Продолжаем рассказ об интересных приёмах и технологиях создания ложных целей на основании руководящих инструкций РККА.
Ложная техника и ложные фортификационные сооружения наземных видов войск создаются для тех же целей, что и ложные «авиационные» объекты. Макеты зданий, оборонительных сооружений и техники являются одной из составляющих комплекса мероприятий по маскировке. Они привлекают внимание противника, отвлекая от сосредоточений и перемещений настоящих войск. Одновременно макеты и маскирующие сооружения могут придавать реальным объектам вид предметов, не представляющих ценности для противника, искажать их форму и размеры. Ложные цели будут сбивать с толку разведку и топографов противника и могут применяться на марше, при отдыхе и в бою.
Мероприятия по маскировке достаточно универсальны. Приёмы маскировки сооружений, боевой техники и создания макетов довольно схожи. Так, например, можно создать из снега макет танка и выдать его за настоящий, а можно реальную машину засыпать снегом и придать ей вид сугроба или макета.
Главные факторы, учитываемые при изготовлении макетов — это методы и дистанции наблюдения противника. Если макет наблюдается с дальних дистанций, воспроизводятся характерные особенности объекта: форма, размер, цвет, подъездные пути, дымы и т.д. При имитации объекта только для воздушной разметки можно сократить его высоту на 50%. При имитации невысоких объектов допустимо применение плоских макетов с имитацией теней.
Если подразумевается возможность близкого наблюдения противником, то детализация объекта должна быть максимально реалистичной. Макеты техники могли быть стационарными, переносными и самоходными. Материалы максимально подручные и доступные: дерево в виде досок, брёвен, жердей, веток сочеталось с использованием ткани, дёрна, земли и снега.
Ткань и маски
Одним из самых простых методов имитации танков, автомашин и другой техники были плоские макеты, которые имитировали силуэты техники на земле и их тени. При наблюдении с воздуха, особенно в пасмурные дни, применение таких макетов было довольно эффективным, особенно в условиях отсутствия времени на полноценные сооружения.
Приёмы изготовления были аналогичны плоским макетам авиационной техники, начиная от ткани и насыпки песка до выжигания травы и соломы по контурам техники на земле. В солнечные дни рекомендовалось наблюдать за перемещением солнца, соответственно перемещая искусственную тень от макета.
Особым случаем имитации присутствия танков было применение ложных горизонтальных масок и навесов из маскировочных сетей или ткани, натянутых на колья с изготовлением следов бронетехники, уходящих под навес. Такие ложные укрытия предлагалось размещать среди масок с реальной техникой.
Дерево и земля
Дерево — один из самых доступных материалов в большинстве районов европейской части СССР, поэтому инструкции по его применению наиболее объёмны. Технологии изготовления всех видов техники из него были предельно схожими.
Макеты артиллерийских орудий по возможности следовало располагать с имитацией оборудованных позиций. Тело орудия (ствол, накатник, верхний станок и пр.) изготавливалось из связки жердей с обвязкой хвоей, хворостом и проволокой. Нижние части колёсного хода и станин вырезались из земли, а верхние, возвышающиеся, предписывалось выкладывать из дёрна или обносить плетнем и заполнять землей.
При имитации отдельно стоящих на открытой местности пушек требовалась большая проработка деталей и достоверность, но при этом рекомендуемая конструкция макетов была довольно простой, а схемы изготовления понятны для рядового состава. Внимание акцентировалось на ключевых узлах и деталях, определяющих узнаваемость.
Ложные танки из дерева и земли изготовлялись по аналогичным технологиям, при этом зачастую для экономии времени и материалов макеты показывались расположенными в окопах и капонирах.
Макеты танков на жердевом каркасе предписывалось изготавливать в полный размер с максимальной достоверностью по формам.
Допускалось изготовление ложной цели в виде башни на подставке, которая была бы не видна противнику в кустах или высокой траве. Для устройства переносных или буксируемых ложных предметов можно было обшивать их фанерой и ставить на полозья.
При наличии готовых пиломатериалов задачи по изготовлению макетов максимально упрощались, особенно при наличии у солдат плотницких и столярных навыков. Такие работы отнимали меньше времени, доски позволяли быстро создавать ровные и плоские поверхности.
«Вершиной обмана» являлись подвижные фанерно-матерчатые макеты, которые надевались на автомобиль и трактор. При соблюдении скорости и плавности перемещения, характерной для танка, имитация получалась очень достоверной. Такие самоходные макеты могли буксировать на тросе 2-3 передвижных, но несамоходных макета, имитируя целую группу бронетехники.
Национальный ресурс
В зимнее время не был обделён вниманием при изготовлении ложных целей и другой доступный и технологичный материал — снег. Больше подходил для постройки макетов мокрый и плотный слежавшийся снег. На первой стадии из комьев или нарезанных пластов выкладывалась грубая общая форма имитируемой техники, после чего лопатами и скребками придавались более точные очертания, добавлялись мелкие детали из хвороста и хвои.
Если снег был рыхлым и сыпучим, рекомендованная технология становилась сложнее, так как требовала применения опалубки, трамбовки и большего числа последовательных операций. После формовки для придания цвета и объёма макеты присыпались золой, хвоей, сажей или обмазывались землей.
Мог применяться и комбинированный насыпной метод, когда основание макета насыпалось из снега, из жердей создавался каркас в виде внешних очертаний танка или автомобиля, а все внутренне пространство заполнялось хвоей и снегом.
Надувные макеты
Применение надувных макетов техники в годы Второй мировой войны было широко распространено у Союзников, но не осталась без внимания эта технология и в СССР. Для фабричного изготовления, транспортировки и хранения надувных макетов требовались дополнительные ресурсы, но лёгкость развёртывания и хорошая имитация прототипов полностью компенсировали все недостатки метода. Особое внимание при использовании надувных макетов предписывалось уделять их креплению к грунту, чтобы один удачный порыв ветра не унёс всю танковую группировку. Одним из первых надувных танков в РККА стал макет Т-26.
Во всех случаях не стоило забывать о дополнительных мерах, придающих постройкам достоверности — имитации следов от колёс и гусениц на земле, работающих двигателях (при помощи настоящих машин или тракторов), включении фар при помощи фонариков и т.д. Дополнительно вводить в заблуждение противника можно было имитацией хозяйственной деятельности вокруг макетов, обслуживания и ремонта. Для этого вокруг техники располагались манекены, демонстративно перемещались красноармейцы. В комплексе все эти мероприятия должны были создавать довольно реалистичную картину.
Литература:
- Временное наставление для инженерных войск РККА. Войсковая маскировка (МАСК-39). Часть 1. Техника маскировки – М.: Воениздат, 1939
- Временное наставление для инженерных войск РККА. Войсковая маскировка (МАСК-39). Часть 2. Маскировка военных объектов – М.: Воениздат, 1939
- Временное наставление для инженерных войск РККА. Войсковая маскировка (МАСК-42). Часть 2. Маскировка военных объектов – М.: Воениздат, 1942
- Маскировка. 2-е издание, исправленное и дополненное – М.: Воениздат, 1941
- Розанов Е.М. Маскировка танков – М.: Воениздат, 1941
- Щеглов Д.М. Военная маскировка (основы и применение) – М.: Воениздат, 1942
Комментарии к данной статье отключены.