Некогда русская крепость Орешек, построенная на острове в истоке Невы, к началу Северной войны уже около 80 лет принадлежала Швеции и носила имя Нотебург. Осенью 1702 года к её стенам подступили русские войска. Шведский гарнизон крепости под командованием полковника Густава Вильгельма фон Шлиппенбаха насчитывал не более 500 человек и имел 142 орудия. Пётр I, принимавший непосредственное участие в штурме крепости в качестве «бомбардирского капитана», привёл с собой около 12 тысяч человек и 51 осадное орудие. 27 сентября (8 октября по новому стилю) началась осада Нотебурга. После того, как шведы ответили отказом на предложение о сдаче, русские войска приступили к бомбардировке крепости. Удалось повредить её стены, проделать несколько больших брешей, однако располагались они слишком высоко. Наконец, к вечеру 10 (21) октября большинство осадных орудий вышло из строя. Пётр I отдал приказ штурмовать Нотебург.
В ночь на 11 (22) октября по сигнальному выстрелу из мортир 40 охотников из Семёновского полка устремились к крепости, но были отбиты. Та же участь постигла и следующие несколько приступов. Штурмовые лестницы оказались слишком короткими, а упорно оборонявшиеся шведы не прекращали обстреливать нападавших. В какой-то момент Пётр приказал отступать, однако вместо этого подполковник Семёновского полка князь Михаил Голицын велел оттолкнуть от берега все лодки, на которых русские добирались до крепости. На противоположном берегу их выловил поручик Александр Меншиков, посадил на лодки людей и с подкреплением прибыл на помощь.
Как сообщала реляция о взятии крепости, «неприятель от множества нашей мушкетной, так же и пушечной стрельбы толь утомлён и видя последнюю отвагу» решил сдаться. После 13-часового штурма шведский гарнизон капитулировал. Вернувшаяся в русские руки крепость вскоре была переименована в Шлиссельбург — «ключ-город».
Комментарии к данной статье отключены.