Первые танки семейства Medium Tank M4 получили боевое крещение летом 1942 года в Африке, во второй битве за Эль-Аламейн. Совмещая отличную подвижность, крепкую броню и огневую мощь, способный бороться с любым танком противника, «Шерман» претендовал на звание лучшего танка на континенте. Но прогресс не стоял на месте: немецкие войска насыщались улучшенными Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV с лучшим бронированием и длинноствольными пушками. Прошло два года с начала программы разработки «Шермана», и было самое время задуматься о его модернизации.
Три дюйма или 76 миллиметров?
«Шерманы» были не единственной новинкой, дебютировавшей в пустыне Северной Африки. Вместе с ними в бой пошёл и истребитель танков Gun Motor Carriage M10, в котором стояла пушка М7 с баллистикой трёхдюймовой зенитки М3. И хотя концепция «Шермана» с самого начала предусматривала возможность использования такого калибра, просто так переставить пушку было нельзя: и вес, и размер орудия надо было урезать для того, чтобы оно влезло в башню среднего танка.
За основу для нового орудия взяли трёхдюймовую зенитную пушку Т12, назвав её «75 mm T13», что вызвало немало путаницы в переписке. Пришлось переименовать орудие в «76 mm T1». Калибр изменили с имперской системы на метрическую, длину ствола урезали с 57 до 52 калибров, и теперь она помещалась в стандартную установку Combination Gun Mount M34.
Ради сохранения баллистики для пушки разработали особые снаряды М62 с увеличенным пороховым зарядом, которые, однако, не были совместимы с трёхдюймовкой. 14,9-фунтовый (8,76-кг) снаряд, выпущенный из новой пушки со скоростью 2600 футов в секунду (792,5 м/с), пробивал с 500 ярдов (457 метров) 112-мм плиту под углом в 20°, а 99-мм плиту «брал» с 1000 ярдов (914 метров). Кроме бронебойных снарядов, пушка 76 mm T1 стреляла осколочно-фугасными снарядами M42A1 и дымовыми снарядами M88. Унитарный патрон новой пушки совмещал 75-мм снаряды со стандартной гильзой M26.
Установка пушки в танк Medium Tank M4 была, в принципе, делом несложным. Вдобавок к замене боеукладки и бронировки маски танкисты захотели иметь трёхкратный телескопический прицел M51 (T60), дополняющий перископ M47 с увеличением в полтора раза. Это дало возможность экипажу вести огонь на дистанциях до трёх километров. Танк с новой пушкой возил 83 снаряда, 2000 патронов к пулемётам и 600 патронов для автомата «Томпсон».
К 1 августа 1942 года две пушки Т1 прибыли на Абердинский полигон для испытаний. Одну поставили в танк с регистрационным номером W-3060572, другую испытали на стенде, а затем на танке с регистрационным номером W-3015305. Так как длина отката была всего 12 дюймов (305 мм), танк сохранял хорошие углы вертикальной наводки: от −12,5° до +25° в улучшенной установке Combination Gun Mount M34A1, установленной на этом танке.
17 августа 1942 года Бронетанковый совет (Armor Board) рекомендовал принять танк на вооружение как ограниченно стандартизированный, под индексом M4A1(76 M1). Изначально предполагалось выпустить серию в 1000 танков с 76-мм пушкой.
В начале 1943 года завод фирмы Pressed Steel Car Company начал сборку опытной серии танков M4A1(76 M1). В феврале два танка прибыли на полигон в Форт-Нокс для дополнительных испытаний, в ходе которых проблемы начали всплывать одна за другой. Модифицированная башня с 363-килограммовым противовесом в корме не могла одновременно вместить в себя 76-мм пушку и «телескопический прицел, с увеличением, которое позволит полностью реализовать потенциальные возможности 76-мм пушки».
