Вырвавшись в 1989 году из-под опеки «старшего брата» в лице гибнущего СССР, поляки вспомнили о своих некогда серьёзных военно-политических амбициях. В умах некоторой части польской интеллигенции страна виделась как минимум новой региональной сверхдержавой, чему должно было соответствовать и оснащение армии. Польские конструкторы приступили к проектированию самого современного оружия — самолётов нового поколения, ударных и транспортных вертолётов, новых систем ПВО. Немало внимания уделялось и бронетанковой технике.
По советскому пути
В конце 1980-х годов направление развития польской бронетехники было простым и понятным: до 1991 года планировалось продолжить производство по лицензии танка Т-72М1, хоть было очевидно, что для современного боя он устарел. Польское руководство видело два варианта решения проблемы. Во-первых, в 1987 году начались переговоры с СССР о приобретении пробной партии танков Т-72С (экспортная модификация Т-72Б) и лицензии на их производство. Этот вариант считался наиболее вероятным, в том числе и со стороны Москвы.
Кроме того, было решено начать самостоятельные исследования возможностей модернизации танков Т-72 на основе опыта, полученного в ходе разработки T-55AM «Мерида». Предполагалось, что полученные наработки будут использованы для улучшения танков Т-72С в ходе их серийного производства. К работам были привлечены инженеры завода «Бумар-Лабенды» (Bumar-Łabędy) и конструкторы OBRUM (Ośrodek Badawczo-Rozwojowy Urządzeń Mechanicznych — Научно-исследовательский центр механического оборудования).
Ситуация резко изменилась в 1989 году. В связи со сменой власти в Польше и пересмотром советской политики поддержки бывших союзников в Восточной Европе с получением лицензии на Т-72С возникли проблемы. Советский Союз поднял цену и выдвинул требование о запрете экспорта польских танков и внесения изменений в проект без привлечения советских конструкторов. Такие условия не устраивали новое польское руководство, потому все переговоры с СССР были прекращены.
Стало ясно, что Польше придётся модернизировать танки самостоятельно. В том же 1989 году были начаты работы над программой Wilk («Волк»), предполагающей создание модификации Т-72М с использованием польских компонентов. В перечень новинок входили новый комплект динамической защиты ERAWA польского производства, новая система управления огнём с польским лазерным дальномером и тепловизором второго поколения, новая система стабилизации орудия и более мощный двигатель.
В целом работы над программой шли успешно, и в 1990 году польская промышленность решила попробовать силы на более сложном проекте. Новый PT-91 Twardy («Тварды» — твёрдый, суровый) представлял собой более глубокую модернизацию танка Т-72М1. Одной из основных задач было не только улучшить собственный танковый парк, но и заложить базу для унификации бронетехники с западными стандартами, на которые теперь ориентировалась Польша. Об истории Т-72М2 Wilk и PT-91 Twardy можно говорить долго, но они не являются темой текущей статьи, и интересующиеся с лёгкостью найдут нужную информацию.
Планы на будущее
Параллельно с началом работ над PT-91 приходило понимание, что, как ни модернизируй Т-72, полноценным современным танком он не станет. Кроме того, в середине 1990-х годов на вооружении западных стран и СССР, который стал наиболее вероятным противником, ожидалось появление танков четвёртого поколения, для которых даже PT-91 не будут представлять никакой угрозы. В OBRUM начались работы по решению «танковой проблемы Войска польского», причём сразу в трёх направлениях.
Первый вариант снова предполагал глубокую модернизацию танков на базе Т-72. Поляки надеялись получить с запада новые технологии и с их помощью серьёзно улучшить уже освоенные в серийном производстве машины. Второе направление подразумевало разработку собственного танка третьего поколения, не уступающего лучшим существующим образцам западного и советского танкостроения. Наконец, третий путь предусматривал начало работ над полноценным польским танком четвёртого поколения. Об этих трёх направлениях мы и поговорим.
