевых рот организовать «стационарные» роты. Кроме электрической связи продолжалось использование оптических видов. К 1912 году КС отказался от кода Майера, перейдя в вигваге на код Морзе, а к 1914 добавился двухфлажковый семафор.
Европейские тенденции опять повлияли на деятельность КС. С 1903 года КС начал использовать радиотелеграфное оборудование, а с 1909 года проводятся исследования в области радиотелефонной связи. Примерно в это же время начинаются «воздушные приключения» КС. В 1905 году аэростаты воздухоплавательной роты были сдуты и отправлены на хранение. Однако на следующий год армейский лейтенант Ф. Лэм внезапно становится победителем первой международной гонки воздушных шаров во Франции на приз Г. Бенетта. Офицера оставляют в Европе с целью наблюдения за местным воздухоплаванием. В это время в Европе царит бурный энтузиазм по поводу успехов покорителей неба, так, что отчеты Лэма способствуют организации в 1907 году в структуре КС Аэронавигационного отдела. Под Вашингтоном начинаются подъемы привязного аэростата, оборудованного радиосвязью. В 1908 году строится водородная установка и новая воздухоплавательная станция, а Совет по артиллерийскому вооружению финансирует покупку самолета у братьев Райт и дирижабля у Т. Болдуина.
Самолет КС №1 отправили в Техас, и назначенному на летную работу от КС лейтенанту Фулуа пришлось самостоятельно учиться управлять самолетом, беря консультации по почте у У. Райта. Два года он являлся единственным действующим военным летчиком армии с единственным самолетом. К 1912 году были куплены еще несколько аппаратов. На них удалось поучаствовать в маневрах, поэкспериментировать с бомбометанием, фотографированием, ночными полетами, а также испытали пулемет Льюиса в воздухе. В этом же году Военный министр утвердил новое звание — «военный летчик». Тогда же КС решил отказаться от аэростатов и передал базу Минсельхозу.
Летчики постоянно поднимали вопрос о выделении авиации в отдельный Корпус, но командиры-связисты «отбивали» все их «поползновения» и удержали авиацию в составе КС. Разве, что Аэронавигационный отдел был преобразован в Авиационный дивизион (Air Division). Военным министерством была утверждена структура воздушных сил КС: 60 офицеров и 260 рядовых; в случае военных действий формировалась временная эскадрилья в составе двух рот по 4 самолета и по 8 летчиков в каждой. Офицеры должны были быть холостыми и не старше 30 лет. «Режим экономии» затормозил развитие американской военной авиации: к началу 1МВ по финансированию этого направления США находились на 14 месте в мире из 26 стран. По случаю начала в Европе войны в сентябре 1914 года на базе авиации в Сан-Диего была сформирована первая постоянная авиационная эскадрилья под командованием Фулуа.
Находясь под крылом КС, авиасекция развивала именно направление радиообмена «земля-воздух» и «воздух-воздух». Другие опыты (ночные полеты, использование оружия, фотографирование) были одномоментными и бессистемными. При этом постоянного радиооборудования на американских самолетах не было (вступив в европейскую войну, КС пришлось закупать у союзников и самолеты, и радиостанции и вооружение). Из-за наличия в составе КС воздушных аппаратов, ему «оставили» военную метеорологию. Даже после передачи в 1918 году авиации непосредственно Армии, за КС до 1944 года остались разработка, закупка и техническое обслуживание метеооборудования армейской авиации.
В то время когда остальной мир вел большую войну, американским вооруженным силам удалось «потренироваться» в малой. В марте 1916 года отряд мексиканцев, под командованием лидера «народной армии» Панчо Вильи совершил нападение на американский город Колумбус, убив несколько военных и гражданских лиц. Для поимки Вильи был сформирован экспедиционный корпус под командованием генерала Д. Першинга. В Мексике была слабо развита электрическая связь, поэтому КС всё оборудование пришлось вести с собой. Вместо конных «поездов» XIX века использовались «радиотракторы» — радиостанции, установленные на автомобилях.
