На открытой площадке Центрального музея Вооружённых сил (ЦМВС) в Москве экспонируются артиллерийские орудия, образцы ракетного вооружения, самолёты, вертолёты и, конечно же, танки, бронеавтомобили и самоходки. Коллекция бронетанковой техники музея сформировалась за счёт поступлений с полигона в Кубинке, а это означает, что танки и самоходные артиллерийские установки за редким исключением не подвергались модернизациям и переделкам, проводившимся в войсках.
Такой машиной, у которой нет изменений во внешнем виде, является ИСУ-152 первых серий выпуска. На ней лишь стоят более поздние гусеницы от тяжёлого танка Т-10, а в остальном эта машина подобна тем, что добивали врага в Берлине. Об истории проектирования и производства ИСУ-152 можно прочитать в статье Юрия Пашолока, а здесь вашему вниманию предлагается подробный фотообзор музейного «зверобоя».
Вид спереди. В ЦМВС танки и самоходки стоят за заборчиком почти вплотную друг к другу, доступ к ним ограничен
Левый борт и нос самоходки в ракурсе 3/4
Корма и левый борт сзади, вид 3/4
Корма самоходки. На машине не сохранилось «обвеса» и ЗИП
Вид со стороны кормы на правый борт. Танки и самоходки стоят на бетонных основаниях, поэтому и без того огромная ИСУ-152 выглядит ещё больше
Правый борт установки
Внешняя сторона трака. Траки послевоенные, от Т-10 — они несколько шире и иные по конфигурации, чем оригинальные
Внутренняя сторона трака и опорные катки. Траки от Т-10 подходят ко всем машинам, созданным на основе ходовой части танков семейства ИС
Опорный каток и балансир
Направляющие катки взаимозаменяемы с опорными
Механизм натяжения гусеницы и направляющий каток
Поддерживающий каток
Кронштейн поддерживающего катка и сам каток
Ведущее колесо с венцами. На зубцах венца виден наклёп — до музея самоходка имела хороший пробег
Ведущее колесо
На этой машине демонтированы грязеочистители. На фотографии место, где он должен крепиться к корпусу самоходки
Отбойник балансира. Он нужен для ограничения хода подвески
Нижняя часть лобовой детали. По центру виден самый загадочный элемент конструкции. Большинство считает, что это карман «для укладки формуляра танка», но на самом деле — кронштейн, предназначенный для установки воздушно-гидравлического насоса для обслуживания накатника
Люк-пробка механика-водителя. По центру смотровой щели приварена проволока — импровизированный прицел для грубой наводки орудия
Пистолетный порт в левой верхней части лобовой бронеплиты рубки. Для лишённой оборонительного оружия самоходки пистолеты и гранаты экипажа становились «оружием последнего шанса». Позднее на крыше рубки установили крупнокалиберный ДШК, но до него ещё надо было добраться
Кронштейн на передней части левого крыла — тут в походном положении крепились серьги буксирных тросов
Буксирные крюки на нижнем лобовом листе корпуса
Правая передняя сторона рубки. В верхней части лобовой плиты тоже есть пистолетный порт
Бронировка пушки. В центре лючок для обслуживания накатника. Крепятся детали к броне пулестойкими болтами
Дульный тормоз орудия
Внешний топливный бак
Нижний задний бронелист корпуса. К нему приварены буксирные крюки и крепления для запасных траков
Задний верхний бронелист может целиком откидываться вниз для доступа к двигателю. Для доступа к фрикционам сделаны два круглых лючка, чтобы каждый раз не откидывать тяжёлую плиту полностью
Фигурная арматура для укладки буксирных тросов на задней бронеплите
Петли лючков доступа к фрикционам на задней бронеплите
Один из четырёх габаритных фонариков установки: два установлены на бортах рубки, ещё два — на корме. На фото задний левый фонарик
Передний габаритный фонарик на правом борту рубки. Провод к нему укладывался в металлическую трубку
Один из поручней на борту по верхнему периметру рубки для удобства экипажа и десанта
Верхняя передняя часть крыши рубки. Механик-водитель с наводчиком попадали в самоходку через один люк, у командира люк был свой
Сверху бронировка пушки прикрыта металлическим козырьком, предназначенным для защиты от дождя
Задняя часть крыши рубки. Для демонтажа орудия её пришлось сделать съёмной, на болтах
Люк наводчика и механика-водителя. Для наблюдения в его створке устанавливался перископический призматический прибор МК-4
Люк командира точно такой же, как и люк наводчика. Крышка прибора МК-4 демонтирована, но его закрашенная призма всё ещё видна в гнезде
Люк заряжающего в кормовой части крыши рубки служил и для загрузки боекомплекта. На нём устанавливался прибор наблюдения МК-4, и здесь он так же без крышки
Антенный вывод в правой передней части крыши рубки снабжён противопульной защитой
Крыша моторно-трансмиссионного отделения
Люк доступа к воздушному фильтру
Бронировка выхлопного патрубка. Позади него из жести сделан направляющий отбойник выхлопных газов. Вместе с выхлопом из патрубка летели частицы масла, поэтому дополнительный бак и корпус в этом месте всегда были очень грязными
Под решёткой скрываются жалюзи воздухозаборника
Задняя часть рубки. Верхний люк заряжающего оснащался дополнительной откидной створкой в стенке рубки, правее расположен пистолетный порт
Для удобства строповки узлов машины при их демонтаже на крыше МТО, задней плите и крыше рубки предусмотрены рым-болты, одинаковые по конструкции
На открытой площадке Центрального музея Вооружённых сил (ЦМВС) в Москве экспонируются артиллерийские орудия, образцы ракетного вооружения, самолёты, вертолёты и, конечно же, танки, бронеавтомобили и самоходки. Коллекция бронетанковой техники музея сформировалась за счёт поступлений с полигона в Кубинке, а это означает, что танки и самоходные артиллерийские установки за редким исключением не подвергались модернизациям и переделкам, проводившимся в войсках.
