Победа при Фарсале должна была поставить точку в Гражданской войне: неслучайно именно здесь завершается текст «Записок» Цезаря. В действительности же всё вышло совсем иначе. Одержав победу над Помпеем и его партией, Цезарь немедленно оказался вовлечён в череду новых конфликтов, разворачивавшихся в разных частях света.
Александрийская война
После Фарсала Помпей бежал в Египет. Здесь по приказу царя Птолемея XIII он был убит 28 сентября 48 года до н.э. Когда 2 октября вслед за Помпеем в царскую столицу Александрию прибыл Цезарь, ему поднесли на блюде голову его врага. Хотя Цезарь, по преданию, при виде этого зрелища залился слезами, приходится признать, что египтяне оказали ему услугу весьма деликатного свойства.
Цезарь задержался в Александрии, скорее всего, чтобы решить остро стоявшую перед ним денежную проблему. Египтяне остались глухи к его намёкам, и тогда Цезарь собрался надавить на них иным способом. Птолемей XIII в это время вёл войну за трон со своей сестрой Клеопатрой, которая стояла с армией в Пелусии у границ Египта. Цезарь, к большому неудовольствию египтян, решил выступить посредником в этом споре. Клеопатре удалось тайно проникнуть во дворец Цезаря. Узнав об этом, Птолемей в ярости покинул переговоры. Его опекун и советник Потин вызвал в столицу 25-тысячную египетскую армию под командованием Ахиллы. К солдатам примкнуло возмутившееся население столицы, которое осадило Цезаря и бывших при нём 7 000 воинов в царском квартале.
Ахилла, контролируя бо́льшую часть города, стал штурмовать дворец и попытался отрезать его от моря. Цезарь приказал сжечь египетский флот в гавани и захватил остров Фарос. С переменным успехом шли бои на Гептастадии, соединявшем Фарос с материком, и в гавани, где александрийцы пытались помешать Цезарю получить помощь с моря. В какой-то момент в лагере противников Цезаря произошли перемены. Потина казнили, Ахилла был убит своими, руководство перешло в руки сестры царя Арсинои и её опекуна Ганимеда. Затем к восставшим присоединился бежавший из-под ареста Птолемей XIII.
В январе 47 года до н.э. в Египет с запада вступила армия римского союзника Митридата Пергамского. Цезарь покинул Александрию и двинулся ему навстречу. Армия Птолемея последовала за ним. В сражении на берегу Нила 26 марта египтяне были наголову разбиты, а юный царь утонул в реке во время бегства. Цезарь, вернувшись в Александрию с 20-тысячной армией, усмирил мятежный город. В течение двух последующих месяцев он установил контроль над Египтом и возвёл на престол Клеопатру.
Пришёл, увидел, победил
Пока Цезарь находился в Египте, римские владения в Малой Азии подверглись угрозе со стороны боспорского царя Фарнака. После сражения при Фарсале Фарнак захватил часть Понта, провозгласив восстановление царства, принадлежавшего его отцу Митридату VI. После этого он отобрал Малую Армению у галатского царя Дейотара и в декабре 48 года до н.э. разгромил римского наместника Гнея Домиция Кальвина в битве при Никополе.
7 июня 47 года до н.э. Цезарь покинул Александрию и через территорию Сирии скорым маршем прибыл в Каппадокию. Ядром его армии были два легиона из остатков войск Домиция Кальвина и VI легион, который он привёл с собой из Александрии. 2 августа римляне разбили лагерь на виду у противника в окрестностях Зелы.
Не дожидаясь, пока римский лагерь будет окончательно укреплён, Фарнак неожиданно перевёл свои войска через овраг и атаковал позицию Цезаря на гребне холма. Римский строй заколебался, но устоял. При первой же организованной Цезарем контратаке войска Фарнака обратились в паническое бегство. По поводу победы у Зелы Цезарь написал сенату свою знаменитую фразу: «Пришёл, увидел, победил».
Фарнак вскоре погиб. Его владения на Боспоре Цезарь передал Митридату Пергамскому, который таким образом был вознаграждён за свои услуги. Разрешив восточные дела, Цезарь отплыл сначала в Грецию, посетив Афины и Патры, а затем в начале октября вернулся в Италию.
