Необходимость в маскировке артиллерийских орудий появились давно, но разработкой схем защитной окраски военные всерьёз озаботились лишь на рубеже XIX–XX вв. Важную роль в этом сыграло развитие средств наблюдения и повышение скоростей передвижения всех родов войск. Массовое применение огневых средств и появление авиации свело на нет «романтику плотных строёв и пёстрых мундиров». Появилась острая необходимость быстро прятать свою технику, особенно такую габаритную, как танки, пушки и автомобили, при этом сохраняя мобильность. Как обстояли дела с камуфлированием артиллерийской техники в Красной армии в начальный период Великой Отечественной войны?
Довольно долго типичной защитной окраской была одноцветная, различных оттенков хаки, оливкового и других близких к зелёному цветов, однако её эффективность была невысокой. Серьёзный импульс разработкам многоцветных схем камуфляжной окраски и инструкций по их нанесению дала Первая мировая война. В межвоенные годы на основе испытаний и исследований были разработаны методические документы по применению маскировочных окрасок артиллерии, скорректированные уже с применением опыта Второй мировой войны. Не осталась эта проблема незамеченной и в Советском Союзе.
В Главном артиллерийском управлении Красной армии (ГАУ КА) в 1941–1942 гг. были разработаны различные инструкции, методички и памятки по нанесению камуфляжной окраски на материальную часть в войсках, на военных базах, в ремонтных органах и на заводах. Эти документы описывали процесс нанесения летних и зимних видов маскировочных окрасок для типовых видов орудий и тягачей.
Трёхцветная летняя окраска
Этот вид маскировочной окраски был разработан для пятнистых фонов (лес, кустарники, луга с обнажёнными участками земли и т.п.). Использовалось три цвета. Зелёная краска 4БО, подходящая к большинству фонов растительности, являлась преобладающей — ей рекомендовалось окрашивать порядка 45–55% поверхности объекта. Жёлто-землистая краска 7К подходила к тону вспаханной земли, грунтовых дорог и т.п., ей предписывалось покрывать порядка 15–30% площади поверхности. Наконец, тёмно-коричневая краска 6К сочеталась с затенёнными областями земной поверхности, корой деревьев и т.п. — на неё также отводилось до 15–30% площади.
Пятна краски в камуфляжной схеме должны были подражать пятнам естественного фона, иметь извилистый контур и быть разнообразными, не повторяющимися. Характерные крупные части орудий (щит, ствол, колёса и пр.) окрашивались пятнами различных цветов, разбивающими характерный силуэт на части. Выступающие острые элементы окрашивались в тёмные цвета.
Интересным нюансом являются рекомендации по размытости/чёткости границ камуфляжных пятен. На разных дистанциях наблюдения камуфляжная окраска действует по-разному. Если говорить упрощённо, то на очень дальних и очень близких расстояниях камуфляж теряет смысл: в первом случае все цвета сливаются в один, во втором все пятна резко заметны и не сливаются с фоном. Наиболее эффективен камуфляж на средних дистанциях, при этом для каждого размера пятен дистанция своя: так, на дистанциях 300–600 метров размеры пятен должны были составлять от 8 до 40 в поперечнике и до 80 см по длине, а на дистанциях 500–1000 метров размеры пятен возрастали до 15–80 и 200 см соответственно.
Для артиллерии дальнего действия дальность визуального обнаружения выше, чем для орудий батальонного уровня. Пятна на дальнобойных орудиях должны быть крупнее, а их границы — более чёткими. Для мелких калибров важна скрытность на близких расстояниях. Размытость пятен облегчает адаптацию камуфляжа к местности, но снижает его эффективность при наблюдении издалека. Поэтому для калибров от 20 до 76 мм были рекомендованы размытые границы пятен, для более крупных — чёткие.
Существовали и другие тонкости. Так, на заводах и военных базах новая или прошедшая капитальный ремонт техника окрашивалась тёртыми красками трёх цветов (4БО, 6К и 7К) по описанной выше схеме. Распределение и рисунок пятен задавались типовыми схемами, однако для большего разнообразия и ухода от повторяемости рекомендовалось чередовать 2–3 варианта размещения пятен. Перед окраской техника грунтовалась железным суриком на олифе (сурик железный сухой или тёртый — 40%, олифа натуральная — 55%, сиккатив №64 (средство для ускорения высыхания) — 5%). Грунтовка могла наноситься как распылением, так и кистями, при этом, если позволяли условия, рекомендовалась горячая сушка в течение двух часов при температуре 80°C.