Такой машиной, у которой нет изменений во внешнем виде, является ИСУ-152 первых серий выпуска. На ней лишь стоят более поздние гусеницы от тяжёлого танка Т-10, а в остальном эта машина подобна тем, что добивали врага в Берлине. Об истории проектирования и производства ИСУ-152 можно прочитать в статье Юрия Пашолока, а здесь вашему вниманию предлагается подробный фотообзор музейного «зверобоя».
Вид спереди. В ЦМВС танки и самоходки стоят за заборчиком почти вплотную друг к другу, доступ к ним ограничен
Левый борт и нос самоходки в ракурсе 3/4
Корма и левый борт сзади, вид 3/4
Корма самоходки. На машине не сохранилось «обвеса» и ЗИП
Вид со стороны кормы на правый борт. Танки и самоходки стоят на бетонных основаниях, поэтому и без того огромная ИСУ-152 выглядит ещё больше
Правый борт установки
Внешняя сторона трака. Траки послевоенные, от Т-10 — они несколько шире и иные по конфигурации, чем оригинальные
Внутренняя сторона трака и опорные катки. Траки от Т-10 подходят ко всем машинам, созданным на основе ходовой части танков семейства ИС
Опорный каток и балансир
Направляющие катки взаимозаменяемы с опорными
Механизм натяжения гусеницы и направляющий каток
Поддерживающий каток
Кронштейн поддерживающего катка и сам каток
Ведущее колесо с венцами. На зубцах венца виден наклёп — до музея самоходка имела хороший пробег
Ведущее колесо
На этой машине демонтированы грязеочистители. На фотографии место, где он должен крепиться к корпусу самоходки
Отбойник балансира. Он нужен для ограничения хода подвески
Нижняя часть лобовой детали. По центру виден самый загадочный элемент конструкции. Большинство считает, что это карман «для укладки формуляра танка», но на самом деле — кронштейн, предназначенный для установки воздушно-гидравлического насоса для обслуживания накатника
Люк-пробка механика-водителя. По центру смотровой щели приварена проволока — импровизированный прицел для грубой наводки орудия
Пистолетный порт в левой верхней части лобовой бронеплиты рубки. Для лишённой оборонительного оружия самоходки пистолеты и гранаты экипажа становились «оружием последнего шанса». Позднее на крыше рубки установили крупнокалиберный ДШК, но до него ещё надо было добраться
Кронштейн на передней части левого крыла — тут в походном положении крепились серьги буксирных тросов
Буксирные крюки на нижнем лобовом листе корпуса
Правая передняя сторона рубки. В верхней части лобовой плиты тоже есть пистолетный порт
Бронировка пушки. В центре лючок для обслуживания накатника. Крепятся детали к броне пулестойкими болтами
Дульный тормоз орудия
Внешний топливный бак
Нижний задний бронелист корпуса. К нему приварены буксирные крюки и крепления для запасных траков
Задний верхний бронелист может целиком откидываться вниз для доступа к двигателю. Для доступа к фрикционам сделаны два круглых лючка, чтобы каждый раз не откидывать тяжёлую плиту полностью
Фигурная арматура для укладки буксирных тросов на задней бронеплите
Петли лючков доступа к фрикционам на задней бронеплите
Один из четырёх габаритных фонариков установки: два установлены на бортах рубки, ещё два — на корме. На фото задний левый фонарик
Передний габаритный фонарик на правом борту рубки. Провод к нему укладывался в металлическую трубку
Один из поручней на борту по верхнему периметру рубки для удобства экипажа и десанта
Верхняя передняя часть крыши рубки. Механик-водитель с наводчиком попадали в самоходку через один люк, у командира люк был свой
Сверху бронировка пушки прикрыта металлическим козырьком, предназначенным для защиты от дождя
Задняя часть крыши рубки. Для демонтажа орудия её пришлось сделать съёмной, на болтах
Люк наводчика и механика-водителя. Для наблюдения в его створке устанавливался перископический призматический прибор МК-4
Люк командира точно такой же, как и люк наводчика. Крышка прибора МК-4 демонтирована, но его закрашенная призма всё ещё видна в гнезде
Люк заряжающего в кормовой части крыши рубки служил и для загрузки боекомплекта. На нём устанавливался прибор наблюдения МК-4, и здесь он так же без крышки
Антенный вывод в правой передней части крыши рубки снабжён противопульной защитой
Крыша моторно-трансмиссионного отделения
Люк доступа к воздушному фильтру
Бронировка выхлопного патрубка. Позади него из жести сделан направляющий отбойник выхлопных газов. Вместе с выхлопом из патрубка летели частицы масла, поэтому дополнительный бак и корпус в этом месте всегда были очень грязными
Под решёткой скрываются жалюзи воздухозаборника
Задняя часть рубки. Верхний люк заряжающего оснащался дополнительной откидной створкой в стенке рубки, правее расположен пистолетный порт
Для удобства строповки узлов машины при их демонтаже на крыше МТО, задней плите и крыше рубки предусмотрены рым-болты, одинаковые по конструкции
Комментарии к данной статье отключены.