Танк «Рэм», гордость канадского танкопрома, был по совокупности боевых качеств значительно лучше своего предшественника, довольно неоднозначного Medium Tank M3. Но долго ликовать канадцам не пришлось: ещё до того, как «Рэм» попал на испытания в Абердин, на полигоне появилась другая машина, Medium Tank T6 — прототип знаменитого «Шермана». Этот танк тоже был большим шагом вперёд, позволившим превзойти не только своего предшественника M3, но и канадскую модернизацию. Возник логичный вопрос: зачем тогда нужен «Рэм»? Так начиналась история создания танка «Гризли», канадского варианта американского Medium Tank M4A1.
Баранье упрямство
Звезда «Рэма» закатывалась, не успев взойти. 13 июня 1941 года, когда танк ещё толком не пустили в серию, его место на конвейере уже оказалось под угрозой. Пора было выбирать танки для выпуска в 1942 году, и американский Т6 казался для этого вполне перспективной машиной. Также в 1942 году предлагалось заменить канадский «Валентайн» более мощным «Черчиллем».
Будущее канадского танка было неясно. На модификации Ram II стояла 57-мм 6-фунтовая пушка, для которой не производили осколочно-фугасных снарядов. Танки непосредственной поддержки, вооружённые 95-мм гаубицей, из «Рэмов» решили не делать. В этом сравнении 75-мм универсальная пушка «Шермана» выглядела куда более заманчиво. Более широкий башенный погон американского танка также раскрывал широкие возможности для модернизации, и к нему быстро стали примерять 76-мм пушку. Расчёты, сделанные осенью 1942 года, показали, что в «Рэм» 76-мм или даже 75-мм пушку вместить невозможно: башенный погон был слишком узким, а для его расширения пришлось бы перепроектировать весь корпус.
Проигрывал «Рэм» «Шерману» и в других категориях. Во время 4,5-километровой гонки, организованной 30 июля 1942 года, «Шерман» показал более высокую среднюю скорость: 28 км/ч против 25 км/ч у «Рэма», при одинаковых двигателях. После гонки у «Рэма» из-за забитого фильтра прекратилась подача топлива, что не помогло его репутации. Справедливости ради, этот танк к началу испытаний уже проехал более 4200 км и был довольно сильно изношен, но не в такой степени, чтобы итоги испытаний можно было отклонить.
На испытаниях в декабре того же года канадский танк показал среднюю скорость в 26,7 км/ч во время длительного пробега и 34,8 км/ч во время короткого. «Шерман» М4А4, самый медлительный и неуклюжий представитель своего семейства, показал скорости в 33,8 и 40 км/ч соответственно, причём, в отличие от «Рэма», ему пришлось ездить по раскисшей от дождей дороге. «Шерман» также было приятнее водить, так как он не требовал частого переключения передач на пересечённой местности, имел более удобное место для водителя и мог быстрее разгоняться. Удобнее работать было и другим членам экипажа, особенно при выходе из танка. Обзор со всех мест был лучше, чем у «Рэма», особенно это касалось водителя и командира.
К весне 1943 года сравнивать «Шерман» и «Рэм» стали всё чаще. Превосходство 75-мм пушки над 6-фунтовкой было довольно ясным, так как проблемы с поставками 75-мм бронебойных снарядов к этому времени уже решили. Несмотря на разницу в калибрах, размеры боеукладок не сильно отличались: «Шерман» возил 94 снаряда против 105 у «Рэма». Крупнокалиберный пулемёт «Шермана» был намного полезнее, чем 0,3-дюймовый на «Рэме». Прицел на «Шерманах» также был лучше, чем у «Рэма». Для модернизации «Рэма» до уровня «Шермана» — по крайней мере, по вооружению — велись работы, но скоро стало понятно, что за «Шерманом» не угнаться. Запланированную модернизацию 700 канадских машин отменили к концу 1943 года.
Лучшее — враг посредственного
То, что «Рэм» уступает «Шерману», было понятно ещё в 1941 году. В октябре канадский Отдел снаряжения и снабжения (DM&S — Department of Munitions & Supply) предполагал прекратить производство «Рэмов» после 150-й машины, то есть уже весной 1942 года, и поначалу всё шло по плану. Британская военная миссия, посетившая Канаду 26 марта 1942 года, даже решила, какие танки будут производить. Монреальский паровозный завод (MLW — Montreal Locomotive Works) планировалось перевести на выпуск Sherman II (Medium Tank M4A1), а «Ангус Шопс», который до этого выпускал «Валентайны», — на Sherman III (Medium Tank M4A2).
