• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 18 February '21
      Засекреченный космонавт
    • 17 February '21
      Поломанные крылья вяземского десанта
    • 12 February '21
      Два прочтения одной хрестоматии
    • 12 February '21
      Взбесившийся «Паттон»
    • 11 February '21
      Второй бой у Нарвика
    • 10 February '21
      Как угнать немецкий танк
    • 10 February '21
      Оружие советского снайпинга
    • 08 February '21
      Проект Manta Ray: DARPA заказывает подводные беспилотники
    • 08 February '21
      Цвета военного неба: «Глупыши» на палубе авианосца
    • 05 February '21
      Венгерские хроники длинноносых «соток»: начало
    • 04 February '21
      Стеклотекстолит в броне: дёшево и сердито
    • 02 February '21
      Стволы линкора «Нью-Джерси»
    14

    Самолеты советских истребительных авиаполков. Часть VIII

    • ВМВ
    • авиация
    • СССР
    Михаил Быков
    21 August '14

    Данная статья продолжает цикл публикаций, рассказывающих о том, какими были самолеты СССР Второй мировой войны. Цикл призван систематизировать информацию о материальной части советских истребительных авиаполков периода Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

    69-й истребительный авиационный полк был сформирован в сентябре 1939 г. в Одесском военном округе в составе четырех эскадрилий на самолетах И-16 из истребительных эскадрилий 3-й и 7-й авиабригад 3-й Авиационной Армии особого назначения. В июне-июле 1940 г. полк принимал участие в освобождении Бессарабии. В боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны 69-й ИАП участвовал с 22 июня 1941 года до ее победного окончания в мае 1945-го (с перерывами на доукомплектование, перевооружение и отдых).

    7 марта 1942 г. за образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм приказом НКО СССР 69-й ИАП был преобразован в 9-й Гвардейский истребительный авиационный полк.

    Всего за период участия в боях ВОВ летным составом полка, по официальным данным, выполнено 15 237 боевых вылетов, в воздушных боях сбито 507 самолетов противника. Свои безвозвратные потери по всем причинам составили 190 самолетов и 72 летчика.

    В период участия в Великой Отечественной войне полк имел на вооружении и эксплуатировал в боях следующие типы самолетов-истребителей:

    И-16. На монопланах Поликарпова 69-й ИАП вступил в боевые действия 22 июня 1941 г. Провоевав практически без перерывов до середины октября, передал все уцелевшие самолеты в другие полки и убыл в тыл на доукомплектование и перевооружение. Безвозвратные потери И-16 составили 55 машин (из них 32 «ишака» было потеряно по боевым причинам).

    ​Асы 9-го Гв.ИАП Султан Амет-хан, Гергий Кузьмин и Иван Борисов у полкового Як-1, имеющего интересное декоративное оформление носовой части (фото из книги Бута Бутаева «Амет-хан Султан») - Самолеты советских истребительных авиаполков. Часть VIII | Warspot.ru
    Асы 9-го Гв.ИАП Султан Амет-хан, Гергий Кузьмин и Иван Борисов у полкового Як-1, имеющего
    интересное декоративное оформление носовой части (фото из книги Бута Бутаева «Амет-хан Султан»)

    ЛаГГ-3. На истребители данного типа 9-й Гв.ИАП был перевооружен в 11-м запасном истребительном авиаполку Закавказского фронта (г. Кировобад) и приступил к боевой работе на них в середине июня 1942 г. За трехмесячный период эксплуатации ЛаГГ-3 (до середины сентября) в боях и летных происшествиях было потеряно 65 машин.

    Як-1. 18.09.1942 полк был переброшен на левый берег Волги в тыл Сталинградского фронта, где получил и освоил истребители Як-1. В ноябре по приказу командующего 8-й ВА 9-й Гв.ИАП был переформирован в так называемый «полк асов» и пополнен летным составом, имеющим боевой опыт. К боевой работе на новой матчасти полк приступил в декабре 1942 г. и летал на истребителях Яковлева до конца июля следующего года. Безвозвратные потери Як-1 по всем причинам за этот период составили 19 самолетов.

    ​Летный состав 9-го Гв.ИАП у истребителя «Аэрокобра». Слева направо: Александр Карасев, Владимир Лавриненков, Иван Королев, Аркадий Ковачевич, Анатолий Морозов (командир полка), Алексей Алелюхин, Султан Амет-хан, Иван Борисов, Павел Головачев. Из девяти летчиков пятеро – Герои Советского Союза, и четверо – Дважды Герои (фото предоставлено Евгением Арсеньевым) - Самолеты советских истребительных авиаполков. Часть VIII | Warspot.ru
    Летный состав 9-го Гв.ИАП у истребителя «Аэрокобра». Слева направо: Александр Карасев, Владимир
    Лавриненков, Иван Королев, Аркадий Ковачевич, Анатолий Морозов (командир полка), Алексей Алелюхин,
    Султан Амет-хан, Иван Борисов, Павел Головачев. Из девяти летчиков пятеро – Герои Советского Союза,
    и четверо – Дважды Герои (фото предоставлено Евгением Арсеньевым)

    «Аэрокобра» (Bell P-39 Airacobra производства США). В начале августа 1943 г. 9-й Гв.ИАП был выведен в тыловую полосу Южного фронта для переучивания и перевооружения на американские истребители «Аэрокобра». Боевую работу на новом типе полк начал в середине августа и провоевал на нем до последних дней мая 1944 г., потеряв за этот период по боевым и не боевым причинам 24 «Аэрокобры».

