Подразделение, полностью состоявшее из негров, взбунтовалось после ареста нескольких из них офицерами городской полиции. Солдат батальона, не подчинившись приказам офицеров, попытался силой освободить своих сослуживцев. В течение одной ночи разыгралось целое сражение, закончившееся гибелью нескольких человек с обеих сторон и десятками раненных. Был организован суд над бунтовщиками, по результатам которого 19 человек казнили, а один покончил жизнь самоубийством. Случай в Хьюстоне стал едва ли не крупнейшим бунтом в истории армии США в ХХ веке. Как подобное могло произойти, и как менялись оценки произошедшего в течение века?
Негры в армии США в конце XIX – начале ХХ вв.
Армия США с момента своего создания в годы Войны за независимость включала подразделения из цветных солдат. Иррегулярные индейские отряды сражались на стороне восставших колонистов, последние привлекли к военной службе и чёрных невольников, вывезенных из Африки для работы на плантациях. В итоге к концу XIX века традиция отдельных «цветных» частей в войсках США насчитывала сотню лет. И в годы Первой мировой войны власти не забыли ни о неграх, ни об индейцах, которые наравне с частями, укомплектованными белыми, также попали на фронт.
Однако жизнь цветных солдат омрачалась периодическими скандалами и происшествиями, виновниками которых выступали как белые, так и негры. Так, например, ещё в 1898 году во время испано-американской войны в Техас было отправлено несколько подразделений, укомплектованных чернокожими. Их переброска по Техасу на поезде из Хантсвилла в Сан-Антонио была омрачена стрельбой неустановленных гражданских лиц по солдатам. Командовавший 20-м кавалерийским полком, который и переводили в Сан-Антонио, белый офицер даже запросил командование о помощи и дополнительную охрану, поскольку своими силами укрыться от огня было невозможно.
В 1907 году 167 военнослужащих-негров из 25-го пехотного полка обвинили в нападении на техасский город Браунсвилл, хотя, как указывают историки, ни во время расследования, ни после суда обвинители так и не смогли представить убедительных доказательств вины солдат. Даже командир полка (бывший, конечно же, белым) под присягой показал, что все подчинённые ему солдаты были в лагере, а их оружие было чистым, без следов использования.
Однако для местного населения, как выразилась одна газета, вооружённые негры «в мирное время являются проклятьем… какую бы ценность они ни представляли в военное время». Надо заметить, что только в 1990-е гг. руководство вооружёнными силами США признало, что суд над 167 солдатами был вопиющей несправедливостью, а все обвинения были с них сняты.
24-й пехотный полк в Техасе
Итак, полностью состоявший из чернокожих солдат 3-й батальон 24-го пехотного полка был переброшен в Техас для несения охранной службы во время строительства близ Хьюстона военно-учебного лагеря Кэмп-Логан (Camp Logan). Это решение было довольно странным, учитывая перечисленные выше инциденты с чернокожими солдатами именно в этом штате.
Ясно, что местные жители были настроены к таким солдатам очень враждебно вне зависимости от поведения последних. Исследователи цитируют слова полковника Уильяма Ньюмана, командира батальона:
«Я уже имел несчастливый опыт командования двумя ротами в 24-м полку в Дель-Рио, Техас, в 1916 году. Тогда цветной солдат был убит [техасским] рейнджером просто потому, что он был цветным; техасцев разъярил вид чернокожего в солдатской униформе».
Подобные настроения были как у белых офицеров, так и чернокожих унтер-офицеров, которые предчувствовали вражду со стороны белой толпы в городе. Впрочем, Ньюмана и его людей проинформировали, что Хьюстонская торговая палата ручалась за тёплый патриотический приём — это объяснялось тем, что местные бизнесмены получили хорошие контракты на строительство лагеря и были заинтересованы, чтобы армия поскорее начала работы. Однако солдаты 24-го полка должны были сменить полностью состоявший из белых отряд Национальной гвардии, что, конечно, понравилось далеко не всем в городе. Да и чернокожие местные жители жаловались на особо жёсткое и подчас жестокое обращение полиции с цветным населением.
