Ознакомившись в 1940–1942 гг. с трофейными немецкими средними танками Pz.Kpfw.IV ранних модификаций, англичане составили о них не самое лучшее мнение: «четвёрки» не поразили их ни бронированием, ни вооружением, ни эксплуатационными характеристиками. Однако война продолжалась, и в рукаве немецких танкостроителей оставался один козырь, который превратил «второстепенный» танк в опасного противника — длинноствольное 75-мм орудие.
«Четвёрка» возвращается
Британцам впервые стало известно о немецком танке с новым орудием летом 1942 года. Техническая разведсводка от 27 июля лаконично гласила:
«Новое орудие танка Pz.Kw.IV называется 7,5 cm Kw.K.40. Оно заменяет существующую короткоствольную пушку 7,5 cm Kw.K. Технические характеристики орудия неизвестны, но орудие описывают как имеющее длинный ствол. По всей вероятности, это орудие обладает высокой начальной скоростью снаряда».
В сводке также отмечалось, что аналогичные орудия поставили в самоходки на шасси Pz.Kpfw.III взамен короткоствольной 75-мм пушки. На этом информация о новом танке закончилась. Лишь в декабрьской сводке сообщалось, что танк с длинной пушкой имеет новую конструкцию с 50-мм лобовой и 30-мм бортовой бронёй — автор доклада, вероятно, не был знаком с модификацией Ausf.F1, которая в британских документах упоминается довольно редко.
К декабрю стал известен и индекс нового танка, Pz.Kpfw.IV Ausf.G, но в большинстве документов его продолжали называть старым названием Pz.Kpfw.IV Special — «особенный Pz.Kpfw.IV». Такое обозначение применялось к любой «четвёрке» с длинноствольной пушкой, независимо от модификации.
В декабре британским специалистам крупно повезло: 1-я бронетанковая дивизия захватила Pz.Kpfw.IV Ausf.G и отправила его в метрополию в качестве рождественского подарка. Трофей хотели отправить на испытания после демонстрации командованию, но он таинственным образом перестал работать до того, как попал на полигон Опытного отдела военной техники (Mechanical Warfare Experimental Establishment — MWEE) в Фарнборо.
Сотрудники полигона хотели испытать хотя бы новое орудие, но и этого не получилось сделать из-за отсутствия бронебойных снарядов. Как и с вышедшим из строя Pz.Kpfw.IV Ausf.D, испытателям пришлось довольствоваться осмотром. Англичанам удалось разузнать, как такое мощное орудие поместилось в башню без увеличения диаметра башенного погона: пушку выдвинули как можно дальше вперёд и уравновесили с помощью особой пружины.
Этот приём сложно назвать идеальным, так как башня всё равно потеряла балансировку, и, если танк стоял под уклоном, вращать её было невозможно. Даже противовес весом в полтонны, установленный британцами, не позволял легко поворачивать башню. Более массивное орудие явно не улучшило и условия работы экипажа: между погоном и ограждением пушки оставалось всего 40 см, а между центром командирской башенки и погоном — 25 см. В такой ситуации работать командиру танка было нелегко.
Испытатели также измерили толщины брони. Цифры получились в основном те же, что и у Pz.Kpfw.IV Ausf.F1: 50-мм лобовая броня и 30-мм бортовая. Толщина крыши боевого отделения составляла 14 мм, крыши башни — 12 мм, а крыши моторного отделения — 10 мм. Другие данные из потрёпанной машины выудить не удалось. Исследователи не сильно жалели о том, что танк находился в плохом состоянии, надеясь на быстрое поступление новых трофеев, но ждать пришлось довольно долго.
Знакомство со второго взгляда
Второй Pz.Kpfw.IV Special удалось осмотреть только в августе 1943 года, зато состояние этой машины казалось близким к идеальному: кроме отломанных буксирных крюков, повреждений не наблюдалось. На спидометре значилось всего 482 км пробега; на борту даже осталась маркировка для перевозки по железной дороги: вес 22 400 кг и красный крестик, обозначающий центр тяжести. Инструменты и приспособления также были на месте, за исключением личного оружия экипажа и дымового гранатомёта.
Англичане отметили, что этот образец сделан «чище» своего предшественника. У них создалось впечатление, что первый трофей принадлежал к предсерийным образцам, а второй больше походил на серийную машину.