Также испытатели неудовлетворительно оценили положение наводчика, его сидения и его инструментов. Ограждение пушки с 310-килограммовым противовесом тоже не понравилось испытателям, так как заряжающему для эвакуации из танка надо было сначала его быстро убрать. Испытатели рекомендовали либо облегчить ограждение, либо сделать заряжающему собственный люк в крыше башни. Наводчику тоже не повезло: работу маховика вертикальной наводки оценили как «хлипкую и вялую», из-за чего точная наводка орудия была невозможной. Стопор орудия в положении «по-походному» перекрывал обзор водителю. Вдобавок, пушку нельзя было привести в боевое положение, не вылезая из танка.
Доклад об испытаниях заканчивался длинным перечнем конструктивных недостатков, которые нужно было устранить для приемлемой работы с новой пушкой. Естественно, такая отрезвляющая оценка повлияла на принятие танка на вооружение. В итоге 5 апреля 1943 года Бронетанковый Совет отменил свою рекомендацию. Абердинский полигон, Бронетанковый совет и Совет истребителей танков (Tank Destroyer Board), каждый получил по одному M4A1(76 M1), остальные переделали в обычные танки с 75-мм орудием.
Потеря времени, или танки семейства Т20
Пока вокруг новой 75-мм пушки разворачивалась драма, военные не сидели сложа руки. В августе 1942 года на конференции в Форт-Нокс с присутствием генералов бронетанковых войск, делегаций от Генерального штаба, Отдела главы вооружения и Бронетанковой школы были сформулированы тактико-технические требования к новому танку. Он должен был весить не более 30 тонн и иметь три взаимозаменяемых башни: для 75-мм пушки с автоматом заряжания, 76-мм М1 и трёхдюймовой пушки М7. Также американским инженерам предстояло опробовать несколько новых типов трансмиссий.
Было предложено построить шесть опытных танков: два, получивших индекс Т20, строили с новой трансмиссией, два других, под индексом T22, оснащались переделанной версией трансмиссии «Шермана», а оставшиеся два, с обозначением T23, использовали электрическую трансмиссию, разработанную компанией «General Electric» для танка Heavy Tank T1E1.
В танки с «чистыми» индексами T20, T22, и Т23 предполагалось ставить 76-мм пушки, модификации с постфиксом E1 оснащались 75-мм пушками, а обозначение E2 было зарезервировано для варианта с трёхдюймовой пушкой М7. Большинство танков из этого семейства так и не построили, поскольку образцы с 76-мм пушкой показали себя более чем достойно, и танк T22E1 был единственным, получившим башню с 75-мм пушкой. Остальные танки субмодификаций E1 и E2 строить не стали.
Получив в мае 1942 года контракт на танк, компания Fisher Body (подразделение General Motors) закончила опытный образец только год спустя, причиной чему стали постоянно менявшиеся требования со стороны оружейников и армии.
Тем не менее предполагаемая производственная программа была многообещающей: уже в августе 1942 года американские военные дали знать соседям-канадцам, что танк пойдёт в серию в 1943 году, и намекнули, что хорошо бы начать производство единого образца вместо Medium Tank M4 в США и Ram Mk.II в Канаде. Однако сроки постепенно сдвигались: к июлю 1943 года канадцам сообщили, что танк примут на вооружение в начале 1944 года. Более того, американцы честно признались, что конкретных планов на постройку танков, кроме имеющихся прототипов, пока не было, а Medium Tank T20 в существующей модификации в серию не пойдёт.
Американцы, не стесняясь, активно рекламировали достоинства нового танка. Британцам сообщили, что он будет настолько лучше всех вариантов М4 и «Кромвеля», что никакая армия не захочет воевать на них, зная, что существуют танки серии Т20. Предвидя массовые заказы от американской и британской армий, канадцы смирились с мыслью, что сами они не получат новые танки до конца 1944 или начала 1945 гг. Такое узкое место в производстве серьёзно волновало британцев, и они даже рассматривали Heavy Tank T14 как более безопасный с точки зрения производства вариант.