25 июля танкам присвоили имена: канадские М4А1 решили называть Buffalo («Бизон»), а M4A2 — Bear («Медведь»). 6 октября название M4A1 изменилось: бизон уже был изображён на эмблеме британской 79-й бронетанковой дивизии, да и бизонов в Северной Америке почти полностью истребили ещё в XIX веке. Взамен начальник генштаба генерал Эндрю Макнотон посоветовал назвать танк в честь серого медведя, по его словам, «воинственного канадского животного, умного, хитрого, мощного». Генерал добился своего, и танк переименовали.
Все эти решения не означали, что танк сразу пойдёт в серию, и тому оказалось сразу несколько причин. Во-первых, военные решили сесть на два стула сразу. Ради упрощения производства и снабжения заводу было приказано разработать вариант, максимально похожий на американский танк, что давало возможность использовать детали, поставляемые из США. Однако у военных к тому времени скопилось несколько претензий к «Шерману», которые они хотели бы на новой машине устранить. Опять возникли идеи выпускать танки в гаубичном и противотанковом вариантах. К вариантам с 95-мм гаубицей и 6-фунтовой пушкой добавился танк с 17-фунтовкой, хотя не было понятно, как такая внушительная пушка влезет в башню «Шермана».
Согласия среди военных не было, так как генерал Макнотон отстаивал вариант с 75-мм пушкой, но и сам был не прочь увеличить противотанковую мощь машины. Вместо существующей пушки генерал, ознакомившись с немецкими конструкциями, предлагал даже орудие с коническим стволом! Также в списке «хотелок» от военных прописались 15 других улучшений, от дымовых приборов до второго спаренного пулемёта, хотя большинство всё же соглашалось на один: танк важно было сделать максимально похожим на американский. 26 августа 1942 года терпение Б.Д. Бимиша, директора DM&S, кончилось. Он послал отделу Мастера по вооружению (Master General of Ordnance — MGO) письмо с таким замечанием:
«Вы хотите, чтобы танк был идентичен тем, которые производят в США, но вы также хотите включить в него некоторые улучшения, которые придётся одобрить американскому Отделу вооружения, так как они повлияют на конструкцию танков М4, которые производят в других местах».
Бимиш оказался прав. Бригадный генерал Джон Кристмас, глава американского Отдела вооружения, был категорически против каких-либо существенных изменений, если Канада рассчитывала на помощь от американцев. Ни вводить довольно спорные британские улучшения, ни выполнять особые канадские заказы американская промышленность не собиралась — танк должен был остаться именно таким, как его видели американцы. К началу 1943 года стало известно, что от капризного авиационного двигателя Wright R-975 избавиться не удастся: американские дизельные моторы были нужны флоту, а новые двигатели Ford V-8 — армии. Канадский «Медведь» погиб, так и не родившись: вместо M4A2 «Ангус Шопс» переключили на выпуск агрегатов для MLW.
Был ещё один фактор, который повлиял на запаздывание выпуска «Шермана» в Канаде. Американцы, тоже не полностью довольные своими танками, начали модернизацию. 7 сентября 1942 года генерал-майор Джеймс Янг предложил не прекращать выпуск «Рэма» до того, как «Шерман» с 76-мм пушкой пойдёт в серию, и переключиться сразу на него, благо Medium Tank M4A1 с 76-мм орудием только что был стандартизирован. Американцы разочаровались в нём на испытаниях зимой 1943 года, урезав заказ с 1000 машин до 12, но у канадцев уже был новый «журавль в небе».
В начале августа 1942 года генерал Макнотон узнал от подполковника Эванса, что американцы планируют выпускать танк Т20, который имел значительные преимущества перед «Шерманом». По мнению генерала, «Рэм» всё ещё годился для канадской армии, и выпуск следовало продолжить, пока проектирование Т20 не закончится, чтобы сразу перейти на более совершенный танк. Генерал играл в сложную игру, так как Отдел национальной обороны (DND — Department of National Defense) уже пообещал англичанам, что выпуск «Шерманов» начнётся в апреле 1943 года. В итоге консервативные чиновники оказались правы: задержки программы Т20 привели к неутешительному известию, что танк будет готов не раньше конца 1944 года. Выход был только один: надо строить «Шерман» и как можно скорее.