Первым делом исследователи осмотрели пушку. В отличие от 5 cm KwK 39, на которой по сравнению с 5 cm KwK 38 просто удлинили ствол, у 7,5 cm KwK 40 и короткой 7,5 cm KwK почти не нашлось взаимозаменяемых деталей. Отмечалось, что конструкция люльки и других механизмов имеет больше сходства с теми, что использовались на Pz.Kpfw.III. Подвижная бронировка пушки также была похожа на аналогичную деталь у Pz.Kpfw.III. Углы вертикальной наводки немного сузились: теперь пушка поднималась на 20°15ʹ и склонялась на 8°20ʹ. Наводка по вертикали осуществлялась маховиком, который приводился в движение левой рукой наводчика. Каждый поворот маховика поднимал или опускал орудие на 0,8°.
Механизм поворота башни остался примерно таким же, как и на более ранних модификациях Pz.Kpfw.IV. Максимальная скорость поворота башни оставалась низкой, но зато она легко останавливалась. Наводить пушку точно или следовать за целью было сложно. Точная наводка была возможна только при повороте башни вручную. Передаточное число ручного механизма поворота уменьшилось: полный разворот теперь требовал 190 оборотов маховика. Было в танке и новшество: вспомогательный поворотный маховик у заряжающего с другим передаточным числом, требующий 131 оборота для полного поворота башни. Поворачивать башню одним вспомогательным маховиком было невозможно.
Как отмечалось раньше, длинный ствол орудия уравновешивался пружиной, которая упиралась в полик боевого отделения. Конструкцию полика для этого усилили. Пружина не полностью справлялась со своей задачей, и пушка при езде довольно сильно раскачивалась. По мнению автора доклада, это сильно нагружало механизм вертикальной наводки. На марше пушку обязательно нужно было ставить на стопор, и танк вряд ли мог стрелять на ходу. Пружина также не помогала с равновесием башни. Британцы не измеряли центр тяжести точно, но башню заметно клонило вперёд.
Наводчик производил выстрел из орудия нажатием кнопки на маховике поворота башни. Электрический спусковой механизм питался от 12-вольтовой сети танка. Также было возможно питать механизм от переносных 4,5- и 9-вольтовых батареек. Стрельба из спаренного пулемёта производилась нажатием педали, установленной на полике боевого отделения.
В отличие от Pz.Kpfw.III, водитель не имел индикатора выхода пушки за габариты танка, который британские испытатели ожидали на машине с таким длинным орудием.
Новую пулемётную установку тоже не обошли вниманием. В отличие от орудия главного калибра, пулемёт перевешивало назад. Для уравновешивания пулемёта применялся металлический упор, который стрелок должен был поддерживать головой. Также у пулемёта была уравновешивающая пружина, но она тянула установку вбок. У пулемёта было своё крепление по-походному, сложное в эксплуатации, так как рукоятка заслонялась радиостанцией.
Боекомплект составлял 87 выстрелов для орудия и 2250 патронов для пулемётов. Британские специалисты решили, что 16 гнёзд в боеукладках изготовлены кустарно — возможно, даже из снарядных ящиков. Эти дополнительные ящики блокировали и без того нелёгкий доступ водителя в боевое отделение; с дополнительным боекомплектом танк можно было покинуть только через люк в крыше отделения управления, который не открывался при башне, развёрнутой назад. Ни основные, ни дополнительные укладки не экранировались.
В остальном же Pz.Kpfw.IV Ausf.G мало изменился по сравнению с предыдущей версией, осмотренной на полигоне. Отмечалось, что машина не сильно отличается и от Pz.Kpfw.IV Ausf.F. Перечень основных признаков этого танка повторялся в отчёте: прямая лобовая плита толщиной 50 мм, новые люки для обслуживания бортовых передач с одной петлёй, люки в бортах башни с двойными створками, новые ленивцы.
Бронирование танка также было на уровне Pz.Kpfw.IV Ausf.F1. В отличие от предыдущих образцов, исследованных в Англии, на этой машине довольно широко использовались поверхностно закалённые плиты. Все вертикальные в лобовой проекции плиты, а также борта корпуса и подбашенной коробки имели твёрдость 460–520 единиц по Бринеллю с наружной стороны, и 250–280 — с тыльной. Борта башни закаливались до более привычной твёрдости, 340-360 единиц. Отмечались трещины в сварных швах и в броне рядом с ними. К этой машине тоже были приварены экраны толщиной 30 мм для защиты бортовых передач, как и на Pz.Kpfw.IV Ausf.E.