Осторожные прогнозы британцев оправдались. Семейство Т20 преследовали всевозможные неприятности: танк оказался на 2,5 тонны тяжелее расчётного, и его трансмиссия и ходовая часть постоянно ломались во время испытаний. Вдобавок, танк ещё и перегревался, а вариант с торсионной подвеской T20E3 вообще сгорел во время испытаний. После аварии двигателя была снята с испытаний и версия Т22.
Семейству Medium Tank T23 повезло больше. На эти прототипы поставили новые башни, которые разрабатывали после провала с M4A1(76 M1). На первом прототипе стояла установка Combination Gun Mount 79 в литой башне, созданной на базе стандартной башни Medium Tank M4. Вторая башня была сварной, с большой маской, которая покрывала весь лоб на манер немецкого Pz.Kpfw.III. Установка 76-мм пушки в этой башне называлась Combination Gun Mount 80. У обеих башен были одинаковые конструкции корзин боеукладки, в которых размещалось 42 снаряда. Второй вариант башни понравился испытателям больше, но, в конце концов, и её тоже сделали литой.
Т23 выглядел многообещающе, и заказ на 250 танков был одобрен в мае 1943 года. Позднее, чтобы сохранить средства на выпуск танков Medium Tank T25E1 и Medium Tank T26E1, заказ снизили до 200 штук, но потом опять подняли до 250. Первый серийный Medium Tank T23 был собран в октябре 1943 года. В его усовершенствованной башне стоял всё тот же Combination Gun Mount T80, но теперь там была ещё и командирская башенка со шкворнем для зенитного пулемёта, дымовой гранатомёт и маска пушки, утолщённая до трёх дюймов. Танк послали в Форт-Нокс для испытаний, откуда пришли неприятные новости: T23 к службе непригоден. Электрическая трансмиссия была сложна в обращении, для её ремонта нужно было переучить всех техников в армии, а также заменить весь запас запчастей. В условиях войны это было неприемлемо. Medium Tank T23 разделил участь своих собратьев и на фронт не попал. T23E3, танк с торсионной подвеской, также был отклонён военными.
Танцы вокруг башни
Тем не менее разработка Т23 не была полностью бесполезной. Ещё весной 1943 года американцы почувствовали неладное с Т20 и решили подстраховаться. Башни с 76-мм пушками для Т23 предлагалось сделать совместимыми с корпусами танков M4, благо у них был одинаковый диаметр башенного погона. Такая комбинация получила название Medium Tank M4E6. Новая разработка не ограничилась просто сменой башни, а была подвергнута более глубокой модернизации: в танк добавили «мокрые» боеукладки, увеличили толщину лобовой брони корпуса, установили новые люки и ввели множество других мелких изменений. Честь испытать новую 76-мм пушку опять выпала танку M4A1, который вышел на испытания на Абердинском полигоне к концу июня 1943 года.
Пушка за это время тоже изменилась. Поверхность отката удлинили на 305 мм, из-за чего пушку стало возможно сдвинуть вперёд и лучше сбалансировать. Усовершенствованный вариант орудия назывался M1A1.
По сравнению с предыдущей попыткой, в башне изменилось достаточно многое. Проблемы с вертикальным наведением решили спружиненной шестернёй с прорезью в механизме наводки. Стабилизатор тоже изменили, чтобы он смог справиться с новой пушкой. Спаренный пулемёт перенесли на два дюйма вперёд. Диаметр башенной корзины увеличили, и в полу появилась прорезь для заряжающего. Вдобавок, ему наконец дали собственный двустворчатый люк в крыше башни. Возимый боезапас уменьшился до 63 снарядов.