Первый слой краски (под кисть) разводился из расчёта: 6К — 100 частей густотёртой краски на 40 частей олифы, 7К — 100 частей густотёртой краски на 25 частей олифы, 4БО — в соответствии с техническими условиями на штатную одноцветную окраску. При нанесении первого слоя пульверизатором краска дополнительно разводилась уайт-спиритом до необходимой консистенции.
Примечательно, что при нанесении камуфляжной окраски пятна наносились только на те участки поверхности, которые были размечены под конкретный цвет, т.е. наложения цветов друг на друга не происходило. Второй слой краски всех трёх цветов разводился с олифой и бензином или уайт-спиритом до меньшей вязкости, чем базовый слой. Окончательная вязкость подбиралась опытным путём.
Окраска техники в войсках и на ремонтных базах была практически аналогична заводской, но с учётом возможной нехватки материалов и инструментов. Если перекраска в камуфляж производилась из базового защитного 4БО, то пятна зелёного цвета оставались в этом цвете, а поверх накрашивались жёлтые и коричневые. Разметку пятен рекомендовалось производить мелом.
В войска краски поступали в густотёртом виде (паста), которые было рекомендовано разводить смесью равных частей олифы и бензина, доля этой смеси должна была составлять 25–40% от веса пасты. Допускалось разведение краски без олифы, только бензином или керосином — можно предположить, что нанесённая таким образом камуфляжная окраска могла иметь очень разную степень стойкости. Консистенция должна была позволять окраску кистью, краска наносилась только в один слой с расходом около 100 г/м кв. При необходимости нанесения размытой границы пятен размывка до высыхания краски производилась кистью с чистым бензином или керосином на ширину 1,5–3 см.
Зимняя камуфляжная окраска
О видах и способах нанесения зимнего камуфляжа на бронетехнику РККА уже говорилось ранее, и многое подходит и для артиллерии — принципы приготовления некоторых смесей, нанесения пятен и т.д. Однако зимний камуфляж артиллерии имел и свои особенности. Интересна и тенденция упрощения составов и требований к схемам окраски в 1941 и 1942 гг., которая легко объясняется выросшими в ходе войны сложностями в снабжении войск необходимыми красками.
Окрасочные материалы по инструкции 1941 года:
- сухая белая краска Б по ТУ ГАУ №2918 — рекомендуемая;
- белая клеевая краска — допускаемая;
- белая канифольно-бензиновая краска — допускаемая.
Окрасочные материалы по инструкции 1942 года:
- сухая белая краска Б по ТУ ГАУ №3012 — рекомендуемая;
- белая клеевая краска — допускаемая;
- белые мелки (твёрдые меловые бруски) — вспомогательный материал.
Также можно сделать вывод, что чёткого однообразия в выборе материалов для зимнего камуфляжа у ГАУ и ГАБТУ (Главного автобронетанкового управления) не было. Так, известь для окраски артиллерийских орудий, в отличие от бронетехники, применять не рекомендовалось, а цинковые, титановые, свинцовые и литопонные белила были запрещены.
Сухая белая краска Б и белая клеевая краска разводились водой до густоты сметаны, смесь применялась подогретой, время высыхания составляло 1–2 часа. Белая канифольно-бензиновая краска позволяла наносить камуфляж при температуре до −20 °С и высыхала за 6–8 часов. Белые мелки рекомендовались в инструкциях 1942 года как дополнительный и наиболее простой подручный материал для нанесения зимней окраски. Ими выполнялась окраска в сильные морозы, а также при отсутствии других материалов подкрашивались мелкие пятна и штрихи. Мелки применялись для окраски дисков колёс, шин и прочих элементов, при установке орудий на позиции или после перемещения, когда было необходимо подновить основной слой зимнего камуфляжа.
В 1941 году схемы окраски и принципы нанесения пятен были следующими. При нанесении зимней окраски на предварительно камуфлированные орудия и трактора весь зелёный цвет покрывается сплошным белым, а на жёлтые и коричневые пятна наносилась ромбовидная наклонная сетка. Наносить только одни горизонтальные или вертикальные линии запрещалось. На темно-коричневых пятнах летнего камуфляжа белые линии шириной 1–1,5 см наносились через 6,5–10 см, на жёлто-землистых — через 3,5–5,0 см.
