Легендарный немецкий истребитель «Мессершмитт» Bf 109 за свою 10-летнюю историю в люфтваффе претерпел множество модификаций, однако долгое время все его разновидности были боевыми одноместными машинами. Объяснялось это просто — считалось, что молодой лётчик, прежде чем сесть в кабину истребителя, будет иметь достаточную подготовку, чтобы справиться с боевой машиной самостоятельно. В этом плане система подготовки пилотов кардинально отличалась от, к примеру, советской, где многие истребители имели учебно-тренировочные модификации, а для остальных предусматривались сначала двухместные модификации И-16, а затем Як-7.

Однако, если в 1939–1942 гг. немцам удавалось «играть своим темпом», то в 1943 году союзники его взвинтили — в тотальной войне на уничтожение люфтваффе стало не хватать обученных лётчиков. Программы подготовки урезались, новые модификации «сто девятого» становились всё более скоростными и сложными в управлении, а поведение Bf 109 с его узкой колеёй шасси на разбеге и пробеге никогда не было простым. Пришлось и командованию люфтваффе задуматься о двухместных модификациях своих истребителей. Учебно-боевой Bf 109G-12, на котором усаженный позади курсанта инструктор мог оперативно парировать ошибки новичка, появился летом 1943 года.

Это не были машины специализированной постройки — модель G-12 переоборудовалась из истребителей уже устаревавших к этому времени серий G-2, G-4, а затем и G-6. От боевых они отличались только второй кабиной с расширенным фонарём, вооружение сохранялось. В конце войны, судя по всему, использовались для переделки и новые G-10. Всего было выпущено не менее 280 двухместных «сто девятых», поступавших в авиашколы третьей ступени (C-schule) и учебно-боевые эскадры. Следом подобные работы были проведены по второму основному истребителю люфтваффе «Фокке-Вульфу» Fw 190, но таких переделок было не много.

До наших дней не сохранилось ни одного оригинального двухместного «Мессера», однако несколько лет назад такой самолёт вновь поднялся в немецкое небо. Основой для переделки, как и почти для всех летающих по сей день «сто девятых», послужил испанский «Бучон» HA-1112-M1L — лицензионный испанский «Мессершмитт», строившийся после войны. На него установили двигатель DB.605 и новый фонарь кабины, после чего самолёт, который можно увидеть в ролике, стал неотличим от настоящего Bf 109G-12.