• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 17 March '22
      Боевые повозки фараона
    • 24 February '22
      Японские линкоры вступают в бой
    • 24 February '22
      На мирно спящих аэродромах Тонкина
    • 24 February '22
      Славные дети Марианны: тест Warspot
    • 21 February '22
      Немецкий контрудар у Кюстрина
    • 17 February '22
      Византийские приключения Харальда Хардрады
    • 16 February '22
      Уцелевшее население Венгрии — эвакуировать на территорию СССР
    • 14 February '22
      «Маузер» с русско-чешским акцентом
    • 08 February '22
      Skyranger 30 HEL: зенитка на все случаи жизни
    • 07 February '22
      Мизенский флот и гнев Везувия
    • 07 February '22
      Опираясь на собственные силы
    • 06 February '22
      На что способен микродрон за $195 000
    32

    Warspot о наградах: «Дина» и «Слава»

    • ВМВ
    • авиация
    • знаки отличия
    • СССР
    • Япония
    Редакция Warspot
    17 June '21

    Сформированный в мае-июне 1944 года под Ленинградом 404-й истребительный авиационный полк ПВО успел повоевать с немцами и финнами всего семь месяцев — с 10 июня 1944 по 1 января 1945 гг. За это время над Карелией и Прибалтикой лётчики 404-го иап, летавшие на Як-9, выполнили 695 боевых вылетов и заявили 18 воздушных побед ценой потери пяти самолётов и четырёх лётчиков. Ничего примечательного в таких достижениях не было бы, если бы не последовавшая в августе 1945 году советско-японская война.

    На Дальний Восток 404-й иап перебросили в апреле 1945 года по железной дороге. В мае полк вошёл в состав 147-й истребительной авиадивизии Приморской армии ПВО, получил истребители Як-9М и встал на защиту района города Ворошилов (ныне Уссурийск).

    ​Николай Беклемешев, фото 1950 года - Warspot о наградах: «Дина» и «Слава» | Warspot.ru
    Николай Беклемешев, фото 1950 года

    В 12:30 9 августа 1945 года, в первый день войны, штаб 147-й иад получил сообщение, что японская авиация бомбит посёлок Гродеково (ныне Пограничный) и одноименную железнодорожную станцию. В ответ в 12:32 с аэродрома Михайловка в воздух поднялась дежурная четвёрка Як-9М 404-го иап, которую вёл опытный командир эскадрильи капитан Е.К. Драчко-Ермоленко.

    Японских бомбардировщиков лётчики не нашли, но ведущий второй пары младший лейтенант Н.И. Беклемешев в 5 км юго-восточнее Гродеково заметил двухмоторный самолёт, идущий на высоте 3500 метров курсом 130° на юго-восток, и опознал его как японский разведчик Тип 100 «Дина». Пользуясь преимуществом в высоте — истребители шли на 4000 метрах — Беклемешев догнал «Дину» и пошёл в атаку. С дистанции 200 метров он произвёл пять заходов, стреляя по моторам и кабинам, после чего в 12:55 горящий разведчик рухнул у посёлка Сарбакван — так была одержана первая воздушная победа советско-японской войны.

    ​Японский разведчик Ki-46-III Тип 100, по американской классификации получивший женское имя «Дина». Машина могла развивать скорость до 630 км/час, и поэтому перехват «Дины» представлял большие сложности. В случае же, если разведчик попадал в засаду или попадался перехватчикам случайно, это чаще всего заканчивалось его гибелью — броня у самолёта фактически отсутствовала, для облегчения часто снимался и единственный оборонительный 7,7-мм пулемёт в задней кабине, так как он был фактически бесполезен - Warspot о наградах: «Дина» и «Слава» | Warspot.ru
    Японский разведчик Ki-46-III Тип 100, по американской классификации получивший женское имя «Дина». Машина могла развивать скорость до 630 км/час, и поэтому перехват «Дины» представлял большие сложности. В случае же, если разведчик попадал в засаду или попадался перехватчикам случайно, это чаще всего заканчивалось его гибелью — броня у самолёта фактически отсутствовала, для облегчения часто снимался и единственный оборонительный 7,7-мм пулемёт в задней кабине, так как он был фактически бесполезен

    В послеполётном докладе Беклемешев указал, что «Дина» ответного огня не вела, и предположил, что в первом заходе ему удалось убить стрелка. Японский лётчик фактически не маневрировал, а лишь закладывал дугу, плавно и со снижением разворачиваясь на свою территорию. Для уничтожения разведчика советский истребитель почти полностью израсходовал боезапас — все 120 20-мм патронов пушки ШВАК и 130 из 200 12,7-мм патронов пулемёта БС. Падение «Дины» подтвердили наземные части.