Работы над программой дальнейшей модернизации танков типа Т-72 начались ещё в ходе проектирования PT-91 в 1991 году — план модернизации танков был разработан до 2005 года. В 1993 году предполагалось начать серийный выпуск самого PT-91, но из-за ряда проблем в польской промышленности в серию он пошёл с недоработками. Так, не удалось в должные сроки отработать новый стабилизатор орудия, что в дальнейшем мешало установке орудий большей мощности. Параллельно отладке серийного производства PT-91 должны были начаться работы над экспортной версией PT-91M. На ней предполагалось максимально широко использовать комплектующие западного производства без внесения серьёзных изменений в конструкцию танка. Поляки ожидали встретить интерес к этой модификации со стороны государств, покинувших коммунистический блок и ищущих возможность модернизировать свои вооружённые силы. Проблемы серии PT-91 предполагалось решить только на модификации PT-91В, которая планировалась к выпуску в 1995 году. К тому времени должны были доработать стабилизатор, комплект динамической защиты ERAWA-2 и комплекс управляемого вооружения.
Следующим этапом в развитии польских Т-72 должен был быть РТ-94 с массовым внедрением западной электроники. Так, он должен был получить цифровую систему управления огнём с тепловизорами у командира и наводчика. Из других нововведений ожидались цифровая система связи, установка бортовой компьютерной системы для упрощения диагностики машины и обучения экипажа. Подвижность танка также улучшилась бы за счёт применения двигателя мощностью 1000 л.с., новой подвески и вспомогательного силового агрегата, обеспечивающего работу электронных систем танка без запуска основного двигателя. Кроме того, именно на базе РТ-94 планировалась разработка опытных машин для отработки решений для более серьёзных проектов.
Финальным этапом развития этой линии должен был стать танк РТ-97, работы над которым планировалось начать в 1997 году, а поставить в серийное производство в 2000 году. В проекте полностью была изменена конструкция лобовой детали корпуса — предполагалось избавиться от ослабленных зон, свойственных всей серии Т-72, и серьёзно увеличить толщину брони за счёт добавления дополнительных листов композитной брони. Целью являлось обеспечение защиты от наиболее распространённых 125-мм советских снарядов. Башня также менялась на новую, сварную. При её разработке предполагалась кооперация с немецкими фирмами для обеспечения защиты уровня танка «Леопард» 2А4 и интеграции нового поколения динамической защиты в конструкцию.
Старая советская 125-мм пушка заменялась либо на новую того же калибра польской разработки, либо на 120-мм орудие, унифицированное по боеприпасам со стандартами НАТО. Также предусматривалась установка дистанционно управляемого пулемёта калибра 12,7-мм и 60-миллиметрового башенного миномёта, новая гидравлическая подвеска и новый двигатель мощностью 1200 л.с. В целом в виде танка РТ-97 польские военные рассчитывали получить машину, ничем не уступающую лучшим советским образцам начала 1990-х и способную оставаться неплохим танком второй линии после появления машин четвёртого поколения.
Боевая польская горилла
В рамках второго пути развития польской бронетехники в 1990 году в OBRUM начали инициативные работы над проектом танка под неофициальным названием Goryl («Горилла»). Первоначально прорабатывались два варианта, оба с традиционной компоновкой: первый со 120-мм гладкоствольной пушкой по типу «Рейнметалл» Rh-120 и механизированной боеукладкой в кормовой нише башни, а второй — со 125-мм пушкой и системой автоматического заряжания по типу Т-72 в боевом отделении. После дополнительных исследований предпочтение было отдано первому варианту как обеспечивающему большую живучесть танка на поле боя.
В 1992 году проработка проекта была завершена. Несмотря на исчезновение непосредственной угрозы со стороны СССР, польские инженеры видели в «Горилле» потенциал как для использования в польской армии, так и для поставок на экспорт. Конструкция танка во многом напоминала французский «Леклерк». Сварной корпус имел наклонную лобовую деталь, выполненную из многослойной брони, эквивалентной примерно 750 мм стали. Механик-водитель размещался слева, справа же, как на «Леклерке», располагалась дополнительная механизированная боеукладка.