    ​Реконструкция внешнего вида Ла-7, на котором воевал командир 9-го Гв.ИАП, Дважды Герой Советского Союза Владимир Лавриненков, зима–весна 1945 г. (рисунок автора) - Самолеты советских истребительных авиаполков. Часть VIII | Warspot.ru
    Реконструкция внешнего вида Ла-7, на котором воевал командир 9-го Гв.ИАП,
    Дважды Герой Советского Союза Владимир Лавриненков, зима–весна 1945 г. (рисунок автора)
    ​Истребители Ла-7 из состава 9-го Гв.ИАП в ангаре, Восточная Пруссия (фото из книги «La-5&La-7 In Action») - Самолеты советских истребительных авиаполков. Часть VIII | Warspot.ru
    Истребители Ла-7 из состава 9-го Гв.ИАП в ангаре, Восточная Пруссия (фото из книги «La-5&La-7 In Action»)
    ​Летчик 9-го Гв.ИАП Черненко перед посадкой в кабину своего Ла-7 (фото предоставлено Милошем Вештшиком, Чехия) - Самолеты советских истребительных авиаполков. Часть VIII | Warspot.ru
    Летчик 9-го Гв.ИАП Черненко перед посадкой в кабину своего Ла-7
    (фото предоставлено Милошем Вештшиком, Чехия)

    Ла-7. На новейшие и самые совершенные на тот момент отечественные истребители полк был перевооружен на аэродроме Чкаловское Московского ВО и участвовал на них в боевых действиях с конца октября 1944 г. до последних дней войны. Потери «Лавочкиных» в боях и летных происшествиях составили 27 машин.

    ​Реконструкция внешнего вида Ла-7, на котором воевал командир эскадрильи 9-го Гв.ИАП, Дважды Герой Советского Союза Павел Головачев (рисунок автора) - Самолеты советских истребительных авиаполков. Часть VIII | Warspot.ru
    Реконструкция внешнего вида Ла-7, на котором воевал командир эскадрильи 9-го Гв.ИАП,
    Дважды Герой Советского Союза Павел Головачев (рисунок автора)
    ​Самолет Ла-7 командира эскадрильи 9-го Гв.ИАП, Дважды Героя Советского Союза Алексея Алелюхина, построенный на средства, собранные коллективом Треста № 41 НКАП (http://waralbum.ru) - Самолеты советских истребительных авиаполков. Часть VIII | Warspot.ru
    Самолет Ла-7 командира эскадрильи 9-го Гв.ИАП, Дважды Героя Советского Союза Алексея Алелюхина,
    построенный на средства, собранные коллективом Треста № 41 НКАП (http://waralbum.ru)
    ​Реконструкция внешнего вида Ла-7 с предыдущего снимка (рисунок автора) - Самолеты советских истребительных авиаполков. Часть VIII | Warspot.ru
    Реконструкция внешнего вида Ла-7 с предыдущего снимка (рисунок автора)

    Седьмая часть статьи

    Девятая часть статьи

    Михаил Быков

    Цвета военного неба: «Глупыши» на палубе авианосца на Warspot.ru
    Цвета военного неба: «Глупыши» на палубе авианосца
    Цвета военного неба: операция «Боденплатте» на Warspot.ru
    Цвета военного неба: операция «Боденплатте»
    Цвета военного неба: уцелевшие после разгрома на Warspot.ru
    Цвета военного неба: уцелевшие после разгрома
    Поделиться
    • 2
    • 0
    • 1
    • Статьи по теме
    • Комментарии (1)
    Гибель парохода «Везерштайн» на Warspot.ru
    Гибель парохода «Везерштайн»
    Почему не удался удар по финским "мирно спящим аэродромам" на Warspot.ru
    Почему не удался удар по финским "мирно спящим аэродромам"
    «Бить танки противника до полного их уничтожения…» на Warspot.ru
    «Бить танки противника до полного их уничтожения…»
    «Чёрная смерть» спешит на помощь на Warspot.ru
    «Чёрная смерть» спешит на помощь
    • Статьи по теме
    • Комментарии (1)
    Неизвестный
    wargamming.net © 2014 — 2021 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google