Автомобили не успевали за кавалеристами Першинга и связь часто обрывалась. Большинство оборудования было иностранного производства, для которого недоставало запчастей. Авиация КС тоже поучаствовала в карательной экспедиции Першинга. Самолеты Кертисса JN-3 имели слабые двигатели и хрупкую конструкцию, навстречу сильному ветру они лететь не могли. Из-за сухого жаркого климата расслоились винты, и компании «Кертисс Эйрплэйн» пришлось построить в Колумбусе заводик по производству винтов из местных «жаростойких» пород древесины. Першинг надеялся, что самолеты помогут обнаружить конный отряд Вильи, но был сильно разочарован результатами применения авиации. За месяц работы 6 самолетов эскадрильи №1 были потеряны из-за аварий и поломок. Командир эскадрильи Фулуа сжег оставшиеся 2 и заказал новые самолеты. В начале 1917 года американские силы ушли из Мексики, но эскадрилья оставалась на границе до августа, откуда была направлена в Европу после вступления США в Великую войну. За время экспедиции экипажи совершили 540 посыльных и разведывательных самолетовылетов, провели фотографирование малоизученных районов.
По новой военной программе 1916 года на военную авиацию выделялось 13 миллионов долларов, снимались ограничения по набору на летную работу, можно было привлекать и гражданских пилотов.
В апреле 1916 года в связи с большой аварийностью в авиации КС и неудовлетворительной её работы с экспедицией Першинга, Генштаб провел расследование. Были выявлены финансовые злоупотребления: деньги за полеты получали офицеры-связисты, не умевшие летать. Пилоты «бунтовали» по поводу назначения на командные должности «не авиаторов», снова озвучивалось предложение о выделении авиации в самостоятельный Корпус. В результате многие офицеры были уволены со своих постов и даже из армии.
На момент вступления США в Великую войну в КС служили 55 офицеров и 1570 военнослужащих. Для американских экспедиционных сил (АЭС) потребовалось сформировать новые батальоны связи. У КС к этому времени была только одна школа по подготовке специалистов, пришлось срочно организовать еще 4. Многие руководители и сотрудники телекоммуникационных и производственных компаний стали офицерами резервного КС и через них правительство сумело мобилизовать производственные и интеллектуальные мощности для войны. Например, Bell System сформировала 12 телеграфных батальонов. Была организована Женская телефонная служба связи. Это были гражданские специалисты на службе КС. Их отправили в Англию и Францию работать на телефонных станциях АЭС.
Летом 1918 года в КС был создан научно-технический отдел, занимавшийся новыми разработками в области связи. КС стандартизировал многочисленное оборудование и комплектующие детали. Были разработаны новые типы кабелей, приспособления для их переноски и укладки. До войны американская армия закупала фотоприборы и материалы в Германии и Бельгии, теперь пришлось искать подрядчиков для «импортозамещения». В Центре авиационной связи в каждодневных полетах тестировалось новое радиосвязное оборудование, придуманное специалистами КС и частными компаниями. Однако до серийного производства довести эти новинки не удалось, и американские пилоты на фронте пользовались оборудованием союзников.
В тылу (в США) КС занимался обучением персонала, обслуживанием пунктов связи, линиями управления огнем береговой артиллерии, научными исследованиями, набором персонала, материально-техническим снабжением. Во Франции управление КС было разделено на «профотделы»: электросвязи, снабжения, фотографирования и киносъемки, авиационной метеорологии, голубиной почты, проверки всего оборудования, получаемого КС. А вот авиацию Першинг вывел из КС и подчинил её штабу АЭС. В первое время связисты КС пользовались французским оборудованием и линиями связи, но их не хватало, да и оборудование было устаревших моделей. Американцы установили свое мультиплексное оборудование, позволявшее по одному проводу общаться по телеграфу и по телефону.
Приходилось завозить большое количество материалов — деревянных столбов, кабеля и провода. На передовой в условиях позиционной войны каждой пехотной дивизии придавалась рота связи в составе 5 офицеров и 75 рядовых. Потребовалось увеличить роты до 280 человек, разделенных на 4 полковых и одну штабную секции. Появился батальон снабжения и роты обслуживающие порты и базы снабжения. Специалистов не хватало, и Першинг организовал несколько школ, в которых готовили полевых связистов, кандидатов в офицеры КС и радистов. Кроме курсантов от КС в них обучали и солдат, присылаемых из пехотных, артиллерийских и инженерных подразделений.
Связисты в основном использовали телефонную связь, работавшую на расстоянии до 20 миль, телеграф требовал меньше энергии и его линии доходили до 100 миль. Были популярны мобильные станции, размещенные на автомобилях. Радиостанции на передовой практически не применялись: искровые передатчики перекрывали слишком большой диапазон, мешали работе друг другу. Не смотря на неплохие достижения американской радиопромышленности, в войсках использовались французские системы. Высокие антенны радиостанций отслеживались противником и уничтожались, поэтому спецы КС придумали «горизонтальные» антенны в виде проволочной петли, уложенной на земле. КС занимался перехватом телеграфных, телефонных и радиопередач противника, а также его радиодезинформацией. КС продолжал использовать вигваг, сигнальные ракеты, электрические лампы, панели для связи с самолетами.