Сварная башня также имела многослойную лобовую броню с эквивалентом 850 мм стали. В башне располагались два члена экипажа, за ними в кормовой нише размещалась система автоматического заряжания конвейерного типа. Боеукладка была отделена от боевого отделения бронированной перегородкой и оснащена вышибными панелями по образцу западных танков. Дополнительную защиту танку обеспечивали бортовые экраны с защитой типа NERA (Non-Energetic Reactive Armor). Рассматривался вариант установки на лоб корпуса и бортовые экраны активной динамической защиты нового поколения.
В движение танк должен был приводить мотор Роллс-Ройс «Кондор» мощностью 1500 л.с. Гидропневматическая подвеска обеспечивала машине плавный ход на любых скоростях, упрощая работу систем стабилизации. Система управления огнём включала в себя стабилизированный панорамный прибор наблюдения командира с интеграцией прибора ночного видения и тепловизора, прицела наводчика с тепловизором, компьютерный баллистический вычислитель с набором внешних датчиков. Основное вооружение «Гориллы» — стабилизированное в двух плоскостях 120-мм гладкоствольное орудие польской разработки, способное вести огонь основными типами боеприпасов НАТО и управляемыми ракетами.
В качестве варианта для экспорта имелась возможность установки 125-мм пушки польского производства. Дополнительное вооружение включало в себя спаренный с пушкой 7,62-мм пулемёт и один-два дистанционно управляемых 12,7-мм пулемёта на башне. Изучался вариант размещения в башне 60-мм миномёта или замены одного из пулемётов на автоматическую пушку малого калибра. Кроме того, танк должен был получить систему спутниковой навигации и бортовые компьютеры для всех членов экипажа. В перспективе машина могла быть встроена в систему электронного поля боя.
На базе «Гориллы» предполагалось разработать целую серию боевых и вспомогательных машин. В их число входили зенитный ракетный и зенитный артиллерийский комплексы, командно-штабная машина, тяжёлая БМП, танковый мостоукладчик, инженерный танк и БРЭМ. К 1994 году проект танка был завершён и представлен как польским военным, так и на ряде выставок. Тогда же военные предложили отказаться от незвучного имени «Горилла» и переименовать танк в честь генерала Владислава Андерса. Неизвестно, было ли утверждено это решение, но название Anders встречается в дальнейшей переписке. Также хочется отметить, что в интернете распространено использование в отношении «Гориллы»/«Андерса» индекса РТ-94, что неправильно.
К 1995 году военные одобрили проект, но дальнейшего развития он не получил — ожидания польских военных получить увеличенный военный бюджет не оправдались. Если в 1990 году у поляков была надежда на серьёзные субсидии от Запада как передовому рубежу обороны от СССР, то после крушения Советов рассчитывать на них уже не пришлось. Появление же на рынке вооружений стран СНГ обрушило и польские планы на экспорт: Российская Федерация и Украина заняли именно ту нишу, на которую нацеливались поляки, при этом предложив куда более совершенные машины по более привлекательным ценам. В итоге и от планов на РТ-94/97, и на «Гориллу»/«Андерс» пришлось временно отказаться.
«Леопард» или «леопардизация»?
Вновь интерес к новым танкам появился в 1998 году, на фоне окончательного решения о приёме Польши в НАТО. Это создало проблемы для польских военных — унификация их вооружения с западным была недостаточной. Встал вопрос и о танковых войсках. Простое перевооружение танков семейства Т-72 на западные 120-мм орудия было невозможным из-за серьёзных различий в снарядах и невозможности адаптировать под западные выстрелы автомат заряжания советского типа. Было решено закупить у соседней Германии «Леопарды» или разработать проект глубокой модернизации танков Т-72М/РТ-91.