Волнения и мятежи
В Риме Цезарь столкнулся с накопившимися неурядицами, к числу которых относились острый долговой вопрос и проблема наделения землёй ветеранов его походов. Дело дошло до столкновений на улицах между солдатами и сторонниками мятежного трибуна Долабеллы. Цезарь имел основания быть недовольным Антонием, которого он оставил вместо себя в городе. Тот вёл разгульный образ жизни и наживался на имуществе бежавших из города сторонников Помпея. Антоний был отстранён от должности, а его место в качестве ближайшего помощника Цезаря занял Эмилий Лепид.
Когда до собранных в Риме ветеранов дошёл слух, что Цезарь планирует снова призвать их на военную службу, они прогнали командиров и подняли мятеж. В основном это были ветераны старых легионов, на своих плечах вынесшие всю тяжесть войны. Как и во время предыдущего мятежа, Цезарь лично вышел к мятежникам и тотчас предоставил им требуемую отставку, а также обещанные ранее денежные подарки и земли. Одно его слово «квириты!» (то есть граждане), обращённое к собравшимся, произвело такую революцию в их настроении, что восстание тотчас прекратилось, а солдаты потребовали считать их вновь поступившими на службу.
Африканская война
Наиболее тревожная ситуация складывалась в Африке, где ещё в прошлом году легат Цезаря Курион потерпел поражение и погиб от рук помпеянца Аттия Вара. После Фарсала в Африке нашли убежище Метелл Сципион, Лабиен, Афраний, Катон и другие противники Цезаря, полные решимости продолжать войну. С собой они привели уцелевшие от разгрома 15 когорт и сильный флот.
Помпеянцы не теряли времени даром. Прежде у Вара уже имелось три набранных им в провинции легиона. Вдобавок к ним из местных жителей и варваров были набраны четыре или пять дополнительных легионов. К этим силам прибавились ещё 15 000 всадников, в основном состоявших из ливийцев. Наконец, на стороне помпеянцев выступал нумидийский царь Юба, ранее сыгравший ключевую роль в разгроме Куриона. Его армия была организована по римскому образцу и насчитывала 30 000 тяжеловооружённых пехотинцев, 20 000 всадников, множество стрелков и 120 боевых слонов. Верховное командование по старшинству перешло к Метеллу Сципиону. Значительная роль в руководстве принадлежала также Юбе, перед которым пресмыкались остальные военачальники, за исключением одного лишь Катона.
В начале декабря 47 года до н.э. с обычной для него решительностью Цезарь отправился на Сицилию, где он мог лично руководить подготовкой к африканской экспедиции. Для участия в будущей кампании предполагалось привлечь до десяти легионов. Пока армия собиралась в Лилибее (Марсале), сам Цезарь взял уже имевшиеся в наличии шесть легионов и 2 000 всадников и 25 декабря переправился с ними в Африку, приказав остальным грузиться на корабли по мере прибытия. Часть кораблей разбросало при переходе. Имея при себе лишь 3 000 пехотинцев и 150 всадников, Цезарь занял с ними Руспину (Монастир) и Лептис (Лемту). Остальные суда прибыли в эти порты в течение следующих трёх дней.
Уже на следующий день после высадки у Руспины появился Лабиен с многочисленной конницей и лёгкой пехотой. Цезарю пришлось выдержать долгий и тяжёлый бой, некоторое время сражаясь в полном окружении противника. Кое-где его солдаты поддались панике, и Цезарь был вынужден восстанавливать порядок, хватая бегущих и поворачивая их лицом к противнику. Преследование завершилось, лишь когда раненая лошадь сбросила Лабиена, и цезарианцы нашли наконец убежище в лагере.
В середине января к Руспине подошёл Метелл Сципион с главными силами помпеянцев, а к Цезарю прибыли два легиона ветеранов, XIII и XIV, с которыми он вырвался из окружения. Кавалерия Юбы и Лабиена безраздельно господствовала на равнине. Цезарю приходилось вести своих солдат по пересечённой местности, где преимущество было у его пехоты. Штаб-квартира Метелла Сципиона находилась у Узитты (Хенхир-Макреба). Обе армии осторожно маневрировали в окрестностях города и испытывали силу друг друга в незначительных столкновениях.