По прибытии батальона на место службы немедленно начались конфликты с белыми рабочими, которые не упускали случая обозвать солдат ниггерами. Престиж армии и солдатской службы, военные заслуги батальона техасцами игнорировались, поскольку солдаты были «не той расы».
Полковник Ньюман, встревоженный сообщениями о перепалках и драках между чернокожими солдатами в другом техасском городе, приказал запереть всё оружие и выдавать его строго во время несения патрульной службы вокруг лагеря, причём к одной винтовке полагалось не более пяти патронов. Несмотря на все усилия командиров, слухи о неподобающем поведении чёрных солдат и страх перед ними ширились, что позднее отмечали офицеры, прибывшие в лагерь непосредственно перед событиями 23 августа 1917 года. Не было тем не менее ни одного свидетельства, что солдаты действительно совершали какие-то преступления или вели себя с местными жителями неподобающим военнослужащим образом.
События 23 августа 1917 года
События 23 августа 1917 года, в принципе, можно описать следующим образом: группа чернокожих солдат вступила в противостояние с местной полицией и жителями, поскольку были разозлены жестоким обращением полицейских с арестованными по какому-то надуманному поводу товарищами этих солдат, а также бранью и оскорблениями в адрес 3-го батальона.
Однако историки, обращавшиеся к проблеме раньше, были склонны видеть за этим некий хорошо спланированный одним или несколькими военнослужащими заговор, а восстание началось после провокационных криков «Толпа идёт! Они пришли!» Подобная трактовка была основана на показаниях, данных на суде полицейскими, жителями и теми солдатами, что прошли по делу как свидетели, а не обвиняемые.
Однако уже в 1990-е гг. историк Келвин Смит предложил пересмотренную версию произошедшего, отталкиваясь от официальных отчётов и рапортов, сделанных непосредственно после событий. С его точки зрения, всё произошедшее — просто цепь трагических случайностей, возникших в результате роста ненависти белого населения и чернокожих солдат, причём поводом служили обыкновенно выпады местных жителей.
Итак, 23 августа 1917 года между двумя и тремя часами дня военный полицейский-негр капрал Чарльз Балтимор остановился, чтобы спросить у двух местных патрульных Ли Спаркса и Руфуса Дэниэлса об аресте некоего солдата, произошедшем ранее. Спаркс, известный своим расизмом, после короткого разговора начал стрелять в Балтимора, объяснив потом свои действия руганью и угрозами со стороны капрала. Впоследствии Дэниэлс опроверг слова своего коллеги. Балтимор, попытавшись сбежать от стрелка, был настигнут Спарксом и жестоко избит. Всё это наблюдали солдаты из лагеря, которые поспешили разнести весть о гибели Балтимора от рук полицейского.
Весть о произошедшем и доклады о панических слухах среди солдат заставили нескольких белых офицеров — майора Сноу, начальника лагеря в тот день, и капитана Шекерджана, командовавшего военной полицией Кэмп-Логана — немедленно поехать в полицейское управление. Там они нашли избитого, но живого Балтимора. Между Сноу, Шекерджаном и начальником местной полиции Броком состоялся разговор — видимо, на повышенных тонах, поскольку Сноу потом признал, что они чувствовали себя как на «пороховой бочке» из-за инцидента. Брок согласился отдать несчастного капрала, на время отстранить Спаркса от работы и запретить своим людям обращаться к солдатам «ниггер», поскольку именно на это ругательство они особенно болезненно реагировали.
Избитого Балтимора привезли в лагерь, офицерам приказали известить свои подразделения о словах Брока. На всякий случай все увольнительные были отменены, а посты на выходах из Кэмп-Логана усилены. Именно в это время, вечером 23 августа, сложилась ситуация, которую главный следователь полковник Кресс, а за ним и многие историки, будут склонны трактовать как подготовку и осуществление спланированного заговора. Некая группа решила использовать избиение Балтимора для восстания и похода на город. В этом случае, правда, остаётся загадкой мотив заговорщиков, поскольку силы были явно не равны, а рассчитывать на помощь извне, от других чернокожих, не приходилось.