Вес танка возрос до 69 000 фунтов (31 300 кг), и двигатель Continental R957-C1, и так самый ненадёжный из двигателей семейства «Шерманов», с трудом с ним справлялся. Было принято решение изменить передаточные числа коробки передач. Максимальная скорость на пятой передаче упала с 24 миль в час (36,6 км/ч) до 19,6 (31,5 км/ч). Бронетанковый совет был категорически против такого решения, так как не хотел, чтобы новый танк отставал от своих более лёгких собратьев.
Сравнительные испытания показали, что повода беспокоиться нет: серийный M4A1 преодолел 1,5-мильный (2,4 км) пробег в горку за 5 минут 32 секунды, а M4E6 справился на 14 секунд быстрее. На целине получилось наоборот: M4A1 проехал 5,6 миль (9 км) за 45 минут и 31,5 секунды, а M4E6 потребовалось на это 46 минут и 45 секунд. Это означало, что танку не хватает мощности. Испытатели требовали дальнейшего понижения передаточных чисел.
Устройство новой башни раскритиковали в Лаборатории медицинских исследований (Medical Research Laboratory). Всё ещё было неудобно использовать телескопический прицел, потому что тот был вынесен слишком далеко вперёд. Наводить пушку на цель было затруднительно из-за значительного люфта в установке прицела. Дальномер M9 не обеспечивал точную стрельбу на расстоянии свыше 2000 ярдов (1829 метров). Сиденья экипажа тоже были не без проблем: у наводчика его назвали «большим и неуклюжим», а у командира кресло не регулировалось. Педали спускового механизма были неудачно установлены. Действия экипажа были стеснены приборами. Люк заряжающего был слишком маленьким. Стопоры для башенных люков также нуждались в доработке.
Однако, несмотря на описанные проблемы, результаты испытаний были признаны положительными. Новую установку стандартизировали под названием Combination Gun Mount M62.
Но это не было концом разработки 76-мм танковых пушек. На смену пушке М1А1 пришла опытная 76 mm T3 с дульным тормозом. Испытания показали, что идея была правильной, но первые образцы дульного тормоза Т8, созданного по подобию немецкого, не понравились американцам. Тормоз доработали, убрав 3 фунта (1,4 кг) веса, получив модификацию Т8Е1. Литой Т8Е1 сравнили с кованым Т8Е2 и алюминиевым Т8Е3, тоже кованым. Последний оказался самым неудачным, а характеристики Т8Е1 и Т8Е2 были примерно равны. Так как дульный тормоз Т8Е1 был проще в производстве, его стандартизировали под названием M2.
Пушка пошла в серию под названием M1A2. В ней увеличили крутизну нарезов до одного полного поворота в 32 калибра вместо одного поворота в 40 калибров на М1А1. Интересно было то, что на пушках начали нарезать резьбу для крепления дульного тормоза ещё до окончания его разработки. Из-за этого сейчас можно увидеть множество фотографий «Шерманов» с обнажённой резьбой на конце ствола или противовесом, который защищал резьбу от повреждений. Для пушек М1А2 был нужен дополнительный противовес на казённике, чтобы сбалансировать 30 кг веса дульного тормоза. Старые стволы пушек М1А1 тоже получали резьбу для дульного тормоза — эта модификация называлась М1А1С.
17 августа 1943 года американская армия пожелала закончить производство танков с 75-мм пушками к 15 января 1944 года, полностью перейдя на 76-мм орудия. Бронетанковые войска потребовали 1001 танк с новыми пушками как можно скорее, для испытаний в реальных боях. Даже для мощной военной промышленности США замена тысяч 75-мм танков была делом непростым, да и Бронетанковый совет был категорически против полного вытеснения машин со старыми орудиями.
Во-первых, 75-мм пушка обладала намного более мощным осколочно-фугасным снарядом. При меньшем калибре корпус снаряда был на 567 грамм тяжелее и содержал в себе на 312 грамм взрывчатки больше. Это означало, что 75-мм снаряд M48 давал в два раза больше опасных осколков, чем 76-мм снаряд M42A1. Количество осколков, которые могли пробить стальную плиту толщиной 9,5 мм, было вообще несравнимым: 78 у М48 против пяти у М42А1! При обстреле незащищённых целей снаряд М48 покрывал осколками площадь на треть больше, чем М42А1.