Цезарю удалось заручиться поддержкой мавританского царя Бокха и римского кондотьера Публия Ситтия, которые напали на владения Юбы и заставили его с большей частью армии на время удалиться с театра военных действий. Между тем на помощь Цезарю прибыли ещё два легиона ветеранов — IX и X. Теперь его армия уже насчитывала десять легионов, и он мог сам перейти к активным действиям. Цезарь выстроил своих солдат, предлагая противнику вступить в сражение. Метелл Сципион вывел своих, но ни одна сторона так и не отважилась перейти в наступление. Простояв весь день, солдаты к вечеру вернулись в свои лагеря.
3 апреля Цезарь со своими войсками двинулся к Тапсу (Рас Димасу), куда его противник свёз большие запасы продовольствия. Метелл Сципион не мог себе позволить потерять город и со всей армией двинулся ему на помощь. 6 апреля он принялся укреплять лагерь между морем и солёным болотом, в труднодоступной для кавалерии местности. Цезарь вывел свои войска из лагеря. В дальнейших событиях основная роль принадлежит самим солдатам, которые ринулись вперёд, не дожидаясь приказа командующего. Часть другой армии успела построиться. В ходе завязавшегося боя на правом фланге Цезаря его отборные легионы ветеранов обратили в бегство слонов, которые расстроили порядки строящейся пехоты. Не выдержав начавшейся по всему фронту атаки, противник бежал, вся его линия оказалась смятой. Новый лагерь Метелла Сципиона не был достроен, старый находился далеко, поэтому оба лагеря были взяты без сопротивления. Победители безжалостно избивали бегущих, из которых погибло 10 000 человек. Столько же было ранено и попало в плен. Захвачены были 64 слона.
На этот раз Цезарь проявил к своим врагам суровость. Метелл Сципион пытался морем бежать в Испанию, но был перехвачен кораблями противника и бросился за борт, чтобы избежать плена. Афраний был убит Ситтием, Петрей и Юба покончили с собой. Катон, отступивший в Утику, также покончил с собой, несмотря на очевидное желание Цезаря его пощадить. Спастись в конечном итоге удалось лишь Лабиену, Вару и сыновьям Помпея, которые бежали в Испанию.
Цезарь полагал, что на этом с его противниками покончено навсегда, и по возвращении в Рим 21 сентября отпраздновал четыре триумфа подряд: победы над галлами, египтянами, Фарнаком и Юбой. Торжества в городе продолжались целую неделю. Впрочем, участвовавшие в них римляне хорошо понимали, что триумфы Цезаря также приурочены к его победам в Гражданской войне.
Испанская война
После окончания Африканской войны всеобщее умиротворение так и не наступило. В Испании ещё в 47 году до н.э. подняли восстание размещавшиеся здесь два легиона. Ситуацию удалось взять под контроль, и междоусобной войны на этот раз не случилось.
Летом 46 года до н.э. в провинцию прибыл Гней Помпей, старший сын Помпея Великого. Это сыграло роль катализатора нового восстания. На сторону Помпея стали мятежные легионы, а также солдаты, набранные из числа местных жителей. Многие из них служили ещё при легатах Помпея. Мятежники захватили большинство городов Дальней Испании, включая Кордубу, Гиспалис, Урсо и столицу провинции Новый Карфаген. К концу года Помпей уже имел под своей рукой армию из 13 легионов и ещё 6 000 легковооружённых испанцев. Легаты Квинт Фабий Максим и Квинт Педий своими силами не смогли справиться с быстро разраставшимся мятежом и молили Цезаря о помощи. Тот не замедлил с ответом, удивив всех скоростью своего передвижения. В конце октября 46 года до н.э. Цезарь выступил из Рима и преодолел примерно 2 400 км до Обулкона (Поркуны) за 27 дней.
Армия Цезаря насчитывала восемь легионов, из которых два он привёл с собой из Италии, а остальные шесть входили в состав ранее размещавшихся в провинции войск. Помпей со своей армией в это время осаждал город Улию, жители которой сохранили верность Цезарю. Чтобы заставить его снять осаду, Цезарь двинулся к Кордубе, а затем осадил Атегуа, где у противника были крупные запасы продовольствия. Помпей расположился лагерем неподалёку и попытался деблокировать город. Сражения под Атегуа проходили с невероятной ожесточённостью. 19 февраля город пал. Войска Цезаря провозгласили своего военачальника императором.