Несмотря на договорённость строить танк, максимально похожий на американский, отклонения от оригинальной конструкции всё же были. В первую очередь, это касалось ходовой части. В Канаде в то время остро не хватало резины, поэтому выпуск обрезиненных траков американского образца казался не самым удачным выбором. Вместо них канадцы разработали собственные траки CDP (Canadian Dry Pin — канадские, с сухим пальцем). В дополнение к новым тракам изготовили и другую звёздочку, с 17 зубьями вместо 13.
Испытания цельнометаллических траков показали, что по надёжности они не отличаются от обычных и не приводят к ускоренному износу звёздочки, хотя американцы сетовали, что металлические траки приводят к перегреву и разрушению бандажей опорных катков. Также, следуя британской практике, радиостанция в танке была заменена на Wireless Set №19, которая устанавливалась в кормовой нише башни. В танк добавили вторую аптечку, двухдюймовый казнозарядный миномёт, лючок для прокладки противоминного приспособления Snake («Змея»), фонарь с красным фильтром и укладку для гранат. Танки оснащались механизмом поворота башни фирмы Oilgear.
Некоторые источники путают этот танк с «Рэмом», приписывая ему индекс М4А5 и 75-мм лобовую броню, но такие теории не подтверждаются документами. К тому же, сложно поверить, что, нарастив 24 мм брони, танк похудел до 30 227 кг по сравнению с 30 364 кг оригинального Medium Tank M4A1. По другим данным, вес не изменился совсем. В любом случае, динамика канадского танка находилась на уровне своего американского прародителя.
Несмотря на более тонкую по сравнению с «Рэмом» броню, обстрел танка дал положительные результаты. Особенно хорошо показала себя «ванна» корпуса, которая собиралась сваркой, а не клёпкой. В начале выпуска на танки ставили бронировку трансмиссии старой конструкции, на болтах, но к концу её заменили единой литой деталью, как на более поздних «Шерманах». Несмотря на неоднократные требования ввести отдельный башенный люк для заряжающего, как на Sherman Ic и Sherman Vc, этого не сделали, зато добавили походное крепление пушки на лобовой плите, чего так и не дождались экипажи «Файрфлаев».
В танке стоял всё тот же двигатель Continental R-975. Канадские техники оценили его надёжность весьма посредственно; по их расчётам, при эксплуатации в войсках двигатель нужно было перебирать после 100 часов езды и отправлять в капитальный ремонт после 300 часов.
Недолгий выход из спячки
Решение выпускать «Гризли» было принято, но с выпуском не торопились. Отмена американского заказа на «Рэмы» обрушила на DND ещё 792 старые машины. Это сдвинуло планируемое начало выпуска с апреля на июль 1943 года, но и в это особо не верилось; самые ранние прогнозы обещали выпуск 300 танков в месяц в ноябре. Первые 600 танков планировалось выпустить с 75-мм пушками, а дальше они заменялись бы 76-мм орудиями М1.
К началу 1943 года планы скорректировали. По новому плану выпуск танков составил бы 150 машин в месяц, и первые танки должны были начать прибывать в Великобританию к 15 сентября 1943 года. Поначалу в DM&S уверяли MGO, что выпуск идёт по плану, но к концу апреля пришлось признаться, что прогноз выпуска «Гризли» в июле упал до 49 машин. Это произошло не только по вине канадцев: образцы M4A1 пришли с американского арсенала Лима только к 29 мая. Но и руководство MLW не было безгрешным. Интересно, что 25 мая 1943 года, ещё до начала выпуска, технический отдел генерального штаба (SD Tech) рекомендовал американцам назвать их M4A1 «Гризли», так как машины были почти одинаковыми.
Несмотря на стремительно приближающийся выпуск танка, его облик окончательно не определился. Например, решение использовать прицел M55 вместо прицела №39 британского образца было принято только 31 мая 1943 года, и это не мешало канадцам до середины июля пытаться убедить американцев использовать прицел их конструкции в своих M4A1. 13 июля, почти через две недели после планируемого начала выпуска, было принято решение не ставить на танк мешок для стреляных гильз, так он препятствовал работе стабилизатора орудия. Только 17 июня был разобран вопрос об установке противопесочных экранов для ходовой части. В тот же день началось исследование возможности размещения дополнительных грузов на танке. В результате этой работы танк получил характерную укладку для брезента за башней. Предложенный ящик для вещей экипажа за кормой танка американцы забраковали.
