В 1904 году Франция и Великобритания подвели черту под многолетним колониальным соперничеством двух великих держав, подписав серию документов о разграничении сфер влияния в Африке и Азии. Важность этих договоров можно оценить по названию соглашения, известного как «Сердечное соглашение» (фр. L'Entente Cordiale). Именно оно стало одним из краеугольных камней будущей Антанты.
После начала Первой мировой войны события на её Западном фронте долгое время складывались для англо-французских союзников не самым лучшим образом — инициатива принадлежала немцам, которых всё время приходилось останавливать. Попытка весной 1915 года перейти в наступление оказалась для Антанты безуспешной, на чём и попыталась сыграть немецкая пропаганда.
Союз Великобритании и Франции высмеивали с момента подписания соглашения как враги, так и будущие ревнивые друзья. Это было несложно, визуальных ассоциаций символы стран — толстяк в красном жилете и жокейских сапогах Джон Буль и ветреная красотка в легкомысленных юбках Марианна — вызывали множество. Немецкий художник Ойген фон Баумгартен (1865–1919) не был профессиональным пропагандистом, но его карикатура 1915 года, посвящённая «Сердечному соглашению», стала одним из самых известных произведений автора. Её растиражировали во множестве плакатов и почтовых карточек.
На этот раз союзники были показаны по-другому. Под спокойным взглядом орла, увенчанного короной Священной Римской империи, ползущий через Ла-Манш паук Британской империи пожирал своего французского союзника, хорошо узнаваемого по синему мундиру и красным штанам пуалю. Паутина монстра натянута меж заморскими подпорками — колониями империи и её неофициальным союзником, США. Паутина покрыла Гибралтар, Мальту, Египет, но у Черноморских проливов лапу паука пригвоздили к земле турки, амбиции 1915 года, выраженные столбиком с табличкой, сломаны, а немецкие подлодки успешно режут британские тенета в морях. Флаги Норвегии и Нидерландов на лапах паука символизируют пробританский нейтралитет этих государств.
К сожалению немцев, отношения между французами и англичанами не были настолько плохи. Несмотря на все неустранимые противоречия между двумя старинными союзниками-противниками, Германии лишь оставалось выдавать желаемое за действительное.
Комментарии к данной статье отключены.