Промышленность Польши и военные резко выступали против первого варианта, указывая на то, что немцы предлагают на продажу устаревшие танки «Леопард» 2А4, запрашивая за новые модификации непомерную цену. Кроме того, решение нанесло бы серьёзный удар по польской промышленности, оставив её без важных заказов. Поэтому снова под индексом РТ-2000 был предложен для разработки проект «Горилла»/«Андерс» и начата работа над модернизацией РТ-91 под индексом РТ-2001. Этот проект должен был использовать плюсы советской компоновки танков в виде малой массы и небольших габаритных размеров вместе с западным вооружением и усиленной бронезащитой.
Разрабатывался РТ-2001 в кооперации с французскими специалистами, потому в нём можно найти черты проектов фирмы GIAT по модернизации Т-72. Предлагалось заменить у старых танков башню на новую сварную с механизированной боеукладкой в кормовой нише. Для вооружения предлагалось либо украинско-польское 120-мм орудие КБМ2, либо французское CN120-26/52. Дополнительное вооружение было сходно с имеющимся на серийных РТ-91 — спаренный пулемёт винтовочного калибра и крупнокалиберный турельный пулемёт. Французского же производства предполагалась и система управления огнём. Башня и корпус дополнительно усиливались блоками динамической защиты — рассматривался вариант установки комплекса украинского или израильского производства.
С другой стороны, в OBRUM указывали, что даже при такой модернизации будущий РТ-2001 будет серьёзно проигрывать конкурентам как на западе, так и на востоке. Исходя из этого, они предлагали вместо РТ-2001 развитие своего РТ-2000. От былой «Гориллы» новый РТ-2001 отличало достаточно многое. В пользу уменьшения габаритов и веса переработали башню, сохранив сходный уровень бронезащиты, ради удешевления отказались от сложной гидропневматической подвески, сохранив советские шесть катков на борт и торсионы. Для сборки корпуса предусмотрели возможность использования переделанных корпусов от Т-72, хоть количество изменений и делало это не очень выгодным. Тем не менее унификация по многим деталям с РТ-91 была сохранена.
В 2001 году и проект модернизации Т-72, и проект нового танка от OBRUM были изучены военными. Выбор был сделан в пользу первого варианта, более дешёвого и менее рискованного. Окончательное решение было принято политиками, а не военными — модернизацию старых танков признали не имеющей смысла, и ради «укрепления партнёрства и унификации» было решено закупить немецкие «Леопарды» 2А4 с дальнейшей местной модернизацией. Хоть это решение и вызвало серьёзную критику в польских вооружённых силах, что-то сделать было уже нельзя.
На переднем крае прогресса
Вернёмся в начало 1990-х годов. Несмотря на то, что работа над польским танком четвёртого поколения была предусмотрена ещё в 1990 году, никакого особого продвижения не было. Ситуация поменялась в середине десятилетия после налаживания сотрудничества с украинскими танкостроителями. Полученная информация о проектах «Молот» и «Нота», а также новости о работе в РФ над танками Объект 640 и Объект 195 снова привели в движение польскую конструкторскую мысль.
На основе анализа информации как по советским наработкам, так и данных о западных перспективных машинах, в качестве основного варианта был выбран проект двухместного танка с необитаемой башней. Кроме того, для защиты экипажа было решено использовать переднемоторную компоновку. Другой мерой по усилению живучести танка было вынесение всего боекомплекта в кормовую часть танка с внешней подачей снарядов в башню. Схожие решения использовались на ранних проектах «Леклерка», сказать, заимствовали их поляки у французов или спроектировали сами, сложно.
Боеукладка была отделена от экипажа бронированной перегородкой и оснащена вышибными панелями. Бронирование танка — многослойное комбинированное, способное выдержать попадание любого 125-мм снаряда, предусматривалась установка динамической защиты и комплекса активной защиты польско-украинской разработки. Основное вооружение — 125-мм или 140-мм пушка, для разработки последней предполагалось наладить кооперацию с Германией или Украиной.