Однако бронепробитие 76-мм снарядов с лихвой окупало нехватку осколочного действия. Пушка пробивала до 108,2 мм брони в упор под углом в 30° по сравнению с 79,5 мм у 75-мм пушки, причём разница росла с расстоянием. Благодаря более высокой скорости снаряда бетонобойное действие 76-мм пушки даже тем же осколочно-фугасным снарядом было значительно выше, особенно на малых дистанциях.
Планы по полному обновлению танкового парка пришлось придержать. На совещании 20 сентября 1943 года военные признали, что придётся воевать на «Шерманах» со смешанным составом 75-мм, 76-мм и 105-мм орудий. К концу октября планируемое количество танков с 76-мм пушками сократили до 25%.
Выпуск машин с 76-мм пушками начался в январе 1944 года. По традиции, первыми с конвейера сошли 100 танков M4A1 выпуска компании Pressed Steel Car Company. Они вооружались пушкой M1A1, но потом перешли на M1A2. Встречались и варианты с пушкой M1A1C. В марте начали выпуск танков M4A3 с 76-мм пушкой на заводах компании Chrysler, а в мае были собраны первые 30 машин Medium Tank M4A2(76)W на заводе Detroit Tank Arsenal.
Английский взгляд
В армиях Британского Содружества танки, вооружённые 76-мм пушкой, получили к обозначению дополнительный индекс «а». Таким образом, танк с номером T.262414, который попал на испытания в Опытный отдел (Experimental Wing), назывался «Шерман» Mk.IIa. К этому времени у британцев уже был свой танк с более мощной пушкой калибра 76 мм «Шерман» Mk.Vc, он же «Шерман Файрфлай». Тем не менее, британцы решили опробовать и американский танк.
Британцам сразу не понравилось отсутствие дульного тормоза — видимо, на танке стояла ранняя пушка М1А1. Она склонялась до −10°, не задевая корпус при повороте, а максимальный угол подъёма составлял 25°. По мнению британцев, пушка была плохо сбалансирована. Баланс можно было улучшить, сняв противовес с ограждения, но тогда переставал работать стабилизатор. Ограждение также показало себя не лучшим образом: сварные швы начали трескаться после всего нескольких выстрелов, а гильзы, отскакивая от ограждения, попадали в заряжающего, а не в специальный мешок под казёнником. Мешок мог вместить в себя до 30 стреляных гильз, но стабилизатор переставал работать при наличии уже трёх или более. Также, при достаточном количестве гильз в мешке пушка задиралась после каждого выстрела. У спаренного пулемёта «Браунинг» тоже был мешок для гильз, который вмещал в себя 320 штук. С пушкой прибыл телескопический прицел M70H, но отверстие в маске было сделано для более крупного прицела M71D, из-за чего вокруг прицела оставалась внушительная брешь.
Маховики наводки пушки британцам понравились, но не понравилось то, что механизм вертикальной наводки был слишком слабым, и пушку надо было закреплять на марше, хотя водитель или его помощник могли легко сбросить стопор при нужде.
Механизм поворота башни приятно удивил британцев. Гидравлический механизм Oilgear был достаточно чувствительным, чтобы следовать за целью, которая двигалась со скоростью 5 миль в час (9,6 км/ч) на расстоянии в 2000 ярдов (1829 метров). Из-за плохо сбалансированной башни поворачивать её вручную было нельзя при крене в 15°, но поворотный механизм всё ещё работал, хотя и не так хорошо, как на ровной местности.