Если огневые позиции располагались на открытой местности, полностью покрытой снегом, допускалось окрашивать технику полностью в белый цвет или уменьшать расстояние между белыми полосами в сетке.
При нанесении зимней окраски на одноцветную базовую окраску (зелёная 4БО) производилась имитация трёхцветной окраски. Сначала мелом размечали пятна как для летнего камуфляжа, затем зелёный закрашивался полностью белым, а пятна, соответствующие жёлтым и коричневым в летней схеме окраски, закрашивались ромбами с различной шириной линий. При ширине белых линий 1–1,5 см интервалы в схеме на месте тёмно-коричневых пятен составляли 8,5–13 см, жёлто-землистых — 2,5–4 см. Таким образом, за счёт различной плотности рисунка при помощи одного белого цвета имитировалось три оттенка камуфляжа.
Краска наносилась кистями, тампонами из пакли или просто свёрнутыми в комок тряпками. Особе внимание обращалось на подвижные части орудий, бронзовые, медные и анодированные поверхности, на которые зимнюю окраску наносить было запрещено.
Инструкции, которые были переработаны и переданы в войска в 1942 году, имели серьёзные отличия по методам нанесения и материалам (о чём было сказано выше) в сторону удешевления и сокращения времени нанесения. Методические указания по ромбовидной сетке были полностью исключены и заменены на более простые технологии нанесения.
При нанесении зимней окраски на камуфлированную трёхцветную основу зелёный цвет, как и ранее, предлагалось окрашивать в сплошной белый, а вот коричневые и жёлтые пятна остались без ромбической сетки. Их предписывалось окрашивать мелкими штрихами и пятнами неправильной формы в зависимости от окружающей местности. Все верхние плоскости для затруднения наблюдения с воздуха окрашивались в сплошной белый цвет. Нижние части щитов и станин орудий также предписывалось окрашивать в сплошной белый цвет вне зависимости от пятен летнего камуфляжа. При нанесении добавочных пятен и штрихов применялись мелки.
При окраске одноцветной зелёной техники действия были абсолютно аналогичными. Все поверхности размечались на пятна зелёного цвета и условные жёлтый и коричневый. Зелёные области закрашивались полностью белым, как и нижние части щитов и станин. Пятна, размеченные под коричневый и жёлтый, было необходимо окрасить полосами, штрихами и пятнами в зависимости от окружающей местности. Таким образом, в выборе рисунков зимнего камуфляжа для командиров и расчётов орудий появилось большое поле приложения фантазии и умений по маскировке своей техники с учётом окружающих условий.
Не остались без внимания и вопросы удаления временной зимней окраски при наступлении весны или при передислокации в местность без снежного покрова. При этом допускалось и даже рекомендовалось его частичное стирание, например, с жёлтых и коричневых пятен при передвижении в местность с меньшим количеством снега, и дальнейшее восстановление зимнего камуфляжа при необходимости. Для этого применялись тряпки, вода и керосин. Удаление белой краски на морозе производилось при помощи горячей воды, тряпок и деревянных подручных скребков. Бензин и керосин разрешалось применять только при тёплой погоде.
Подводя итог всем перечисленным рекомендациям и инструкциям, можно сделать вывод, что артиллерийский камуфляж в первые годы войны претерпел эволюционные изменения, став более простым и дешёвым, оставаясь эффективным средством визуальной маскировки техники.
Продолжение следует.
Источники:
- Инструкция по зимней маскировочной окраске материальной части артиллерии – М.: Воениздат НКО СССР, 1941
- Инструкция по зимней маскировочной окраске материальной части артиллерии – М.: Воениздат НКО СССР, 1942
- Инструкция по камуфляжной окраске материальной части артиллерии в войсках, на военных базах, в ремонтных органах Красной Армии и на заводах промышленности – М.: Воениздат НКО СССР, 1942
- Маскировка зенитной артиллерии в зимнее время. Памятка командиру орудия – М.: Воениздат НКО СССР, 1943
- Щеглов Д.М. Многоцветная маскирующая окраска наземных подвижных объектов. Диссертация на соискание степени кандидата тех. Наук – М., 1944
- Фотоматериалы ЦАМО
Комментарии к данной статье отключены.