Победа в любой войне достигается не только численным и техническим превосходством над врагом, но зачастую и умелым и рациональным использованием любых имеющихся ресурсов. Выражение «военная хитрость», как совокупность приёмов, провоцирующих неприятеля совершать ошибки, действовать опрометчиво или вводящих его в заблуждение, давно стало нарицательным, да и в целом, как известно со слов китайского стратега Сунь-Цзы, война — это путь обмана. С изобретением воздушной разведки обманывать врага стало сложнее, поэтому самое ценное пришлось прятать особо тщательно. Прежде всего, это относилось к военным аэродромам.
Большинство армий мира давно приняли на вооружение приёмы дезинформации противника, в том числе с применением ложных целей — начиная от манекенов солдат и заканчивая целыми городами. За период Второй мировой войны широко известны факты создания ложных населённых пунктов в Великобритании, маскировки Кремля в Москве под обычные здания, а также многих памятников и зданий в Ленинграде для введения в заблуждение авиации противника. Широко применялись союзниками надувные и деревянные макеты бронетехники на всех театрах военных действий, от Африки до Нормандии.
Создание ложных объектов и сооружений преследовало несколько целей: привлечение внимания противника к местам, где отсутствуют войска и действительные сооружения; изготовление неправильных ориентиров для усложнения ориентирования и привязки по местности; скрытие форм и назначения реальных объектов. Пока противник верит в обман, нерационально тратит время и ресурсы на поиск и уничтожение ложных целей, оппонент получает преимущество для манёвра, передислокации войск и время для ответного удара.
Должное внимание этому вопросу было уделено в предвоенные годы и в СССР: был разработан ряд подробных руководящих документов (инструкций, методичек и т.д.) по маскировке, созданию ложных целей и т.д. При их подготовке был учтён и опыт боевых действий гражданской войны в Испании 1936–1939 гг.
Как спрятать аэродром?
Главные меры при маскировке аэродромов, безусловно, были направлены на противодействие воздушной разведке, при этом с помощью фактически одних и тех же методов можно было как скрыть от врага действующую площадку, так и создать ложную.
Для создания ложных аэродромов и скрытия действующих применялся комплексный подход — начиная от подготовки почвы (следов руления, взлёта и посадки) до создания полноразмерных самолётов и зданий. Один из основных приёмов — создание и размещение макетов. Основные требования к ним были довольно просты: быстрота изготовления и простота конструкции, возможность изготовления из подручных материалов, малый вес и удобство в переноске.
Макеты домов обычно устраивались как элемент ложного посёлка, чаще всего продолжая линию реальных домов. Изготавливались они на основании каркаса из жердей и обтягивались мешковиной и рогожей, или обивались фанерой. Для крыши использовали маскировочную сеть или фанеру. При необходимости производились окраска и нанесение контуров окон и дверей.
При наличии возле аэродромов леса, кустарника и прочих зелёных насаждений для изменения конфигурации и границ аэродрома, а также маскировки техники использовались переносные макеты деревьев и кустов. При изготовлении их каркасов применялись проволока и прутья деревьев, покрывающим материалом служила пакля, куски рогожи и масксети.
Очень реалистичными выглядели макеты, созданные на основе настоящих деревьев. Срубленное деревце очищалось от мелких ветвей и укреплялось на подставке-крестовине. Для создания кроны и имитации её густоты применялась проволока и укрывочный материал (масксеть, рогожа, лоскуты ткани). Вместе с тем при кратковременном базировании на аэродромах применяли настоящие кустарники и деревья — это сильно сокращало время маскировочных работ, но срок службы маскировки был кратковременным, т.к. листва быстро увядала.
Макеты животных применялись для скрытия настоящего лётного поля при наличии вблизи пастбищ и селений. Опять же, применялись при создании преимущественно подручные материалы. Для примера, каркас лошади изготавливался из жердей и проволоки, хвост и грива — из кусков масксети или мочала, обтяжка производилась тканью, рогожей и мешковиной.
Подобным образом изготавливались и другие животные, при этом полная копийность не требовалась: макеты были рассчитаны на наблюдение с воздуха с высоты 500 и более метров.
Подсадные утки для люфтваффе
Другим способом запутать противника и распылить его силы было создание сети ложных аэродромов. Необычным, но очень показательным примером оборудования полноценного ложного аэродрома стал послевоенный советский художественный фильм «Беспокойное хозяйство», который рассказывал о жизни персонала ложного аэродрома, в том числе и об изобретательности персонала, который перемещал макеты самолётов и манекены людей по лётному полю с помощью верёвок.
Одним из вариантов придания достоверности ложному лётному полю было создание охранных и оборонительных сооружений вокруг него. Имитировались также окопы, ямы, рвы, воронки от бомб и т.п. Эти же приёмы применяли и для маскировки действующих взлётных полос. Участки лётного поля закрашивались смесью сажи и клея или других подручных красителей, укрывались окрашенной тканью, рогожей, фанерой и т.д.
Примером может служить создание ложной канавы или окопа: шнуром размечался контур, внутри выкашивалась трава, внутри контур для имитации тени подкрашивался черным красителем, а снаружи посыпался песком или окрашивался охрой для имитации выброшенной земли. Вместо окраски черным для получения тёмного участка допускалось набрасывание и сжигание соломы.