Интересным решением было то, что оба члена экипажа имели все органы управления танком и могли выполнять функции водителя и командира-наводчика. По мысли разработчиков, это позволяло танку оставаться боеспособным при выходе одного из танкистов из строя. Наблюдение за полем боя осуществлялось при помощи камер на корпусе и на выдвижных штангах. В движение танк приводил немецкий дизель MTU МТ-881 мощностью 1090 л.с. Первоначально танк разрабатывался на шестикатковом шасси с гидропневматической подвеской, но позже его решили заменить на семикатковое, для лучшей плавности хода и распределения нагрузки. Работы над проектом велись до 1999 года и не предполагали постройки даже опытной машины подобного типа. Скорее, это были пробы и поиск решений для будущего польского танка четвёртого поколения.
Снова к теме танка нового поколения поляки вернулись в середине 2000-х. На фоне роста кооперации с «Рейнметаллом» по созданию польской модификации «Леопарда» 2А4 родилась идея создать совместное предприятие, которое сможет строить для Польши и на экспорт танк четвёртого поколения. Был разработан даже аванпроект этого танка: в целом его компоновочные решения были менее революционны, чем у проекта 1997 года. Экипаж снова вырос до трёх человек, двигатель вернулся в корму, а боеукладка расположилась в боевом отделении.
Интересным решением было использование автомата заряжания карусельного типа, нехарактерного для западного танкостроения. Дополнительная механизированная боеукладка размещалась в кормовой нише необитаемой башни. Других данных о проекте, к сожалению, нет. Судя по всему, работа над ним не вышла из стадии идеи. Также не сложилось и с возможной кооперацией с немцами — польское руководство просто решило закупить более современные немецкие «Леопарды» 2А5.
Места для пожилых
Кроме проблемы унификации вооружения, в начале 2000-х в Польше возник и другой вопрос — на базах хранения осталось более 800 танков Т-55А и Т-55АМ, резать которые на металл поляки были не готовы. Однако, если Т-72М1 и тем более РТ-91 ещё имели шансы на успешное применение, то Т-55 устарели даже для локальных конфликтов. Предполагалось использовать их шасси для различных проектов вспомогательной техники, но наиболее интересным представляется проект тяжёлого БТР Odyniec («Одынец» — вепрь, кабан-одиночка), разработанный в 2001 году.
«Одынец» во многом повторял решения израильской машины «Ахзарит» и российского БТР-Т. На месте боевого отделения предполагалось разместить десантный отсек на восемь человек, в передней части машины — смещённого влево механика-водителя и командира, управляющего небольшой башенкой с крупнокалиберным пулемётом и автоматическим гранатомётом. В итоге польская армия могла бы получить бронетранспортёр, защищённый от огня 100-мм и 105-мм пушек, но у военных проект интерес не вызвал — в основном из-за недостатка финансирования и непроработанного размещения десанта.
Нельзя сказать, что перечисленные разработки рубежа веков закончились для польского танкостроения ничем. Хотя грандиозные планы по выдвижению Польши в передовые танкостроительные державы реализовать не удалось, а закупка «Леопардов» отрицательно сказалась на польской промышленности, запал ещё сохраняется. Так, поляки сохраняют надежду серьёзно улучшить старые РТ-91: недавно были показаны РТ-16 и РТ-17 — два новых варианта модернизации. Также польской промышленностью освоен выпуск колёсного БТР/БМП Rosomak («Росомаха»), разрабатывается перспективная БМП нового поколения. Сможет ли Польша усилить свои позиции в мировом танкостроении — покажет время.
Литература:
- Andrzej Dominik. Goryl ogniwo – triady dynamicznej obrony RP. Czy Loara, Goryl i Huzar będą bronić Polski? / Raport WTO – 4/1998 – p.11-14
- Jerzy Kajetanowicz. Czołg podstawowy PT-91 Twardy / Poligon – 3/2013 – p.4-23
- Tomasz Szulc. Moderna kontra Twardy / Nowa Technika Wojskowa – 3/1995
- http://militarium.net
- http://otvaga2004.mybb.ru
Комментарии к данной статье отключены.