    Почти одновременно с Беклемешевым ведущая пара капитана Е.К. Драчко-Ермоленко и младшего лейтенанта Ф.Д. Карпова встретила на высоте 3800 метров в 8 км северо-восточнее Гродеково вторую «Дину», идущую курсом 120°. Ситуация повторилась практически полностью — японец плавно менял курс со 120° на 240°, но после пяти атак с 200 метров по кабинам и моторам в 13:00 горящим упал в районе посёлка Тунгоу. Разница заключалась лишь в том, что Беклемешев действовал в одиночку, так как его ведомый оторвался при развороте, а вот Евгению Драчко-Ермоленко и Фёдору Карпову засчитали групповую победу.

    ​Орден Славы I, II и III степеней - Warspot о наградах: «Дина» и «Слава» | Warspot.ru
    Орден Славы I, II и III степеней

    Как автор первой победы советско-японской войны Николай Беклемешев был отмечен командованием? Скоротечность конфликта и, соответственно, малое итоговое число вылетов и считанные воздушные победы (например, 404-й иап с 9 августа до 3 сентября выполнил всего 73 боевых вылета при двух заявках) привели к тому, что по итогу конфликта в большинстве полков лётчиков щедро награждали за сам факт участия в боях, порой вручая за 2–3 боевых вылета ордена Отечественной войны и Красного Знамени. Однако командир 404-го иап подполковник М.И. Мухин и командир 147-й иад подполковник И.П. Суворов подошли к вопросу фактически согласно статуту наград, и 27 августа приказом по дивизии младший лейтенант Беклемешев был удостоен… ордена Славы III степени. Капитан Драчко-Ермоленко получил орден Отечественной войны II степени, а вот младший лейтенант Карпов — лишь медаль «За боевые заслуги».

    Какова история «солдатского» ордена Славы, учреждённого по личной инициативе Сталина? Он стал самым младшим по статуту в линейке советских военных орденов. Соответствующий указ Президиума Верховного Совета СССР был опубликован 8 ноября 1943 года. Награда, по аналогии с царскими «георгиями», предназначалась для рядового и сержантского состава, а в авиации и для младших лейтенантов, проявивших в бою личные храбрость, мужество и бесстрашия. Впервые в СССР орден имел три степени, и впервые награждение осуществлялось исключительно последовательно — от младшей III степени к старшей I степени. Кавалер всех трёх степеней мог рассчитывать на повышение в звании: рядовые и сержанты — до старшины, старшины — до младшего лейтенанта, младшие лейтенанты — до лейтенанта. По состоянию на 1989 год орденом Славы I степени было награждено 2620 человек, орденом Славы II степени — 46 473 человека, орденом Славы III степени — 997 815 человек.

    ​Знак ордена Славы II степени - Warspot о наградах: «Дина» и «Слава» | Warspot.ru
    Знак ордена Славы II степени

    Знак ордена представляет собой цельную пятиконечную звезду с отбортовкой, диаметр описанной окружности — 46 мм. На лицевой стороне помещён круглый медальон диаметром 23,5 мм с рельефным изображением Спасской башни Московского кремля и куском стены в окружении лаврового венка и надписи «Слава» на красной эмалевой ленте. Оборотная сторона имеет в центре рельефную надпись «СССР» в окружности диаметром 19 мм и штампованный или гравированный порядковый номер знака. Знак ордена I степени изготавливался из золота 950-й пробы и имел номинальный вес около 30,4 грамма, II и III степеней — из серебра 900-й пробы, номинальный вес около 22,3 грамма. Знаки II и III степеней отличались тем, что центральный медальон у II степени имел позолоту, а у III степени — нет. При помощи ушка и промежуточного кольца звезда всех трёх степеней подвешивалась к пятиугольной колодке, покрытой шёлковой георгиевской лентой шириной 24 мм, состоящей из трёх черных и двух оранжевых полос одинаковой ширины. По краям лента имеет узкую оранжевую отбортовку.

    Редакция Warspot

    Цифры Warspot: 2 варианта машины  на Warspot.ru
    Цифры Warspot: 2 варианта машины
    Цифры Warspot: 7 раз  на Warspot.ru
    Цифры Warspot: 7 раз
    Цифры Warspot: 511 человек  на Warspot.ru
    Цифры Warspot: 511 человек
    Поделиться
    • 8
    • 124
    • 2
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)
    Самолеты советских истребительных авиаполков. Часть V на Warspot.ru
    Самолеты советских истребительных авиаполков. Часть V
    Цвета военного неба: «Спитфайры» с непотопляемого авианосца на Warspot.ru
    Цвета военного неба: «Спитфайры» с непотопляемого авианосца
    Цвета военного неба: русские асы Первой мировой на Warspot.ru
    Цвета военного неба: русские асы Первой мировой
    Учитель учителей на Warspot.ru
    Учитель учителей
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)

    Комментарии к данной статье отключены.

    © 2014 — 2023 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google