Паника в лагере началась, когда из-за его пределов раздались выстрелы, которые были истолкованы солдатами как нападение толпы из города. Следователи потом доказывали, что эти выстрелы были произведены самими солдатами, но у тех не было ничего, кроме винтовок, а найденные следы от пуль и раны свидетельствовали об использовании иного оружия. Потом были свидетельства о каких-то вооружённых людях, направлявшихся к лагерю, но были ли они чернокожими или белыми — неизвестно. Версия следствия о заговоре выглядит из-за этого весьма шаткой, поскольку выстрелы явно не могли быть сделаны солдатами, которые все без исключения находились внутри лагерного периметра.
Выстрелы внушили сотне с лишним человек такой страх, что они, нарушив прямой приказ Сноу и Ньюмана, покинули Кэмп-Логан. Среди них был и названный потом главой заговорщиков — сержант Вида Генри, которого все офицеры считали одним из самых разумных унтер-офицеров. Именно Генри первым сообщил о панических слухах среди солдат. Когда раздались выстрелы, он, видимо, вместе со всеми также поддался панике и покинул лагерь. Толпа численностью примерно в 100 человек, вооружённая взятыми в лагере винтовками, направилась к тому полицейскому участку, где находились Спаркс и Дэниэлс.
После нескольких столкновений с полицией, в ходе которых были убиты Дэниэлс и ещё несколько полисменов, солдаты начали раскалываться на группы, и большая их часть вернулась в лагерь. Потом на суде выяснилось, что Вида Генри пытался командовать и даже склонял остатки взбунтовавшихся солдат продолжать движение к полицейскому участку. Что двигало сержантом в этом случае — неизвестно до сих пор. На суде чернокожие солдаты рассказали, что он пожал им руки и ушёл куда-то с ружьём. По-видимому, он покончил жизнь самоубийством, а его тело на следующий день нашли местные дети.
Поскольку из-за неразберихи, темноты и начавшегося дождя было сложно установить, кто покидал лагерь, а кто нет, полиция и военные оцепили лагерь, не пропуская ни белых, ни чернокожих. Часть солдат разбежалась, пытаясь отсидеться у местных соплеменников, их потом искали и арестовывали ещё несколько дней.
Весь батальон переправили в лагерь Фэрлонг в Нью-Мексико, где 118 солдат предстали перед трибуналом по обвинению в бунте и убийствах. Определить по прошествии времени вину каждого было довольно трудно. Современные историки утверждают, что 118 человек были поделены на несколько групп: 63 оказались на скамье подсудимых в ноябре 1917 года, 15 — в декабре, а ещё 40 — в феврале 1918 года. При этом 110 из 118 человек были признаны виновными в приписываемых им преступлениях, из них 28 приговорены к смертной казни, а остальным достались разные тюремные сроки вплоть до пожизненного заключения.
Из 28 смертников 13 были казнены очень быстро, без возможности подачи апелляции, что вызвало бурю протеста в обществе, и президент Вильсон был вынужден отсрочить наказание для остальных. «Чёрная» пресса и вообще сообщество были возмущены произошедшим, справедливо считая, что суд был слишком быстрым и несправедливым. Все прошения о помиловании или пересмотре сроков были отклонены, поскольку армия продолжала придерживаться версии о спланированном заговоре и видела в осуждённых опасных бунтовщиков. Дело о бунте в Кэмп-Логане осталось на долгое время одним из наиболее важных и противоречивых эпизодов межрасовых отношений в США.
Литература:
- Haynes R.V. The Houston Mutiny and Riot of 1917 // The Southwestern Historical Quarterly – 1973 — Vol.76 — №4 — p.418-439
- Schuler E.A. The Houston Race Riot, 1917 // The Journal of Negro History – 1944 — Vol.29 — №3 — p.300-338
- Smith C.C. The Houston Riot of 1917, Revisited // The Houston Review: History and Culture of the Gulf Coast – 1991 — Vol.13 — №2 — p.85-102
Комментарии к данной статье отключены.