В конце 1917 года в КС была восстановлена служба «голубиной почты» и в АЭС были переправлены более 15000 голубей. К каждой армии (к концу войны в АЭС их было 3) была приписана «голубиная» рота (333 человека). С вступлением США в войну КС воссоздали службу фотографирования, которая занималась наземной и воздушной фотосъемкой. Специалистов обучали в школах, которые были созданы в Колумбийском университете и при фирме Кодак. К перемирию группы КС сделали 30000 фотоснимков и засняли 750000 футов киноматериалов, которые, в частности использовались для учебных и пропагандистских плакатов и фильмов. КС занимался и аэрофотосъемкой — в воздушной службе АЭС имелся фотографический отдел. Прибыв в Европу, американцы столкнулись с отсутствием метеоинформации (в европейских армиях метеослужба существовала). В КС была срочно воссоздана метеосекция, в США организовали привлечение и обучение специалистов, в Европе КС установила 33 метеостанции.
К вступлению США в войну в воздушном дивизионе КС насчитывалось 1152 военных и 210 гражданских сотрудников, имелось 55 самолетов учебных типов. Согласно принятой программы производства авиатехники за год требовалось изготовить 17000 самолетов (12000 боевых) и 24000 двигателей. КС заказал в основном самолеты-разведчики и истребители сопровождения. К весне 1917 года у КС были только три летные школы, к концу войны в США действовало уже 27 и 16 в Англии и Франции. Кроме них обучение проводилось на канадских аэродромах. КС реанимировал и воздухоплавание. На фронте привязные аэростаты широко применялись всеми армиями для наблюдения и корректировки артогня, противолодочного патрулирования. Закрытая ранее школа воздухоплавания была восстановлена.
При этом не было ни единого четкого плана производства, ни общего контроля. Было непонятно какие самолеты нужны в современной войне и руководство КС направило в Европу комиссию Боллинга для выбора наилучших типов из используемых союзниками. Когда решился вопрос с марками самолетов, встала проблема отсутствия качественных материалов, и КС образовал Отдел по заготовке древесины орегонской ели. КС пришлось заняться закупкой рассады и высадкой в США индийской клещевины, шедшей на производство моторного масла.
В начале 1918 года в США разразился скандал, связанный с плохой организацией производства самолетов. Стали создаваться комиссии для расследования деятельности авиационной секции КС. Руководство КС обвинили в растрате выделенных на производство денег, обмане правительства и народа Соединённых Штатов. В результате 20 мая 1918 года руководство и контроль деятельности авиации был передан из КС в Военное министерство, где были созданы Отдел военного воздухоплавания и Бюро авиастроения. В КС оставили направление авиационной радиосвязи.
С лета 1918 года американские силы вместе с союзниками переходят в наступление. Связисты стараются поддерживать войска, но опыта проведения таких больших операций еще недостает. Большая концентрация войск, плохие дороги, огромное количество грузов, которое требовалось доставить, сильно усложняли перемещение вспомогательных подразделений. В это время весь автотранспорт был передан Автотранспортному Корпусу, руководство которого выделяло транспорт для КС по «остаточному» принципу. Так, что связистам частенько приходилось переносить свое оборудование на себе. Ноябрьское наступление американских армий было стремительным, немцы не успевали уничтожить свои стационарные линии связи и подразделения КС успешно ими пользовались. В сентябре 1918 года одна из рот КС участвовала в высадке американских сил во Владивостоке.
За войну численный состав КС вырос до 56 000 человек, которые входили в состав 56 полевых батальонов связи, 33 телеграфных батальонов, 12 складских, 6 учебных батальонов и 40 отдельных рот обслуживания. На европейском ТВД КС потерял убитыми 2840 человек. После окончания войны КС был решительно сокращен: к 1922 году его численность составляла 2184 человека. Другие рода войск захотели иметь собственные подразделения связи. По новому военному плану КС оставили обслуживание только крупных формирований — не ниже дивизии. При этом дивизия стала самым крупным соединением мирного времени. Руководство КС протестовало, указывая, что связь должна быть единой системой от батальона до Военного министерства. Из КС вместе со связью и аэрофотографией ушла авиация — начинался новый сложный этап истории Корпуса связи Армии США.
Комментарии к данной статье отключены.