Судьба танка продолжала оставаться неясной. 1 июня 1943 года полковник Фултон, служивший в канадском представительстве в Лондоне, рекомендовал принять на вооружение Medium Tank M4A4 — то есть, тот же Sherman V, что массово использовали британцы. Поначалу метрополия была готова снабжать три канадских бригады модернизированными «Шерманами», но скоро согласилась вооружить и четвёртую. Такое решение было логичным, так как несмотря на обещания, что сборка танков начнётся 1 июля 1943 года, первые шесть машин заложили только к середине месяца. Сборку этих танков и ещё 17 машин закончили к концу октября.
2 сентября 1943 года выпуск «Гризли» сократили до 250 машин вместо 2137 планируемых. Для машин были зарезервированы диапазоны регистрационных номеров CT.160194 – CT.160794 и CT.163911 – CT.164074. К 9 декабря было принято решение, подписавшее танку смертный приговор: в бой «Гризли» не пойдут. Их выпуск был закончен досрочно, в январе 1944 года, всего собрали 188 машин. Причиной была даже не относительная бесполезность ещё одного «Шермана» в и без того пёстрой номенклатуре танков канадской армии: канадский танкопром наконец нашёл своё призвание, начав почти одновременно с «Гризли» выпускать отличную самоходку «Секстон» на том же шасси. На такую машину спрос был гораздо выше, и она вытеснила танк из производства.
Снятым с производства «Гризли» всё-таки нашли место. 1 сентября 1943 года три танка выделили полигону в Оттаве, 22 машины — для базы Борден, ещё два танка оставили в качестве шасси для опытных образцов зенитной самоходки «Скинк» (Skink — «Сцинк»). 20 октября для Бордена выделили ещё 43 танка, а также пять машин для ремонтной школы в Бэррифилд, Онтарио. Остальные пошли на хранение.
К концу 1944 года канадцы заказали в Великобритании три башни с 17-фунтовками для переделки «Гризли» в «Файрфлаи». Также один «Гризли» был использован для испытаний подвески Хорстмана. Клиренс танка с такой подвеской уменьшился с 432 до 368 мм, что было ниже допустимого для американских средних танков. Езда на такой подвеске оказалась немного мягче, но это не перевесило недостатки конструкции. Американцы отказались вводить такую подвеску в серию, аргументируя это тем, что новая подвеска с горизонтальными спиральными пружинами (HVSS) превосходит подвеску Хорстмана по всем параметрам.
Осенью 1944 года DND и британское военное министерство договорились о продаже Великобритании 75 «Гризли», оставшихся после отмены программы зенитной самоходки «Скинк». В январе 1945 года танки были готовы к отправке, но только 65 машин были отправлены в метрополию. Канадцы были готовы продать ещё 18 «Гризли», но у британцев не нашлось для этого денег. Прибывшие танки предназначались исключительно для учебных целей и, в отличие от других «Шерманов», прибывших из Северной Америки, не модернизировались.
К 16 августа 1945 года в Канаде оставалось 23 подержанных и 83 абсолютно новых «Гризли». В отличие от «Рэмов», от танков не избавились после приобретения у американцев более совершенных Medium Tank M4A2E8, а лишь переделали некоторые из них в тягачи и бронетранспортёры. Машины прошли модернизацию в 1946 году.
После войны уже ненужные канадские танки расползлись по всему миру, и «Гризли» не были исключением. Так, к 1957 году 57 таких танков и 25 бронетранспортёров «Кенгуру» на их базе послали в качестве военной помощи в Португалию. В конце 70-х годов уэльский бизнесмен Иэн МакГрегор сумел выкупить у португальцев большое количество техники, включая 40 «Гризли», которые обошлись ему примерно в 7500 фунтов стерлингов каждый. Позднее танки были распроданы коллекционерам. Некоторые из них были отреставрированы до ходового состояния, и их можно увидеть на разных мероприятиях по сей день, в том числе и замаскированными под американские М4А1.
Выпуск неплохого танка M4A1 на дополнительной площадке был вполне здравой идеей, но попытки военных сесть сразу на два стула и характерный рост их аппетитов уничтожили шансы «Гризли» на долгую карьеру и крупносерийный выпуск. Как и его предшественнику «Рэму», этому танку так и не довелось доехать до поля боя.
Автор благодарит Ричарда Стикланда (Richard Stickland) за предоставленные фотоматериалы.
Источники и литература:
- Архив Canadian Military Headquarters, London (1939-1947) RG 24 C 2
- Roger V. Lucy. Canada's Pride. The Ram Tank and its Variants — Service, 2014
- Фотоархив Library and Archives Canada
- Фотоколлецкия Ричарда Стикланда
Комментарии к данной статье отключены.