Безусловно, изготовление самих «самолётов» являлось ключевой операцией при создании ложных аэродромов. Макеты авиационной техники при этом можно разделить на два вида: объёмные и плоские. Трудоёмкость изготовления плоских макетов была меньше. Обычно они выполнялись прямо на земле: размечался контур, скашивалась трава, засыпался песок. Рекомендовалось чёрными подручными красителями имитировать тени.
Такой метод имел ряд недостатков: невозможно было имитировать блестящие поверхности и изменять позиции «самолётов». Более эффективной являлась имитация с помощью тканей. Контуры самолёта вырезались из брезента и окрашивались в цвета реальной техники. Достоинства метода были очевидны: быстрота разворачивания ткани, возможность перемещения, простота изготовления.
Объёмные макеты почти во всех случаях давали лучший маскировочный эффект, чем плоские, вследствие чего их рекомендовалось применять как основное средство, а плоские — как вспомогательное. Технология изготовления таких макетов была почти полностью аналогичной по материалам макетам зданий, животных и т.д. Каркас, как правило, делали из дерева, применяя жерди, бруски, рейки, обтягивая поверхность тканью, мешковиной, фанерой и пр.
При этом требовалось сохранять форму (особенно на виде сверху) и основные размеры реальных самолётов-прототипов. Мелкие детали и элементы конструкции самолётов — винты, радиаторы, антенны, стойки шасси и т.п. — воспроизводить было бессмысленно, так как они при наблюдении с воздуха не различались.
При расположении групп макетов на ложном аэродроме предписывалось маскировать части макетов кустарником, деревьями, маскировочными сетями и навесами, оставляя частично видимыми хвостовую, носовую части или крылья макетов. Часть подобных покрытий и масок предлагалось устанавливать в случайном порядке и без макетов, что, по замыслу разработчиков рекомендаций, создало бы впечатление большого скопления техники.
Зимние особенности
В зимнее время предлагалось изготавливать макеты самолётов из снега. Необходимо было соблюдать следующую последовательность: изготовить щиты для опалубки, затем, переставляя опалубку, насыпать снег по контуру для имитации нижней части самолёта и крыльев. Используя нижнюю часть макета как основание, следовало насыпать и сформировать верхнюю часть, а потом присыпать макет лапником, золой, грунтом и другим контрастным материалом. При размещении ложного аэродрома в лесистой местности макеты можно было выполнять частично, имитируя отдельные части самолётов, «случайно» выглядывающие из-под маскировки.
Самолёты больших размеров предлагалось выполнять плоским контуром. На снегу производилась разметка контура самолёта и обваловка его «капонира». Затем снег, за исключением силуэта самолёта, сгребался в вал, а по поверхности получившегося макета насыпался тёмный материал для имитации мелкий деталей, придания макету контраста и теней.
В связи с тем, что грузовые и специальные автомобили являются фактически обязательным элементом любого функционирующего аэродрома, должное внимание в руководящих документах уделялось и вопросам изготовления их макетов.
Внимание акцентировалось на демонстрации соблюдения маскировочной дисциплины на ложном аэродроме, поэтому не следовало создавать большое число автомобилей и располагать их на открытых местах. Достаточно было одного-двух макетов грузовых автомобилей на аэродром, все рекомендации по созданию которых были аналогичны макетам самолётов, а специальные машины (радиостанции, фотолаборатории) имитировались штабелями ящиков или каркасами из жердей и ткани с колёсами из дерева или от настоящих машин.
Размеры и форма макета должны были соответствовать реальным автомобилям, рядом устанавливались шесты «мачт антенн». При установке макетов предлагалось, опять же, создавать их не целиком, а делать одну видимую часть — например, заднюю стенку кузова, «случайно» выглядывающую из леса.
Для быстрого оперативного создания макетов в лесистой местности могли применяться срезанные деревья и кусты, при этом, понятно, долговечность таких сооружений была мала.
Имитация общей деятельности и жизни ложного аэродрома заключалась и в создании при помощи посыпания травы песком ложных тропинок и дорог, вытаптывании травы возле макетов.
Отдельное место в комплексе работ по оборудованию ложных аэродромов уделялось рекомендациям по свето- и дымомаскировке, а также имитации ложных посадочных огней, дымов от хозяйственной деятельности и пр. действиям, которые должны были добавлять реализма. Таким образом, вид ложного аэродрома складывался из простых мелочей, подручных средств и элементарных приёмов, но при соблюдении всех рекомендаций кажущаяся простота давала сложную и реалистичную картину, которая вводила противника в заблуждение.
Продолжение, посвященное макетам танков, автомобилей и прочей наземной техники — по ссылке.
Источники и литература:
- Временное наставление для инженерных войск РККА. Войсковая маскировка (МАСК-39). Часть 1. Техника маскировки – М.: Воениздат, 1939
- Временное наставление для инженерных войск РККА. Войсковая маскировка (МАСК-39). Часть 2. Маскировка военных объектов – М.: Воениздат, 1939
- Временное наставление для инженерных войск РККА. Войсковая маскировка (МАСК-42). Часть 2. Маскировка военных объектов – М.: Воениздат, 1942
- Маскировка. 2-е издание, исправленное и дополненное – М.: Воениздат, 1941
- Указания по маскировке в зимний период оперативных аэродромов и материальной части ВВС – М.: Воениздат, 1942
- Щеглов Д.М. Военная маскировка (основы и применение) – М.: Воениздат, 1942
- Ясин Е.З. Маскировка ВВС. Издание 2-е, переработанное и дополненное – М.: Воениздат, 1940
Комментарии к данной статье отключены.