В отчёте также отмечались различные менее заметные изменения в электросистеме и системе охлаждения. Естественно, основное внимание уделили новому орудию. Эту пушку танку довелось показать ещё раз: во время парада в Лулворте 31 марта 1944 года Pz.Kpfw.IV участвовал в демонстрации стрельбы в категории «зарубежные и перспективные танки» вместе с «Тигром», «Кометой» и КВ-1. В перечне тактико-технических данных этих машин отмечалась максимальная скорость, упавшая из-за более тяжёлого орудия до 22 миль в час (35 км/час).
Один танк также отправили в США. Это была модификация Ausf.F2 или Ausf.G (в докладе его именуют PzKw IV Model GF-2). Под конец ноября машину расстреляли на Абердинском полигоне, а пробы брони толщиной от 12,2 до 51,8 мм послали в лабораторию для химического анализа. Как и англичане, американские специалисты отметили большие трещины в сварных швах и бронелистах. Повторная закалка американскими методами до твёрдости в 240 единиц по Бринеллю вместо первоначальных 290 существенно повысила показатели вязкости.
Качество швов тоже оставляло желать лучшего. По мнению американцев, сваркой занимался либо невнимательный, либо неопытный сварщик. Химический состав брони служил индикатором экономической ситуации в Германии: хром в броне содержался в изобилии, но никеля и молибдена было мало. По мнению американских учёных, броню схожего качества можно было изготовить, используя гораздо меньшее количество легирующих добавок. Общее мнение американских специалистов было таким: качество немецкой брони по сравнению с ранее исследованными образцами заметно упало.
Особая пушка для заурядного танка
Конструкция машины не сильно отличалась от Pz.Kpfw.IV более ранних модификаций, зато пушка вызвала неподдельный интерес. На тот момент это было самое мощное танковое орудие немцев, о котором знали англичане, и, только установив характеристики нового орудия, можно было судить об эффективности бронирования британских танков на ближайшее будущее.
Конструкция прицела T.Z.F.5f заметно улучшилась по сравнению с T.Z.F.5b на Pz.Kpfw.IV Ausf.D. Монокулярный 2,4-кратный прицел теперь имел три шкалы: для бронебойного снаряда (до 2500 метров), осколочно-фугасного (до 3300 метров) и подкалиберного (до 1500 метров). Пулемёт наводили по шкале осколочно-фугасного снаряда. На прицел было нанесено просветляющее покрытие, но степень его эффективности не оценивалась. Клинометр на пушке 7.5 cm KwK 40 L/43 отсутствовал.
Наличие бронебойных снарядов позволило англичанам провести испытания и оценить новое немецкое орудие. Пушка пробивала до 120 мм брони по нормали, чего хватало для борьбы с любым британским танком, включая тяжёлые.
Тактическая диаграмма для американского «Шермана», созданная с этими данными, выглядела несколько более утешительной. Лобовую броню корпуса «Шермана» Pz.Kpfw.IV Special пробить мог лишь в упор, хотя при попадании в самый край лба литого корпуса можно было добиться пробития с 200 ярдов (180 метров). Остальные детали оставались гораздо более уязвимыми: вертикальную часть бронировки трансмиссии можно было пробить с 2400 ярдов (2200 метров), лоб башни пробивался с 2000 ярдов (1830 метров). Вертикальные борта пробивались и с более дальних дистанций. Осмотр подбитых «Шерманов» подтвердил расчёты: танки поражались в основном в борта и башню.
Но и «Шерман» оказался далеко не беззащитным: для американских 75-мм бронебойных снарядов марки M61 50-мм броня не была серьёзным препятствием. Более мощные противотанковые 6-фунтовки, 17-фунтовки, и американские 76-мм пушки были ещё более эффективными. В руководстве по борьбе с Pz.Kpfw.IV Ausf.G, составленном в 1944 году, все ячейки в таблице с дистанциями эффективного огня содержали одну и ту же фразу: «Уязвим с дистанции свыше 2500 ярдов». С новым орудием немецкая машина перестала быть лёгкой добычей для танков стран антигитлеровской коалиции, но и превосходства немцам добиться не удалось.
Источники и литература:
- Архив Canadian Military Headquarters, London (1939-1947) RG 24 C 2
- Watertown Arsenal Laboratory Experimental Report №WAL.720/608. Armor and Welding Metallurgical Examination of Armor and Welded Joints from German PzKw IV Tank, Model GF-2
- Preliminary Report №15. PzKw IV (Special). Military College of Science, School of Tank Technology
Комментарии к данной статье отключены.