Спусковой механизм пушки был дублирован: стрелять можно было механической педалью или нажатием кнопки. Кнопка была вынесена с рукоятки маховика, что британцам очень не понравилось: наводчик был вынужден использовать либо механический спуск, либо убирать руку с механизма наведения во время стрельбы.
Место наводчика, по британским меркам, было тесным: из-за массивного механизма поворота башни ему было некуда девать правое колено. Если же извернуться, чтобы было удобно поместить колено, то тогда становилось неудобно использовать телескопический прицел. Тут была виной не привередливость британцев: американские испытания тоже выявили этот недостаток.
Рабочее место командира тоже вызвало критику. Сиденье было мягкое, но имело значительный люфт, из-за чего командир с него сползал. Верхнее положение командирского сиденья британцам не понравилось из-за того, что командир стоя торчал из башни по пояс, и ему некуда было поставить ноги, но зато нижнее положение было удовлетворительным. Командир мог сам поворачивать башню, что очень понравилось британцам. Новая командирская башенка тоже была хорошо оценена.
Место заряжающего не понравилось британцам, но испытатели признались, что тут ничего не поделаешь. Смещение сиденья вперёд на 7 дюймов (18 см) улучшило бы его работу. Склонность стреляных гильз лететь на колени заряжающему отрицательно сказалась на скорострельности орудия. С модифицированным ограждением скорострельность улучшилась: за 30 секунд можно было зарядить пять снарядов из укладки первой очереди. Если снаряды подавал помощник водителя, то пять снарядов можно было зарядить за 15 секунд. Всего в танке был 71 снаряд, 41 из которых были доступны с пушкой, повёрнутой вперёд.
Место помощника водителя не вызвало никаких негативных отметок, но, вероятно его и не использовали. Этот член экипажа отсутствовал в танке «Шерман Файрфлай», и, похоже, и тут британцы планировали его упразднить, заметив, что при сложенном сидении помощника становилось намного легче добраться до одной из снарядных укладок.
Вдобавок ко всем этим недостаткам бронебойное действие американского 76-мм снаряда было хуже, чем у 17-фунтовой пушки «Файрфлая», а производство снарядов и запчастей на отечественных фабриках являлось явным плюсом для британцев. В итоге «Шерман» Mk.IIa всё же послужил в британской армии, но в очень ограниченных количествах и только в Италии.
По мере эксплуатации у танка выявились дополнительные недостатки. При езде по неровной местности снаряды выпадали из укладок, и помощнику водителя приходилось постоянно забивать их обратно. Был зарегистрирован как минимум один случай, когда снаряд, выпавший из укладки, взорвался, ранив помощника и повредив танк. К счастью, остальные члены экипажа не пострадали. Расширяющие гусеничные траки насадки «Platypus», использующиеся на танках этого типа, тоже подвергли критике, так как они дополнительно растягивали гусеницы. Впрочем, отзывы были не только отрицательными. Например, командирская башенка очень понравилась британским танкистам, несмотря на маленький люк.
Опыт британцев не говорит о том, что остальные члены Содружества сторонились «Шерманов» с 76-мм пушкой. Например, канадская армия заменила свои «Рэмы» Mk.II американскими Medium Tank M4A2E8 уже после окончания Второй мировой. Они воевали под канадским флагом в Корее. После этой войны их начали заменять «Центурионы», но отдельные экземпляры «Шерманов» в резервных формированиях дослужили до 1970-х годов.
Источники и литература:
- N. Moran, The Chieftain's Hatch
- R.P. Hunnicutt, Sherman, A History of the American Medium Tank
- Army Operational Research Group Memorandum No.415
- Terminal Ballistic Data Volume II Artillery Fire
- Technical Memorandum ORO-T-117 Survey of Allied Tank Casualties in World War II
- Фотоархив Dept. of National Defence / Library and Archives Canada
- Фотоархив автора
- Архив Canadian Military Headquarters, London (1939–1947) RG 24 C 2
- http://www.theshermantank.com
Комментарии к данной статье отключены.