Решающее сражение произошло 17 марта 45 года до н.э. при Мунде (Монтилье). Помпеянцы заняли удобную позицию на гребне холма. Цезарь, невзирая на имевшееся у противника преимущество, начал атаку вверх по склону. Наступление его войск захлебнулось. Помпей контратаковал и был уже близок к победе. Только личным примером Цезарь смог погасить панику в рядах солдат и заставить их возобновить сражение. Позже Цезарь говорил, что он часто сражался за победу, но в этот раз ему пришлось сражаться за свою жизнь.
Исход сражения решила атака мавританской кавалерии, зашедшей глубоко в тыл противника и напавшей на лагерь помпеянцев. Лабиен снял с фронта пять когорт для его защиты, и из-за начавшегося при перемещении войск беспорядка его центр оказался прорван. В итоге вся армия обратилась в бегство, понеся при этом огромные потери. От рук победителей пало 30 000 человек. Цезарь в тот день потерял 1 000 человек убитыми и 5 000 ранеными. На поле боя среди мёртвых тел были опознаны Лабиен и Аттий Вар. Помпей сумел было скрыться, но через несколько дней был настигнут отправленной за ним погоней и убит. Его голову доставили Цезарю.
Мартовские иды
Цезарь вернулся в Рим лишь в октябре 45 года до н.э. По возвращении он справил пятый по счёту триумф, на этот раз отбросив все ранее соблюдавшиеся условности и открыто отпраздновав победу над своими противниками. Гражданская война закончилась. Оппозиция была разгромлена или предпочла затаиться. Оставшиеся в живых и надеявшиеся на прощение изгнанники стали возвращаться домой, рассчитывая вымолить прощение. Как правило, Цезарь не отказывал в подобного рода просьбах, чем выгодно отличался от своих предшественников.
Чтобы сплотить общество, поколебленное войной, он инициировал ряд преобразований. Сенат, опустевший за годы Гражданской войны, он пополнил своими людьми, в том числе гражданами провинциального происхождения. Он увеличил количество магистратур и изменил сроки и принципы их прохождения, чтобы как можно больше людей имели возможность пользоваться «дорогой почестей». В Италию и провинции активно выводились гражданские колонии, в которых Цезарь расселил примерно 80 000 ветеранов, а также семьи римских плебеев. В самом Риме осуществлялось масштабное строительство, включая возведение нового Форума и перестройку сенатской курии.
Находясь на пике жизненного успеха, Цезарь удостоился всех мыслимых наград. Он был пожизненным диктатором, цензором и попечителем нравов. В Риме упорно циркулировали слухи о намерении Цезаря провозгласить себя царём, а его действия встречали осуждение со стороны части римской знати.
В начале 44 года до н.э. сложился заговор, в который оказались вовлечены близкие Цезарю люди: Децим Брут Альбин и Гай Требоний, получившие прощение помпеянцы Марк Юний Брут и Гай Кассий Лонгин, а также несколько сенаторов. Последние двое считаются организаторами и вдохновителями всего предприятия. 15 марта 44 года до н.э., на мартовские иды, Цезарь был убит во время заседания сената. На его теле насчитали 23 раны. Надежды заговорщиков на то, что за смертью диктатора последует восстановление республики, не оправдались. После этого Рим ещё глубже погрузился в пучину новых гражданских войн.
Литература:
- Егоров, А.Б. Юлий Цезарь. Политическая биография / А.Б. Егоров. — СПб., 2014.
- Егоров, А.Б. Рим на грани эпох проблемы рождения и формирования принципата / А.Б. Егоров. — Л.: ЛГУ, 1985.
- Утченко, С.Л. Цицерон и его время / С.Л. Утченко. — М.: Мысль, 1972.
- Утченко, С.Л. Юлий Цезарь / С.Л. Утченко. — М.: Мысль, 1976.
- Утченко, С.Л. Кризис и падение Римской республики / С.Л. Утченко. — М.: Наука, 1965.
- Циркин, Ю.Б. Гражданские войны в Риме. Побеждённые / Ю.Б. Циркин. — СПб.: Издательство СПбГУ, 2006.
- Этьен, Р. Цезарь / Р. Этьен. — М.: Молодая гвардия, 2003.
- Голдсуорси, А. Юлий Цезарь: полководец, император, легенда / А. Голдсуорси. — М.: Эксмо, 2007.
- Ферреро, Г. Юлий Цезарь / Г. Ферреро. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
Комментарии к данной статье отключены.